Истоки возникновения готики и основные конструктивные принципы

Готики.

сер. 12-15вв. — Готика.Готическая архитектура зародилась в недрах романской, и между ними нет чёткой хронологической границы. Родина готики– Франция. Архитектура готических храмов выросла из необходимости создавать большие вместительные интерьеры, для чего надо было создать более совершенные виды перекрытий. С помощью новых технологий максимальная ширина нефа увеличилась вдвое. Зодчие разработали и стали применять систему стрельчатых сводов на рёбрах– нервюрах. Крестовые своды состоят из структурных ячеек- травей, ограниченных 4ю или 6ю столбами. Стрельчатые своды опираются на столбы, которые воспринимают вертикальную нагрузку– вес свода.

Боковой распор свода передаётся через аркбутаны на наружные столбы– контрфорсы.

Контрфорсы имеют уступчивую форму, внизу толще, т.к. здесь больше конструктивное усилие.За счёт этой системы удалось значительно облегчить вес сводов. Из-за этого стало возможнымперекрывать более широкие пролёты и поднимать своды на большую высоту, не увеличивая массивность опор.Стропила не опираются на свод, только на стены, что вместе с системой аркбутанов и контрфорсовпозволяет уменьшить боковой распор на стены и увеличить площадь оконных проёмов.

Готика во Франции.

Готика сер12-15 век. пришла на смену романскому стилю и многое стрельчатые арки и реберные своды– важнейшие элементы готической архитектуры вобрала из него.

Готика во Франции делится на3 периода: ранняя, лучистая и пламенеющая.

(Примеры: • церковь аббатства Сен-Дени– считается первым примером, где одновременно былииспользованы реберный свод и стрельчатые арки • собор Сен-Этьен в Сансе• собор Нотр-Дам в Париже.) Развитие системы готических контрфорсов было обусловлено конструктивными проблемами, связанными с первыми аркбутанами собора Нотр-Дам де Пари. Процесс развития изображен в виде последовательности поперечных сечений здания и соотнесен с графиком скорости ветра. Пристройки к первоначальным сооружениям показаны в цвете; элементы, которые были уничтожены, обозначены

пунктирной линией. Максимальная скорость ветра(черная кривая) увеличивается с высотой, и ветровая нагрузка, пропорциональная квадрату скорости(цветная кривая), резко возрастает. Из-за своей большой высоты собор Нотр-Дам де Пари(Ь)подвергался значительным ветровым нагрузкам. Необходимость повысить устойчивость стен нефа к ветровым нагрузкам и в то же время расширить оконные проемы обусловила применение примерно в1180 г. первых аркбутанов. В20-х годахXIII в. контрфорсы были перестроены в связи с возникшими конструктивными проблемами; новая конструкция позволила строителям опустить крышу галереи и увеличить размер окон верхнего яруса.

Аркбутаны затем были пристроены и к собору в Лионе(а), построенному примерно в тоже время, что и собор Нотр-Дам де Пари, хотя первый был значительно меньше и скорее всего не нуждался в них.Первоначальные проекты хоров собора в Бурже(с) и в Шартре(d)были изменены после появления трещин в конструкции собора Нотр-Дам де Пари. В обоих зданиях были добавлены верхние аркбутаны для увеличения устойчивости к ветровым нагрузкам. В нефе собора в Реймсе(е) верхние аркбутаны были пристроены для увеличения и устойчивости ветровым нагрузкам на уровне крыши и верхнего ряда окон; нижние аркбутаны принимали на себя распор сводов.(• собор Нотр-Дам в Шартре 1134 (1194-1260)

• собор Нотр-Дам в Реймсе;• собор в Амьене;• собор Сен-Шапель)Характерные особенности:1. Соборы– основные архитектурные еденицы готики, как правило, это3-5 — нефные базилики с поперечным нефом— трансептом и полукруговым обходом хора«деамбула-торием», к которому примыкают радиальные капеллы«венец капелл». В сравнении с романской архитектурой– менее массивные стены, легкие высокие своды.

2. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек травей, ограниченных4 столбами и4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами— распалубками. 3. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок аркбутанов на наружные

столбы— контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами

прорезаются арочными окнами— огромные витражи за счет смещения наргузки и возможностипрорезания стен.4. Обычно двойные боковые нефы с крестовыми сводами.

6. Трансепт незначительно выступает.7. Парные башни по углам западного фасада.

8. Контрфорсы поднимаются почти вертикально без уступов.

Наши рекомендации