Раздел I. Дизайн в современном мире
ОСНОВЫ ДИЗАЙНА И
СРЕДОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Учебное пособие
для студентов _______курса
спец.__________
Москва
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Раздел I. Дизайн в современном мире
Глава I.Общие понятия дизайна, его место в проектной культуре
1.1.Дизайн как форма проектного сознания
Предпосылки возникновения и краткая история. Виды дизайна, место дизайна в проектном творчестве, связь с другими видами искусств
1.2.Жизненные истоки дизайнерского проектирования
Прагматическое и художественное начало в дизайнерском формообразовании, роль требований производства.
Тенденции развития
Глава 2. Средовой дизайн и интеграция форм дизайнерского творчества..
2.1 Понятие о среде
Среда как объект проектирования, ее характеристики и слагаемые. Архитектурная среда, отличия от архитектуры.
Роль дизайна среды среди других видов дизайна, архитектурная среда и интерьер
2.2 Типология форм среды и задачи ее проектирования
Разнообразие видов и форм среды.
Критерии классификации средовых объектов и систем.
Типы среды — интерьеры, городская среда, «среда — событие»,
интегральные формы, особенности их формирования
Раздел 2. Особенности дизайнерского и средового проектирования
Глава 3. Цели и средства дизайнерского проектирования
3.1.Основные положения
Двойная природа целей дизайна, роль комплекса объективных факторов, его художественная интерпретация
3.2 Функция как объект и фактор дизайнерской деятельности
Многозначность связей «функция — форма». Основные типы связей: «отражение» действия, масштаб и масштабность, «инструментальные» и «результативные» функции, пространственные, объемные и плоскостные задачи
3.3 Визуализация целевых установок дизайнпроектирования
Элементарные слагаемые зрительных образов (форма, цвет, размер и пр.), их соединение в комплексные визуальные структуры (объем, пространство, масса, светоцветовая система, ансамбли произведений дизайна) и суммарные образные представления
Глава 4. Базовые категории дизайнерского проектирования
4.1.Интегральные слагаемые дизайнерского образа
Эмоциональная ориентация, масштабность и тектоническая структура, их роль в формировании образного содержания дизайн-объекта
4.2.Дизайн-форма как визуально-смысловая целостность
Понятие о композиции. Предпосылки и цели нормирования композиционных систем. Эмоционально-эстетическое содержание средств визуализации дизайнерских решений
4.3. Композиция как организационная и содержательная Категория
Элементы композиции, средства и приемы формирования композиционных конструкций. Типы композиционных структур, их плоскостные, объемные и пространственные вариации
4.4. Проектный анализ и задачи гармонизации дизайнерского решения 121
Контроль за реализацией дизайнерской идеи в процессе проектирования. Условные композиционные схемы как средство поиска отклонений от первоначального замысла. Принципы гармонизации (совершенствования) проектного решения
Глава 5. Композиция и гармонизация в средовом дизайне
5.1.Среда как объект проектирования
Комплексность разработки средового решения.
Композиционная роль предметного наполнения.
Функциональная динамика средовых композиций, развитие среды во
времени. Эмоциональная ориентация как конечный результат работы
5.2. Исправление и преобразование схемы визуальной организации
Средового объекта
Варианты проектных деформаций средовой системы в процессе проектирования. Масштабная координация. Кардинальные изменения композиционной структуры. Взаимосвязь средств корректировки средового решения
5.3.Формирование эмоционального климата среды
Эмоциональная структура, ее виды и особенности формирования. Свобода и иерархия проектных действий. Технологии дизайна среды
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития проектного искусства, к которому в полной мере принадлежат и дизайн и архитектура, интересен одной особенностью. Она носит достаточно узкий, как бы внутрипрофессиональный характер и не всегда заметна даже специалистам. Речь идет об интеграции целей, методов и секретов мастерства у разных ветвей проектного творчества: архитекторы все время пробуют себя в дизайнерском плане, придумывая новые формы стульев, автомашин и нестандартные приемы благоустройства городских улиц и площадей, а дизайнеры активно занимаются интерьером и моделированием пространственных ситуаций — тем, что раньше целиком принадлежало зодчим.
Объяснение этому явлению довольно простое. Дело в том, что в действительности нам служат не архитектура и дизайн по отдельности, а их нераздельное единство. Современный город немыслим без машин, реклам и скамеек, а квартира — без бытового оборудования и средств информации. И проектировать облик улицы или структуру здания без учета, причем досконального, их предметного наполнения безнадежно: абстрактная красота «пустого» пространства будет искажена и даже изуродована незапланированным, но обязательным «по жизни» вторжением функционального дизайна. Единственный выход — проектировать комплексные предметно-пространственные композиции, синтезирующие архитектурные и дизайнерские начала обстоятельств нашего образа жизни.
Сращивание архитектуры и дизайна идет и по другим линиям. Так, считалось, что мир вещей изначально мобилен, динамичен и непрерывно обновляется, тогда как архитектурное пространство по идее неподвижно и вечно. Сегодня категоричность этого мнения под вопросом: городские ансамбли и интерьеры зданий все время перестраиваются, преображаются — то новыми способами освещения, то сменой декоративного убранства, то новыми формами оборудования. А некоторые часто дизайнерские объекты или устройства, например, эскалаторные спуски в метро, не уступают архитектуре в монументальности. Причем нынче и дома, и посуду, и стиральные машины, и игрушки делают из металла, пластика или вообще неизвестных прошлому композитных материалов.
Все это означает сближение, взаимопроникновение закономерностей и приемов архитектурного и дизайнерского творчества. Причем частные случаи приложения этих закономерностей к специфике именно дизайнерского или архитектурного формообразования только помогают проектировщикам понять суть общих принципов. Потому что и там и тут действуют одни и те же законы красоты, которые должен знать каждый художник: композиции и гармонизации как главной цели проектного формирования окружающих нас предметно-пространственных ансамблей, масштабности как непременного условия комфортного и осмысленного существования человека в их среде, тектоники как основы выразительной визуальной организации материалов и конструкций, и т.д.
Овладение этими законами — вопрос долгих лет целенаправленной учебы. В проектной сфере — многократно осложненный тем, что и архитектор и дизайнер, кроме умений художественных, должен освоить и множество других — связанных с функциональным устройством архитектурно-дизайнерских объектов, их прочностью, экологичностью и т.д. Чего и добивалось всегда специальное образование.
Нынешнее время добавило к этим привычным задачам профессионального обучения новую: учиться в архитектуре лучше одновременно. Это очень трудно — надо больше знать и уметь. Но возможно. Что автор и попытался показать на примере самой молодой на сегодняшний день проектной специальности — ДИЗАЙНА АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ.
Понятие «дизайн» появилось в начале XX века, когда на помощь ремесленному декоративно-прикладному искусству, выборочно формировавшему в течение тысячелетий предметный мир среды обитания человека, пришло массовое производство всего комплекса окружающих нас вещей. Оказалось, что веками бытовавшие методы создания мебели, одежды, посуды, инструментов и множества других изделий прикладного характера, когда один и тот же мастер придумывал, изготавливал и украшал свою продукцию, в новых условиях трансформировались. Потребовался особый отряд специалистов — дизайнеров, — занятых только проектированием будущих вещей и приборов, потому что их непосредственное изготовление — на станках, в сборочных цехах — гораздо лучше получалось у специалистов-производственников, инженеров и рабочих. В результате выпуск нужных людям товаров и изделий увеличился тысячекратно, а сами они приобрели совершенно другой облик.
В переводе с английского «дизайн» (design) означает «проект», «рисунок», «эскиз», а также действия, связанные с появлением проекта или рисунка. Но прошедшее столетие придало этому термину значительно более емкий смысл.
В 1969 году ИКСИД, конгресс Международного совета дизайнерских организаций, обозначил «дизайн» как творческую деятельность, цель которой — определение формы и смысла предметов, производимых промышленностью.И относится это не только к внешнему виду, но и к функциональным особенностям (потребительским качествам) этих предметов, и к удобству и целесообразности их изготовления, ибо дизайн стремится охватить все аспекты формирования окружающей человека среды, обусловленные промышленным производством.
От промышленного производства сегодня зависят практически все стороны нашей жизни — от выпуска предметов обихода и орудий производства до удобства и комплексного обустройства жилья, общественных зданий, площадей и улиц города, да и самих промышленных предприятий. Поэтому дизайн, который понимается нами и как сфера проектной деятельности общества, и как совокупность вещей и устройств, делающих наше существование удобнее и легче,и как особым образом сформировавшаяся эстетическая концепция современного образа жизни,играет в сегодняшнем мире столь серьезную роль.
Все это делает курс «Основы дизайна и средовое проектирование» важнейшей частью обучения будущих архитекторов и дизайнеров любого профиля, а особенно тех из них, кто посвятил себя работе над интерьерами. Сегодня полноценный интерьер любого назначения немыслим без интенсивного оснащения мебелью, оборудованием, разного рода украшениями, предметами быта, которые вместе с архитектурной основой должны составлять среду — эстетически завершенный, удобный, целесообразно организованный предметно-пространственный ансамбль.Или — по В. Гропиусу — «гармоничное пространство для жизни», невозможное без тесного взаимодействия двух искусств — архитектуры и дизайна, взаимодействия, требующего определенного уровня знаний и умений в обеих сферах проектной деятельности.
* * *
Настоящее пособие отвечает задачам обучения курсу «Архитектурно-дизайнерское проектирование» в учебных заведениях архитектурного профиля и призвано ознакомить учащихся с предметом, методологией и особенностями художественного (дизайнерского) проектирования в разных областях предметного и предметно-пространственного творчества.
Курс показывает роль и место дизайна в формировании интерьеров и городских ансамблей, раскрывает отличия работы дизайнеров от труда других проектировщиков, обучает навыкам подхода к решению архитектурно-дизайнерских задач разного типа. Он включает теоретическую часть (общие положения технической эстетики, классификацию видов и форм дизайна, методы дизайнерского проектирования, в т.ч. в сфере архитек-турно-средового дизайна) и набор сведений, раскрывающих специфику решения отдельных дизайнерских задач (графический дизайн, бытовой, визуальные коммуникации, оборудование интерьера, комплексное формирование средовых объектов и систем).
Дисциплина является базовой в структуре предметов специализации 29021.05 «Дизайн интерьера» специальности «Архитектура», органически дополняя ранее изученные проектные курсы, и служит основой предметов «Интерьер», «Колористика интерьера» и «Эргономика и оборудование интерьера».
Пособие содержит сведения о характере и принципах работы специалистов, формирующих оборудование и предметное наполнение архитектурной среды, об особенностях технологии средового дизайна как основы интерьерного (архитектурно-дизайнерского) проектирования, которые необходимы для успешного сотрудничества техников-архитекторов с другими проектировщиками, работающими в области интерьера.
Но главная задача пособия — научить студентов пониманию того, как отражаются смысл и формы организации нашей жизни на существе дизайнерских решений, показать, какие именно особенности нашего сознания, мышления, восприятия окружающего нас мира лежат в основе эффективности приемов и результатов архитектурно-дизайнерского проектирования, подготовив их к сознательному творчеству.
РАЗДЕЛ I
ДИЗАЙН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ГЛАВА I
Общие понятия дизайна, его место в проектной культуре
ГЛАВА 2
Средовой дизайн и интеграция форм дизайнерского творчества
Понятие о среде
Среда как объект проектирования, ее характеристики и слагаемые.
Архитектурная среда, ее отличия от архитектуры. Роль дизайна среды среди других видов дизайна, архитектурная среда и интерьер
«Среда» — ключевое понятие происходящей сегодня кардинальной трансформации методов, результатов и целей творческой деятельности в проектной культуре. Некогда художники, архитекторы, ремесленники, изобретатели, работая над своими произведениями — картинами, постройками, приборами — решали преимущественно специальные, знакомые и интересные лично им задачи мироустройства, тогда как общая конструкция создаваемой их руками «второй природы» — сферы обитания человечества — получалась стихийно. Наше время, не умаляя важности улучшения частных сторон человеческого бытия, поставило принципиально новую задачу — проектирования среды обитания в целом, гармонично увязывая все ее параметры: материально-физические, функционально-прагматические, социальные и эмоционально-художественные.
В русском языке словом «среда» обозначаются:
— система набора природных (физических) условий, «внутри» которых протекает некая деятельность; социально-бытовое окружение, обстановка;
— совокупность людей и вещей, связанных с общностью этих условий, вещество, заполняющее средовое пространство.
Эти определения, с одной стороны, указывают, что среда есть нечто, окружающеечто-либо, с другой — то, что окружено,находится внутри чего-либо. Двойственность эта неслучайна — в целом понятие подразумевает единство условий существования объекта (процесса, явления) и самого этого объекта. В этой неразрывности — специфика категории «среда» вообще и феномена «архитектурная среда» — в частности.
Этим термином (в отличие от других видов среды — интеллектуальной, сценической, социальной и т.п.) мы обозначаем ту часть нашего окружения, которая образована архитектурно художественно обоснованными структурами, где комбинации пространств, объемов и систем оборудования и благоустройства для проходящих здесь процессов жизнедеятельности объединены в целостность по законам художественного единства, являются результатом реализации определенного архитектурно-дизайнерского замысла. Обычно эти средовые образования отличаются прямым участием в их формировании профессиональных проектировщиков, нацелены на получение комплексного утилитарно-художественного результата, что делает произведения дизайна архитектурной среды явлениями искусства.
Средовой дизайн занимает совершенно особое место в проектной культуре, что становится понятным при сравнении его с архитектурой.
Объединяют, делают близкими архитектуру и дизайн архитектурной среды общие свойства — «пространственность» методов, целей и результатов работы, использование прежде всего визуальных средств формирования конечного объекта. Различает их сам результат.
Понятие «архитектура» ассоциируется прежде всего с образом постройки, того, что «сделано» строителем, «видно» зрителю, служит оболочкой некоего внутреннего пространства. И только во вторую очередь — с тем, что происходит внутри и около оболочки. Иначе говоря, зодчество, применяя разные способы художественной организации пространства, формирует у зрителя особый продукт своего искусства — архитектурный образ,принципиально отличающийся от образов других видов искусств. Зодчество изначально абстрактно, никогда не критикует действительность, не может вызвать зло и даже лишено чувства комического. Оно всегда восславляет и утверждает сущее в своих произведениях.
Поэтому в истории цивилизации зодчество всегда стояло особняком, доминировало среди других искусств, воплощая фундаментальные идеи своей эпохи. Самоценность образа архитектурного сооружения, который продолжает жить и работать на зрителя даже если исчезают или трансформируются причины, вызвавшие его появление — одно из свойств архитектуры, роднящее ее с другими видами искусств.
Иначе обстоит дело с архитектурной средой — она немыслима без единовременности существования и восприятия «оболочки» и ее заполнения, субъектов и объектов осуществляемых здесь видов деятельности. Суммируется восприятие средового состояние в «атмосфере»или «образе среды»,который отличается от термина «архитектурный образ» комплексным взаимодействием эмоционального содержания протекающих здесь процессов, чувств человека, участвующего в этих процессах, его впечатлений от облика вещей и предметов, заполняющих пространственную ситуацию, и архитектурного решения этой ситуации.
Другими словами, если в архитектуре процесс (утилитарная потребность) служит как бы поводом, толчком к появлению архитектурного образа, который после воплощения в постройке начинает жить сам по себе, вне породивших его задач, то образ среды принципиально ориентирован на единство «причины» проектирования — функции — и «следствия» проектной деятельности — комплекса материально-физических и эстетических условий выполнения функциональной задачи.
В этом — сущность проектного отношения к среде: она состоит из архитектурных (пространственных), дизайнерских (предметных) источников средового состояния и самого этого состояния (атмосфера среды), которые концептуально неразрывны и все три являются предметом проектирования, хотя способы их проектного формирования различны.
Фундаментом становления средовой структуры считаются «носители» эмоционального начала — определенным образом организованные и нацеленные производственные и бытовые процессы, соответствующие им микроклиматические условия и — главное — участники процесса, люди как «исполнители» данной деятельности, так и ее «наблюдатели», «потребители» средовых ощущений. Смысл этой части работы — дизайн процесса, составление своего рода эмоционально-технологического сценария, определяющего эффективность и художественную нацеленность здесь происходящего.
Следующим структурным блоком признана архитектурно-пространственная основа,воплощающая в площадях, высотах и конфигурации помещений или открытых городских пространств и облике их ограждений ответ на задачи размещения здесь задуманного средового процесса. Эта часть работы практически воспроизводит традиционное архитектурное проектирование, с тем отличием, что дизайнер все время «примеряет» варианты пространственных предложений к параметрам функциональных требований, надеясь их уточнить или реформировать.
Третий блок — совокупность «дизайнерских» компонентов,приспосабливающих пространственную основу к процессу — от функционально обусловленного оборудования до элементов артдизайна. Эта группа работ имеет двойной смысл. С одной стороны, проектировщик выступает в роли дизайнера, отвечающего за оптимальное оснащение процесса, подбирая (или придумывая) инженерно-технические решения, которые сделают его комфортнее, яснее, красивее. С другой — обращается с попавшими в поле его зрения вещами и устройствами как с элементами средовой композиции — уточняет их пространственные комбинации, выявляет декоративный смысл, устанавливает цветовую гамму и пр. Т.е. — работает и как дизайнер, и как архитектор, следящий, среди прочего, как вписался пространственный ансамбль предметного наполнения в архитектурное пространство среды.
В результате весь огромный мир «внеархитектурных» предметов и явлений, иногда весьма далеких от эстетических задач, автоматически включился в число событий художественных, стал средством формирования произведений нового вида искусства. Нового, потому что архитектура и дизайн среды различаются предназначением: первая внушает зрителю свое представление о смысле жизни и данного пространства, второй — создает этот смысл вместе со зрителем, не гнушаясь при этом никакими реалиями окружающей действительности.
Поэтому средовые объекты и системы не всегда претендуют на статус произведения искусства, которое обладает покоряющим сердца художественным образом. Им достаточно охватить лишь часть слагаемых образа: оригинальность облика, способность затронуть чувство прекрасного, пробудить волнение, успокоить и т.д. Это хорошо видно при сравнении произведений средового дизайна и их архитектурных «собратьев», интерьеров зданий и городских пространств.
Их многое роднит: генетическая зависимость от начальной функции, «пространственность», включение в художественную структуру «внеархитектурных» компонентов (элементов ландшафта и оборудования), способность к синтезу с изобразительными искусствами. Но интерьеры, как продукт чисто архитектурного творчества, могут существовать и оцениваться сами по себе, вне учета протекающей здесь жизни. Их проектирование характерно своего рода невмешательством в течение функциональных процессов — они задаются «сверху» (обычаем, заказчиком, технологом) и только «оформляются» архитектурными средствами. Соответственно архитектурное проектирование интерьеров ведется в традиционной последовательности: «пространство (слепок функции) — художественная организация (композиция) пространства — насыщение композиции выразительными деталями (конструкции, декор, оборудование и пр.)», которую, правда, можно интерпретировать по-разному.
Специалисты даже разделяют интерьеры «архитектурные» и «предметные» — первые созданы преимущественно архитектурой и архитекторами и представляют собой «самоценное», мало зависящее от условий эксплуатации образование; тогда как главное в облике вторых — оборудование, мебель, личные вещи, «случайно» собранные владельцем.
«Предметные» интерьеры намного ближе к понятию «среда», т.к. их архитектурная основа только обозначена, задумана как абстрактная сцена, где «живет и действует» непредусмотренная замыслом зодчего обстановка, преобразовавшая помещение соответственно интересам заказчика. Что объясняет весьма специфические художественные возможности дизайна среды — его произведениям, в отличие от архитектурных, подвластны ирония, смех, они могут «критиковать» действительность, осуждая ее, создавать «отрицательные» образы, унижать и даже, в отдельных случаях, — разрушать по специальному заказу человеческое в человеке. И делается это, как правило, за счет того эмоционального климата, который во многом зависит от третьего слагаемого среды — оборудования и предметного заполнения.
Естественно, что при этом каждый из «малых дизайнов» — промышленный, графический и т.п. — участвует в общем деле формирования среды. Но — в соответствии со своими возможностями.
Большинство крупных стационарных дизайнерских форм — оборудование цеха, мебель, сооружения парковых аттракционов — организуют пространственные структуры, превращаясь в своего рода архитектурные объемы и детали. «Штатные» средства транспорта, вагоны метро, автобусы — проясняют, усиливают или даже определяют эмоционально-психологический настрой средового пространства. Посуда, бытовые приборы придают этому состоянию различные оттенки; визуальные коммуникации, ландшафтный дизайн — формируют эксплуатационные условия. И все вместе они образуют чрезвычайно широкую гамму воздействий на средовую структуру, участвуя буквально во всех видах ее проектных трансформаций.
* * *
Сказанное разъясняет концептуальный смысл средового творчества — оно вводит в обиход «высокого» искусства творения человеческих рук, испокон веку считавшиеся «эстетикой второго эшелона» — вещи декоративно-прикладные, бытовые, ремесленные. Преодолен разрыв между абстрактным стремлением к морально-нравственному идеалу, которым занимались исключительно музы, и утилитарностью обслуживающих «низкие» стороны человеческой природы явлений и устройств. В дизайне среды они сровнялись, став слагаемыми идейно-нравственных структур более высокого уровня. Такова историческая роль средового дизайна, сделавшего прямой шаг к синтетическому пониманию задач жизнестроительства.
Пониманию, в котором архитектору-дизайнеру — новой архитектурной профессии, появившейся на стыке двух ветвей проектного творчества - зодчества и художественного проектирования — отводится совершенно исключительная роль: инициатора, координатора и «режиссера» всех проектных начинаний, отражающихся на облике и состоянии среды.
ГЛАВА 3
Цели и средства дизайнерского проектирования
ГЛАВА 4
Базовые категории дизайнерского проектирования
ГЛАВА 5
Композиция и гармонизация в средовом дизайне
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Появление на арене мировой культуры нового вида проектной деятельности — дизайна — ознаменовало собой принципиальную ломку складывавшихся тысячелетиями представлений и принципов творческого отношения к действительности, которые олицетворяли раздельное, «по частям», вмешательство проектировщика-творца в окружавшие его визуальные структуры.
Привычное ранжирование видов искусства на «высокие» и «низкие» — живопись, скульптура, архитектура в противовес декоративно-прикладному и народному творчеству, высокомерное отделение их от инженерно-технической деятельности — преобразуется новыми способами художественного видения нашего мира, в значительной мере созданного руками человека из материалов и по законам природы. Дизайн сыграл при этом совершенно особую роль. Впервые в истории цивилизации он уравнял технические и художественные виды творчества, достижения прагматические и вершины эстетического отношения к мирозданию, слив их воедино в своих произведениях.
Дизайн оказался — в силу его безусловной полезности и столь же безусловной доступности каждому члену современного общества — самым востребованным из искусств. А его формы, принципы и особенности композиционных построений, опирающиеся на всеохватывающую «нефигура-тивность», абстрактность художественных средств, стали привычным признаком и ориентиром художественных построений и в других видах искусства.
Естественно, что столь решительная ориентация на использование в дизайнерских образах абстрактной выразительности реальных форм и потребительских качеств произведений дизайна привели к появлению практически новой методологии проектной работы. Методологии, активно и в полной мере использующей весь арсенал существующих навыков и установок художественного творчества: умение строить и совершенствовать композиционные структуры, свободно применяя все известные нам средства их формирования — от изображений на плоскости до пространственных впечатлений, от фактурных или ритмических сопоставлений в вещах и приборах до «нейтрализованных» комбинаций функциональных процессов в среде. Но — подчиняющей этот арсенал главной сверхзадаче «Большого Дизайна» — совершенствованию всего комплекса условий жизни на земле, включая и те сферы, что раньше считались как бы недостойными внимания художника.
Отдельные позиции проектных технологий, вытекающих из новых методических установок, описаны в настоящей книге. Среди них — положения о тектонической организации, масштабной координации и эмоциональной ориентации как краеугольных формах целеполаганий и средств созидания дизайн-образа в художественном проектировании; типологические конструкции, последовательность проектного процесса, привязанная к расшифровке задач и методов художественного проектирования на разных его этапах.
Все они опираются на методический и научный аппарат проектной деятельности, уже наработанный теорией и практикой дизайна, в т.ч. средового. Но читателю следует помнить, что дизайну как искусству едва исполнилось сто лет и масса порожденных им проблем еще не решена. И, понятно, не вошла в предлагаемый материал. Из-за чего знакомство с нашим пособием никак не может считаться достаточным для людей, интересующихся дизайном профессионально.
Настоящая книга для специалиста — всего лишь приглашение войти в этот мало кому знакомый по-настоящему мир, постоянно меняющийся и завоевывающий все новые и новые горизонты проектной культуры; первое прикосновение к дизайну, как чрезвычайно нужной человечеству и увлекательнейшей творческой деятельности, которая может и должна кардинальным образом трансформировать очень многие стороны той формы нашего осознания действительности, что называется искусством.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество. — М.: Советский художник, 1987.
2. Визуальная культура — визуальное мышление в дизайне. — М.: ВНИИТЭ, 1990.
3. Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа. — М.: Мир, 1976.
4. Михайлов С, История дизайна. Т. 1, 2. СД России, М., 2000, 2003.
5. Основные термины дизайна. Краткий словарь-справочник. — М.: ВНИИТЭ, 1989.
6. Раннев В.Р. Интерьер. — М.: Высшая школа, 1987.
7. Сомов Ю.С. Композиция в технике. — М.: Машиностроение, 1977.
8. Сто дизайнеров Запада. — М.: ВНИИТЭ, 1994.
9. Хан-Магомедов СО. Пионеры советского дизайна. — М.: Галарт, 1995.
10. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. — М.: СПЦ-принт, 2003.
11. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. — М.: Стройиздат, 1990.
12. Эстетические ценности предметно-пространственной среды: Под ред. А.В. Иконникова. — М.: Стройиздат, 1990.
ОСНОВЫ ДИЗАЙНА И
СРЕДОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Учебное пособие
для студентов _______курса
спец.__________
Москва
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Раздел I. Дизайн в современном мире
Глава I.Общие понятия дизайна, его место в проектной культуре
1.1.Дизайн как форма проектного сознания
Предпосылки возникновения и краткая история. Виды дизайна, место дизайна в проектном творчестве, связь с другими видами искусств
1.2.Жизненные истоки дизайнерского проектирования
Прагматическое и художественное начало в дизайнерском формообразовании, роль требований производства.
Тенденции развития
Глава 2. Средовой дизайн и интеграция форм дизайнерского творчества..
2.1 Понятие о среде
Среда как объект проектирования, ее характеристики и слагаемые. Архитектурная среда, отличия от архитектуры.
Роль дизайна среды среди других видов дизайна, архитектурная среда и интерьер
2.2 Типология форм среды и задачи ее проектирования
Разнообразие видов и форм среды.
Критерии классификации средовых объектов и систем.
Типы среды — интерьеры, городская среда, «среда — событие»,
интегральные формы, особенности их формирования