Архитектурное творчество Микеланджело.
МИКЕЛАНДЖЕЛО 1475—1564
Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни ; 6 марта 1475,Капрезе — 18 февраля 1564, Рим) — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.
· Антонио да Сангало Младший, Микеланджело, Виньола, Джакомо делла Порта. Палаццо Фарнезе в Риме, 1514-1589Позднее возрождение - начало барокко
· Новая сакристия (капелла Медичи) в церкви Сан Лоренцо во Флоренции 1519-1534 гг высокое – позднее возрождение
Архитектурное пространство не заполнено, а скульптуры «включены» в стены. Как и Брунеллески, он задумывает сакристию в виде пустого кубического пространства, на белых стенах прорисованные темные пилястры, карнизы и арки. Кубическое пространство, освещенное мягким светом, падающим из окон купола и светового фонаря, является, по замыслу Микеланджело, символом потустороннего мира, конечного освобождения духа от власти материи. Смысл и значение микеланджеловской композиции состоят в противоборстве двух реальностей – природы и духа. Рисунок арок, четкое пропорциональное расположение карнизов и пилястр. Геометрические членения стен обретают пластическую рельефность, структурные связки соединяются друг с другом, образуя прочный каркас.
· Библиотека Лауренциана в Монастыре Сан Лоренцо во Флоренции, 1550-е годы позднее возрождение
Стала отправным пунктом для архитектуры маньеризма, то есть такой архитектуры, которая не стремилась к созданию «рационального» образа природы. Читальный зал библиотеки – это длинное и узкое пространство между белыми стенами, на которых пилястры и карнизы из темного камня образуют прочный каркас, включающий и окна. В это вытянутое строгое помещение попадаешь через вестибюль, где часть пространства занята лестницей, а каркас стен укреплен сдвоенными колоннами, заглубленными в тело стены. В основание этой структуры
положен очень высокий цоколь, колонны же не имеют иной опоры, кроме завитков консолей. Белые стены выступают между колонн, словно под напором внешних сил, ложные окна. Переход от вестибюля к залу осуществляется благодаря пластической массе лестницы, потоку лавы или морской волны. Ее удерживает балюстрада, играющая роль канала, по которому ступени лестницы устремляются вниз наподобие полноводного потока.
· Пьяцца Кампидольо на вершине Капитолийского холма, 1538 позднее возрождение
Возвышаясь над развалинами древнеримского форума и соседствуя со средневековой церковью Санта-Мария дельи Арачели, капитолийская площадь построена по принципу обратной перспективы, предопределенному тем, что оси боковых палаццо несколько расходятся в стороны. Палаццо же, занимающее третью сторону, получает таким образом обрамление, которое как бы выдвигает его вперед и подчеркивает заполненность пространства, остающегося открытым со стороны входа, обрамленного низкой линией балюстрады, прерываемой в центре лестницей. Неизбежно напрашивается сравнение с библиотекой Лауренциана – перспективно построенным пространством, пластически формируемым его боковыми стенами. Здесь эту роль играют фасады Палаццо деи Консерватори и здания Капитолийских музеев – этих двух мощных тектонических каркасов, в основу структуры которых положен единый ярус пилястр и два горизонтальных карниза. Внизу располагаются глубокая колонная галерея, отделенная от верхнего яруса архитравом, наверху – выступающие вперед обрамления окон. Так достигается контраст между напором, идущим изнутри и обеспечивающим своего рода «сцепление» между массой здания и пространством площади, и постоянным «прорывом» этого пространства внутрь фасада. Художник достигает единства пространства и тектоники благодаря выразительной пластической проработке фасадов и концентрическим узорам разноцветных плит травертина на площади, в центре которой Микеланджело установил античную статую Марка Аврелия.
· Проект Собора Св. Петра в Риме (зарисовка №12)
Работая над строительством собора Святого Петра, Микеланджело обращается к центрической композиции, разработанной Браманте, но стремится к соединению всех частей здания в единый пластический организм, в котором архитектоническая масса как бы дематериализуется и завершается огромным куполом, который собирает воедино и завершает все здание. Микеланджело стремится создать такой купол, чтобы под ним могли укрыться все христианские народы.
Возносимый кверху боковыми апсидами, как бы «столпившимися» вокруг него, купол покоится на барабане с большими окнами, обрамленными спаренными, сильно выступающими вперед колоннами. Над барабаном возвышается купол, который служит одновременно выражением тяжести массы и вместе с тем ее одухотворенности, порыва вверх, подчеркиваемого ребрами. Он возносится ввысь в том самом месте, где захоронен, по преданию, апостол Петр. Это идеальный центр самого здания, символический памятник вселенской идее христианства.
· Церковь Санта Мария дельи Анджели в термах Диоклетиана в Риме. 1550-е гг
В последние годы Микеланджело развивает интенсивнейшую архитектурную деятельность. Он занимается проектом центрального плана церкви Сан-Джованни деи Фьорентини, которая должна была стать памятником его «флорентийской родины» и соперничать с другой стороны Тибра с собором Святого Петра и замком Святого Ангела. Он набрасывает план Капеллы Сфорца в церкви Санта-Мария Маджоре, строит Порта Пиа, придает перспективно-монументальный вид площади Капитолия – этому идеальному центру священного города, берет на себя и по-новому решает вопрос о перестройке собора Святого Петра. Последние два – его основные предприятия в
области архитектуры – в значительной мере затрагивают вопросы градостроительства, нового и глубокого истолкования историко-религиозного значения Рима.
Творчество Андреа Палладио.
АНДРЕА ПАЛЛАДИО 1508—1580
Во второй половине XVI века венецианская архитектура выдвинулась на такой же высочайший уровень, что и живопись того времени, благодаря Палладио.
Искусство Палладио основанное на изучении античной и ренессансной архитектуры, - одна из вершин Позднего Возрождения. Уже в ранних постройках:
т.н. Базилика в Виченце, перестроена в 1549 из дворца Раджоне 13в. Позднее возрождение
Палладио органически сочетал в римское величие и значительность обширных открытых аркад с венецианской свободой и богатством декора. Античный ордер стал для него не столько нормативом архитектурного образа, сколько материалом для многообразных композиционных вариаций. В своих гражданских постройках Палладио добивался естественной связи фасада с планом, а всего здания в целом – с городской средой. Умение гармонически связывать архитектуру с окружающим ландшафтом с особой силой проявилось в виллах Палладио, проникнутых элегически-просветленным чувством природы и отмеченных классической ясностью и простотой формы и композиции (Вилла «Ротонда» близ Виченцы 1551-67, окончена архом Скамоцци в 1580-91; Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо1554-58 Позднее возрождение )
В культовом творчестве (венецианская церковь Сан-Джорджо Маджоре 1565-80, и Иль Реденторе окончена в 1592 позднее возрождение) Палладио сумел соединить мотив античного портика на фасаде с базиликальным типом храма. Одним из первых Палладио создает проект театрального здания нового времени (т. Олимпико в Виченце, 1580-85, окончена Скамоцци позднее возрождение). Также он оказал огромное влияние на развитие классицистического направления в европейском зодчестве 17-18 вв., в рамках которого и утвердился термин Палладианство.
Скончался Андреа Палладио 19 августа 1580 года.