Ранняя и зрелая готика в архитектуре Англии.
Хор собора в Кентербери, собор в Солсбери, собор в Линкольне, капелла св.Троицы в Солсбери, собор в Уэлсе, Вестминстер, Йорк. Эксетер, зал капитула в Уэльсе.
С третьей четверти 12 в. в Англии наступает период готического искусства. Нараставший подъем экономики привел к тому, что с 14 в. Анлия уже занимала вжное место на мировом рынке. Но, в отличие от других европейских стран, промышленность и торговля Англии были связаны не столько с городом, сколько с деревней, где производилось и обрабатывалось сырье, экспортируемое в другие страны. Поэтому в новые экономические отношения оказалось вовлеченной большая часть мелкого дворянства; с другой стороны, богатые горожане стремлись путем приобретения земельных владений приобщиться к землевладельческой знати. В Англии е было такого непримиримого антагонизма между дворянством бюргерством, как, например, в наиболее экономически развитых областях Италии. Но зато сами города в Англии не имели того важного значения в общем экономическом и общественном подъеме страны, как в большинстве других европейских государств.
Период, на который приходится развитие готического искусства, стал во многом переломным для английской культуры. То было время формирования английского языка, вытеснившего французскую речь даже из парламентских прений, время, когда Джон Виклеф провозгласил неоходимость церковной реформы и содействовал переводу Библии на английский язык. Это период постепенного нарастания в литературе светских тенденций. Созданные в конце 14 в. «Кентерберийские рассказы»Чосера предвещалинаступление новой эпози в английской литературе.
Если романская архитектура Англии уже в силу малого числа построек по своему значению уступала романской архитектуре Германии и тем более Франции, то в период готики английское зодчество заняло одно из самых почетных мест в Западной Европе. Правда, английская готика, в отличие от французской, не оставила памятников, которые могут быть причислены к образцам наиболее лассического воплощения принципов этого стиля; не имела она и такого широкого отклика в других странах. К тому же сфера английской готики ограничивалась преимущественно архитектуой и декоративным искусством.
Строительство готических соборов в Англи оказалось связанным не только и даже н столько с городами, а – как и вроманский период – с монастырями. Конструктивная схема храма и весь его облик по-прежнему зависели от практических запросов клира и от художественных традиций, сложившихся у строителей за предшествавашие столетия.
Общепринятой периодизации английской готики пока не существует, поэтому нередко прибегают к периодизации, разработанной английскими исследователями. Последние в своей классификации исходят не из общего конструктивно-архитектонического типа постройки, а зи отдельных ее элементов, преимущественно из формы оконных обрамлений. В связи с этим подобная периодизация характеризует не столько основные конструктивные принципы здания, сколько нкоторые особенности архитектонических решений и приемв архитектурного декора.
Основные вехи развития английской готики могут быть намеченты следующим образом. Первые храмовые постройки, выдержанные в формах готики, начинают воздвигаться в последней четверти 12 века. На 13-14 столетия падает период высшего подъема готической архитектуры в Англии, время создания наиболее значительных сооружений. Поздний период английской готики, начавшийся с последней четверти 14 в. завершился в сер. 16 столетия. При соблюдении некоторых ставших почти обязательными общих принципов английская соборная готика отличается большим разнообразием и оригинальностью образны решений. Все же в целом могут быть сведены к двумя основным типам храмовых построек. Первый из этих типв характеризуется наиболее полным выражением специфически английских особенностей готических сооружений. Это английский вариант готики в его наиболее чистом виде. Для второго типа английских соборов характерны некоторы конструктивно-образные приципы, заимствованные у французского зодчества, не в значительной степени переработанные в духе местных традиций. Храмы подобного типа распространены в Англии в меньшей степени, хотя к ним относятся некоторые из наиболее известных памятников.
Датой, отмечающей начало периода английской готики, принято считать 1175 год, когда приглашенный в Англию зодчий Вильгельм из Сана, один из мастеров ранней готической архитктуры Франции, приступил к перекытиыю стрельчатым сводом хора Кентерберийского соборапо образцу собора в Сане.
Лучший памятник английской готики – собор в Солсбери может служить образцом первого типа сооружений английской соборной готики.
План собора, по существу, не имеет принципиальных отличий от планов романских соборов Англии; в нем сохраняются то же соотношение частей и характерная растянутость здания в длину. Трехнефный продольный корпус не имеет в восточной части обхода и венка капелл; вместо них в восточную стену встроена одна капелла прямоугольных очертаний, капелла Богоматери – прием характерный и для многих других английских соборов. Особенностью собора в Солсбери, как и некоторых ругих английских храмов, является наличие двух трансептов, из которых главный, с сильно вытянутыми рукавами, пересекает продольный корпус как раз посредине, как это было принято в романское время. Хор по0прежнему помещается в средокрестия. Из-за наличия двух трансептов и перенесения средокрестия на самую середину продолного корпуса, в плане английского собора, в отличие от французских построек,не выражена общая динамическая устремленность пространственных элементов от входа к восточной части храма. Характерынм отличием английских готических соборов было также то, что, поскольку они возводились преимущественно монастырями, планы их, и без того сложные, дополнялись, как и в романских храмах, множеством пристроек. Так, к Солсберийскому собору примыкают клуатр, ризница и зал капитула – помещение, имеюшее в плане форму правильного многогранника с пороным столбом посередине, перекрытое стрельчатым сводом. Ко многим другим соборам пристраивались дополнительные капеллы.
Своим внешним обликом английские соборы сильно отличаются от нотических храмов других стран. Снаружи особенно ощутимы их крупные размеры при общей растянутости здания, настолько большой, что благодаря расположению трансепта по длине сравнительно с обычным типом готического храма. Это впечатление усиливается своеобразной «многосоставностью» всего сооружения, как бы сложенного из многих самостоятельных объемов, что заставляет вспомнить романские храмы.
Интерьеры английских соборов также обнаруживают черты своеобразия. Их нефы не имели такой громадной высоты, как в храмах Франции, и чувствомистического взлета не имело в них столь сильного выражения.
В соборе Вестминстерского аббатства в Лондоне черты французской архитектуры выражены ярко. Этот собор занимал в Англии особое место: он служил местом коронации и погребения английских королей. Если бы не обилие неизбежных для аббатства пристроек, план собора весьма мало отличался бы от французских храмов. Мы видим здесь то же самое отношение пространственных частей, точно так же трансепт отодвинут к востоку, а абсида снабжена не только обходм, но и венком капелл; отсутствует и башня над средокрестием. Показательно, однако, что, поскольку такое решение не соответствовало сложившимся в Англии особенностям богослужения и принытй план собора, очевидно предоставлял многолюдному клиру слишком мао места, хор расположен не за трансептом или под средокрестием, как обычно в Англии, а перед трансептом, захватывая несколько травей среднего нефа. Интерьер храма выделается необычной для английских соборов большой высотой среднего нефа и производит столь необычное для них впечатление общего пространственного единства.
14 столетие (точнее его первые три четверти) английские исследователи называют периодом «украшения» готики, подчеркивая нараставшую в архитектуре того времени роль декоративных элементов. Планы соборов в этот период претерпевали серьезные изменения. Новые здания закладывались редко; в основном достраивалис более ранние сооружения вследствие чего эволюция стиля отразилась главным образом в их архитектурном декоре. Что касается фасадных композиций которых соборов, сооруженных именно в течение названного периода, то они иногда производят впечатление парадоксальности даже сравнительно с весьма делакими от шаблона фасадами более ранних английских храмов. Таков западный фасад собора в Экстере, который с первого взгляда из-за своеобразных очертаний и из-за отсутствия башен можно принятьскорее за противоположную сторону храма – за апсиду хора. К этому фасаду приставлена низкая стена, своеобразное подобие ширмы, высотой несклько меньше половины общей высоты фасада, которая покрыта тремя ярусами статуй в тонких колончатых обамлениях. Подобное «декоративное» использование статуй на фасаде встречалось и прежде, но здесь этот мотив дан особенно подчеркнуто; статуи заполняют плоскось стены плотно, без разрывов, плечом к плечу. Только три небольших портала – входы в собор – врезаются в этот скульптурный ковер. Другая особенность экстерского храма заключается в том, что вместо обязательной башни над средокрестием две высоки башни, поставлены на торцах трансепта. Центральная частьсобора получила, таким образом, двойной акцент, и тогда становится понятным отсутсвтие башен на главом фасаде – они нарушили бы этот смелый эффект. Внутре эксетерского собора арочные устои, трифории и густые пучки нервюр достигают такой степени разддробленност и, что рождается впечатление своеобразной вибрации архитектурных фом. Большое вниманиемастера «украшенного стиля» обращали на своды, усложняя и обогащая рисунок нервюр. Особенной популярностью в то время пользовались так называемые звездчатые и сетчатые своды.
Зодчие «украшенного» стля иногда прибегали к смелым конструктивным эксперементам в решении интерьеров. В качестве примера здесь может быть названа замечательная по красоте арочная композиция средокрестия собора в Уэльсе,созданная в 1138 г. В каждый из четырех пролетов средокрестия вписана мощная стрельчатая арка, а на ее вершину поставлена в перевернутом виде другая арка; в интервалы между арочными кривыми вписаны огромные каменные кольца. Массивные, но благодаря богатой профилировке и необыкновенно упругому ритму линий кажущиеся лишенными тяжести, эти арки, покорные воле зодчего, сплетаются в непрерывно меняющийся в зависимости от различных аспектов зрения великолепный узор. Вся композиция в целом изумляет головокружительной смелостью технического и художественного замысла и производит поистине фантастический эффект. В Уэльском соборе обращают также на сбея внимание западный фасад и красивейший в Англии зал капитула.