Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII века
С архитектурной точки зрения Петербург представляет особый интерес. Это единственный столичный город Европы, который целиком возник в XVIII веке. В облике его нашли яркое отражение не только своеобразные направления, стили и индивидуальные дарования архитекторов XVIII века, но и прогрессивные принципы градостроительного мастерства того времени, в частности планировки. Сложение архитектурного облика Петербурга первой половины XVIII века связано в основном с деятельностью архитекторов Д. Трезини, М. Земцова, И. Коробова и П. Еропкина. Архитектурный стиль Санкт-Петербурга первой половины XVIII века называется Петровским барокко.
Доменико Трезини был одним из тех архитекторов-иностранцев, которые, приехав в Россию по приглашению Петра I, оставались здесь на долгие годы. Ему принадлежат типовые проекты жилых домов, дворцов, храмов, различных гражданских сооружений. Лучшим и наиболее значительным творением Трезини является знаменитый Петропавловский собор, построенный в 1712–1733 гг. В основу сооружения положен план трехнефной базилики. Самая примечательная часть собора — его устремленная вверх колокольня. Она увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела. Колокольня Петропавловского собора была задумана и осуществлена как архитектурная доминанта в ансамбле строящегося Петербурга, как олицетворение величия русского государства, утвердившего на берегах Финского залива свою новую столицу.
В 1722–1733 гг. создается другое широко известное сооружение Трезини – здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, здание имеет двенадцать секций, каждая из которых оформлена как относительно небольшой, но самостоятельный дом со своим перекрытием, фронтоном и входом. Строгие пилястры используются для объединения двух верхних этажей здания и подчеркивают мерный, спокойный ритм членений фасада.
По проекту Трезини был создан также Летний дворец. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь. Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года — с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Дворец окружен водой с трех сторон. Стены светло-желтого цвета гармонируют с золочеными оконными переплетами, розовато-коричневыми барельефами и красной черепичной крышей, над которой поблескивает позолоченный флюгер в виде фигурки Георгия Победоносца на коне. Свинцово-серая вода, беломраморная скульптура и зеленые шпалеры сада усиливают декоративное звучание архитектуры.
Многообразной была деятельность Михаила Григорьевича Земцова, работавшего вначале у Трезини. Земцов участвовал во всех крупных работах Трезини. Он завершил постройку здания Кунсткамеры, начатой архитекторами Георгом Иоганном Маттарнови и Гаэтано Кьявери, построил церкви Симеона и Анны, Исаакия Далматского и ряд других сооружений Петербурга.
Видным градостроителем начала XVIII века был архитектор Петр Михайлович Еропкин, давший замечательное решение трехлучевой планировки Адмиралтейской части Петербурга. Иван Кузьмич Коробов – создатель первого каменного здания Адмиралтейства. Увенчанная высоким тонким шпилем, перекликающимся со шпилем Петропавловского собора, башня Адмиралтейства построенная в 1732–1738 гг., стала одним из важнейших архитектурных ориентиров Петербурга.
В середине XVIII века разворачивается широкая деятельность Варфоломея Варфоломеевича Растрелли. Его творчество целиком принадлежит русскому искусству, оно отразило возросшую мощь Российской империи, богатство высших придворных кругов, которые были основными заказчиками великолепных дворцов.
Большое значение имела деятельность Растрелли по перестройке дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Место для дворца и обширного садово-паркового ансамбля было намечено в 1704 г. самим Петром I. Основным автором планировки парка и фонтанов Петергофа выступал Жан Батист Леблон. Ансамбль Петергофа с самого начала был задуман как один из крупнейших в мире ансамблей садово-парковых сооружений, скульптуры и фонтанов, соперничающий с Версалем. Великолепный по своей цельности замысел объединил в одно неразрывное целое Большой каскад и обрамляющие его грандиозные лестничные спуски с Большим гротом в центре и возвышающимся над всем дворцом. Исключительное мастерство Леблона проявилось в планировке усадьбы с террасами и лестницами, спускающимися к морю. Он, как первый последователь Ленотра, дал в Верхнем парке типичный образец французского регулярного парка с длинными стрелами аллей, пересеченных площадками и фонтанами, с геометрически подстриженными деревьями. В планировке Нижнего – соединил классицизм французского регулярного парка с барочной фонтанно-скульптурной декорацией, свойственной итальянским садам.
В 1714–1717 гг. строились Монплезир и каменный Петергофский дворец по проектам Андреаса Шлютера. В дальнейшем в работу включается несколько архитекторов, в том числе Ж. Б. Леблон и И. Браунштейн — строитель павильонов «Марли» и «Эрмитаж».
В 1735 г. была установлена центральная по композиционной роли и по идейному замыслу скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву» (авторство точно не установлено), чем завершился первый этап создания крупнейшего из регулярных парковых ансамблей XVIII века.
В 1740-х гг. начался второй этап строительства в Петергофе, когда была предпринята грандиозная перестройка Большого Петергофского дворца архитектором Растрелли. Сохранив некоторую сдержанность решения старого Петергофского дворца, характерную для стиля петровского времени, Растрелли все же значительно усилил его декоративное оформление в стиле барокко. Особенно сильно это проявилось в оформлении заново пристроенных к дворцу левого крыла с церковью и правого, так называемого Корпуса под гербом. Заключительный из основных этапов строительства Петергофа относится уже к концу XVIII — самому началу XIX веков, когда к делу были привлечены архитекторы Воронихин, Козловский, Мартос, Шубин, Щедрин, Прокофьев.
В мае 1752 года Растрелли поручили перестроить Екатерининский дворец в Царском Селе. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. В результате полной перестройки Царскосельского дворца был создан грандиозный ансамбль парадной резиденции. И внешний облик дворца, и композиция интерьеров создавали эффект бесконечной протяженности (лента дворца составляла 306 м) при нарастании масштабов к центру. Сам центр выделен лишь более высокой крышей, изогнутым фронтоном и тремя ризалитами. Изысканность сочетания лазурного цвета стен, белизны архитектурных деталей и позолоты скульптур, декоративных рельефов и капителей, способствовала зрительному преодолению некоторой тяжеловесности чрезмерно длинного фасада.
В 1754—1762 гг. Растрелли строит другое крупное сооружение — Зимний дворец в Петербурге, ставший основой будущего ансамбля Дворцовой площади. В отличие от сильно вытянутого в длину Царскосельского дворца Зимний дворец решен в плане огромного замкнутого прямоугольника. Главный вход во дворец находился в то время в просторном внутреннем парадном дворе. Учитывая местоположение Зимнего дворца, Растрелли различно решил фасады здания. Так, фасад, выходящий на юг, на образовавшуюся впоследствии Дворцовую площадь, решен с сильной пластической акцентировкой центральной части (где находится парадный въезд во двор). Наоборот, фасад Зимнего дворца, обращенный к Неве, выдержан в более спокойном ритме объемов и колоннады, благодаря чему лучше воспринимается протяженность здания.
Растрелли и в церковном зодчестве оставил чрезвычайно ценное произведение – проект ансамбля Смольного монастыря в Петербурге. Строительство Смольного монастыря, начатое в 1748 г., растянулось на многие десятилетия и завершилось архитектором В. П. Стасовым в первой трети XIX в. Такая важная часть всего ансамбля, как девятиярусная колокольня собора, так и не была осуществлена. В композиции пятиглавого собора и целом ряде общих принципов решения ансамбля монастыря Растрелли непосредственно исходил из традиций древнерусского зодчества. В то же время здесь есть и характерные черты архитектуры середины XVIII века: пышность архитектурных форм, неистощимое богатство декора.