Тема 9. Творческий процесс И.И. Леонидова: «Проявляющее» проектирование и выход на «всеобщее становление» форм
О проектной философии архитектора:
1/ Природные истоки понимания пространства;
2/ Культурные истоки понимания пространства.
Стадии творческого процесса И.И. Леонидова:
1/ Неразделённое. Первичный «ритуально-смысловой комок». — 2/ Выделение скомпонованных амёб со словом. Запись первой мысли архитектора. — 3/ Задание равномерного поля. Введение геометрической сети и вертикали, решётки, осевого построения. Наложение их на природный ландшафт. — 4/ Локализация амёб в ячейках сети, на осях. Появление равномерного поля воздействия, влияния. — 5/ Замена амёб на правильные геометрические фигуры. «Заветные формы». Пересоздание исторических форм. — 6/ Переход от сети к системе мест. Закрепление неравномерности поля. — 7/ Преобразования форм. — 8/ Овеществление и искривление сети. Нарушение, прорыв и слияние клеток-ячеек. — 9/ Становление ансамблей из форм-образов. — 10/ Овеществление форм-образов. Перемена масштаба схематического развёртывания. — 11/ Строительство объекта и обучение как продолжение формотворчества. — 12/ Завершение циклов проявления форм. Праздник как торжество жизнеустройства.
Образ – геометрия – архитектурная форма (выводы по результатам реконструкции творческого процесса).
Фонтан-пентаграмма и начало проектирования.
Демонстрация учебно-научного компьютерного фильма: Анализ динамического формообразования: лестничный спуск санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске. – М.: МАРХИ, 2007.
Тема 10. Творческий процесс Русского Авангарда. Особенности образно-семантической организации пространственных построений в творческом процессе архитекторов Русского Авангарда.(Выводы по результатам реконструкций творческих процессов мастеров Русского Авангарда).
Функции и значение образов, пространственных построений, творческого процесса в деятельности архитектора:
Общее и индивидуальное в творчестве архитекторов.
Состав образно-семантического поля архитекторов:
а) Области образности и семантики;
б) Дальний и ближний контекст образности;
в) Виды образов в образно-семантическом поле;
г) Роли различных образов в пространственных построениях.
Структура пространственных построений архитектора:
а) «Разъятие» пространственных построений прошлого;
б) Начальные семантические единицы пространственной структуры;
в) Способ сборки семантических единиц в пространственных построениях:
1) последовательный монтаж образных единиц в целое;
2) постепенное прояснение и уточнение образа целого;
3) видоизменение пространственной структуры;
г) Уровни семантических единиц в пространственных построениях.
Характер творческого процесса мастеров авангарда (Динамическая модель творческого процесса мастеров Русского Авангарда):
а) Динамизм и темп проектных действий архитекторов;
б) Полные и сокращённые действия архитекторов;
в) Поворотные моменты в течении творческого процесса;
г) Сценарность проектных действий архитектора;
д) Аналоги творческих действий архитектора;
е) Ритуальный характер творческого процесса архитектора;
ж) Стадии творческого процесса мастеров авангарда.
Типы связи творческого процесса, привлекаемой образности и пространственных построений архитектора:
а) Синтагматический тип;
б) Парадигматический тип;
в) Символический тип.
Тема 11. Сохранение наследия Русского Авангарда
Состояние дома Мельникова.
Образцы и «гибриды» конструктивизма в Астрахани (Н.Н. Миловидов).
Окна конструктивизма (дом К.С. Мельникова, клуб Зуева И.А. Голосова дома-коммуны в Москве, дома городского коммунального общества в Астрахани)
Тема 12. Русский Авангард и архитектура Запада Новейшего времени:
Непрямые влияния и трансверсальные связи
П.В. Митурич, И.И. Леонидов, К.Н. Афанасьев: на пути к современной теории архитектурного образа.
«Язык железобетонного Парфенона»: И.А. Голосов, Н.Н.Миловидов и параллели в итальянской архитектуре.
Илья Голосов и Альдо Росси: поиски грамматики универсальных форм.
Пётр Митурич и Заха Хадид: графический росчерк – анимированное пятно – переход в пластическую форму вещи, здания, города.
Иван Леонидов и Рем Кулхаас: «проращивание» архитектурных форм и «монтаж аттракционов».
Образовательные технологии
№ | Формы | Описание |
Реферат, выступление на коллоквиуме | Реферат: Понимание образности и пространственных построений в современной и новейшей архитектуре | |
Реферат, выступление на коллоквиуме | Реферат: Области творческой деятельности архитекторов Русского Авангарда Документальный и научно-учебный фильм: Зодчие Города Солнца. – СПб.: Леннаучфильм, 2010. | |
Реферат, выступление на коллоквиуме | Реферат: Концепт машины в философии, искусстве и архитектуре Нового и Новейшего времени | |
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме | Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения А.А. Веснина | |
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме | Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения К.С.Мельникова. Документальный и научно-учебный фильм: Константин Степанович Мельников. – Amsterdam: Qui vive film productions, 1999. | |
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме | Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения И.А. Голосова | |
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме | Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения В.Е. Татлина | |
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме | Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения П.В. Митурича | |
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме | Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения И.И. Леонидова. Учебно-научный компьютерный фильм: Анализ динамического формообразования: лестничный спуск санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске. – М.: МАРХИ, 2007. | |
Реферат, выступление на коллоквиуме | Реферат: Творческие процессы архитекторов Нового и Новейшего времени | |
Реферат, выступление на коллоквиуме | Реферат: Сохранение наследия современной архитектуры в России и на Западе | |
Реферат, выступление на коллоквиуме | Реферат: Влияния Русского Авангарда на творчество западных архитекторов Новейшего времени |
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
1. Делёз, Жиль. Складка, Лейбниц и барокко / общ. ред. В.А. Подороги. Пер. с франц. Б.М. Скуратова. – М.: Изд-во «Логос», 1997. – 264 с.
2. Делёз, Жиль. Кино / Пер. с франц. Б.М. Скуратова. – М.: «Ад Маргинем», 2004. – 623 с.
3. Делёз, Жиль. Кино // Делёз, Жиль. Переговоры. 1972-1990 / пер. с франц. В.Ю. Быстрова. – СПб.: «Наука», 2004. – С. 54-111.
4. Делёз, Жиль. Фрэнсис Бэкон. Логика ощущения. – СПб.: Machina, 2011. – 176 с.
5. Делёз, Жиль. Платон и симулякр // Цифровая библиотека по философии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000174/.
6. Нанси, Жан-Люк. Смех, присутствие / Пер. с франц. А. Скидана. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kassandrion.narod.ru/commentary/11/14nancy.htm
7. Беньямин, Вальтер. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. [Электронный ресурс]. – Режим Доступа: http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm
8. Маураньи У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания. Пер. с англ. Ю.А. Данилова. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 223 с.
9. Бергсон, Анри. Материя и память [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://philosophy.ru/library/berg/bergson_materia.html
10. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ., вст. статья и комментарий В.В. Сапогова. – М.: Астрель, 2006. – 1176 с.
11. Лакофф, Джордж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. Кн. I.: Разум вне машины / пер с англ. И.Б. Шатуновского. – М.: Гнозис, 2011. – 512 с.
12. Хиллман, Джеймс. Архетипическая психология / пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2006. – 351 с.
12. Адамов О.И. Образы пространственных построений в творческом процессе архитектора. Мастера Русского Авангарда: А.А. Веснин, И.А. Голосов, И.И. Леонидов, К.С. Мельников, В.Е. Татлин: диссертация на соискание учёной степени канд. архитектуры. – М.: МАРХИ, 2000. – В 2 т. – 340 с.
7. Адамов О.И. Творческий процесс и прототипы пространственных построений Александра Веснина // Архитектон: Серия «Известия вузов». – 1995. – №II. – С. 25-41. [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. – 2012. - № 39. Приложение. – (Режим доступа): http://archvuz.ru/2012_33/6
3. Адамов О.И. Творческий процесс К.С. Мельникова // Архитектура Мира: материалы V междун. конф. по истории архитектуры: Запад-Восток: Искусство композиции в истории архитектуры, в Москве, 1995. – М.: Architectura, 1996. – Вып. 5. – С. 277-284.
4. Адамов О.И. Проявляющее проектирование и выход на всеобщий генезис форм у И.И. Леонидова // Школа органического искусства в Русском Модернизме / The School of Organic Art and Elena Guro: материалы междун. конф. по русскому авангарду, Хельсинки, 1996. – Helsinki: Studia Slavica Finlandesia, 1999. – Т. XVI/2. – С. 65-83.
5. Иван Леонидов: Начало XX –начало XXI вв. К 100-летию мастера / под общ. ред. Н.Л. Павлова; сост. О.И. Адамова, Ю.П. Волчка. – М.: АО «Московские учебники и картолитография», 2002. – 216 с.
6. Адамов О.И. Творческий процесс и проектная философия И.И. Леонидова // Иван Леонидов: Начало XX –начало XXI вв. К 100-летию мастера / под общ. ред. Н.Л. Павлова; сост. О.И. Адамова, Ю.П. Волчка. – М.: АО «Московские учебники и картолитография», 2002. — С. 183-208.
7. Adamov O.I. Day-dreaming and the Transformation of Geometrical Forms – Notes on the Creative Process of K. Melnikov // Architecture of Konstantin Melnikov: 1920-1930s. / supervisor R. Mullagildin – Tokyo: Gallery-MA, TOTO Shuppan, 2002. – P. 100-103 (на англ. и япон. языках)
8. Adamov O.I. Man, Machine and Dynamics in VKHUTEMAS // XXX Symposium of the International Committee for the History of Technology: UCOH-TEC in St. Petersburg – Moscow, 2003. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, 2003. – С.35-36 (на англ. языке).
9. Адамов О.И. Опыт сопоставления некоторых понятий Андрея Белого и Владимира Татлина // Архитектурная наука и образование: труды МАРХИ. – М.: Архитектура-С, 2003. – Т.3. – С. 164-173.
10. Адамов О.И. В.Е. Татлин: энергии разъятия и сборки // Архитектурная наука и образование: тез. науч. конф. МАРХИ. – М.: Архитектура-С, 2004. – С. 84.
11. Адамов О.И. Окна конструктивизма: вопросы реставрации // Архитектурная наука и образование: тез. науч. конф. МАРХИ. – М.: Архитектура-С, 2005. – С.131-132.
12. Адамов О.И. (Adamov O.I.) Образцы и «гибриды» конструктивизма в Астрахани (Samples and “Hybrids” of the Constructivism in Astrakhan) (на рус. и англ. языках) // HERITAGE AT RISK: Сохранение архитектуры ХХ века и Всемирное Наследие (Preservation of 20-th Century Architecture and World Heritage): материалы науч. конф., Москва, 2006. – М.: ООО «Вива-Стар», 2006. – С. 118-119.
13. Мельников В.К., Адамов О.И. (Melnikov V.K., Adamov O.I.) Состояние дома Мельникова (The Present Condition of the Melnikov House) (на рус. и англ. языках) // ХХ век. Сохранение культурного наследия (20-th Century Preservation of Cultural Heritage). – М.: ООО «Вива-Стар», 2006. – С. 142-155.
14. Adamov O.I. L’immagine – la geometria – la forma architettonica: il processo creativo di I.I. Leonidov (на итал. языке) // Una cittá possibile. Architetture di Ivan Leonidov 1926-1934. / a cura di O. Máčel, M. Meriggi, D. Schmidt, Ju. Volčok. – Verona: Triennale, Electa, 2007. – P.78-87.
15. Адамов О.И. Ирония и смех в архитектуре авангарда // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: науч.-практ. конф. проф. препод. состава и молодых учёных, 28-30 апр. 2008. – М.: «Архитектура–С», 2008. – С. 179-181.
16. Adamov O.I. Leonidows ungeschriebene Theorie (на нем. языке) // Iwan I. Leonidow: Ein Architekt des Russischen Konstruktivismus. 1926-1934: Architektur im Ringturm XX: Katalog der Ausstellung / A. Stiller [Hg.], Mitherausgeber O. Máčel, M. Meriggi, D. W. Schmidt, Ju. P. Volchok. – Wien: Müry Salzmann Verlag, 2010. – S. 60-65.
17. Хан-Магомедов С.О.Илья Голосов (Мастера архитектуры). – М.: Стройиздат, 1988. – 232 с.
18. Шадрин А.А. Композиционная концепция И.А. Голосова (Теория, практика, педагогика): диссертация на соискание учёной степени канд. архитектуры. – М.: МАРХИ, 1988. – 162 с.
19. Адамов О.И. «Язык железобетонного Парфенона»: И.А. Голосов, Н.Н. Миловидов и параллели в итальянской архитектуре // Monumentalita & Modernita: Архитектура и искусство Италии, Германии и России «тоталитарного» периода: Материалы междунар. науч. конференции в Смольном институте свободных искусств и наук СПбГУ, 30 июня – 2 июля 2010 г. – СПб.: Капитель [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kapitel-spb.ru/index.php/component/content/article/12-konferent/46-adamov. – 2010.
18. Адамов О.И. Город Солнца: из дневников И.И. Леонидова // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: тез. докл. науч.-практ. конф., 12-16 апр. 2010 г.: В 2 т. Т. 2– М.: «Архитектура–С», 2010.. – С. 31-32.
19. Адамов О.И. Иван Леонидов: фонтан-пентаграмма // Хан-Магомедов С.О. Иван Леонидов: Книжная серия «Кумиры авангарда». – М.: Фонд «Русский Авангард», 2010. – С. 350.
20. Адамов О.И. Образ – геометрия – архитектурная форма: творческий процесс И.И. Леонидова // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы научно-практической конференции 12-16 апреля 2010 г.: Сб. статей: в 2-х т. Т. 2. – М.: Архитектура-С. 2010. С. 46-55.
21. Адамов О.И. Пётр Митурич и Заха Хадид: анимированное пятно и преобразование в пластическую форму // Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации: материалы Всероссийской научной конференции, 17-19 ноября 2010 г. – М.: МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, 2010. – С. 65-68.
22. Адамов О.И. Илья Голосов и Альдо Росси: поиски грамматики универсальных форм // Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации: материалы Всероссийской научной конференции, 17-19 ноября 2010 г. – М.: МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, 2010. – С. 124-125.
23. Адамов О.И. Мельников Константин Степанович // Энциклопедия Русского Авангарда в 3-х т. Т. II. Биографии. Л-Я. / сост. В.И. Ракитин и А.Д. Сарабьянов. – М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013. – С. 128-130.
24. Адамов О.И. К.С. Мельников: становление пространственной концепции // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы междунар. науч.-практ. конференции 8-12 апр. 2013 г. – М.: МАРХИ, 2013. – С. 174-179.
24. Rochegova N.A., Barchugova E.V., Adamov O.I. Analysis of Dynamic Formation: Park Staircase in Narkontyazhprom Sanatorium in Kislovodsk (учебно-научн. фильм, на англ. языке) – M.: MARKHI, 2007. – 15 min.
24. Рочегова Н.А., Барчугова Е.В., Адамов О.И. Анализ динамического формообразования: Лестничный спуск санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске (учебно-науч. фильм). – М.: МАРХИ, 2007. – 15 мин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vimeo.com/29406783
25. Константин Мельников (учебно-научный фильм на рус. и англ. языках) / A film by Jet Christiaanse and Mario Leupers. – Amsterdam: Qui Vive Film Productions 1999. – 58 min.
26. Viktor Konstantinovich Melnikov talks to Oleg Adamov (учебно-научный фильм, на рус. и англ. языках) / A film by Jet Christiaanse and Mario Leupers. – Amsterdam: Qui Vive Film Productions 1999. – 1 h., 50 min. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pauldevroom.com/?portfolio=melnikov
27. Зодчие Города Солнца (Документальный фильм) – СПб.: Леннаучфильм, 2010.
28. Адамов, О.И. Творческий процесс и аутопойезис // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конференции профессорско-преподавательского состава, молодых учёных и студентов, 7-11 апр. 2014 г. – М.: МАРХИ, 2014. – С. 643-644.
Дополнительная литература:
27. Мельников К.С. (1890-1974) // Мастера архитектуры об архитектуре / сост., вступ. статья, примеч. А.А. Стригалёв. Кн. 2. – М.: Искусство, 1975. – С. 154-185.
28. Константин Степанович Мельников. Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / сост. и примеч. А.А. Стригалёв, И.В. Коккинаки; вступ. статья А.А. Стригалёв. – М.: Искусство, 1985.
29. Константин Степанович Мельников. Архитекторское слово в его архитектуре / сост. и дизайн макета О.И. Адамова. – М.: Архитектура-С, 2006. – 144 с.
30. Starr S. Frederick. Solo Architect in a Mass Society. – Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1978.
31. Константин Мельников. Рисунки и проекты. Каталог выставки / сост. И.В. Коккинаки, А.А. Стригалёв; сост. каталога Н.А. Борисовская, И.В. Коккинаки; статьи Ю.Я. Гренчук, А.А. Стригалёв. – М.: Советский художник, 1989.
32. Хан-Магомедов С.О. Константин Мельников. – М.: Стройиздат, 1990.
33. Konstantin S. Mel’nikov and Construction of Moscow / edited by M. Fosso, M. Meriggi; essays by G. Canella, M. Fosso, O. Mačel, M. Meriggi, D. Schmidt, Ju. Volčok. – Milan: Skira, 2000.
34. Iwan I. Leonidow: Ein Architekt des Russischen Konstruktivismus. 1926-1934: Architektur im Ringturm XX: Katalog der Ausstellung / A. Stiller [Hg.], Mitherausgeber O. Máčel, M. Meriggi, D. W. Schmidt, Ju. P. Volchok. – Wien: Müry Salzmann Verlag, 2010. – S. 60-65.
35. Хан-Магомедов, С.О. Иван Леонидов: Книжная серия «Кумиры авангарда». – М.: Фонд «Русский Авангард», 2010.
36. Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации: материалы Всероссийской научной конференции, 17-19 ноября 2010 г. / отв. ред.: Г.В. Есаулов, Н.К. Соловьёв; Сост. и науч. ред.: О.И. Адамов, Ю.П. Волчок. – М.: МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, 2010. – 341 с.
37. Энциклопедия Русского Авангарда в 3-х т. / сост. В.И. Ракитин и А.Д. Сарабьянов. – М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013-2014.
38. Адамов О.И. Функционирование функциональной архитектуры: Фабрика Ван Нелла в Роттердаме // Архитектура. Строительство. Дизайн. – М., 2001. №1 (23). – С. 37-39.
39. Мандола, Сэм, Адамов О.И. Конечные и бесконечные игры с архитектурной формой Сэма Мандола // Архитектон: Серия «Известия вузов». – Екатеринбург, 1994. – №I. – С.20-40. Хан-Магомедов, С.О. Александр Веснин и конструктивизм. – М.: Архитектура-С, 2007. – 412 с.
41. Хан-Магомедов С.О. Александр Веснин (Пионеры советской архитектуры) // Строительсвто и архитектура. - М.: Знание, 1983. - №4. - 64 с.
42. Усачева К. Театральные работы А.А.Веснина (по материалам фондов ГНИМА) // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. - М.: Искусство, 1975. - Вып.2.- С. 304 - 331.
43. Эйзенштейн С.М. Из заметок о собственном рисовании. (Дополнение к ст.
С.М.Эйзенштейна. Дисней / Публ. и комм. Н.И.Клемана) // Проблемы синтеза в художественной культуре. - М.: Наука, 1985. - С.264-284.
44. Эфрос А. Камерный театр и его художники. 1914-ХХ-1934. - М.: Издание Всеросс. театрального общества, 1934. - С.IX-XLVIII.
45. Явейн О.И. Александр Никольский // Архитекторы об архитекторах. Ленинград - Петербург. ХХ век. - СПб.: ОАО "Иван Фёдоров", 1999. -С.12-45.
46. Явейн О.И., Явейн Н.И. Игорь Явейн // Архитекторы об архитекторах. Ленинград - Петербург. ХХ век. - СПб.: ОАО "Иван Фёдоров", 1999. -С.160-175.
47. Гинзбург М.Я., Веснин В.А., Веснин А.А. Проблемы современной архитектуры // Архитектура СССР. - 1934. - №2. - С.63-69.
48. Гинзбург М.Я. Итоги и перспективы СА // Современная архитектура. - 1927. - №4. - С.112-119.
49. Гинзбург М.Я. Ритм в архитектуре. - М.: Среди коллекционеров, 1922. - Ч.1-2. - 119 с.
199. Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха: проблемы современной архитектуры. - М.: Гос. изд-во, 1924. - 238 с.
50. Гинзбург М.Я. Целевая установка в современной архитектуре // Современная архитектура. - 1927. - №1. - С.4-10.
51. Веснин А.А. О социалистическом реализме в архитектуре // Советская архитектура. - 1957. - Вып.8. - С.69-80.
52. Веснин А.А. Современность и наследство // Архитектура СССР. - 1940. - №3. - С.37-38.
53. Веснин А.А., Веснин В.А. Творческий отчёт // Архитектура СССР. - 1935. - №4. - С.40-44.
54. Веснин В.А. О воспитании молодых архитекторов (Архитектурное наледство и академизм) // Мастера советской архитектуры об архитектуре (Избранные отрывки из писем и статей). - М.: Искусство, 1975. - Т.2. - С.55-56.
55.Eisenstein S.M.Montage and Architecture // Assemblage. A Critical Journal of Architecture & Design Culture. - 1989, Deceber. - P.111-133.
56.Веснин А.А. "Учёба у классики, наши задачи и наши ошибки" (чему надо учиться у архитектурного прошлого). - ЦГАЛИ. - Ф.2606, Аркин. - Оп.1. - Ед. хр.123. - 5 илл.
57.Веснин В.А. Письмо В.А.Веснина А.А.Веснину из Флоренции, от 12 октября 1935 г. (рукопись). - ГНИМА им. А.В.Щусева. - Ф.5. - Оп.1. - Док. 93. - 1с.
58.Веснин Л.А. Коллективное письмо Веснина А., Веснина В., Веснина Л., Гинзбурга М. и Ладовского Н. редактору журнала "L'architecture d'aujord'hui" (1933) VIII. - ЦГАЛИ. - Ф.674, Союз Архитекторов СССР. - Оп.1. - Ед. хр.8. - Л.36.
59.Cooke C. The Machine as a Model. The Russian Constructivist's Conception of the Design Process // Architectural Design. - 1989. - ¹7-8. - P. X-XV.
60.Cooke C. Professional Diversity and its Origins // Avant-Garde in the Twenties: Architectural Design. - L.: Academy Editions, 1991. - Profile ¹ 93. - P.8-21.
61. .Виктор Константинович Мельников рассказывает... (Путешествие по собственному дому архитектора Константина Степановича Мельникова). (Машинопись). - Архив автора. - 32 л.
62. Быков, В.Е. Константин Мельников и Георгий Гольц // Советская архитектура. – М.: Госстройиздат, 1969. – № 18. – С. 59-66.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Образовательные технологии предполагают выполнение в процессе освоения курса двух основных учебных заданий: Реферат и Построение компьютерной анимационной моделипространственных построений архитекторов.
Магистрант пишет Рефератпо одной из предложенных тем, соответствующих общим лекциям и выступает с сообщением на коллоквиуме.
Задачей реферата (и последующего выступления на коллоквиуме) является рассмотрение тем, предложенных на лекциях, в более широком социальном, историко-культурном и художественном контекстах, которые оказали влияние на осуществление проектной деятельности исследуемых мастеров Русского Авангарда и западных архитекторов Новейшего времени.
Такое рассмотрение тем с обращением к ряду примеров из проектной практики архитекторов должно способствовать закреплению и дальнейшему развитию основных положений и введённых ключевых понятий (образы, пространственные построения, творческий процесс, образно-семантическое поле и др.) применительно к иному, выбранному студентами, материалу.
Сквозным учебным заданием является Построение компьютерных анимационных моделейпространственных построений архитекторов, творческие процессы которых рассматриваются в лекционном курсе, и презентация разработанных моделей на коллоквиумах.
Данная работа осуществляется совместно с Лабораторией компьютерных технологий и опирается на знания и навыки, полученные магистрантом в ходе освоения дисциплины «Медиатехнологии», которая входит в блок дисциплин по выбору (М1.В.ДВ.1). Выполнение работы предполагает параллельное освоение магистрантом компьютерными программами: 3-D MAX, Revit и Sketch-Up и построение компьютерных моделей как учебное упражнение по овладению данными программами.
В результате выполнения данного учебного задания у магистранта должны сформироваться навыки создания динамических моделей творческих действий архитектора при разработке архитектурных объектов. Он может представить себе ход пространственных построений архитектора при проектировании общественных зданий и создании общественных городских пространств, постараться понять логику развёртывания формообразования.
Магистранты разбиваются на подгруппы, занимающиеся моделированием пространственных построений одного из рассматриваемых архитекторов, отдельных образно-семантических блоков и стадий его творческого процесса. Затем результаты, полученные в подгруппе, могут быть обобщены и представлены в виде компьютерных анимационных фильмов, посвящённых творчеству архитектора.
В ходе коллективного обсуждения с преподавателем на коллоквиуме результатов динамического моделирования пространственных построений архитекторов могут быть сделаны наблюдения по поводу развёртывания пространственных построений в архитектуре и о возможности использования полученных результатов в учебном процессе при обучении архитектурному проектированию.
Подходы и методы представления логики формообразования и построения компьютерных анимационных моделей могут получить дальнейшее развитие в «Научно-исследовательской работе» (М3.Н) магистранта, где могут быть закреплены полученные компетенции в привязке к конкретным задачам и местным условиям архитектурного проектирования. Тоже можно сказать о «Проектно-исследовательской практике» цикла «Учебная практика» (М3.У), при прохождении которой в проектных и исследовательских организациях могут быть опробованы навыки и дополнены компетенции, полученные при изучении данной дисциплины.
Возможные темы Рефератов:
Раздел 1: Творческий процесс мастеров Русского Авангарда(источники: 11-16):
· Понимание образности и пространственных построений в современной и новейшей архитектуре;
· Области творческой деятельности архитекторов Нового и Новейшего времени;
· Концепт машины в философии, искусстве и архитектуре Нового и Новейшего времени;
· Творческие процессы архитекторов Нового и Новейшего времени;
· Сохранение наследия современной архитектуры в России и на Западе;
· Влияния Русского Авангарда на творчество западных архитекторов Новейшего времени.
Возможные темы компьютерного анимационного моделирования(источники: 4, 9, 17-21, 29):
· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения А.А. Веснина;
· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения К.С.Мельникова;
· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения И.А. Голосова;
· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения В.Е. Татлина;
· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения П.В. Митурича;
· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения И.И. Леонидова.
Все перечисленные разделы и виды учебных заданий предполагают активное участие студентов, по ходу завершения происходи оценка их выполнения.
Сдача полной индивидуальной версии Реферата, с оценкой, и Компьютерной анимационной модели: Пространственные построения одного из вышеперечисленных мастеров Русского Авангарда, с оценкой, означает, наряду с промежуточной аттестацией, допуск студентов к зачёту по дисциплине.
Итоговый контроль по освоению дисциплины происходит в форме зачёта.
Контрольные вопросы по дисциплине:
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудитория, оснащённая доской, экраном, компьютером, мультимедийным проектором для проведения лекций, семинаров, коллоквиумов.
Компьютерный класс для проведения отдельных семинаров с презентациями компьютерных анимационных моделей пространственных построений исследуемых архитекторов.
Программное обеспечение:
для презентации лекций – Power Point;
для построения компьютерных анимационных моделей – 3-D MAX, Revit, Sketch-Up
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План реализации учебной дисциплины
№ | Раздел/Тема | Семестр | Формы занятий. Количество аудиторных часов | Форма контроля | Методическое обеспечение (п.п.5-6 УМК) | ||
л | с | л\р | |||||
Вводная лекция: Реконструкция творческого процесса архитектора как способ интерпретации архитектуры. Творческий процесс, пространственные построения и образы как объекты специального исследования | – | Реферат: Понимание образности и пространственных построений в современной и новейшей архитектуре, выступление на коллоквиуме | 12, Компьютерные программы: Power Point | ||||
Истоки Русского Авангарда | – | Реферат: Области творческой деятельности архитекторов Русского Авангарда, выступление на коллоквиуме | 12, 60 Компьютерные программы: Power Point; Документальный и научно-учебный фильм: Зодчие Города Солнца. – СПб.: Леннаучфильм, 2010. | ||||
Человек, машина и динамика во ВХУТЕМАС. Ирония и смех в архитектуре авангарда | – | Реферат: Концепт машины в философии, искусстве и архитектуре Нового и Новейшего времени, выступление на коллоквиуме | 59, 8, Компьютерные программы: Power Point | ||||
Творческий процесс А.А. Веснина: Конструктивизм и перерождение классического канона | Построение компьютерной анимационной модели пространственных построений А.А. Веснина, презентация на коллоквиуме | 12, 7, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 , 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 Компьютерные программы: Power Point | |||||
Творческий процесс К.С. Мельникова: «Сон-грёза» и преобразование геометрических форм | Построение компьютерной анимационной модели пространственных построений К.С.Мельникова, презентация на коллоквиуме | 12, 3, 7, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 61, 62 Компьютерные программы: Power Point, 3-D MAX, Revit, Sketch-Up Документальный и научно-учебный фильм: Константин Мельников. – Amsterdam: Qui vive film productions, 1999. | |||||
Творческий процесс И.А. Голосова: Архитектурная композиция и грамматика «универсальных» форм | Построение компьютерной анимационной модели пространственных построений И.А. Голосова, презентация на коллоквиуме | 12, 17, 18, 19 Компьютерные программы: Power Point, 3-D MAX, Revit, Sketch-Up | |||||
Творческий процесс В.Е. Татлина: «Азбука звёздного языка» и «материальная» конструкция вещи | Построение компьютерной анимационной модели пространственных построений В.Е. Татлина, презентация на коллоквиуме | 12, Компьютерные программы: Power Point, 3-D MAX, Revit, Sketch-Up | |||||
Творческий процесс П.В. Митурича: Анимированное пятно и преобразование в пластическую форму | Построение компьютерной анимационной модели пространственных построений П.В. Митурича, презентация на коллоквиуме | Компьютерные программы: Power Point, 3-D MAX, Revit, Sketch-Up | |||||
Творческий процесс И.И. Леонидова: «Проявляющее» проектирование и выход на «всеобщее становление» форм | Построение компьютерной анимационной модели пространственных построений И.И. Леонидова, презентация на коллоквиуме | 12, Компьютерные программы: Power Point, 3-D MAX, Revit, Sketch-Up Учебно-научный компьютерный фильм: Анализ динамического формообразования: лестничный спуск санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске. – М.: МАРХИ, 2007. | |||||
Творческий процесс Русского Авангарда. Особенности образно-семантической организации пространственных построений в творческом процессе архитекторов Русского Авангарда | – | Реферат: Творческие процессы архитекторов Нового и Новейшего времени, выступление на коллоквиуме | 12, 28, Компьютерные программы: Power Point | ||||
Сохранение наследия Русского Авангарда | – | Реферат: Сохранение наследия современной архитектуры в России и на Западе, выступление на коллоквиуме | Компьютерные программы: Power Point | ||||
Русский Авангард и архитектура Запада Новейшего времени: непрямые влияния и трансверсальные связи | – | Реферат: Влияния Русского Авангарда на западных архитекторов новейшего времени, выступление на коллоквиуме | Компьютерные программы: Power Point |
[1] См. подробнее: Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 29 марта 2010 г. N 235
Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по Направлению подготовки 270100 Архитектура (квалификация (степень) «Магистр») [Электронный ресурс] http:// http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_10/m235.pdf