Тема 9. Творческий процесс И.И. Леонидова: «Проявляющее» проектирование и выход на «всеобщее становление» форм

О проектной философии архитектора:

1/ Природные истоки понимания пространства;

2/ Культурные истоки понимания пространства.

Стадии творческого процесса И.И. Леонидова:

1/ Неразделённое. Первичный «ритуально-смысловой комок». — 2/ Выделение скомпонованных амёб со словом. Запись первой мысли архитектора. — 3/ Задание равномерного поля. Введение геометрической сети и вертикали, решётки, осевого построения. Наложение их на природный ландшафт. — 4/ Локализация амёб в ячейках сети, на осях. Появление равномерного поля воздействия, влияния. — 5/ Замена амёб на правильные геометрические фигуры. «Заветные формы». Пересоздание исторических форм. — 6/ Переход от сети к системе мест. Закрепление неравномерности поля. — 7/ Преобразования форм. — 8/ Овеществление и искривление сети. Нарушение, прорыв и слияние клеток-ячеек. — 9/ Становление ансамблей из форм-образов. — 10/ Овеществление форм-образов. Перемена масштаба схематического развёртывания. — 11/ Строительство объекта и обучение как продолжение формотворчества. — 12/ Завершение циклов проявления форм. Праздник как торжество жизнеустройства.

Образ – геометрия – архитектурная форма (выводы по результатам реконструкции творческого процесса).

Фонтан-пентаграмма и начало проектирования.

Демонстрация учебно-научного компьютерного фильма: Анализ динамического формообразования: лестничный спуск санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске. – М.: МАРХИ, 2007.

Тема 10. Творческий процесс Русского Авангарда. Особенности образно-семантической организации пространственных построений в творческом процессе архитекторов Русского Авангарда.(Выводы по результатам реконструкций творческих процессов мастеров Русского Авангарда).

Функции и значение образов, пространственных построений, творческого процесса в деятельности архитектора:

Общее и индивидуальное в творчестве архитекторов.

Состав образно-семантического поля архитекторов:

а) Области образности и семантики;

б) Дальний и ближний контекст образности;

в) Виды образов в образно-семантическом поле;

г) Роли различных образов в пространственных построениях.

Структура пространственных построений архитектора:

а) «Разъятие» пространственных построений прошлого;

б) Начальные семантические единицы пространственной структуры;

в) Способ сборки семантических единиц в пространственных построениях:

1) последовательный монтаж образных единиц в целое;

2) постепенное прояснение и уточнение образа целого;

3) видоизменение пространственной структуры;

г) Уровни семантических единиц в пространственных построениях.

Характер творческого процесса мастеров авангарда (Динамическая модель творческого процесса мастеров Русского Авангарда):

а) Динамизм и темп проектных действий архитекторов;

б) Полные и сокращённые действия архитекторов;

в) Поворотные моменты в течении творческого процесса;

г) Сценарность проектных действий архитектора;

д) Аналоги творческих действий архитектора;

е) Ритуальный характер творческого процесса архитектора;

ж) Стадии творческого процесса мастеров авангарда.

Типы связи творческого процесса, привлекаемой образности и пространственных построений архитектора:

а) Синтагматический тип;

б) Парадигматический тип;

в) Символический тип.

Тема 11. Сохранение наследия Русского Авангарда

Состояние дома Мельникова.

Образцы и «гибриды» конструктивизма в Астрахани (Н.Н. Миловидов).

Окна конструктивизма (дом К.С. Мельникова, клуб Зуева И.А. Голосова дома-коммуны в Москве, дома городского коммунального общества в Астрахани)

Тема 12. Русский Авангард и архитектура Запада Новейшего времени:

Непрямые влияния и трансверсальные связи

П.В. Митурич, И.И. Леонидов, К.Н. Афанасьев: на пути к современной теории архитектурного образа.

«Язык железобетонного Парфенона»: И.А. Голосов, Н.Н.Миловидов и параллели в итальянской архитектуре.

Илья Голосов и Альдо Росси: поиски грамматики универсальных форм.

Пётр Митурич и Заха Хадид: графический росчерк – анимированное пятно – переход в пластическую форму вещи, здания, города.

Иван Леонидов и Рем Кулхаас: «проращивание» архитектурных форм и «монтаж аттракционов».

Образовательные технологии

Формы Описание
Реферат, выступление на коллоквиуме Реферат: Понимание образности и пространственных построений в современной и новейшей архитектуре
Реферат, выступление на коллоквиуме Реферат: Области творческой деятельности архитекторов Русского Авангарда Документальный и научно-учебный фильм: Зодчие Города Солнца. – СПб.: Леннаучфильм, 2010.
Реферат, выступление на коллоквиуме Реферат: Концепт машины в философии, искусстве и архитектуре Нового и Новейшего времени
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения А.А. Веснина
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения К.С.Мельникова. Документальный и научно-учебный фильм: Константин Степанович Мельников. – Amsterdam: Qui vive film productions, 1999.
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения И.А. Голосова
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения В.Е. Татлина
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения П.В. Митурича
Построение компьютерной анимационной модели, презентация на коллоквиуме Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения И.И. Леонидова. Учебно-научный компьютерный фильм: Анализ динамического формообразования: лестничный спуск санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске. – М.: МАРХИ, 2007.
Реферат, выступление на коллоквиуме Реферат: Творческие процессы архитекторов Нового и Новейшего времени
Реферат, выступление на коллоквиуме Реферат: Сохранение наследия современной архитектуры в России и на Западе
Реферат, выступление на коллоквиуме Реферат: Влияния Русского Авангарда на творчество западных архитекторов Новейшего времени


5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Делёз, Жиль. Складка, Лейбниц и барокко / общ. ред. В.А. Подороги. Пер. с франц. Б.М. Скуратова. – М.: Изд-во «Логос», 1997. – 264 с.

2. Делёз, Жиль. Кино / Пер. с франц. Б.М. Скуратова. – М.: «Ад Маргинем», 2004. – 623 с.

3. Делёз, Жиль. Кино // Делёз, Жиль. Переговоры. 1972-1990 / пер. с франц. В.Ю. Быстрова. – СПб.: «Наука», 2004. – С. 54-111.

4. Делёз, Жиль. Фрэнсис Бэкон. Логика ощущения. – СПб.: Machina, 2011. – 176 с.

5. Делёз, Жиль. Платон и симулякр // Цифровая библиотека по философии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000174/.

6. Нанси, Жан-Люк. Смех, присутствие / Пер. с франц. А. Скидана. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kassandrion.narod.ru/commentary/11/14nancy.htm

7. Беньямин, Вальтер. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. [Электронный ресурс]. – Режим Доступа: http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm

8. Маураньи У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания. Пер. с англ. Ю.А. Данилова. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 223 с.

9. Бергсон, Анри. Материя и память [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://philosophy.ru/library/berg/bergson_materia.html

10. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ., вст. статья и комментарий В.В. Сапогова. – М.: Астрель, 2006. – 1176 с.

11. Лакофф, Джордж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. Кн. I.: Разум вне машины / пер с англ. И.Б. Шатуновского. – М.: Гнозис, 2011. – 512 с.

12. Хиллман, Джеймс. Архетипическая психология / пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2006. – 351 с.

12. Адамов О.И. Образы пространственных построений в творческом процессе архитектора. Мастера Русского Авангарда: А.А. Веснин, И.А. Голосов, И.И. Леонидов, К.С. Мельников, В.Е. Татлин: диссертация на соискание учёной степени канд. архитектуры. – М.: МАРХИ, 2000. – В 2 т. – 340 с.

7. Адамов О.И. Творческий процесс и прототипы пространственных построений Александра Веснина // Архитектон: Серия «Известия вузов». – 1995. – №II. – С. 25-41. [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. – 2012. - № 39. Приложение. – (Режим доступа): http://archvuz.ru/2012_33/6

3. Адамов О.И. Творческий процесс К.С. Мельникова // Архитектура Мира: материалы V междун. конф. по истории архитектуры: Запад-Восток: Искусство композиции в истории архитектуры, в Москве, 1995. – М.: Architectura, 1996. – Вып. 5. – С. 277-284.

4. Адамов О.И. Проявляющее проектирование и выход на всеобщий генезис форм у И.И. Леонидова // Школа органического искусства в Русском Модернизме / The School of Organic Art and Elena Guro: материалы междун. конф. по русскому авангарду, Хельсинки, 1996. – Helsinki: Studia Slavica Finlandesia, 1999. – Т. XVI/2. – С. 65-83.

5. Иван Леонидов: Начало XX –начало XXI вв. К 100-летию мастера / под общ. ред. Н.Л. Павлова; сост. О.И. Адамова, Ю.П. Волчка. – М.: АО «Московские учебники и картолитография», 2002. – 216 с.

6. Адамов О.И. Творческий процесс и проектная философия И.И. Леонидова // Иван Леонидов: Начало XX –начало XXI вв. К 100-летию мастера / под общ. ред. Н.Л. Павлова; сост. О.И. Адамова, Ю.П. Волчка. – М.: АО «Московские учебники и картолитография», 2002. — С. 183-208.

7. Adamov O.I. Day-dreaming and the Transformation of Geometrical Forms – Notes on the Creative Process of K. Melnikov // Architecture of Konstantin Melnikov: 1920-1930s. / supervisor R. Mullagildin – Tokyo: Gallery-MA, TOTO Shuppan, 2002. – P. 100-103 (на англ. и япон. языках)

8. Adamov O.I. Man, Machine and Dynamics in VKHUTEMAS // XXX Symposium of the International Committee for the History of Technology: UCOH-TEC in St. Petersburg – Moscow, 2003. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, 2003. – С.35-36 (на англ. языке).

9. Адамов О.И. Опыт сопоставления некоторых понятий Андрея Белого и Владимира Татлина // Архитектурная наука и образование: труды МАРХИ. – М.: Архитектура-С, 2003. – Т.3. – С. 164-173.

10. Адамов О.И. В.Е. Татлин: энергии разъятия и сборки // Архитектурная наука и образование: тез. науч. конф. МАРХИ. – М.: Архитектура-С, 2004. – С. 84.

11. Адамов О.И. Окна конструктивизма: вопросы реставрации // Архитектурная наука и образование: тез. науч. конф. МАРХИ. – М.: Архитектура-С, 2005. – С.131-132.

12. Адамов О.И. (Adamov O.I.) Образцы и «гибриды» конструктивизма в Астрахани (Samples and “Hybrids” of the Constructivism in Astrakhan) (на рус. и англ. языках) // HERITAGE AT RISK: Сохранение архитектуры ХХ века и Всемирное Наследие (Preservation of 20-th Century Architecture and World Heritage): материалы науч. конф., Москва, 2006. – М.: ООО «Вива-Стар», 2006. – С. 118-119.

13. Мельников В.К., Адамов О.И. (Melnikov V.K., Adamov O.I.) Состояние дома Мельникова (The Present Condition of the Melnikov House) (на рус. и англ. языках) // ХХ век. Сохранение культурного наследия (20-th Century Preservation of Cultural Heritage). – М.: ООО «Вива-Стар», 2006. – С. 142-155.

14. Adamov O.I. L’immagine – la geometria – la forma architettonica: il processo creativo di I.I. Leonidov (на итал. языке) // Una cittá possibile. Architetture di Ivan Leonidov 1926-1934. / a cura di O. Máčel, M. Meriggi, D. Schmidt, Ju. Volčok. – Verona: Triennale, Electa, 2007. – P.78-87.

15. Адамов О.И. Ирония и смех в архитектуре авангарда // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: науч.-практ. конф. проф. препод. состава и молодых учёных, 28-30 апр. 2008. – М.: «Архитектура–С», 2008. – С. 179-181.

16. Adamov O.I. Leonidows ungeschriebene Theorie (на нем. языке) // Iwan I. Leonidow: Ein Architekt des Russischen Konstruktivismus. 1926-1934: Architektur im Ringturm XX: Katalog der Ausstellung / A. Stiller [Hg.], Mitherausgeber O. Máčel, M. Meriggi, D. W. Schmidt, Ju. P. Volchok. – Wien: Müry Salzmann Verlag, 2010. – S. 60-65.

17. Хан-Магомедов С.О.Илья Голосов (Мастера архитектуры). – М.: Стройиздат, 1988. – 232 с.

18. Шадрин А.А. Композиционная концепция И.А. Голосова (Теория, практика, педагогика): диссертация на соискание учёной степени канд. архитектуры. – М.: МАРХИ, 1988. – 162 с.

19. Адамов О.И. «Язык железобетонного Парфенона»: И.А. Голосов, Н.Н. Миловидов и параллели в итальянской архитектуре // Monumentalita & Modernita: Архитектура и искусство Италии, Германии и России «тоталитарного» периода: Материалы междунар. науч. конференции в Смольном институте свободных искусств и наук СПбГУ, 30 июня – 2 июля 2010 г. – СПб.: Капитель [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kapitel-spb.ru/index.php/component/content/article/12-konferent/46-adamov. – 2010.

18. Адамов О.И. Город Солнца: из дневников И.И. Леонидова // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: тез. докл. науч.-практ. конф., 12-16 апр. 2010 г.: В 2 т. Т. 2– М.: «Архитектура–С», 2010.. – С. 31-32.

19. Адамов О.И. Иван Леонидов: фонтан-пентаграмма // Хан-Магомедов С.О. Иван Леонидов: Книжная серия «Кумиры авангарда». – М.: Фонд «Русский Авангард», 2010. – С. 350.

20. Адамов О.И. Образ – геометрия – архитектурная форма: творческий процесс И.И. Леонидова // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы научно-практической конференции 12-16 апреля 2010 г.: Сб. статей: в 2-х т. Т. 2. – М.: Архитектура-С. 2010. С. 46-55.

21. Адамов О.И. Пётр Митурич и Заха Хадид: анимированное пятно и преобразование в пластическую форму // Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации: материалы Всероссийской научной конференции, 17-19 ноября 2010 г. – М.: МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, 2010. – С. 65-68.

22. Адамов О.И. Илья Голосов и Альдо Росси: поиски грамматики универсальных форм // Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации: материалы Всероссийской научной конференции, 17-19 ноября 2010 г. – М.: МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, 2010. – С. 124-125.

23. Адамов О.И. Мельников Константин Степанович // Энциклопедия Русского Авангарда в 3-х т. Т. II. Биографии. Л-Я. / сост. В.И. Ракитин и А.Д. Сарабьянов. – М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013. – С. 128-130.

24. Адамов О.И. К.С. Мельников: становление пространственной концепции // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы междунар. науч.-практ. конференции 8-12 апр. 2013 г. – М.: МАРХИ, 2013. – С. 174-179.

24. Rochegova N.A., Barchugova E.V., Adamov O.I. Analysis of Dynamic Formation: Park Staircase in Narkontyazhprom Sanatorium in Kislovodsk (учебно-научн. фильм, на англ. языке) – M.: MARKHI, 2007. – 15 min.

24. Рочегова Н.А., Барчугова Е.В., Адамов О.И. Анализ динамического формообразования: Лестничный спуск санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске (учебно-науч. фильм). – М.: МАРХИ, 2007. – 15 мин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vimeo.com/29406783

25. Константин Мельников (учебно-научный фильм на рус. и англ. языках) / A film by Jet Christiaanse and Mario Leupers. – Amsterdam: Qui Vive Film Productions 1999. – 58 min.

26. Viktor Konstantinovich Melnikov talks to Oleg Adamov (учебно-научный фильм, на рус. и англ. языках) / A film by Jet Christiaanse and Mario Leupers. – Amsterdam: Qui Vive Film Productions 1999. – 1 h., 50 min. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pauldevroom.com/?portfolio=melnikov

27. Зодчие Города Солнца (Документальный фильм) – СПб.: Леннаучфильм, 2010.

28. Адамов, О.И. Творческий процесс и аутопойезис // Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конференции профессорско-преподавательского состава, молодых учёных и студентов, 7-11 апр. 2014 г. – М.: МАРХИ, 2014. – С. 643-644.

Дополнительная литература:

27. Мельников К.С. (1890-1974) // Мастера архитектуры об архитектуре / сост., вступ. статья, примеч. А.А. Стригалёв. Кн. 2. – М.: Искусство, 1975. – С. 154-185.

28. Константин Степанович Мельников. Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / сост. и примеч. А.А. Стригалёв, И.В. Коккинаки; вступ. статья А.А. Стригалёв. – М.: Искусство, 1985.

29. Константин Степанович Мельников. Архитекторское слово в его архитектуре / сост. и дизайн макета О.И. Адамова. – М.: Архитектура-С, 2006. – 144 с.

30. Starr S. Frederick. Solo Architect in a Mass Society. – Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1978.

31. Константин Мельников. Рисунки и проекты. Каталог выставки / сост. И.В. Коккинаки, А.А. Стригалёв; сост. каталога Н.А. Борисовская, И.В. Коккинаки; статьи Ю.Я. Гренчук, А.А. Стригалёв. – М.: Советский художник, 1989.

32. Хан-Магомедов С.О. Константин Мельников. – М.: Стройиздат, 1990.

33. Konstantin S. Mel’nikov and Construction of Moscow / edited by M. Fosso, M. Meriggi; essays by G. Canella, M. Fosso, O. Mačel, M. Meriggi, D. Schmidt, Ju. Volčok. – Milan: Skira, 2000.

34. Iwan I. Leonidow: Ein Architekt des Russischen Konstruktivismus. 1926-1934: Architektur im Ringturm XX: Katalog der Ausstellung / A. Stiller [Hg.], Mitherausgeber O. Máčel, M. Meriggi, D. W. Schmidt, Ju. P. Volchok. – Wien: Müry Salzmann Verlag, 2010. – S. 60-65.

35. Хан-Магомедов, С.О. Иван Леонидов: Книжная серия «Кумиры авангарда». – М.: Фонд «Русский Авангард», 2010.

36. Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации: материалы Всероссийской научной конференции, 17-19 ноября 2010 г. / отв. ред.: Г.В. Есаулов, Н.К. Соловьёв; Сост. и науч. ред.: О.И. Адамов, Ю.П. Волчок. – М.: МАРХИ, МГХПА им. С.Г. Строганова, 2010. – 341 с.

37. Энциклопедия Русского Авангарда в 3-х т. / сост. В.И. Ракитин и А.Д. Сарабьянов. – М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013-2014.

38. Адамов О.И. Функционирование функциональной архитектуры: Фабрика Ван Нелла в Роттердаме // Архитектура. Строительство. Дизайн. – М., 2001. №1 (23). – С. 37-39.

39. Мандола, Сэм, Адамов О.И. Конечные и бесконечные игры с архитектурной формой Сэма Мандола // Архитектон: Серия «Известия вузов». – Екатеринбург, 1994. – №I. – С.20-40. Хан-Магомедов, С.О. Александр Веснин и конструктивизм. – М.: Архитектура-С, 2007. – 412 с.

41. Хан-Магомедов С.О. Александр Веснин (Пионеры советской архитектуры) // Строительсвто и архитектура. - М.: Знание, 1983. - №4. - 64 с.

42. Усачева К. Театральные работы А.А.Веснина (по материалам фондов ГНИМА) // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. - М.: Искусство, 1975. - Вып.2.- С. 304 - 331.

43. Эйзенштейн С.М. Из заметок о собственном рисовании. (Дополнение к ст.

С.М.Эйзенштейна. Дисней / Публ. и комм. Н.И.Клемана) // Проблемы синтеза в художественной культуре. - М.: Наука, 1985. - С.264-284.

44. Эфрос А. Камерный театр и его художники. 1914-ХХ-1934. - М.: Издание Всеросс. театрального общества, 1934. - С.IX-XLVIII.

45. Явейн О.И. Александр Никольский // Архитекторы об архитекторах. Ленинград - Петербург. ХХ век. - СПб.: ОАО "Иван Фёдоров", 1999. -С.12-45.

46. Явейн О.И., Явейн Н.И. Игорь Явейн // Архитекторы об архитекторах. Ленинград - Петербург. ХХ век. - СПб.: ОАО "Иван Фёдоров", 1999. -С.160-175.

47. Гинзбург М.Я., Веснин В.А., Веснин А.А. Проблемы современной архитектуры // Архитектура СССР. - 1934. - №2. - С.63-69.

48. Гинзбург М.Я. Итоги и перспективы СА // Современная архитектура. - 1927. - №4. - С.112-119.

49. Гинзбург М.Я. Ритм в архитектуре. - М.: Среди коллекционеров, 1922. - Ч.1-2. - 119 с.

199. Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха: проблемы современной архитектуры. - М.: Гос. изд-во, 1924. - 238 с.

50. Гинзбург М.Я. Целевая установка в современной архитектуре // Современная архитектура. - 1927. - №1. - С.4-10.

51. Веснин А.А. О социалистическом реализме в архитектуре // Советская архитектура. - 1957. - Вып.8. - С.69-80.

52. Веснин А.А. Современность и наследство // Архитектура СССР. - 1940. - №3. - С.37-38.

53. Веснин А.А., Веснин В.А. Творческий отчёт // Архитектура СССР. - 1935. - №4. - С.40-44.

54. Веснин В.А. О воспитании молодых архитекторов (Архитектурное наледство и академизм) // Мастера советской архитектуры об архитектуре (Избранные отрывки из писем и статей). - М.: Искусство, 1975. - Т.2. - С.55-56.

55.Eisenstein S.M.Montage and Architecture // Assemblage. A Critical Journal of Architecture & Design Culture. - 1989, Deceber. - P.111-133.

56.Веснин А.А. "Учёба у классики, наши задачи и наши ошибки" (чему надо учиться у архитектурного прошлого). - ЦГАЛИ. - Ф.2606, Аркин. - Оп.1. - Ед. хр.123. - 5 илл.

57.Веснин В.А. Письмо В.А.Веснина А.А.Веснину из Флоренции, от 12 октября 1935 г. (рукопись). - ГНИМА им. А.В.Щусева. - Ф.5. - Оп.1. - Док. 93. - 1с.

58.Веснин Л.А. Коллективное письмо Веснина А., Веснина В., Веснина Л., Гинзбурга М. и Ладовского Н. редактору журнала "L'architecture d'aujord'hui" (1933) VIII. - ЦГАЛИ. - Ф.674, Союз Архитекторов СССР. - Оп.1. - Ед. хр.8. - Л.36.

59.Cooke C. The Machine as a Model. The Russian Constructivist's Conception of the Design Process // Architectural Design. - 1989. - ¹7-8. - P. X-XV.

60.Cooke C. Professional Diversity and its Origins // Avant-Garde in the Twenties: Architectural Design. - L.: Academy Editions, 1991. - Profile ¹ 93. - P.8-21.

61. .Виктор Константинович Мельников рассказывает... (Путешествие по собственному дому архитектора Константина Степановича Мельникова). (Машинопись). - Архив автора. - 32 л.

62. Быков, В.Е. Константин Мельников и Георгий Гольц // Советская архитектура. – М.: Госстройиздат, 1969. – № 18. – С. 59-66.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Образовательные технологии предполагают выполнение в процессе освоения курса двух основных учебных заданий: Реферат и Построение компьютерной анимационной моделипространственных построений архитекторов.

Магистрант пишет Рефератпо одной из предложенных тем, соответствующих общим лекциям и выступает с сообщением на коллоквиуме.

Задачей реферата (и последующего выступления на коллоквиуме) является рассмотрение тем, предложенных на лекциях, в более широком социальном, историко-культурном и художественном контекстах, которые оказали влияние на осуществление проектной деятельности исследуемых мастеров Русского Авангарда и западных архитекторов Новейшего времени.

Такое рассмотрение тем с обращением к ряду примеров из проектной практики архитекторов должно способствовать закреплению и дальнейшему развитию основных положений и введённых ключевых понятий (образы, пространственные построения, творческий процесс, образно-семантическое поле и др.) применительно к иному, выбранному студентами, материалу.

Сквозным учебным заданием является Построение компьютерных анимационных моделейпространственных построений архитекторов, творческие процессы которых рассматриваются в лекционном курсе, и презентация разработанных моделей на коллоквиумах.

Данная работа осуществляется совместно с Лабораторией компьютерных технологий и опирается на знания и навыки, полученные магистрантом в ходе освоения дисциплины «Медиатехнологии», которая входит в блок дисциплин по выбору (М1.В.ДВ.1). Выполнение работы предполагает параллельное освоение магистрантом компьютерными программами: 3-D MAX, Revit и Sketch-Up и построение компьютерных моделей как учебное упражнение по овладению данными программами.

В результате выполнения данного учебного задания у магистранта должны сформироваться навыки создания динамических моделей творческих действий архитектора при разработке архитектурных объектов. Он может представить себе ход пространственных построений архитектора при проектировании общественных зданий и создании общественных городских пространств, постараться понять логику развёртывания формообразования.

Магистранты разбиваются на подгруппы, занимающиеся моделированием пространственных построений одного из рассматриваемых архитекторов, отдельных образно-семантических блоков и стадий его творческого процесса. Затем результаты, полученные в подгруппе, могут быть обобщены и представлены в виде компьютерных анимационных фильмов, посвящённых творчеству архитектора.

В ходе коллективного обсуждения с преподавателем на коллоквиуме результатов динамического моделирования пространственных построений архитекторов могут быть сделаны наблюдения по поводу развёртывания пространственных построений в архитектуре и о возможности использования полученных результатов в учебном процессе при обучении архитектурному проектированию.

Подходы и методы представления логики формообразования и построения компьютерных анимационных моделей могут получить дальнейшее развитие в «Научно-исследовательской работе» (М3.Н) магистранта, где могут быть закреплены полученные компетенции в привязке к конкретным задачам и местным условиям архитектурного проектирования. Тоже можно сказать о «Проектно-исследовательской практике» цикла «Учебная практика» (М3.У), при прохождении которой в проектных и исследовательских организациях могут быть опробованы навыки и дополнены компетенции, полученные при изучении данной дисциплины.

Возможные темы Рефератов:

Раздел 1: Творческий процесс мастеров Русского Авангарда(источники: 11-16):

· Понимание образности и пространственных построений в современной и новейшей архитектуре;

· Области творческой деятельности архитекторов Нового и Новейшего времени;

· Концепт машины в философии, искусстве и архитектуре Нового и Новейшего времени;

· Творческие процессы архитекторов Нового и Новейшего времени;

· Сохранение наследия современной архитектуры в России и на Западе;

· Влияния Русского Авангарда на творчество западных архитекторов Новейшего времени.

Возможные темы компьютерного анимационного моделирования(источники: 4, 9, 17-21, 29):

· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения А.А. Веснина;

· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения К.С.Мельникова;

· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения И.А. Голосова;

· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения В.Е. Татлина;

· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения П.В. Митурича;

· Построение компьютерной анимационной модели: Пространственные построения И.И. Леонидова.

Все перечисленные разделы и виды учебных заданий предполагают активное участие студентов, по ходу завершения происходи оценка их выполнения.

Сдача полной индивидуальной версии Реферата, с оценкой, и Компьютерной анимационной модели: Пространственные построения одного из вышеперечисленных мастеров Русского Авангарда, с оценкой, означает, наряду с промежуточной аттестацией, допуск студентов к зачёту по дисциплине.

Итоговый контроль по освоению дисциплины происходит в форме зачёта.

Контрольные вопросы по дисциплине:

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория, оснащённая доской, экраном, компьютером, мультимедийным проектором для проведения лекций, семинаров, коллоквиумов.

Компьютерный класс для проведения отдельных семинаров с презентациями компьютерных анимационных моделей пространственных построений исследуемых архитекторов.

Программное обеспечение:

для презентации лекций – Power Point;

для построения компьютерных анимационных моделей – 3-D MAX, Revit, Sketch-Up

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План реализации учебной дисциплины

Раздел/Тема Семестр Формы занятий. Количество аудиторных часов Форма контроля Методическое обеспечение (п.п.5-6 УМК)
л с л\р
Вводная лекция: Реконструкция творческого процесса архитектора как способ интерпретации архитектуры. Творческий процесс, пространственные построения и образы как объекты специального исследования Реферат: Понимание образности и пространственных построений в современной и новейшей архитектуре, выступление на коллоквиуме 12, Компьютерные программы: Power Point
Истоки Русского Авангарда Реферат: Области творческой деятельности архитекторов Русского Авангарда, выступление на коллоквиуме 12, 60 Компьютерные программы: Power Point; Документальный и научно-учебный фильм: Зодчие Города Солнца. – СПб.: Леннаучфильм, 2010.
Человек, машина и динамика во ВХУТЕМАС. Ирония и смех в архитектуре авангарда Реферат: Концепт машины в философии, искусстве и архитектуре Нового и Новейшего времени, выступление на коллоквиуме 59, 8, Компьютерные программы: Power Point
Творческий процесс А.А. Веснина: Конструктивизм и перерождение классического канона Построение компьютерной анимационной модели пространственных построений А.А. Веснина, презентация на коллоквиуме 12, 7, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 , 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 Компьютерные программы: Power Point
Творческий процесс К.С. Мельникова: «Сон-грёза» и преобразование геометрических форм   Построение компьютерной анимационной модели пространственных построений К.С.Мельникова, презентация на коллоквиуме 12, 3, 7, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 61, 62 Компьютерные программы: Power Point, 3-D MAX, Revit, Sketch-Up Документальный и научно-учебный фильм: Константин Мельников. – Amsterdam: Qui vive film productions, 1999.
Творческий процесс И.А. Голосова: Архитектурная композиция и грамматика «универсальных» форм Построение компьютерной анимационной модели пространственных построений И.А. Голосова, презентация на коллоквиуме 12, 17, 18, 19 Компьютерные программы: Power Point, 3-D MAX, Revit, Sketch-Up
Творческий процесс В.Е. Татлина: «Азбука звёздного языка» и «материальная» конструкция вещи   Построение компьютерной анимационной модели пространственных построений В.Е. Татлина, презентация на коллоквиуме 12, Компьютерные программы: Power Point, 3-D MAX, Revit, Sketch-Up
Творческий процесс П.В. Митурича: Анимированное пятно и преобразование в пластическую форму   Построение компьютерной анимационной модели пространственных построений П.В. Митурича, презентация на коллоквиуме Компьютерные программы: Power Point, 3-D MAX, Revit, Sketch-Up
Творческий процесс И.И. Леонидова: «Проявляющее» проектирование и выход на «всеобщее становление» форм Построение компьютерной анимационной модели пространственных построений И.И. Леонидова, презентация на коллоквиуме 12, Компьютерные программы: Power Point, 3-D MAX, Revit, Sketch-Up Учебно-научный компьютерный фильм: Анализ динамического формообразования: лестничный спуск санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске. – М.: МАРХИ, 2007.
Творческий процесс Русского Авангарда. Особенности образно-семантической организации пространственных построений в творческом процессе архитекторов Русского Авангарда Реферат: Творческие процессы архитекторов Нового и Новейшего времени, выступление на коллоквиуме 12, 28, Компьютерные программы: Power Point
Сохранение наследия Русского Авангарда Реферат: Сохранение наследия современной архитектуры в России и на Западе, выступление на коллоквиуме Компьютерные программы: Power Point
Русский Авангард и архитектура Запада Новейшего времени: непрямые влияния и трансверсальные связи Реферат: Влияния Русского Авангарда на западных архитекторов новейшего времени, выступление на коллоквиуме Компьютерные программы: Power Point

[1] См. подробнее: Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 29 марта 2010 г. N 235

Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по Направлению подготовки 270100 Архитектура (квалификация (степень) «Магистр») [Электронный ресурс] http:// http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_10/m235.pdf

Наши рекомендации