Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века

С вступлением Екатерины II на российский престол начался новый этап в развитии русской культуры, ее сближения с европейской. Россия уже стремительно догоняла Европу, русское искусство впервые встало наравне с западноевропейским, а Петербург действительно стал Северной Пальмирой. На смену нарядному и пышному барокко пришел стиль классицизма, в основе которого лежали идеалы античности. “Екатерининский классицизм” сыграл огромную роль в формировании классицистического облика русской столицы. Получили свое дальнейшее развитие такие принципы градостроительства, как регулярность и симметрия, основополагающие при строительстве Петербурга, началось сооружение гранитных набережных, зданий общественного назначения.

Особую роль в строительстве Петербурга 80-х годов сыграл итальянский зодчий Джакомо Кваренги. 1783–1789 – строительство Академии наук. Прямоугольное в плане здание с облицованным гранитом этажом, центральным восьмиколонным (ионический стиль) портиком, наружными гранитными лестницами. Декор в украшении фасада отсутствует, стены оживлены лишь карнизами и тягами. Расположенный посередине конференц-зал был оформлен коринфскими колоннами, скульптурным фризом и росписями. Рельефный фриз работы скульптора К. Гофферта изображает события царствования Екатерины II.

Архитектор Валлен Деламот. Большой Гостиный двор. В 1757 году был утвержден проект Растрелли. По проекту Растрелли здание должно было быть богато украшено лепниной и скульптурами и по пышности не уступать дворцам. Но проект был пересмотрен и автором Гостиного двора стал Валлен Деламот. Он сохранил общую планировку Растрелли и выстроил здание в стиле раннего классицизма. По его проекту фасады здания были значительно упрощены, башня не предусмотрена. Строительство продолжалось более двадцати лет – с 1761 по 1785 год.

Малый Эрмитаж был построен в 1764—1775 годах архитекторами Валлен Деламотом и Ю. М. Фельтеном. Ядром композиции должен был стать «Оранжерейный дом» — павильон, выходящий на Дворцовую набережную, с простирающимся от него на юг висячим садом. Однако первой была возведена южная часть Висячего сада с павильоном, выходящим на Миллионную улицу («Южный павильон»). В 1769 году достраивают и Северный павильон, причём в павильоне был установлен подъёмный стол и созданы особые залы для проведения «Эрмитажей». Строительные и отделочные работы были закончены в 1775 году с постройкой боковых галерей.

В 1764 году началось строительство здания Академии Художеств по проекту Валлен Деламота при участии архитектора А. Ф. Кокоринова. Здание построено в стиле классицизма и представляет собой составленный из четырех корпусов прямоугольник, внутрь которого вписан кольцеобразный корпус, который академисты называют «циркулем». «Циркулем» образован внутренний круглый двор. Такая необычная конструкция здания была исполнением воли императрицы. Кроме главного, круглого двора есть еще четыре маленьких световых двора по внутренним углам здания. Обращенный к Неве главный фасад здания оформлен тремя ризалитами. Центральный ризалит выделен дорическим портиком с треугольным фронтоном над ним. Между колоннами портика установлены скульптурные копии с античных статуй Геркулеса и Флоры. Центральная часть здания была увенчана статуей Минервы, покровительницы ремесел и искусств, в окружении трех гениев художеств. Южный фасад здания, обращенный на академический сад, по композиции схож с северным. Под куполом его центрального павильона разместилась церковь.

Большой Эрмитаж – памятник архитектуры, входящий в музейный комплекс Государственного Эрмитажа, построен в 1771–1787 годах архитектором Ю. М. Фельтеном. Выстроенный в линию с фасадами Зимнего дворца и Малого Эрмитажа, фасад Большого Эрмитажа более лаконичен и строг. Зодчий сумел гармонично вписать новую постройку в ряд уже существующих, подчеркнув представительность Северного павильона и пластическую выразительность основного сооружения ансамбля – Зимнего дворца. Комнаты и залы размещены двумя продольными анфиладами – в сторону набережной и на сторону двора.

Заключение

XVIII век – время замечательного расцвета русского зодчества. За это столетие воздвиглась новая столица – Санкт-Петербург, по мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города.

В семнадцатом веке завершается семисотлетний период великого каменного древнерусского строительства. В XVIII веке, продолжая свои национальные традиции, русские мастера стали активно осваивать опыт современной им западноевропейской архитектуры. Они во многом обогатили мировую архитектуру, внеся в ее развитие неповторимые черты.

Архитектура XVIII века в России выражала всю мощь, силу и величие огромной империи в виде архитектурных сооружений. С политическим и экономическим развитием России предъявлялись новые требования к градостроительству.

Условно вся русская архитектура XVIII века может быть представлена преимущественно несколькими архитектурными направлениями: это барокко и классицизм.

Прогрессивные традиции русского зодчества XVIII века имели огромное значение для практики более поздней архитектуры. С каждым годом архитектура преобразовывалась, но некоторые особенности русского зодчества развивались на протяжении грядущих столетий, сохраняя традиции и устойчивость вплоть до XX века.

Список литературы

1. Емохонова, Л. Г.: Мировая художественная культура / 4-е издание. М / издательский центр «Академия», 2000.

2. Русское барокко и классицизм в архитектуре Москвы. 18 — начало 19-го века [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL.: http://cvetamira.ru/russkoe-barokko-i-klassicizm-v-arhitekture-moskvy-18-nachalo-19-go-veka (дата обращения: 27.11.2017).

3. Архитектура России 18 века [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL.: http://poznayka.org/s20063t1.html (дата обращения: 27.11.2017).

Наши рекомендации