II. 1. Творческий поиск и формирование идей.
Подготовительный этап позволяет выполнить первоначальный анализ творческой задачи архитектурного проектирования, раскрыть главное содержание будущего объекта, выработать представление о цели проектирования, выделить из условий задачи проектные ограничения.
Традиционное решение архитектурных задач определяется направленностью архитектурного проектирования на «известный результат», определенный целью и задачами, типологией проектируемого объекта, и базируется на логическом переосмыслении средств использования привычных схем действия. Вместе с этим, часто, задачи архитектурного проектирования относятся к классу «недостаточно определенных задач», содержащих вариантность, неоднозначность ограничений и целей. В таком случае архитектурное проектирование направлено на решение задач, когда предшествующий опыт не содержит пригодной готовой схемы.
В архитектурно-проектной практике в значительной степени проявляются, как репродуктивная, теоретико-логическая, так и продуктивная, творческая формы деятельности, сочетающиеся определенным образом.
Материализация архитектурного образа осуществляется в графических набросках и эскизах, часто сопровождаясь надписями, определяющими или носящими неоднозначный спорный характер, сопутствует мыслительному процессу. В этом смысле интеллектуальная эмоционально-психологическая мыслительная деятельность связана с двигательной «механической» деятельностью, имеющей обратную связь.
Формирование эскиза-идеи - первоначальной графической модели объекта, определяющей концепцию и направление поиска проектного решения с уточнением целевой установки, сопровождается выполнением клаузуры.
Фаза эскиза-идеи определяет вероятностное направление разработки выбранной целевой установки. Ценность эскиза-идеи заключается в прогнозе, предположении творческого развития решения проблемы, в индивидуальной трактовке темы с формированием художественно-образной модели проектируемого объекта.
Формирование пространственного мышления и развития образно-пространственного воображения в соответствии с целевой установкой являются важнейшей методической проблемой архитектурного проектирования, где последовательная цепь творческих и материальных трансформаций направлены на реализацию проекта.
Эффективность творческого поиска идеи-замысла достигается взаимодействием интуитивно-эмоционального и логического, где мышление работает с множеством исходных данных. Все творческие процессы могут быть подразделены на подпроцессы – методы поиска идеи-замысла. Методы поиска идеи-замысла подразделены по принципу преобладания в процессе поиска интуитивного или логического мышления. Целю такого подразделения, является оптимизация поиска решения задачи в большом проблемном пространстве за счет сужения и выбора метода поиска и введением жестких ограничений с решением локальных задач. При этом методы поиска и локальные решения должны быть соотнесены и взаимосвязаны с решением задачи целого. Таким образом, творческий процесс, являющийся по своей сути свободным, требует повышения уровня системности деятельности, который может быть охарактеризован степенью управляемости, упорядоченностью, наличием ассоциативности и иерархичности.
Творческий поиск в архитектурном проектировании сопровождается выполнением клаузур с формированием графических моделей (вариантное эскизирование), в соответствии с используемыми методами формирования идеи-замысла.
Вариантное эскизирование направлено на изучение и определение: образно-художественного представления об объекте, связей объекта со средой, функциональной организации и других формообразующих факторов, обуславливающих выбор объемно-пространственной структуры, параметров и взаимосвязей отдельных планировочных элементов.
Каждый метод творческого поиска, выраженный в вариантном эскизировании графической моделью с необходимыми текстовыми пояснениями, характеризуется формированием собственной идеи. При этом важно найти главное обобщающее направление, суть явления, на котором основывается идея, когда возникающий, еще довольно смутный образ архитектурного объекта нужно доводить до «идеального». Каждая идея-замысел должна отражать упорядоченность композиционной целостности образного представления проектной модели, в соответствии с целью и задачами проектирования архитектурного объекта. При этом модели проектируемого объекта контролируется как со стороны художественного замысла, так и со стороны функциональных и объемо-планировочных требований. Формируется «поле идей».
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕЙ.