Аварийные и диспетчерские службы в системе технической эксплуатации зданий

Для управления и контроля за техническим состоянием жи­лищного фонда создаются объединенные диспетчерские службы (ОДС) или районные диспетчерские службы (РДС) на микрорай­оны или группы домов. Для каждой ОДС устанавливается пере­чень объектов диспетчеризации и контролируемых параметров инженерного оборудования.

Средства автоматизации и диспетчеризации инженерного обо­рудования, средства связи, контрольно-измерительные приборы (КИП) и счетчики должны устанавливаться в соответствии с ин­струкцией завода-изготовителя по проектам, выполненным спе­циализированной организацией, и обеспечивать соответственно поддержание заданных режимов работы инженерного оборудова­ния, своевременную подачу сигналов о нарушениях режимов ра­боты или аварий, проводить измерение параметров работы обо­рудования для визуального или автоматического контроля его работы, обеспечивать надежную связь нанимателей, арендаторов и собственников приватизированных жилых помещений и диспетчерской, а также диспетчерской со службами по техническо­му обслуживанию и аварийными службами.

ОДС должны вести в специальных журналах учет заявок на опе­ративное устранение неисправностей и повреждений инженерного оборудования в квартирах, строительных конструкциях и других элементах зданий, контролировать сроки и качество их выполнения.

ОДС создают в жилых микрорайонах для контроля за работой инженерного оборудования жилых домов микрорайона и выпол­нения заявок населения по устранению мелких неисправностей и повреждений домового оборудования. Кроме того, в задачу ОДС входит принятие оперативных мер по обеспечению безопасности граждан в местах аварийного состояния конструкций зданий, сво­евременной уборке территорий домовладений, очистке кровель от снега и наледи.

ОДС осуществляет контроль за работой следующего инженер­ного оборудования:

— лифтов;

— систем отопления и горячего водоснабжения (тепловых пун­ктов, бойлерных, котельных, элеваторных узлов);

— систем холодного водоснабжения (насосных установок, водоподкачек), канализации;

— систем газоснабжения;

— электрощитовых жилых домов, дежурного освещения лест­ничных клеток, подъездов и дворовых территорий;

— кодовых запирающих устройств в жилых домах. Кроме того, система диспетчеризации обеспечивает:

— контроль загазованности технических подполий и коллек­торов;

— громкоговорящую (двухстороннюю) связь с абонентами (пас­сажирами лифтов, жильцами, дворниками), служебными поме­щениями, организациями по обслуживанию жилищного фонда, объектами другого инженерного оборудования (противопожарный водопровод, противодымная защита, пожарная сигнализация и т.д.);

— установку и средства автоматизированной противопожар­ной защиты зданий повышенной этажности;

— включение сигнализации при открывании дверей подвалов, чердаков, машинных помещений лифтов, щитовых.

Работа ОДС осуществляется круглосуточно. Служба ОДС ве­дет непрерывный контроль за работой инженерного оборудова­ния, регистрирует его работу в соответствующих журналах и не­медленно устраняет мелкие неисправности и аварии; обо всех авариях или перерывах в работе систем водоснабжения, канали­зации, тепло-, электроснабжения срочно сообщает в аварийную службу организации по обслуживанию жилищного фонда, а так­же в специализированные организации, обслуживающие лифты, газовое и водопроводно-канализационное оборудование и др.

Для обеспечения рациональной работы в ОДС должны быть комплект рабочей документации на все объекты, сети и сооруже­ния, схемы всех отключающих и запорных узлов систем обору­дования, планы подземных коммуникаций, комплекты ключей от всех рабочих, подвальных и чердачных помещений жилых домов.

Одной из основных функций ОДС является прием и выпол­нение работ по заявкам населения. Прием заявок осуществляет­ся при непосредственном общении с жильцами по телефону, а так­же с помощью прямой связи по переговорным устройствам, ус­танавливаемым в подъездах зданий и кабинах лифтов.

Регистрация заявок населения и контроль за выполнением ра­бот осуществляются с помощью журнала заявок населения или путем автоматизированной системы учета.

Руководитель ОДС (старший диспетчер):

— проводит ежесуточный осмотр диспетчерской системы, об­ращая особое внимание на исправность реле времени, ламп сиг­нализации на пульте, сигнализаторов загазованности, электриче­ских фотовыключателей;

— проводит еженедельную профилактику аппаратуры, прибо­ров и линий связи без вскрытия внутренней части аппаратуры;

— заменяет сгоревшие лампы на диспетчерском пульте;

— заправляет ленты в приборы для вычерчивания диаграмм, проводит смазку, заправку приборов чернилами и т.п.;

— передает заявки на ремонт в соответствующую специализи­рованную организацию при неисправности приборов, аппарату­ры или линий связи;

— анализирует характер поступающих заявок и причины их не­исполнения;

— ежемесячно оценивает работу обслуживающей организации по выполнению заявочного ремонта.

Аварийно-ремонтные службы (АРС) создаются для оперативно­го устранения крупных повреждений, отказов, аварий конструк­ций и инженерного оборудования жилых зданий, сетей и объек­тов, обеспечения нормального функционирования и восстанов­ления жилищного фонда.

Объектами обслуживания аварийной службы являются жилые дома и общественные здания, расположенные на территории рай­она, вне зависимости от форм собственности. Состав аварийной службы комплектуется исходя из объема и технического состоя­ния обслуживаемого жилищного фонда.

Аварийная служба осуществляет:

— срочную ликвидацию засоров канализации и мусоропрово­дов внутри строений;

— устранение аварийных повреждений систем водопровода, отопления и канализации, находящихся в собственности или на обслуживании жилищных организаций, обслуживаемых аварий­ной службой;

— ликвидацию повреждений во внутренних сетях электроснаб­жения, находящихся в собственности жилищных организаций, обслуживаемых аварийной службой;

— в нерабочее время обеспечение безопасности граждан при об­наружении аварийного состояния строительных конструкций зда­ний путем ограждения опасных зон, обрушения нависающих кон­струкций, находящихся в аварийном состоянии, или же приня­тия мер через местные органы самоуправления по переселению граждан из помещений, угрожающих безопасности проживания;

— содержание закрепленной за аварийной службой техники в исправном состоянии и использование ее по назначению.

При поступлении сигналов об аварии или повреждении маги­стралей водопровода, канализации, теплоснабжения, телефонной сети, подземной электросиловой и сетевой сети, трансформатор­ных подстанций и вводных шкафов, газопроводов и газового обо­рудования аварийная служба обязана сообщить в соответствую­щие специализированные коммунальные предприятия, их ава­рийные службы и проследить за выполнением необходимых работ указанными службами до полной ликвидации аварий.

Персонал аварийной службы и материальная часть должны постоянно находиться в полной готовности, обеспечивающей не­медленный выезд бригад к месту аварии в любое время суток.

В помещении аварийной службы должны быть: схема района, список и адреса организаций, журнал учета аварий, городские телефоны, домашние адреса руководителей хозяйств, их домаш­ние и служебные телефоны.

В нерабочее время и праздничные дни АРС совместно с дис­петчерскими службами организаций по обслуживанию жилищ­ного фонда обеспечивает своевременную ликвидацию аварий ин­женерных систем в жилых домах и на обслуживаемых объектах, а также принимает организационно-технические решения при угрозе стихийных бедствий (ураганы, сильные снегопады, обле­денение дорог, резкие понижения температур и др.); о принятых мерах докладывает руководству вышестоящей диспетчерской службы и руководству органа местного самоуправления.

Наши рекомендации