Фредерик Лоу Олмстед и его сподвижники как создатели доктрины ландшафтной архитектуры.
Фредерика Лоу Олмстеда еще при жизни почитали в США как "отца ландшафтной архитектуры", и этим громким званием и сегодня объясняется его безграничная популярность. Он спланировал серию общественных парков (начиная с Центрального Парка в Нью-Йорке многие из которых созданы в соавторстве с Калвертом Воксом и Эндрю Джексоном Даунингом. В результате, к концу XVIII столетия Америка могла похвастаться городскими парками, которые по стилю и изяществу ничем не уступали, а в чем-то возможно и превосходили, многие известные на тот момент образцы ландшафтной архитектуре в мире. Работа всей жизни Олмстеда - поместье Билтмор - появилась на закате его карьеры в 1888 году. Поместье занимает достойное место в ряду солидных владений промышленных и торговых магнатов того времени. А масштабность позволяет называть его крупным ландшафтным проектом, нежели просто садовым или ландшафтным дизайном.
Встреча с Даунингом заставила задаться вопросом о том, что фермерство было выбрано не только ради удовольствия. В 1850 году Олмстед уехал в Англию, где пробыл около полугода. Его впечатлила красота сельской местности Англии, но он обратил внимание и на разницу между великими частными парками и садами аристократов, которыми его демократические взгляды не позволяли восхищаться в полной мере. Единственным потрясающим открытием стал для молодого архитектора недавно возведенный Пакстоном общественный парк в Биркенхеде (Birkenhead Park). По возвращении в Штаты он описал свои впечатления в книге "Прогулки и Разговоры Американского Фермера в Англии", которая вышла в 1852 году. Его повышенный интерес к Парку Биркенхед отчетливо прослеживается в детальных описаниях ширины дорог для проезда экипажей (карет) и бордюров, дренажных систем и механизмов выемки грунта, пешеходных дорожек, посадок и многого другого. Переполняющие автора впечатления читаются в каждой строчке, восхищению автора увиденным нет предела.
Олмстед оставил занятия фермерством практически сразу после возвращения из Англии, чтобы посвятить больше времени публикациям и написанию новых книг. После выхода в свет его первой книги он предпринял серию поездок по южным штатам, писал статьи на тему социальных и экономических условий, и был крайне обеспокоен проблемой бедности.
В 1851 году Олмстед вновь повстречался с Даунингом, который представил ему своего нового ассистента - Калверта Вокса. Спустя 5 лет ему представилась возможность заявить о себе и получить пост суперинтенданта Центрального Парка Нью-Йорка. На тот момент Парк являлся объектом постоянного спора на политическом уровне и находился в заброшенном состоянии. Основные работы начались к концу 1857 года, когда был объявлен конкурс на новый дизайн проект. За месяц до этого Даунинг умер, и Вокс предложил Олмстеду стать его партнером и подать совместную заявку. В результате, в апреле 1858 года они выиграли конкурс на благоустройство парка.
Проект реализовывался долгие годы и повлек за собой много проблем и споров. Тем не менее, эта работа стала переломным пунктом в карьере Олмстеда. Совместный проект сочетал социальные приоритеты с качественным ландшафтным дизайном и глубоким пониманием практических потребностей большого города. Архитекторы дали возможность коммерческому транспорту беспрепятственно пересекать парк по небольшим поверхностным маршрутам, тем самым, сохраняя статус парка как центрального места в городе для отдыха и приятного времяпровождения. Парк видоизменялся под воздействием стиля, который Вокс и Олмстед так полюбили в Англии. В результате, ландшафт со скалистыми породами и впадинами, с водоемами, посадками и огромными, засеянными газоном пространствами, оказался для Америки инновационным городским проектом.
http://gardener.ru/upload/image/00001.jpgНекоторые коррективы внесла Гражданская Война. Она застала Олмстеда в Калифорнии, но воодушевленный Воксом, в конце 1865 года он занялся проектом Проспект-Парка (Prospect Park) в Бруклине. Парк оказался более естественным природным объектом по сравнению с Центральным Парком Нью-Йорка.
В 1872 году пути Олмстеда и Вокса разошлись. В течение почти 15 лет они не только устанавливали стандарты ландшафтного дизайна в Америке, но и демонстрировали готовому к восприятию обществу лучшее в профессии ландшафтного архитектора. Разрыв не сократил объем работы Олмстеда. К 1890 году он создал серию парков для Бостона, более известную как Изумрудное Ожерелье, благоустроил территорию Капитолия в Вашингтоне и начал работать со Стэнфордским Университетом в Калифорнии. Он писал: "Сейчас я работаю одновременно примерно над двадцатью проектами высокой значимости, девять из которых - большие общественные городские парки со значительной территорией, два проекта координируются на государственном уровне, три проекта я делаю для крупных корпораций, один - для благотворительной ассоциации и шесть частных владений, которые должны преобразиться и стать местом привлечения общественного внимания, о чем я систематически сообщаю прессе".
1888 году Олмстед оказался вовлеченным в проект, который привел к его отставке в 1895 году - благоустройство владения Билтмор, которое Джордж Вашингтон Вандербилт (George Washington Vanderbilt) приобрел в горной местности в Эшвилле (Северная Каролина). Билтмор стал первым грандиозным владением с домом в стиле французского шале и пейзажными садами в окружении леса. Олмстед создал формальные сады, в том числе итальянский сад, множество садов, окруженных стеной, широкую аллею, которая начинается с восточной стороны дома и бежит к статуе Дианы на возвышенности. Он получал огромное удовольствие, высаживая новые деревья, придумал дорогу, ведущую сквозь лес к дому, что и подтолкнуло Вандервилта рассматривать имение, в первую очередь, как обширное лесное хозяйство. Хотя этот лесопитомник так и не приобрел черты, так страстно желаемые Олмстедом, но основная площадь в 40 тысяч га, занятая лесом, со временем приобрела статус первого национального лесопарка.
Билтмор демонстрирует накопленный годами опыт Олмстеда, его воображение, внимание к мелочам в детальной проработке дизайна и посадок крупномасштабного проекта – таланты, которые, возможно, не проявлялись столь очевидно в его ранних работах. Со временем стал более заметен общественный характер работ Олмстеда. Как отмечает его биограф Лаура Ропер (Laura Roper): "Постоянная практика и совершенствование навыков
постепенно привели к тому, что Олмстед стал смещать приоритеты с декоративных на социальные элементы; территория стала организовываться не только по законам ландшафтной архитектуры, но и преследуя цель создания комфортных условий. В стране, которая быстро населялась людьми, перспективные взгляды Олмстеда на гармонизацию среды обитания требовали героических усилий в преобразовании окружающего пространства и считались передовыми для того времени".
Работая в Билтморе, Олмстед стал жаловаться на здоровье и в 1895 году прекратил практику ландшафтного архитектора. Его сыновья стали продолжателями дела Олмстеда, и в 1899 году, вместе с 11-тью другими специалистами по благоустройству ландшафтов, основали Американское общество ландшафтных архитекторов.
12.Нормативная база ландшафтной архитектуры и её значение .
В Российской Федерации документы, определяющие деятельность при ландшафтном планировании, можно разделить на 2 группы: законодательные и нормативные акты. К законодательным актам относятся: Конституция РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, указы президента и постановления правительства. А нормативные документы включают в себя различные СНиПы и ГОСТы. В Санкт-Петербурге действует специальный закон “О ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЯХ”. Законодательные документы