Составитель: А. В. Лушникова

К.п.н, доцент

Челябинск, 2009/2010

Оглавление

Введение  
Глава 1. Особенности современных подходов к построению музейных экспозиций  
1.1. Музейная экспозиция – требования к построению
1.2. Обоснование для выбора подходов построения новой экспозиции МУ «Кыштымский историко-революционный музей»: история музея, особенности коллекционного собрания, вопросы развития музея в рамках развития понятия «культурный туризм», миссия музея
Глава 2. Белый дом: ретроспектива персоналий, связанных с историей усадьбы  
2.1. Виднейшие представители рода Демидовых
2.2. Демидовы - владельцы южноуральских заводов
2.3. Владельцы и управляющие Кыштымских заводов XIX – начала ХХ века
Глава 3. Усадьбы и дворцы Демидовых: проблемы авторской атрибуции и выявления конструктивных элементов помещений  
3.1. Архитектурные памятники центральной России
3.2. Особенности застройки Кыштымского Белого дома
Глава 4. Проект экспозиционного маршрута и тематических зон в дворянской усадьбе Демидовых в Кыштымском заводе  
4.1. Выделение экспозиционных зон в усадьбе и парке Белого дома
4.2. Предметный ряд отдельных тематических зон экспозиции дворянского усадебного дома Белый дом
Список литературы  
Приложение Описание оранжереи Демидовых: из Дневных записей И. И. Лепехина 1770-1771-х гг.  

Введение

В 2007 году один из старейших заводских центров Южного Урала город Кыштым отметил 250-летие. Уникальный город, сохранивший свою историю не только в памяти его коренных жителей, не только в устойчивых духовных взаимоотношениях кыштымцев, способствующих динамичному развитию города, преодолевшему экономические падения конца 1980-1990-х гг., но и уважительном отношении к историко-культурному и природному наследию Южного Урала. Город Кыштым, в недалеком прошлом центр Кыштымского городского округа – один из наиболее известных горных округов Урала: располагается в очень живописном месте в горной части на севере Челябинской области. Здесь начинается та часть Уральских гор, которую еще в XIX веке стали именовать «Русская Швейцария». Горному ландшафту придают особую прелесть многочисленные озера – и достаточно малые, и уникальные даже в рамках России. Вся территория Кыштымского горного округа покрыта сетью речушек и рек, богатейшими лесами, которые определили в середине XVIII века выбор места для формирования промышленного потенциала России. 26 металлургических заводов появилось за несколько десятилетий XVIII века на территории горнозаводского Урала, 10 из них на территории современной Челябинской области. Уникальные памятники индустриального наследия, сохранившиеся на Уральских землях, при всех перипетиях (разрушения, войны, реконструкции производства), могут сегодня соперничать по древности и значимости оставшихся промышленных конструкций с индустриальными памятниками Швейцарии. С уникальностью природных и промышленных компонентов Кыштыма сопоставимы и уникальные для уральского региона памятники гражданской и церковной архитектуры: Белый дом /господский дом и Церковь сошествия Святого духа, реконструкция которых ведется сегодня. Головное положение Кыштымских заводов в округе способствовало становлению и других архитектурных объектов на территории Кыштымского завода, которые датируются XIX-XX вв.

Процесс восстановления памятников промышленной, гражданской и церковной архитектуры в городе Кыштыме идет в русле с актуализируемой сегодня проблемой сохранения ценных природных и историко-культурных территориальных комплексов. Сохранение таких территорий становится альтернативой активным хозяйственным преобразованиям окружающей среды и процессам урбанизации, которые далеко не всегда учитывают историко-культурные и экологические приоритеты. С начала 1990-х годов в мире особое внимание начинает уделяться культурным ландшафтам как особому типу наследия, обеспечивающему взаимодействие, взаимопроникновение и взаимозависимость природных и культурных компонентов наследия. В руководящих документах ЮНЕСКО по применению Конвенции о Всемирном наследии появляется дефиниция «культурный ландшафт» и устанавливается его место в типологическом ряду объектов наследия. Культурный ландшафт понимается как результат совместной работы, совместного творчества человека и природы, произведение человека и природы.

К настоящему времени в российской науке обозначились три основных подхода к определению и пониманию культурного ландшафта, которые условно можно обозначить как классический ландшафтный географический подход, этнолого-географический подход и информационно-аксиологический подход. Различия между ними, на первый взгляд, не особенно велики, но при ближайшем рассмотрении и, что самое главное, при использовании данных подходов в практике сохранения культурных ландшафтов как объектов наследия возможны существенные методологические разночтения в понимании данной проблемы. Первый (географический) позволяет рассматривать культурный ландшафт как частный случай антропогенного ландшафта, т.е. делается акцент на уникальности географических объектов; второй (этнолог-географический) рассматривает культурный ландшафт как сумму взаимодействующих подсистем, а именно природного ландшафта, систем расселения, хозяйства, сообщества, языка (в особенности — топонимики), духовной культуры (главным образом фольклора). Третий (информационно-аксиологический) заключается в исследовании культурного ландшафта как совместного произведения человека и природы, представляющего собой сложную систему материальных и духовных ценностей, обладающих высокой степенью экологической, исторической и культурологической информативности. Выбор подхода, который применяется при музеефикации территории, придания статуса культурного ландшафта, зависит от историко-культурных процессов, происходивших на этой территории. Информационно-аксиологический подход, применяемый в рамках определения культурного ландшафта способствует развитию культурного туризма.

История Кыштымского горного округа однозначно тяготеет в доминантности информационно-аксиологического. Собственно, решение вопроса о сохранении города Кыштыма и истории Кыштымского горного округа должно решаться через выявление, разработку, музеефикацию памятников историко-культурного и природного наследия комплексно. Но это требует огромных денежных инвестиций, научных исследований, времени. Для выявления приоритетных направлений развития. Обоснования и конкретизации статей расходования финансовых ресурсов требуется структурирование комплекса проблем на самостоятельные направления как отправные точки достижения конечного результата. Выбор первоначального объекта / точки отсчета связан с выделением не только наиболее перспективного памятника, но и его территориального размещение, кумуляции в нем исторических ценностей, степенью сохранность, информационной доступности. Бесспорно историко-культурной доминантой для Кыштыма с момента его основания является Белый дом. Даже скрытый, разросшимися деревьями, обезображенный анти-стилевыми изменениями, степенью сохранность, которая изменила эстетику восприятии памятника, усадебная постройка поражает своей трехсотлетней красотой и величием. Раскрытие памятника в процессе реставрационных работ, открывает и не видимые ранее зрительные доминанты, архитектурный объекты, градостроительные принципы застройки Кыштыма, начиная с середины XVIII века. Перспективность данной отправной точки определяется и профессиональной активность сотрудников МУ «Кыштымский историко-революционный музей», которые не просто ограничиваются ожиданием реконструкции усадебного дома и размещением здесь традиционной экспозиции, а проводят научно-исследовательскую работу по раскрытию неправомерно забытых страниц истории здания.

Музей не только хранить историю города, завода, своих земляков, но и обладает собственной историей. Хронологический отсчет музей начинает с посещения Кыштымского горного округа Д. И. Менделеевым, государственного/муниципального музея историко-революционного профиля. Перед сотрудниками музея стоит альтернатива: построение новой экспозиции музея в:

· рамках предложений российского гения Д. И. Менделеева – коллекционный музей художественного литья;

· комплексная краеведческая экспозиция, раскрывающая историю города с начальной точки до сегодняшнего дня;

· инновационная экспозиция, восстанавливающая историю архитектурного памятника, уникального объекта историко-культурного значения, которая позволит продолжить работу по включению Кыштыма в экскурсионные маршруты России в рамках культурного туризма.

Выбор третьего варианта решения для проектирования новой экспозиции диктуется как уникальностью постройки второй половины XVIII в., историей усадебного комплекса как исторической и градостроительной доминанты города, размещением значимого архитектурного объекта в исторической парковой зоне, которая является не только составной частью усадебного строения, но и позволяет расширить экспозиционный маршрут музея за счет парковой зоны, исторических конструкций служебных построек, подчеркнуть уникальность усадебной застройки уральских городов, входивших в комплекс промышленных объектов горнозаводской зоны Урала. Правомерность такого выбора позволяет сотрудникам музея подробнее раскрыть известную, но достаточно «размытую» тему: Демидовское наследию на Южном Урале.

С XVIII в. освоение природных богатств и развитие металлургического производства на Урале связывают с династией Демидовых. Фамилия Демидовых у всех на слуху. Изучение наследия Демидовых началось еще в 30-е гг. XVIII в., когда промышленный потенциал Урала только складывался. Первое сочинение на тему памятников уральской индустрии написал один из ее создателей В. И. Геннин, сподвижник Петра Великого. Авторов последующих эпох, как и В. И. Геннина, интересовало в первую очередь производство, технические условия функционирования производства. В середине XX в. к этой теме добавился и интерес к представителям уникального рода и памятникам промышленной и гражданской архитектуры знаменитого горного царства Демидовых. Но все авторы в большей степени интересуются памятниками среднего Урала, связанного с деятельностью лишь одной ветви Демидовской династии. Открытие новой экспозиции в уникальном памятнике архитектуры Белый дом в г. Кыштыме позволит снять завесу с истории младшей ветви Демидовской фамилии.

Данная работа построена по следующему принципу: выявление специфики, выбор подходов построения экспозиции через краткую историческую ретроспективу города Кыштыма с акцентом на XVIII-XIX вв., рассмотрением вопросов по историко-архитектурным особенностям усадебного комплекса, что является базой для построения экспозиционного маршрута и выбора тематических зон.


Наши рекомендации