Геометрический расчет цилиндрической зубчатой передачи (проектный расчет)
Цель:Научиться определять геометрические параметры в зацеплении зубчатой цилиндрической передачи
Расчет зубчатой закрытой передачи производится в два этапа: первый расчет – проектный, второй – проверочный. Проектный расчет выполняется по допускаемым контактным напряжениям с целью определения геометрических параметров редукторной пары. В процессе проектного расчета задаются целым рядом табличных величин и коэффициентов; результаты некоторых расчетных величин округляют до целых или стандартных значений; в поиске оптимальных решений приходится неоднократно делать пересчеты. Поэтому после окончательного определения параметров зацепления выполняют проверочный расчет. Он должен подтвердить правильность выбора табличных величин, коэффициентов и полученных результатов в проектном расчете, а также определить соотношения между расчетными и допускаемыми напряжениями изгибной и контактной выносливости. При неудовлетворительных результатах проверочного расчета нужно изменить параметры передачи и повторить проверку.
Рисунок 1 - Геометрические параметры цилиндрической
зубчатой передачи
- Определяем межосевое расстояние aw, мм
(1)
гдеКа–вспомогательный коэффициент; для прямозубых передач Ка = 49,5;
для косозубых передач Ка = 43
ψва–коэффициент ширины венца колеса, равный 0,28...0,36 - для шестерни, расположенной симметрично относительно опор;
Кнβ – коэффициент неравномерности нагрузки по длине зуба. Для прирабатывающихся зубьев Кнβ =1;
Т2 – вращающий момент на тихоходном валу, Нм; Т2 =….;
[σ]H – допускаемое контактное напряжение колеса с менее прочным зубом, [σ]H =
u =…. – передаточное число редуктора.
aw=
Полученное значение межосевого расстояния aw округляем до ближайшего стандартного числа по таблице 4.4[1].Принимаем aw=
- Определяем модуль зацепления m, мм
, (2)
где Кm-вспомогательный коэффициент; для прямозубых передач Кm= 6,8;
для косозубых передач Кm= 5,8
d2 - делительный диаметр колеса, мм
(3)
(точность 0,00)
b2 -ширина венца колеса, мм,
b2 = ψваaw(4)
b2 =
Полученное значение округляем в большую сторону до ближайшего целого стандартного числа по таблице 4.4[1].Принимаем b2 =
[s]F-допускаемое напряжение изгиба материала колеса c менее прочным зубом, Н/мм2; [s]F =…
Полученное значение модуля mокругляем в большую сторону до стандартного значения. Принимаем m =
m, мм 1-й ряд: 1,0; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5
2-й ряд: 1,25; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5
При выборе модуля 1-й ряд следует предпочитать 2-му.
- Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса:
Для прямозубых колесZΣ= 2aw/ m (5)
Для косозубых колесZΣ= (2awcos βmin )/ m,
где угол наклона зубьев βmin для косозубых передач, град:
βmin= arcsin(3,5m/ b2).
В косозубых передачах угол наклона зубьев принимают β = 8… 15°, но из-за роста осевых сил Fа в зацеплении желательно получить его меньшие значения, варьируя величиной модуля m и шириной колеса b2.
Полученное значение ZΣ округляем в меньшую сторону до целого числа, принимаемZΣ=….
Для косозубых передач уточняем действительную величину угла наклона зубьев:
β= arccosβ
Точность вычисления угла β до пятого знака после запятой.
- Определяем число зубьев шестерни
Z1 = ZΣ/ (1+u) (6)
Значение Z1округляем до ближайшего целого числа. Принимаем Z1 =
Из условий уменьшения шума и отсутствия подрезания зубьев рекомендуется
Z1>18, данное условие выполняется.
- Определяем число зубьев колеса
Z2 = ZΣ-Z1. (7)
Z2 =
- Определяем фактическое передаточное число uфи проверяем его отклонение Δu от заданного значения
uф=Z2/Z1 (8)
uф=
(9)
Δu=
При невыполнении нормы отклонения передаточного числа пересчитать Z1 и Z2.
- Определяем фактическое межосевое расстояние
aw= (m·ZΣ) /2 (10)
8 Определяем фактические основные геометрические параметры передачи, мм
Для прямозубой передачи
Параметр | Шестерня | Колесо | |
Диаметр, мм | делительный | ||
вершин зубьев | |||
впадин зубьев | |||
Ширина венца, мм | b1 = b2 + (2…4) |
Для косозубой передачи
Параметр | Шестерня | Колесо | |
Диаметр,мм | делительный | ||
вершин зубьев | |||
впадин зубьев | |||
Ширина венца, мм | b1 = b2 + (2…4) |
– Дальнейшие расчеты и конструирование ведутся по фактическим межосевому расстоянию awи основным параметрам передачи.
– Точность вычисления диаметров колес до 0,01мм
Таблица 4.4 - Предпочтительные числа
Порядковые числа ряда | Ряды предпочтительных чисел | Порядковые числа ряда | Ряды предпочтительных чисел | ||||||
R5 | R10 | R20 | R40 | R5 | R10 | R20 | R40 | ||
1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | ¾ | ¾ | ¾ | 3,35 | ||
¾ | ¾ | ¾ | 1,06 | ¾ | ¾ | 3,55 | 5,55 | ||
¾ | ¾ | 1,12 | 1,12 | ¾ | ¾ | ¾ | 3,75 | ||
¾ | ¾ | ¾ | 1,18 | 4,00 | 4,00 | 4,00 | 4,00 | ||
¾ | 1,25 | 1,25 | 1,25 | ¾ | ¾ | ¾ | 4,25 | ||
¾ | ¾ | ¾ | 1,32 | ¾ | ¾ | 4,50 | 4,50 | ||
¾ | ¾ | 1,40 | 1,40 | ¾ | ¾ | ¾ | 4,75 | ||
¾ | ¾ | ¾ | 1,50 | ¾ | 5,00 | 5,00 | 5,00 | ||
¾ | ¾ | 1,60 | 1,60 | ¾ | ¾ | ¾ | 5,30 | ||
¾ | 1,25 | ¾ | 1,70 | ¾ | ¾ | 5,60 | 5,60 | ||
¾ | ¾ | 1,80 | 1,80 | ¾ | ¾ | ¾ | 6,00 | ||
¾ | ¾ | ¾ | 1,90 | 6,30 | 6,30 | 6,30 | 6,30 | ||
¾ | 2,0 | 2,00 | 2,00 | ¾ | ¾ | ¾ | 6,70 | ||
¾ | ¾ | ¾ | 2,12 | ¾ | ¾ | 7,10 | 7,10 | ||
¾ | ¾ | 2,24 | 2,24 | ¾ | ¾ | ¾ | 7,50 | ||
¾ | ¾ | ¾ | 2,36 | ¾ | 8,00 | 8,00 | 8,00 | ||
2,5 | 2,5 | 2,50 | 2,50 | ¾ | ¾ | ¾ | 8,50 | ||
¾ | ¾ | ¾ | 2,65 | ¾ | ¾ | 9,00 | 9,00 | ||
¾ | ¾ | 2,80 | 2,80 | ¾ | ¾ | ¾ | 9,50 | ||
¾ | ¾ | ¾ | 3,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | 10,00 | ||
¾ | 3,15 | 3,15 | 3,15 |
Примечание. Числа, указанные в таблице, можно как увеличить, так и уменьшить в 10, 100, 1000, 10000, 100000 раз.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4