Логические методы формирования идеи-замысла.
(Методы аналогий).
Репродуктивную форму деятельности можно представить в как основу некоторых методов поиска и приемов формирования идеи-замысла в проектном моделировании в соответствии с целевой установкой и задачами проектирования, определенных представлением о желаемой функционально-пространственной организации архитектурного объекта. В общем случае такой подход в моделировании можно охарактеризовать как метод аналогий* с использованием логических преобразований аналогов и прототипов, соотнесенных с образными предпочтениями проектировщика.
Метод логических преобразований можно условно подразделить на несколько методических приемов, направлений выработки проектного замысла в зависимости от выбранной исходной установки «главенствующего» направления и характера переосмысления аналогов и прототипов проектируемого объекта.
____________
* Аналогия – отыскивание и использование сходства, подобия в каком-либо отношении характеристик известных объектов
Суть методов логических преобразований заключается в нахождении особого, личностного переосмысления опыта по выработке архитектурных решений.
Метод преобразования прототипов.
В качестве исходной позиции принимается выработанная целевая установка и задачи проектирования, определяющие представления о формообразовании объекта проектирования и организации функционального процесса, зафиксированные на стадии подготовительного этапа в виде первоначальной словесно-графической модели.
Для реализации метода преобразования прототипов осуществляется дополнительный целенаправленный сбор информации, поиск прототипов и аналогов в соответствии с полученной словесно-графической моделью, конкретизирующей направление поиска. Этому способствует изучение специальной литературы, текстовых и иллюстративных материалов. Теоретические познания, личный опыт и интуиция дают возможность анализа информации, логической ее дифференциации и отбора в соответствии с целевой установкой и типологией проектируемого архитектурного объекта или объектов близких по своему содержанию.
Процесс преобразования прототипов осуществляется за счет адаптации наиболее «значимых» структурно-композиционных составляющих аналогов при формировании нового архитектурного объекта с точки зрения авторской концепции. Это относится к приспособлению известных процессов и соответствующих им объемно-планировочным решениям, приемов формообразования, материалов и их свойств к конкретным условиям проектирования. Здесь главенствующим становится логический отбор этих «значимых» составляющих существующих аналогов. Для этого следует ответить на вопросы: что нас устраивает? и что не устраивает? в прототипах, применительно к решаемой архитектурной задаче. А, следовательно,
необходимо выявить и принять к использованию в проектировании наиболее «важное и нужное» и устранить «лишнее».
Однако, было бы неправильным считать, что формирование идеи-замысла нового заключается только в логическом совмещении «лучших и нужных» фрагментов прототипов.
Метод преобразования позволяет осуществить рекомбинацию уже известных концепций, принципов, функциональных схем, сочетаемых новым оригинальным способом.
Процесс поиска идеи-замысла методом преобразований включает не только возможное цитирование – заимствование элементов предшествующих проектных решений и использование известных или вновь выявленных показателей существующих объектов для включения их в другой контекст, но и интеграцию - сложное объединение и возможное изменение принципов построения, показателей и характеристик известных объектов. В этом случае сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формированию на его основе новых комбинаций, соответствующих новому авторскому представлению об архитектурном объекте
Метод стилистической направленности (стилистического соответствия).
Метод стилистического соответствия является одним из путей поиска идеи-замысла в формировании архитектурного объекта. Он относится к формированию логических моделей объекта по типу аналогий.
Каждая новая ступень развития общества приводила к новым наиболее сложным типам архитектурных сооружений. Исторически архитектурная форма с течением времени развивалась и становилась сложнее и богаче, однако сохраняя сходство с прототипами, поэтому период объединялся одним понятием и названием.
Смена традиций и новаций привели к отработке стилистических типов архитектурных сооружений в зависимости от определенных периодов истории архитектуры. Их основное формообразование допускает определенное обобщение, однако содержит необычайную вариабельность форм, отраженную в контурах, планах, характере пластики стен и покрытий.
Однако стилистические типы архитектурных сооружений не всегда являются готовыми образцами стиля определенной эпохи.
Сбор и отбор информации для определения круга привлекаемых архитектурных сооружений в качестве стилистических аналогий, соответствующих месту и эпохе в хронологических рамках, предшествует непосредственному поиску идеи-замысла в процессе проектирования нового архитектурного объекта. Территориальные рамки, позволяют учитывать не только общие черты архитектурного развития, но и местные особенности художественных композиционных приемов, обусловленные уровнем культурного развития и народными традициями.
Хронологические и территориальные рамки могут быть расширены, когда целью является не полное следование стилистическому образцу, а формирование нового объекта с воспроизведением характерных черт стилистической соответствия.
Метод стилистической направленности в поиске идеи-замысла основывается на опыте предшествующего проектирования, преемственности традиции, логическом переосмыслении прототипов, отнесенных к объектам определенной стилистической направленности. Преемственность и новаторство – две стороны творческого процесса. В данном случае традиция определяется как историческая преемственность в развитии и формировании нового с вычленением и накоплением подлинных ценностей, архитектурных и художественных впечатлений. Творческий процесс заключающегося в адаптации стилистических приемов формирования и качеств прототипов к новым условиям и архитектурно-планировочным требованиям проектируемого объекта.
С целью выявления характерных черт соответствия определенному стилю становится необходимым проведение структурно-композиционного анализа отобранных аналогий. Анализ отобранных стилистических аналогий позволяет сформировать представление о масштабности архитектуры и характерных деталях, свойствах и качествах стилистически однотипных объектов. Специфическими особенностями стилей архитектурно-исторических периодов являются архитектурные детали и орнаменты.
Дополнительное изучение историко-архитектурного фонда и сравнительная оценка позволяют увидеть нечто общее в не идентичных по форме и функции, «непохожих» с виду сооружениях, но с другой стороны различия, отражающие время и место их возведения. Это дает возможность в рамках метода стилистического соответствия определить принципиальный характер формирования архитектурной композиции, ее структурно-композиционных составляющих: формообразования, конструкции, материала и декора. Изучение стилистических принципов построения формы, тектоники, масштабности и сомасштабности, пропорций, ритма, массы, фактуры и цвета, детализация и вычленение элементов декора для включения их в другой контекст позволяет на качественно новом уровне подойти к поиску идеи-замысла проектируемого архитектурного объекта определенной стилистической направленности.
Метод «подражания» (персоналий).
Метод «подражания» предусматривает изучение и анализ информации, касающейся авторского творческого архитектурного наследия, выраженного в архитектурных объектах и характере их проектной разработки, с целью использования ее для выработки идеи-замысла нового проектируемого архитектурного объекта.
Выбор персоналии для «подражания» определяется из наиболее успешных и признанных архитекторов, творчество которого отнесено к лучшим образцами архитектуры прошлого или настоящего, и на основе мировоззренческих представлений проектировщика, соотнесенных с его образными предпочтениями в соответствии с общей концепцией проектируемого архитектурного объекта.
При изучении архитектурного творчества применяют методы экспериментальной эвристики: исследование объективных материалов архитектурного творчества персоналии и изучение субъективных высказываний архитектора о своей работе.
Эволюционный процесс творческого мышления проектировщика заключается во включении ресурсов предшествующего опыта с ориентацией их на выработку новой идеи. При этом проблема заключается в адаптации и перенесении набора способов и алгоритмов деятельности персоналии на способность по-новому подойти к решению архитектурной задачи, на выработку собственной идеи-замысла.
Суть метода заключается в «подражании» авторскому творческому опыту выбранной персоналии архитектора. Однако, «подражание» не должно являться прямым цитированием или копированием, а определяется как личностное логическое переосмысление проектировщиком опыта архитектурного проектирования персоналии.
Разработке идеи-замысла способствует образное пространственное воображение, восприимчивость проектировщика к архитектурным идеям прошлого, умение их переосмысления, трансформации и адаптации к условиям решения задач архитектурного проектирования. «Визуальное мышление» с опосредованными формами деятельности образуют структуру наглядно-действенного мышления, благодаря которой устанавливаются различного типа связи между элементами архитектурного «подражания» и элементами нового архитектурного образа. При этом элементы архитектурного «подражания», перестраиваясь, становятся структурными элементами, формирующими новый образ.
Познавательно-аналитическая деятельность при рассмотрении материалов творческого наследия персоналии позволяет вычленить «главное и ценное», отвечающее критериям дидактической значимости и личностным приоритетам. Именно это «главное» и становится основой для выработки идеи-замысла решаемой архитектурной задачи.
Последовательное вычленение отдельных «главенствующих» опорных элементов проектных решений, принципов проектирования и композиционных составляющих построенных зданий и сооружений архитектурного наследия персоналии позволяют осуществить переработку теоретических авторских концепций, обеспечивают возникновение и развитие новых предметных форм. При этом пространственные, конструктивные и эстетические представления прошлого находят свое отражение в поиске новых структурных форм с новым содержанием. Такой подход позволяет обеспечить наибольшую эффективность, с точки зрения адаптации закономерностей архитектурного творческого наследия, использования адекватных личностным приоритетам проектировщика методических и организационных приемов, в реализации целевой установки.
Возникая из предметных форм деятельности прошлого, логический структурно-функциональный анализ предопределяет переход от частных моментов, выполняющих генерирующую роль, к выработке общих принципов создания рациональной структуры и композиционного порядка нового архитектурного объекта.
Между объектами архитектурного наследия персоналии и проектируемым объектом возникает «поле влияния», где адаптируемые принципы формообразования «переносится» в новом значении структурно-композиционного решения объекта, обусловленного сопоставлением массы и пространства, представлениями масштабности в соотношении между собой частного и целого, характером пропорций, членений и деталей.
Использование черт архитектурной формы в условиях нового формообразования не обязательно предполагает повторение элементов или их сочетаний. Новое складывается из обобщения и переосмысления «заимствованных» форм и элементов в контексте с новыми признаками, в совокупности с формированием нового художественного образа, где подчиняются не только новой функциональной направленности, но и закономерностям зрительной целостности и определенности [Теор. Комп.].