Архитектура Москвы второй половины XVIII века
Вторая половина XVIII века знаменует новый этап в истории архитектуры. Так же как и другие виды искусства, русское зодчество свидетельствует об укреплении русского государства и росте культуры, отражает новое, более возвышенное представление о человеке. Идеи гражданственности, провозглашенные просветителями, представления об идеальном, построенном на разумных началах дворянском государстве находят своеобразное выражение в эстетике классицизма XVIII века, сказываются во все более ясных, классически сдержанных формах архитектуры.
В начале 1775 года, Екатерина II, дает Василию Ивановичу Баженову задание по строительству для нее, не далеко от Москвы, резиденции на территории имения "Черная грязь", впоследствии получившего название Царицыно. По желанию императрицы, этот комплекс был построен в псевдоготическом стиле. Баженов по-своему интерпретировал этот стиль, максимально приблизив его к классицизму. Уже к концу 1785 года были построены каменные мосты, Большой дворец, Оперный и Хлебный дома, а так же множество других сооружений, большинство из которых сохранились и по сегодняшний день. Комплекс Царицыно отличался от строительных ансамблей того времени формами архитектуры, выполненными в готическом стиле. В первую очередь он выделялся сложной конструкцией оконных проемов, стрельчатыми арками и похожими необычными элементами.
Матвей Федорович Казаков. Один из основоположников классицизма в России. Он построил в Москве так много зданий, что возник термин «казаковская Москва». Он построил в Московском Кремле здание Сената, огромный купол которого играет важную роль в ансамбле Красной площади. Затем он построил Колонный зал, позднее - дом Союзов. Строил множество богатых частных домов. Например, дом Барышникова. Казаковым построено старое здание Московского университета (сгорело в 1812 году).
Здание Сената – здание на территории Московского Кремля. Строительство здания продолжалось с 1776 по 1787 год. Согласно задумке архитектора, здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Треугольная в плане конфигурация здания изначально предопределена его первоначальным расположением между Кремлёвской стеной, Арсеналом и Чудовым монастырём. Заключённая внутри сооружения полость разделена на три симметричных части двумя поперечными корпусами. Наружные фасады здания имеют три ризалита, выделенных пилястрами дорического ордера. Первый и цокольный этажи рустованы, что придаёт зданию свойства монументальности и единства объёма. Углы здания срезаны и обработаны ризалитами, в решении которых использован мотив триумфальных арок, который повторяется в центре всех трёх фасадов Сената. Во внутренний двор здания со стороны Сенатской площади ведёт триумфальная въездная арка с ионическим четырёхколонным портиком и фронтоном, над которой располагается купол овального зала. В углублении внутреннего двора находится главный композиционный центр сооружения — купольный зал Сената.
Дом Барышникова. Заказчиком строительства усадьбы был богатый представитель дворянского рода Барышниковых — майор в отставке Иван Иванович Барышников. Строительство вёл Казаков с 1793 по 1802 годы. Здание имеет П-образную форму, центральная часть украшена коринфским портиком. Парадный двор окружали колонные галереи, ныне утраченные. Ограда двора выполнена из белокаменных колонн с кованой решеткой, она проходит по линии улицы и соединяет крылья здания. В объёме правой части постройки скрыты двухэтажные палаты конца XVII начала XVIII века.
Афанасий Григорьевич Григорьев. К крупным его постройкам относится дворец великого князя Михаила Павловича, не сохранившийся ныне. Он построил также прекрасную церковь Большого Вознесения у Никитских ворот в стиле ампира. Основой является монументальный прямоугольный объём (четверик), украшенный боковыми портиками, в которых находятся боковые престолы: Сретения иконы Владимирской Божией Матери и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Четверик завершается цилиндрическим световым барабаном с полусферическим золоченым куполом. Со стороны площади примыкает полукруглая апсида. Внутренняя часть церкви обладала прекрасной акустикой. Ныне здание является архитектурной доминантой площади.