I.2. Организация рабочего места.
Содержание
Стр.
Вступление 3
I Несколько предварительных слов перед занятием архитектурной
графикой. 5
I.1. Выбор и подготовка инструментов для выполнения
графических работ. 5
I.2. Организация рабочего места и этапы выполнения
графических работ 7
I.3. Что необходимо знать о композиции и компоновке
изображения на листе. 10
I.4. Пропорции. 17
I.5. Ритм. 25
II Структура, содержание и основные задачи курса «Архитектурная
графика» 32
Тема 1 линии, примеры выполнения тематических
графических упражнений. 32
Тема 2 Заливка, примеры выполнения тематических
графических упражнений. 46
Тема 3 Штрих, примеры выполнения тематических
графических упражнений. 55
Тема 4 Стилизация, примеры выполнения тематических
графических упражнений 69
Тема 5 Правила компоновки перспективного изображения,
примеры выполнения тематических графических
упражнений 91
Список литературы 99
Вступление
В данных методических указаниях содержится краткий материал по следующим разделам: «Чертежные инструменты», «Организация рабочего места», «Понятия о композиции и компоновке изображения на листе», «Пропорции», «Ритм». Основной частью содержания данных указаний являются примеры выполнения графических работ по таким темам как «Линии», «Заливка», «Штрих», «Стилизация», «Правила компоновки перспективного изображения». К приведенным примерам приводятся краткие аннотации и рекомендации относительно их выполнения.
Все графические примеры выполнены абитуриентами и лицеистами под руководством автора.
I Несколько предварительных слов перед занятием архитектурной графикой.
I.1. Инструменты.
Если Вы посетите специализированный магазин, Вы увидите очень много инструментов предназначенных для выполнения графических работ. однако не следует приобретать сразу много высококачественных и дорогих инструментов. Для начального курса нам понадобятся самые обычные инструменты, продающиеся в любом канцелярском магазине. Нам понадобятся:
1. Деревянная линейка 30 см длинной. Использование линейки будет крайне редким, тем не менее, ее необходимо приобрести. В магазин следует прийти со своим листом бумаги или попросить у продавца чистый лист. Поставить на нем две точки (лучше два коротких штриха) ≈ 20 см одна от другой и соединить их прямой линией при помощи линейки. Затем перевернуть линейку на 180° вдоль продольной оси и еще раз соединить эти же точки той же стороной линейки. Если линии совпадают – это хорошая линейка и ее следует брать (рис. 1). Линейку желательно купить деревянную. На ней меньше скапливается статического электричества и она меньше «размазывает» грифель карандаша. Если рабочая поверхность в виде дуги – линейка не годится (см. рис. 2).
Рис. 1 Рис. 2
2. Деревянные треугольники с углами 30° и 45°. Возьмем треугольник с углами 30°, 60° и 90°. К уже проверенной линейке приставим треугольник коротким катетом (60° и 90°). Выберем на линейке любую точку, допустим 15 см, и проведем перпендикуляр, удерживая линейку в том же положении, перевернем треугольник на 180° и проведем перпендикуляр в туже точку. если линии совпадут треугольник хороший (рис. 3). Если линии расходятся – треугольник не годится (рис. 4)
Рис. 3 Рис. 4
3. Карандаши. Нам понадобятся карандаши с маркировкой Т, ТМ, ЗМ – это отечественная маркировка или Н, НВ, ЗВ – зарубежная маркировка. Карандаш следует заточить так, чтобы виднелся грифель ≈ 8 мм длиной. Возможно использование специальных лезвий для заточки карандаша. Только необходимо обратить внимание на длину лезвия. Нам понадобиться длинное лезвие. Короткое лезвие нужно для мягкого карандаша, только в том случае если на него сильно давить (рис. 5).
Рис. 5
4. Ластик или резинка, удаляющая грифель с бумаги.
Очень внимательно выбирайте этот инструмент. Ластиков очень много, различных форм и цветов. Из всего разнообразия выберем один, отвечающий следующим требованиям: 1 – ластик должен быть белого цвета; 2 – очень мягкий; 3 - самое главное – при работе должен разрушаться ластик, оставляя бумагу целой, не «разлохмачивая» ее.
5. гелиевые и шариковые ручки. Нам необходимо выбрать и классифицировать ручки по толщине оставляемой линии. Начнем с шариковых ручек. Когда шариковая ручка не «расписана», новая, она оставляет очень тонкий и слабый след. Эта ручка нам понадобиться для передачи света и полутона. Обычные гелиевые ручки также оставляют след различной толщины. Они все нам понадобятся. К ручкам хорошо бы купить в хозяйственных отделах толстую водопоглощающую салфетку. При работе на кончике стержня скапливается паста, ее необходимо периодически удалять, иначе паста попадет на бумагу и размажется. В связи с этим хочу посоветовать окончательно чистить работу ластиком через сутки или двое. Пусть паста хорошенько подсохнет.
6. Фетровые фломастеры. Нам понадобятся фломастеры от самых тонких до плакаров. Фломастеры понадобятся разные – новые, оставляющие хороший плотный след, их мы будем использовать для создания активных черных пятен и старые, полувысохшие, оставляющие рыхлую неровную линию, возможно, даже с пропусками. Такие фломастеры будут хороши для передачи поверхностей с неоднородной, рыхлой фактурой.
7. Бумага. Для обучения вполне подойдет формат А-4. Желательно ватман. В зависимости от использования, можно выбирать различную бумагу. Если будет использована заливка, лучше выбрать ватман. Если рисунок ограничится линией и штриховкой, можно использовать и писчую бумагу формата А-4. Однако обращаться с листом необходимо очень осторожно, такие листы сильно мнутся. Карандаш удаляется с листа при помощи ластика движением от центра к краю, а не наоборот. Иначе возможен задир и Ваш лист сильно сомнется.
Второй этап – эскиз.
Весьма напряженный этап работы. Теперь имея обще решение задачи важно грамотно рассчитать и разместить форму на листе. Основной инструмент карандаш, позволяющий исправлять и уточнять эскиз. у Вас будут расхождения во многих деталях и Вы будете постоянно их уточнять не выходя за рамки общей идеи. Вот так шаг за шагом, сохраняя общий замысел, Вы решаете и уточняете свою форму. Постарайтесь решить все вопросы, ничего не забудьте. От общей графической задачи до штриха на каждой детали, от линии до заливки. Результат может расходиться с Вашими первыми впечатлениями, но вне, всякого сомнения, он будет лучшим.
Третий этап – непосредственно сама работа.
Здесь очень важно перенести эскиз на Ваш формат с максимальной точностью, соблюдая все размеры и соотношения. На этом этапе Вы не должны столкнуться с какими-либо неожиданностями. Все вопросы должны быть решены на эскизе. Рисунок переносится очень легкими линиями твердым карандашом или МТ. Впоследствии карандаш будет удален. Очень важно правильно выбрать инструмент и, имея перед собой тоновое решение (эскиз), смело и поэтапно набирать тон в своей работе. Правильно проводить уже размеченные линии, Вы должны планомерно работать, все внимание будет сконцентрировано на аккуратности. Не спешите. Ваша работа начнет постепенно «проявляться» как фотография и это, несомненно, один из радостных этапов работы. После окончания работы не забудьте хорошо просушить чернила. Только после этого приступайте к чистке.
Вот Вы и узнали об этапах выполнения графических работ. если Вы будете придерживаться данной схемы, Вы сможете достичь желаемого результата, а сама работа будет только радовать Вас.
Теперь о самой работе. Рекомендую работать постоянно, а не наскоками. Нельзя работать в ночные часы. Это будет самообман. Работоспособность сильно падает. Это будет только видимость работы. Как этого избежать? Если Вы будете посвящать графике 10 минут в час, это будет просто замечательно. Работать необходимо в каждую свободную минуту. Просто необходимо постоянно делать зарисовки с натуры и на основе зарисовок пытаться стилизовать самые разные предметы, начиная от книги и заканчивая автобусом. Причем пытайтесь стилизовать один и тот же предмет в самых различных техниках.
В этой методичке Вы столкнулись с выражением «собственные предложения». Просто так они ниоткуда не возьмутся. Необходимо, как я уже говорил, чаще работать с натурой и перерисовывать всевозможные объекты из учебника. В начале это будет слепое копирование, затем с накоплением собственного опыта Вы поймете структуру рисунка профессионалов. На этой основе у Вас выработается собственный стиль. Вполне возможно даже слишком отличающийся от предложенных решений в учебнике. Но это будет потом. Со временем и опытом, а пока начинаем с самого простого.
На листе.
Для того чтобы занятия графикой не превратились в слепое копирование линий и штрихов, необходимо бегло ознакомиться с самыми простыми правилами композиции. Приблизительное значение слова композиция в перевод на русский язык означает сочинение.
Итак, начинаем с самого простого - компоновки изображения на листе. Очень важно правильно закомпановать предмет на листе. Выбрать такой размер изображения, чтобы ему не было «тесно» в формате листа и, наоборот, чтобы изображение не потерялось.
Человеческий глаз устроен так, что мы не сможем увидеть геометрический центр прямоугольника точно. Большинство людей будет видеть оптический центр «О» несколько выше геометрического центра «К», полученного пересечением диагоналей, и, поэтому, изображение будет закомпановано на листе несколько выше. Расстояние от края изображения до края листа сверху должно быть несколько меньше чем внизу (рис. 7).
Это касается только изображения отдельных абстрактных композиций. Следует знать, что архитектурная графика привязана к человеку, и объекты показываются с точки зрения человека, т.к. линия горизонта находится на уровне глаз, значит она чаще всего расположена ≈ на уровне 168 см над поверхностью земли. Отсюда следует, что линия горизонта будет делить лист на две неравные части, причем земли будет меньше, т.е. архитектурная форма будет располагаться несколько ниже. Это касается уже конкретной архитектурной формы. Однако из этого правила бывают исключения, но мы их рассматривать не будем.
Несколько видов нежелательной компоновки. Изображение не должно касаться края листа (рис. 8, 9).
Рис. 8 Рис. 9
Расстояние от края листа до объекта не должно быть равным его ширине (рис. 10).
Рис. 10
Нельзя показывать объект меньше половины (рис. 11). Для показа пространства желательно показать «воздух» с двух сторон от предмета (рис. 12)
Рис. 6 Рис. 7
Перед «лицом» объекта «воздуха» должно быть больше (рис. 13). Иначе создается впечатление «тесноты», «лицом к стене» (рис. 14).
Рис. 13 Рис. 14
Для того, чтобы рисунок хорошо воспринимался, необходимо иметь понятие о равновесии. Нельзя все части изображения перенести на одну сторону листа (рис. 15).
Рис. 15 Рис. 16
Правая часть листа (рис. 15) явно перевешивает, поэтому воспользуемся каким-либо элементом для уравновешивания рисунка (рис. 16).
Следует помнить, что сплошной черный смотрится гораздо тяжелее чем белый. Поэтому одна или несколько маленьких деталей смогут уравновесить большой легкий предмет (рис. 17).
Рис. 17
В этих примерах нет и намека на то, что одну массу можно уравновесить такой же массой. Конечно же, две одинаковые массы будут уравновешивать друг друга, однако, этого не следует делать. Каждая из масс будет претендовать на первое место и в итоге ни одна из них не будет выделена зрителем. Это очень хорошо видно на натюрморте с двумя арбузами (рис. 18). Если провести ось симметрии, мы разделим картину на две равные части, что недопустимо (рис. 19). Изображение должно быть цельным и неделимым.
Рис. 18 Рис. 19
Массы должны отличаться друг от друга. Нельзя делить лист пополам линией горизонта (рис. 20). Нельзя пользоваться диагональю как основой Вашего рисунка (рис. 21).
Рис. 20 рис. 21
Лучше выбрать другую наклонную линию, делящую Ваш лист на две неравные части.
Линию в угол желательно не направлять (рис. 22) и не занимать углы. Не стоит отвлекать внимание от основного изображения (рис. 23). А – зона внимания. Б отвлекает внимание от А.
Рис. 22 рис. 23
Наклонные линии характерны не только для передачи движения, но и для передачи эмоционального напряжения, особенно, если верх изображения будет утяжелен тоном (рис. 24, 25).
Рис. 24 Рис. 25
Посвятим несколько слов привязкам. Что это такое? Это линии, которые удерживают изображение нашего предмета на листе (рис. 28). Представим себе шарик на наклонной плоскости. Допустим слегка приподнятый стол с одной стороны. Шарик сразу же постарается скатиться вниз (рис. 26).
Рис. 26 Рис. 27 Рис.28
«Привяжем» шарик одной линией. Теперь он может перемещаться только как маятник (рис. 27). Лишим его и этой возможности двумя линиями. Теперь изображение шарика «привязано» к листу (рис. 28). Следует заметить, что эти линии вовсе не обязательно будут геометрически правильно располагаться. А зависимости от ситуации они могут и не касаться края листа (рис. 29).
Рис. 29
Далее мы ознакомимся с двумя видами композиции. Статичной и динамичной.
Если мы поставим шарик на горизонтальную плоскость, то несмотря на неустойчивость формы шарик останется на месте (рис. 30). Это и будет основа статической композиции. Горизонтальная линия и устойчивая форма яркий пример статики (рис. 31).
Рис. 30 Рис. 31
Если же мы изменим наклон плоскости, шарик начнет двигаться (рис. 32). С этого начинается динамическая композиция, с наклонной линии (рис. 33).
Рис. 32 рис. 33
Видов композиций очень много, но мы с Вами будем рассматривать наиболее простые. Почти в каждой рассматриваемой нами композиции необходимо выделить композиционный центр. Это возможно сделать при помощи тона, ритма, движения. Для этого нужно направить движение к центру композиции (рис. 34) или от него (рис. 35). Следует заметить, что композиционный центр может находиться и за форматом листа. Однако движение все равно будет к центру (рис. 36).
Рис. 34 рис. 35 рис. 36
Сделаем различие между открытой и закрытой композицией. Композиция имеющая возможность развиваться будет называться открытой. Для наглядности приведем пример прибрежной полосы рассматриваемой со стороны воды. Развитие вправо и влево будет бесконечным насколько хватит взора (рис. 37). Это будет открытой композицией.
Рис. 37
или же развитие одинаковых элементов в стороны от центра (рис. 38) и это тоже будет открытая композиция.
Рис. 38
Закрытая композиция это композиция, продолжение которой будет лишним. Примером могут являться эмблемы атома, фирменный знак и т.д. (рис. 39, 40)
Рис. 39 рис. 40
Чтобы из открытой композиции перейти в закрытую достаточно в ряд элементов по краям внести элементы отличные от центра и от развивающегося ряда. Элементы должны быть либо больше, либо меньше (рис. 41, 42). Замыкающие элементы возможно выделить тоном.
Рис. 41 Рис. 42
Желательно избегать точек касания как между формами (рис. 43) так и формы с краем листа (рис. 44). Лучше сделать «наложение» одной формы на другую (рис. 45).
Рис. 43 рис. 44 рис. 45
Необходимо избегать пересечения нескольких линий в одной точке. Появляются так называемые узлы напряжения, их необходимо развести и избежать контакта.
Сравните рисунки 46, 47, в рисунке, 46 лимон, стакан и соломинка пересекаются в одной точке, что негативно сказывается на восприятии. В рисунке 47 этот узел разгрузили. Здесь так же наблюдается отсутствие контакта. Если это не удается сделать, узел лучше закрыть каким-либо пятном (рис. 48, 49).
Рис. 46 рис. 47 рис. 48 Рис. 49
Так же желательно избегать совмещения линий. Попробуем нарисовать домик и совместить линии крыши и линии горизонта (рис. 50, 51). Выйдет очень некрасиво и не совсем понятно. Попробуем развести эти совмещения и рисунок сразу улучшается (рис. 52, 53).
Рис. 50 Рис. 51
Рис. 52 Рис. 53
I.4. Пропорции.
Пропорциями называются размерные отношения двух частей формы. Эти закономерные отношения делятся на две группы: простые отношения, строящиеся на простых, рациональных числах и иррациональные отношения – производные от геометрических построений.
В каждой композиции, в каждой форме должна быть заключена какая-то закономерность. Такое чередование размеров, частей формы, чтобы можно было ею любоваться. Пропорциями определяется соразмерность и гармоничность элементов формы и композиции.
Никто не знает почему, но отношения 3:5 вызывают позитивную реакцию у людей. Предпринимались теоретические и практические объяснения этого факта, однако к единому мнению так и не пришли, но речь об этом не пойдет. Факт заключается в том, что из большого разнообразия прямоугольников с самыми разнообразными отношениями сторон большинство испытуемых людей выбрало прямоугольник с отношениями сторон, характерными для «золотого сечения». Сам термин – «золотое сечение», ввел в научный обиход Леонардо да Винчи.
«Золотое сечение» получается при делении целого на две неравные части таким образом, чтобы целое относилось к большей части так же, как большая часть относиться к меньшей (рис. 54).
Покажем это графически.
Рис. 54
На прямой линии возьмем отрезок АС. Точкой В разделим его на «золотое сечение» с отношением сторон ВС:АВ, т.е. большей к меньшей. Затем поставим иглу циркуля в точку С и проведем дугу до пересечения с прямой в точке К. радиусы одной окружности равны. Стало быть и отрезки АС и СК так же равны, т.е. вновь полученный отрезок СК равен старому АС. Глядя на рисунок, мы с Вами заметим, что отношения нового отрезка СК и большей части старого отрезка ВС равны предыдущим отношениям ВС:АВ. Иначе – целое относится к большей части так, как большая часть относится к меньшей. На этом принципе мы с Вами и будем строить свои композиции и формы. Разглядывая рисунок и представляя дальнейшие построения, легко прийти к выводу, что эти отношения повторяют сами себя, т.е. увеличиваются только размеры, сами же отношения остаются прежними. Этим мы и буде руководствоваться. Если мы запишем размеры длин полученных отрезков, то получим ряд чисел.
3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 … и т.д.
Закономерность этого ряда очевидна, здесь каждый последующий член ряда равен сумме двух предыдущих.
3 + 5 = 8, 5 + 8 = 13, 8 + 13 = 21, 13 + 21 = 34, …
На практике часто используется приближенное «золотое сечение». Мы с Вами назовем такие отношения основанными на принципе подобия.
Более сложным пропорциональными отношениями является подобие двух или более частей формы. Два прямоугольника могут быть подобными друг другу тем, что отношения больших сторон к меньшим одинаково. Таким образом, мы будем рассматривать форму как систему прямоугольников с преимущественно вертикальными и горизонтальными членениями. Признаками подобия для них является параллельность или перпендикулярность сторон и диагоналей (рис. 56, 57, 58, 59).
Рис. 56 Рис. 57
Рис. 58 Рис. 59
Если Вы имеете спропорционированный прямоугольник, подобные ему возможно получить следующим образом.
На диагонали поставим любую точку и опустим перпендикуляры на стороны (рис. 60). Мы получим прямоугольник подобный первому. Если пользоваться этим принципом мы сможем получить размеры любого подобного прямоугольника геометрическим способом. Для этого нужно отложить необходимый нам размер на одной из сторон (МК) или на продолжении стороны, если необходим больший прямоугольник и восстановить из этой точки перпендикуляр до пересечения с диагональю (точка «А»). Затем опустим из точки «А» перпендикуляр на другую сторону (рис. 61).
Рис. 60 рис. 61
Не всегда возможно прибегнуть к геометрическим построениям, тогда используют коэффициент 0,6
3 : 5 = 0,6
Если у нас есть натуральный размер какого-либо отрезка х, то чтобы построить прямоугольник с меньшей стороной мы умножаем х · 0,6 (рис. 62), если с большей мы разделим х на 0,6; х : 0,6 (рис. 63).
рис. 62 рис. 63
Само «золотое сечение» имеет отношения, которые выражаются дробным числом:
1 : 1.62
Геометрические построения выглядят следующим образом (рис. 64). Возьмем прямоугольный треугольник АВС с отношением катетов 1:2, т.е. один катет АВ в два раза больше другого ВС.
рис. 64
В вершину С поставим иглу циркуля и на гипотенузу АС отложим катет ВС – получим точку Д. Затем поставим иглу циркуля в вершину А и перенесем размер АД на катет АВ – получим точку М.
Именно точка М разделит наш катет АВ в отношении «золотого сечения»
АВ : АМ = АМ : МВ
и выражается дробным числом 1 : 1.62.
Различаются два вида прямоугольников: статические и динамические. пример статического прямоугольника Вам уже показан. Это прямоугольник состоящий из двух квадратов (рис. 64). К динамическим прямоугольникам относятся прямоугольники с длиной сторон , т.е. иррациональные отношения. Их получают геометрическим методом взяв за исходную фигуру квадрат (рис. 65).
рис. 65
Построим квадрат АВСD. Проведем диагональ АС и продлим стороны квадрата ВС и АD. Установим иглу циркуля в вершине а и отложим диагональ квадрата АС на продолжении стороны АD. Из полученной точки М восстановим перпендикуляр до пересечения с продолжением стороны ВС, получим точку К. мы увидим новый правильно спропорционированный прямоугольник АВКМ с длиной длинной стороны АМ равной .
Аналогично строятся и остальные прямоугольники. Диагональ опускается на продолжение стороны прямоугольника, восстанавливается перпендикуляр и мы получаем новый прямоугольник.
В задачи этого курса не входит обучение пропорционированию. Вас просто ознакомили с некоторыми видами пропорциональных отношений. Для составления своих форм мы будем пользоваться упрощенными отношениями 3:5, рассмотренными ранее.
Рис. I.4.1
Ранее говорилось о том, что отношения частей отрезков повторяют сами себя (стр. 18 рис. 54). На этом принципе построена данная композиция. Рассмотрим поэтапность ее построения. Вначале у нас имеется прямоугольник с отношением сторон 0,62 (рис. I.4.1а). Разобьем прямоугольник осями с отношением 3:5 (рис. I.4.1б). Каждую вновь полученную часть мы будем делить на те же части, т.е. будем повторять одни и те же отношения (см. рис. I.4.1в - I.4.1е).
Рис. I.4.1а Рис. I.4.1б Рис. I.4.1в
Рис. I.4.1г Рис. I.4.1д Рис. I.4.1е
|
Рис. I.4.2
Рис. I.4.3
Рис. I.4.4 Рис. I.4.5
|
Рис. I.4.6
Содержание
Стр.
Вступление 3
I Несколько предварительных слов перед занятием архитектурной
графикой. 5
I.1. Выбор и подготовка инструментов для выполнения
графических работ. 5
I.2. Организация рабочего места и этапы выполнения
графических работ 7
I.3. Что необходимо знать о композиции и компоновке
изображения на листе. 10
I.4. Пропорции. 17
I.5. Ритм. 25
II Структура, содержание и основные задачи курса «Архитектурная
графика» 32
Тема 1 линии, примеры выполнения тематических
графических упражнений. 32
Тема 2 Заливка, примеры выполнения тематических
графических упражнений. 46
Тема 3 Штрих, примеры выполнения тематических
графических упражнений. 55
Тема 4 Стилизация, примеры выполнения тематических
графических упражнений 69
Тема 5 Правила компоновки перспективного изображения,
примеры выполнения тематических графических
упражнений 91
Список литературы 99
Вступление
В данных методических указаниях содержится краткий материал по следующим разделам: «Чертежные инструменты», «Организация рабочего места», «Понятия о композиции и компоновке изображения на листе», «Пропорции», «Ритм». Основной частью содержания данных указаний являются примеры выполнения графических работ по таким темам как «Линии», «Заливка», «Штрих», «Стилизация», «Правила компоновки перспективного изображения». К приведенным примерам приводятся краткие аннотации и рекомендации относительно их выполнения.
Все графические примеры выполнены абитуриентами и лицеистами под руководством автора.
I Несколько предварительных слов перед занятием архитектурной графикой.
I.1. Инструменты.
Если Вы посетите специализированный магазин, Вы увидите очень много инструментов предназначенных для выполнения графических работ. однако не следует приобретать сразу много высококачественных и дорогих инструментов. Для начального курса нам понадобятся самые обычные инструменты, продающиеся в любом канцелярском магазине. Нам понадобятся:
1. Деревянная линейка 30 см длинной. Использование линейки будет крайне редким, тем не менее, ее необходимо приобрести. В магазин следует прийти со своим листом бумаги или попросить у продавца чистый лист. Поставить на нем две точки (лучше два коротких штриха) ≈ 20 см одна от другой и соединить их прямой линией при помощи линейки. Затем перевернуть линейку на 180° вдоль продольной оси и еще раз соединить эти же точки той же стороной линейки. Если линии совпадают – это хорошая линейка и ее следует брать (рис. 1). Линейку желательно купить деревянную. На ней меньше скапливается статического электричества и она меньше «размазывает» грифель карандаша. Если рабочая поверхность в виде дуги – линейка не годится (см. рис. 2).
Рис. 1 Рис. 2
2. Деревянные треугольники с углами 30° и 45°. Возьмем треугольник с углами 30°, 60° и 90°. К уже проверенной линейке приставим треугольник коротким катетом (60° и 90°). Выберем на линейке любую точку, допустим 15 см, и проведем перпендикуляр, удерживая линейку в том же положении, перевернем треугольник на 180° и проведем перпендикуляр в туже точку. если линии совпадут треугольник хороший (рис. 3). Если линии расходятся – треугольник не годится (рис. 4)
Рис. 3 Рис. 4
3. Карандаши. Нам понадобятся карандаши с маркировкой Т, ТМ, ЗМ – это отечественная маркировка или Н, НВ, ЗВ – зарубежная маркировка. Карандаш следует заточить так, чтобы виднелся грифель ≈ 8 мм длиной. Возможно использование специальных лезвий для заточки карандаша. Только необходимо обратить внимание на длину лезвия. Нам понадобиться длинное лезвие. Короткое лезвие нужно для мягкого карандаша, только в том случае если на него сильно давить (рис. 5).
Рис. 5
4. Ластик или резинка, удаляющая грифель с бумаги.
Очень внимательно выбирайте этот инструмент. Ластиков очень много, различных форм и цветов. Из всего разнообразия выберем один, отвечающий следующим требованиям: 1 – ластик должен быть белого цвета; 2 – очень мягкий; 3 - самое главное – при работе должен разрушаться ластик, оставляя бумагу целой, не «разлохмачивая» ее.
5. гелиевые и шариковые ручки. Нам необходимо выбрать и классифицировать ручки по толщине оставляемой линии. Начнем с шариковых ручек. Когда шариковая ручка не «расписана», новая, она оставляет очень тонкий и слабый след. Эта ручка нам понадобиться для передачи света и полутона. Обычные гелиевые ручки также оставляют след различной толщины. Они все нам понадобятся. К ручкам хорошо бы купить в хозяйственных отделах толстую водопоглощающую салфетку. При работе на кончике стержня скапливается паста, ее необходимо периодически удалять, иначе паста попадет на бумагу и размажется. В связи с этим хочу посоветовать окончательно чистить работу ластиком через сутки или двое. Пусть паста хорошенько подсохнет.
6. Фетровые фломастеры. Нам понадобятся фломастеры от самых тонких до плакаров. Фломастеры понадобятся разные – новые, оставляющие хороший плотный след, их мы будем использовать для создания активных черных пятен и старые, полувысохшие, оставляющие рыхлую неровную линию, возможно, даже с пропусками. Такие фломастеры будут хороши для передачи поверхностей с неоднородной, рыхлой фактурой.
7. Бумага. Для обучения вполне подойдет формат А-4. Желательно ватман. В зависимости от использования, можно выбирать различную бумагу. Если будет использована заливка, лучше выбрать ватман. Если рисунок ограничится линией и штриховкой, можно использовать и писчую бумагу формата А-4. Однако обращаться с листом необходимо очень осторожно, такие листы сильно мнутся. Карандаш удаляется с листа при помощи ластика движением от центра к краю, а не наоборот. Иначе возможен задир и Ваш лист сильно сомнется.
I.2. Организация рабочего места.