Набережные, классификация, значение, особенности
К архитектурно-ландшафтным компонентам набережной относятся:
– гидротехнические сооружения у воды с элементами прибрежной акватории (молы, пирсы, волноломы, острова);
– террасы набережной от линии регулирования до красной линии застройки или до берегового склона;
– сооружения на террасах набережной и на воде;
– береговой склон, если таковой имеется, или фронт прилегающей городской застройки;
– благоустройство и элементы инженерного оборудования.
Одним из существенных компонентов набережных является их благоустройство. Сюда относится прежде всего инженерная подготовка территории и оформление инженерного оборудования, площадки для отдыха, бордюры, мозаичные панно и т. п.
Все компоненты частей набережных связаны друг с другом не только эстетически, но и функционально. Без хорошо организованного инженерного оборудования (водополива, ливнестоков) невозможно нормальное развитие озеленения. Малые архитектурные и гидротехнические формы без озеленения не могут создавать комфортную среду, инженерная подготовка выполняется под конкретно намеченное озеленение, дорожки, малые формы.
Решение благоустройства в целом тесно связано с другими элементами набережной – с функциональным назначением и размерами террас. От этих данных зависит и озеленение, и инженерное оборудование. При размещении на верхней террасе автодорог композиция озеленения набережной должна учитывать линейный характер планировки. От того, как решаются откосы набережной у воды, зависит размер террас.
Вопросы ландшафтного проектирования набережных хорошо иллюстрируются классификацией набережных. Отметим следующие из них: конструкционный, гидротехнический, строительный, функциональный, географический, градостроительный, исторический. Каждое направление характеризуется определенными представлениями о набережных.
Функциональное направление в классификации набережных является наиболее распространенным. По этой классификации различают набережные: зоны отдыха, пешеходные, транспортные, жилой и общественной застройки, промышленные, причальные. При многофункциональном использовании набережной она относится к преобладающей функции.
Организация территории набережной проводится с применением принципа поперечного и продольного функционального зонирования. На характер функционального зонирования набережных влияют градостроительные и природно-климатические явления.
Зонирование набережной в продольном направлении зависит главным образом от структуры и назначения прилегающих к ней городских территорий, а в поперечном направлении — от многоцелевого ее назначения, характера использования фарватера акватории, размеров поперечного сечения самой набережной и т. д.
Функциональное зонирование набережной по ширине определяет ее профиль. В настоящее время для выделения таких зон можно применять высотное дифференцирование профиля набережной (рис. 17). В виде боулингринов или террас выполняется местное понижение участка набережной для той или иной зоны. Так сделано в ряде мест на набережной правого берега Днепра в Днепропетровске.
Лучше всего вынести озеленение набережной за красную линию в застройку, включив, таким образом, прилегающую территорию в структуру набережной.
В отличие от систем набережных, в которых отдельные набережные связаны визуально, системы набережных, входящие в общегородской комплекс, в основном связаны только памятью, представлениями, временем, тем, что определяется как четвертое измерение архитектуры. Поэтому для определения таких явлений, как общегородской комплекс набережных, в ландшафтном проектировании необходим учет инфраструктуры города, его наземного и водного транспорта, а также выявление возможных господствующих над городом видовых точек.
Ландшафтное проектирование общегородских комплексов набережных формирует архитектурный образ города.
73. Благоустройство и озеленение набережных, особенности. Привести примеры набережных в Москве, Сочи, Санкт-Петербурге, Барселоне
Вдоль береговой линии рек и водоемов обычно устраиваются улицы-набережные в виде бульваров. Их поперечный профиль решается в зависимости от водного режима реки или моря, характера рельефа прибрежных территорий, наличия существующих насаждений.
На набережных должны быть созданы необходимые удобства и условия для отдыха; отсюда должна хорошо обозреваться акватория, противоположный берег, острова. Поэтому партерный характер озеленения набережных следует сочетать в определенных местах с рядовыми и групповыми насаждениями деревьев и кустарников, дающих необходимое затенение, формирующих кулисы переднего плана и обогащающих объемно-пространственную организацию набережной.
Далеко не всегда прибрежная полоса обустроена таким образом, чтобы выполнять множество функций, которые ей определены. Более того, плохо оборудованная в инженерном отношении, она гораздо быстрее и интенсивнее, чем в естественных условиях, страдает от неблагоприятных воздействий (наводнений, эрозии, механических повреждений и т. д.). Поэтому инженерная защита и благоустройство прибрежной полосы в городах — важные архитектурно-планировочные задачи, которые, в зависимости от конкретных условий, решаются различными приемами. Комплекс этих приемов и методов и определяет понятие благоустройство береговой зоны. [1] Особо актуален этот вопрос в условиях приморского курортного города такого, как Сочи, так как прибрежная полоса в данном случае является основной градостроительной осью. Этим отчасти и объясняется то, что город протянулся с северо-запада на юго-восток на 105 км.
Прибрежная полоса с размещенными на ней морскими портами, терминалами, молами, набережными и многочисленными пляжами в совокупности с мягким климатом и теплым морем составляют рекреационную привлекательность города, как курорта. Значительная часть градообразующих предприятий (санаториев, пансионатов, баз отдыха и лечебниц) имеет выход к прибрежной полосе. Несмотря на значимость, состояние прибрежной полосы нельзя назвать удовлетворительным. Основными проблемами являются хаотичная застройка прибрежных территорий, недостаточное количество и качество берегозащитных и противооползневых сооружений, нарушение технических требований при их строительстве и эксплуатации, размеры пляжей не обеспечивают защиту берегов и не отвечают рекреационным требованиям курорта, пляжи и берегозащитные сооружения надлежащим образом не эксплуатируются и не ремонтируются. В течение последнего десятилетия в береговой зоне моря происходило прогрессирующее сокращение пляжной полосы, объемов пляжных и донных наносов. Средняя ширина пляжей сократилась Во многом такое положение дел объясняется тем, что большинство берегозащитных и пляжеудерживающих сооружений возводилось не с целью создания рекреационной среды, а для защиты железнодорожного полотна, протянувшегося вдоль всей береговой полосы города. В связи с этим на некоторых участках были возведены сооружения (каменно-набросные буны), которые не позволяют использовать прибрежную зону в качестве пляжей по санитарным нормам .
На территории города Сочи в море впадает несколько десятков рек, каждая из которых собирает поверхностные воды со всей территории своего бассейна, в том числе с территории жилой застройки, значительная часть которой не имеет централизованной канализационной системы. Таким образом, в море, минуя какую-либо очистку, попадает огромный объем воды, содержащий разного рода загрязнения. Перехватить для дальнейшей очистки и выпуска в море воду представляется возможным лишь в непосредственной близости с прибрежной полосой. Для этого необходимо создание централизованной ливневой канализации и строительство комплекса локальных очистных сооружений. При всем при этом стоит учитывать, что из всех систем берегозащитных мероприятий, при прочих равных условиях, лучшей является свободный пляж.
В пределах набережной могут устраиваться озелененные зоны отдыха, пляжи, комплексы спортивных сооружений, причалы, и т. д. Большое значение отводится на набережной зеленым насаждениям и малым архитектурным формам, здесь могут разбиваться парки и скверы с прогулочными дорожками. Помимо прогулочных аллей на набережных устраиваются видовые площадки, площадки для отдыха.
Реконструкция и благоустройство прибрежной полосы в Барселоне, Испания .
Барселона всегда была крупнейшим портом в стране, но вот история развития пляжной береговой полосы берет свое начало со времен подготовки города к проведению Летних Олимпийских игр 1992 г. До этого времени в городе не было собственных пляжей и выхода к морю для прогулок, вся зона вдоль побережья использовалась под склады лесоматериалов и прочие портовые постройки. Именно реконструкция старых портовых зон под благоустроенную прогулочно-пляжную зону, протянувшаяся на 5 км, положила начало развитию морского фасада Барселоны с его сегодняшними километрами пляжей, променадами, парками, клубами и ресторанами. Была также решена проблема реконструкции района площади Серда — реконструкции важнейшего транспортного узла и прилегающей территории, в рамках которой удалось перенаправить транспортные потоки, «упрятать» магистрали под землю, а на поверхности создать общественное пространство. Решением проблемы стали многоуровневые туннели. Таким же образом пустили в туннель скоростное шоссе, а над ним устроили пешеходную зону — одну из самых живописных в Барселоне.