Проектирование продольного профиля мостового перехода
Проектная линия мостового перехода определяется ограничивающими отметками и нормами ТКП [1] (радиусы вертикальных кривых, максимальные уклоны) для дороги, на которой проектируется мостовой переход.
Ограничивающие отметки включают (рис.3.4.1):
· отметки проектной линии на пойме Нп;
· отметка моста на пойме Нмп (в начале подходов);
· отметка моста на судоходных пролетах Нмс.
Рисунок 3.4.1 Схема к расчету проектной линии продольного профиля
мостового перехода
Минимальная отметка проектной линии на пойме определяется из условия, чтобы бровка обочины была выше набега волны на 0,5 м.
, (3.4.1)
где РУВВ – расчетный уровень воды;
– подпор перед насыпью, определяется по (3.4.2);
– высота набега волны, определяется по (3.3.7);
– разность отметок оси проезжей части и бровки обочины.
; (3.4.2)
где – подмостовой подпор, определяется по (3.3.5);
lx – расстояние от конца отверстия моста до рассматриваемого сечения насыпи подхода.
Минимальная отметка моста на пойме вычисляется по формуле:
, (3.4.3)
где Δz – подмостовой подпор, определяется по (3.3.5);
hв – высота волны, определяемая по (3.3.8);
– подмостовой габарит, для несудоходных пролетов (по [4] Гм=0,5 м);
hкон – высота конструкции пролетного строения.
В курсовом проекте на пойме следует принять железобетонные балочные пролетные строения. Для них высота конструкции пролетного строения определяется по (3.4.4).
, (3.4.4)
где hб – высота балки, принимается по таблице 3.4.1;
Δh – запас, необходимый для создания поперечного уклона проезжей части и устройства дорожной одежды (в курсовом проекте можно принять равным 0,15; 0,17; 0,20 и 0,30 для дорог IV, III, II и I категории).
Таблица 3.4.1
Длина пролета, м | |||||||
Высота балки | 0,9 | 0,9 | 1,20 | 1,20 | 1,5 | 1,7 | 2,0 |
Разбивка моста на пролеты выполняется после определения длины мост. Длина моста зависит от отверстия моста и высоты насыпей в начале и конце моста, т.е. от положения проектной линии. Поэтому рекомендуется предварительно принять длину пролета 33 м.
На судоходных пролетах моста необходимо обеспечить подмостовой габарит по высоте и по ширине (рис. 3.4.2).
Рисунок 3.4.2 – Схема подмостового габарита
Величина подмостового габарита нормируется в зависимости от класса реки (таблица 3.4.2.).
Таблица 3.4.2
Класс реки по судоходству | Подмостовой габарит ГС, м | Ширина подмостового габарита В, м |
I | 16,0 | |
II | 14,5 | |
III | 13,0 | |
IV | 11,5 | |
V | 10,0 | |
VI | 7,5 |
Ширина подмостового габарита В (таблица 3.4.2) требует применения схем мостов с большими судоходными пролетами. В связи с этим конструкции судоходных пролетов разрабатываются индивидуально для каждого мостового перехода или применяются повторно для подобных условий.
Отметка моста на судоходных пролетах:
, (3.4.5)
где РСУ – расчетный судоходный уровень (по заданию);
ГС – высота судоходного габарита (рис.3.4.2), зависит от класса реки в месте мостового перехода (по заданию);
hкон – высота конструкции пролетного строения, зависит от конструкции пролетного строения (в курсовом проекте может быть принята 3,0-3,5 м в зависимости от габарита В (таблица 3.4.2).
Продольный профиль мостового перехода проектируют в такой последовательности. По данным о поперечном сечении реки вычерчиваем черный профиль перехода в масштабах: горизонтальный 1:5000, вертикальный 1:500. Таблица исходной информации и проектных решений в курсовом проекте имеет сокращенную форму (см. пример 3.4).
Далее проектируют проектную линию мостового перехода. В начале над серединой русла назначают вершину выпуклой кривой с отметкой НМС. Радиус выпуклой кривой с учетом перспективы следует принять для дороги более высокой категории, чем категория дороги, на которой проектируется мостовой переход.
Отметки точек Нi вертикальной кривой и уклоны касательной к кривой вычисляют по формуле (3.4.6):
, (3.4.6)
где Нi – отметка точки, находящейся на расстоянии li от вершины выпуклой кривой;
НВ – отметка вершины кривой.
В формуле (3.4.6) знак «-» для выпуклой кривой, знак «+» для вогнутой кривой.
Длина вертикальной кривой и ее тангенс вычисляется по формуле (3.4.7):
, (3.4.7)
где – перелом, равен алгебраической разности уклонов сопрягаемых кривых.
Проектная линия насыпи подхода на пойме имеет ограничивающую отметку Нп (рис. 3.4.1), величина которой уменьшается по мере приближения к мосту. Поэтому проектная линия на пойме вдали от моста может быть прямой с уклоном J к мосту (см. формулы (3.4.1) и (3.4.2)). Она сопрягается с выпуклой кривой с помощью вогнутой кривой радиуса 8000 м. Между этими кривыми может быть прямая вставка.
Пикетное положение начала и конца моста определяют по данным о проектных отметках и пикетном положении начала и конца отверстия моста.
Начало моста расположено на пикете при односторонней (правосторонней) пойме:
, (3.4.8)
где – пикетное положение уреза воды при РУВВ;
m – заложение откоса насыпи под мостом (принимается m=2);
– проектная отметка по продольному профилю на , определяется по данным о проектной линии подбором (см. пример 3.4);
– см. формулу (3.3.1).
Конец моста при наличии СНД определяется по формуле:
, (3.4.9)
где – пикетное положение конца отверстия моста;
– проектная отметка конца моста, определяется подбором;
– ширина верха СНД (ВД=3,0 м).
Схема моста составляется из типовых балочных пролетов на поймах и индивидуальных пролетных строений на русловой части в соответствии с габаритом В подмостового сечения (таблица 3.4.2), зависящего от класса реки. В практике проектирования мостов в Республике Беларусь на русловой части моста широко используют сталежелезобетонные неразрезные пролетные строения по схемам: 42+63+42; 63+84+63; 63+106+63; 63+126+63; 84+126+84. Для подмостового габарита В=140 м в курсовом проекте можно принять схему 84+146+84 с высотой конструкции .
Требуемая длина моста равна разности пикетных положений конца и начала моста, вычисленных по формулам (3.4.9) и (3.4.8).
При составлении схемы моста может оказаться, что длина моста больше требуемой. В этом случае следует увеличить ширину укрепления у подошвы конуса подхода.
Габарит моста определяется по таблице 3.4.3.
Таблица 3.4.3
Категория дороги | Число полос движения | Ширина | Габарит моста | |
правой полосы безопасности | проезжей части | |||
I-a | 2,5 | 2х11,25 | 15,75+Z+15,75 | |
I-б, I-в | 2,0 | 2х7,0 | 11,0+Z+11,0 | |
II | 2,0 | 7,0 | 11,0 | |
III | 1,5 | 7,0 | 10,0 | |
IV | 1,0 | 6,0 | 8,0 | |
V | 0,5 | 5,5 | 6,5 |
В курсовом проекте значение ширины разделительной полосы Z можно принять 3,0 м с устройством на ней барьерного ограждения.
Пример 3.4
Исходные данные: данные примеров 3.1, 3.2.2, 3.3.3. Левая бровка русла находится на пикете 2+00, категория автомобильной дороги III, класс участка реки по условиям судоходства IV, отверстие моста , расчетный судоходный уровень 51,50 м.
Требуется запроектировать продольный профиль мостового перехода, вычислить пикетное положение начала и конца моста, составить схему пролетов моста.
Предварительно вычислим подмостовой подпор по (3.3.5) (см.§ 3.3.2), подпор у насыпи на пикете 12+75 по (3.4.2).
Высота волны по (3.3.5) .
Высота набега волны по (3.3.7) равна 1,0 м (см. пример 3.3.2).
Разность отметок оси проезжей части и бровки обочины на дороге III категории:
Ограничивающая отметка проектной линии на пойме по (3.4.1):
На пойменном участке моста примем длины пролетов 24 или 33 м с высотой балки 1,20 или 1,50 м (таблица 3.4.1). Высота конструкции пролетного строения по (3.4.4) на дороге III категории
Минимальная отметка проектной линии на пойменной части моста по (3.4.2):
Минимальная отметка проектной линии на судоходном пролете для реки VI класса и РСУ=52,00 м вычисляется по (3.4.5), приняв
Проектная линия продольного профиля мостового перехода проектируется в такой последовательности. Назначаем радиусы вертикальных кривых: выпуклой – 15000 м, вогнутой – 8000 м, продольный уклон 40‰ как для II категории (проектируемая дорога имеет III категорию).
Вершину выпуклой кривой располагаем над серединой русла на пикете 2+50, с отметкой 61,50 м (рис. 3.4.4). На пойме проектная линия – прямая с уклоном 0,0003 и минимальной отметкой на пикете 12+75, равной 55,81 м.
Выпуклую кривую радиуса 15000 м закончим на пикете 5+50 на расстоянии 300 м от вершины. Уклон касательной прямой на пикете 5+50 по (3.4.7) равен .
Прямая с уклоном на пойме 0,0003 имеет ограничивающую отметку на пикете 12+75, равную 55,81 м. На пикете 7+75 проектная линия должна иметь отметку не менее 55,81-0,0003·500=55,66 м. Найдем точку пересечения прямой с i=20‰ и прямой с уклоном i=0‰ и отметкой 55,60 м. Прямая с уклоном 20‰ на пикете 7+00 имеет отметку 55,50 м, ниже прямой с уклоном i=0 на 0,16 м. Следовательно, пересечение прямых находится на пикете (7+00)-0,16/0,02=6+92. Длина кривой , тангенс . Начало кривой на пикете (6+92)-80=6+12, конец кривой на пикете (6+12)+160=7+72. Отметка начала кривой 57,50-0,020·12=57,26 м. Отметка конца кривой 57,26-0,020·80=55,66 м.
Пикетное положение начала отверстия моста (рис. 3.2.2) ПК(НОМ) не доходит до левой бровки русла на величину (lук+m·hпб). Оно равно РК(НОМ)=(2+00)-(10+2·2,34)=1+75,32. Конец отверстия моста РК(КОМ)=1+75,32+300=4+75,32.
Пикетное положение начала и конца моста определим исходя из пикетного положения начала и конца отверстия моста, положения проектной линии и конуса подхода (m=2) подбором. При подборе будем исходить из условной высоты насыпи, считая ее от РУВВ=53,30 м до проектной линии (рис. 3.4.4).
Рисунок 3.4.4 Пример определения положения начала и конца моста
Пикетное положение начала моста вычислим следующим образом. Предположим, что пересечение откоса подхода и проектной линии произойдет на пикете 1+70, расположенном на расстоянии (2+50)-(1+70)=80 м от вершины выпуклой кривой. Отметка проектной линии по (3.4.6):
.
Условная высота насыпи над уровнем РУВВ (рис.3.4.4): .
Если откос конуса подхода будет иметь высоту 7,99 м, то горизонтальная проекция откоса при m=2 равна .
В этом случае пересечение откоса насыпи и горизонтальной линии с отметкой 61,29 (см. (3.4.3)) произойдет на РК(П)=1+75,32-2·7,99=1+59,34, что не соответствует первоначальному предположению.
Предположим, что пересечение проектной линии и откоса конуса подхода РК(П) находится на пикете 1+60. Вычислим Н1+60=61,23 м, h1+60=61,23-53,30=7,93; РК(НМ)=1+75,32 - 2·7,93=1+59,46 м.
Предположим, что РК(П)=1+59; вычислим Н1+59=61,22 м, h1+59=7,92 м; РК(П)=1+75,32-2·7,92=1+59,48 м.
Следовательно, принимаем точку пересечения проектной линии и откоса конуса левого подхода на пикете 1+59,47 как среднее значение из двух предыдущих.
Пролетное строение начала моста отодвигается от этой точки на 0,75 м. Начало моста находится на пикете РК(НМ)=1+59,47-0,75=1+58,72 (см. формулу (3.4.8)).
Пикетное положение конца моста вычислим с учетом положения струенаправляющей дамбы на правой пойме.
Конец отверстия моста находится на откосе СНД на пикете 4+75,32. Ширина верха СНД равна 3,0 м. Откос конуса подхода при РУВВ=53,30 м с учетом ширины верха СНД находится на пикете 4+78,32. Пересечение конуса подхода и проектной линии вычислим подбором по схеме, аналогичной вычислению положения начала моста.
Предположим, что пересечение проектной линии и откоса подхода находится на пикете 4+90. Вычислим проектную отметку на пикете 4+90, находящимся на расстоянии l=(4+90)-(2+50)=250 м от вершины кривой; . Условная высота насыпи h4+90=59,42-53,30=6,12 м; РК(П)=4+78,32+2·6,12=4+90,54 м.
Пикетное положение конца моста РК(КМ)=4+90,54+0,75=4+91,29.
Длина моста равна разности пикетного положения конца и начала моста:
.
Составим схему моста.
Судоходный пролет должен обеспечить ширину подмостового габарита В (таблица 3.4.2). Для класса реки VI В=60 м. Если принять ширину опоры 2,0 м, то судоходный пролет должен быть не менее 62 м. Примем его равным 63 м.
Воспользуемся опытом строительства мостов в Республике Беларусь. Так, на дороге Рогачев-Жлобин-Светлогорск мост через р. Березина длиной 391,50 м над руслом имел сталежелезобетонное неразрезное пролетное строение с пролетами (42+63+42)м, на остальной части из предварительно напряженных железобетонных балок. Примем такую схему в нашем случае.
Так как русло имеет ширину 105 м, то судоходный пролет расположим над серединой русла. От начала моста (1+58,72) до бровки русла (2+00) расстояние 41,28 м. Назначим в начале моста один пролет длиной 24 м. После него расположим неразрезное сталежелезобетонное пролетное строение (42+63+42) м. Середина пролета длиной 63 м расположится на пикете (1+58,72)+24+42+31,5=(2+56,22), т.е. на середине русла.
Остальные пролеты имеют общую длину 332,57-(24+42+63+42)=161,57 м. Примем 5 пролетов длиной 33 м. Общая длина моста 336 м, что больше требуемой длины на 2,43 м. Увеличим ширину укрепления у подошвы конуса левого подхода (у начала моста) на 2,43 м. .
Таким образом, схема моста 24+42+63+42+5х33. Длина моста 336 м. Начало на пикете (1+58,72), конец моста на пикете (1+58,72)+336=(4+94,72).
Габарит моста на дороге III технической категории (таблица 3.4.3) равен Г=10,0.
В курсовом проекте приводится чертеж формата А4хn «Продольный профиль мостового перехода». Пример такого чертежа приведен на рисунке 3.4.3. В основной надписи (рис. 2.6.16) в графе 3 записывают «Проект мостового перехода», в графе 4 «Продольный профиль мостового перехода».
Рисунок 3.4.3 Пример продольного профиля мостового перехода