Ранняя и зрелая готика в архитектуре Германии.
Лимбург на Лане, Магдебург, Либфрауенкирхе в Трире, церковь св.Елизаветы в Марбурге, соборы в Альтенберге, Страсбурге, Кельне.
Немецкая готическая архитектура обычно делтся на три более или менее ясно различающихся между собой периода. При этом грань между ранней и высокой готикой не так ясна, как переход к своеобразным формам поздней готики, относящейся к периоду от конца 14 до начала 16 в.
Одной из особенностей развития архитектуры в Германии является сознательное сохранение романских традиций в готике. В дальнейшем отличительными чертами германской готики, особенно на юго-западе, было применение каркасной системы в строительстве зальных церквей и центрических в плане сооружений, а также создание однобашенного фасада.
Волна строительства новых и перестройки старых церковных зданий романского типа захватила средневековые города Германии в первой четверти 13 в. Один за другим появлялись здесь замечательные памятники готического стиля – соборы Магдербурге (начат в 1209 г.) и Падерборне (1225-1280), церковь св. Елизаветы в Марберге, церковь Богоматери в Трире, собор в Вецларе, являющийся продолжением романского строительства предшествовавшего столетия; соборы в Миндене, Гальберштадте, Наумбурге, храм в Фрейбурге и наконец знамениты Кельнский особор, начатый в 1248 г. и законченный только в 19 в. к этому нужно присоеднить также ряд цистерцианских доминиканских и миноритских церквей (Маульбронн, Валькенрид, Альтенберг, Доберан и др.)
Для Германии типично большое количество сооружений, воздвигнутых в переходном от романского к готическому стилю. Примером может служить красиво стоящий на высоком берегу реки собор в Лимбурге на Лане. В нем внутреннее четырехъярусное пространство с эмпорами и трифорием заключено в романскую оболочку с несколькими башнями. Только подчеркнутая вертикальная направленность архитектурных орм свидетельствует о нарастании готических тенденций.
Первым зданием Рейнской области, в котором ярко выражены принципы готического стиля, вляется церковь Богоматери в Трире. Характерной чертой ее конструкции был центрическая композиция плана: равноконечный крест, перекрытый нервюрными сводами, в каждом из углов по две капеллы. Такое расположение капелл было еще неизвестно во Франции и является оригинальным созданием немецкого мастера. Следуя в общем замысле и в деталях за сложившимися образцами готической разработки архитектурных форм, он сохраняет также некоторые традиционные черты переходного стиля, например, круглую арку портала и высокую башню увенчивающуюся средокрестие (верх ее был снесен ураганом в 1631 г. и не возобновлялся).
Памятником более зрелого стиля является церковь св. Елизаветы Марбурге,один из самых ранних готических храмов зального типа. Целостность общего замысла осуществилась в этом здании с ясной последовательностью. По сравнению с французскими сооруженияями формы марбургской церкви несколько тяжеловаты но в них проявляется оригинальность, присущая немецкой традиции, например сохранение обычных в более ранней немецкой архитектуре трех апсид вместо французского хора с венком капелл. Друго особенностью церкви св. Елизаветы было преобладание строгой вертикальности в конструкции фасада. Горизонтальные пояса, имеющие большое значение в готических фасадах Франции, здесь не играют значительной роли. Башни обозначены как самостоятельный элемент от самого основания. В соответствии с общей вертикальной тендецнией готическая роза фасада заменена стрельчатым окном.
План, архитектурная конструкция и обработка деталей здесь также обнаружвают самобытные черты немецкого искусства. Церковь Елизаветы имеет три нефа одинаковой высоты при двойной ширине среднего нефа. Восточная, алтарная часть и рукава трансепта совершенно одинаковы и звершаются апсидами, как это было принято в Кельне и Трире. Эта церковь, современная зрелой готике во Франции, сохраняет в главном нефе продолговатую четырехраспалубковую травею и расчлененные устои. Логика пространственного построения и хорошо найденные пропорции придают ей законченность и ясность. С внешней стороны две большие башни с высокими четырехгранными шатрами госодствуют над западным фасадом; мозные приставленные к стенам контрфорсы без пинаклей создают строгий ритм, а пространство между ними целиком заполняют расположенные в два яруса окна. Церковь св. Елизаветы в Марбурге стала начальным звеном в длинном ряду позднейших церквей, получивших большое распространение и в Германии и в соседних с ней странах. В юго-западной Германии, в Фрейбурге, был разработан особы тип западного фасада. Здесь высится только одна башня, основанием своим охватывающая весь фасад и посепенно суживающаяся кверху. Она увенчана ажурным каменным шатром, возведенным в 1320-1350 гг. Эта башня органически слита с фасадом и как бы вырастает из него. С тех пор однобашенные соборы возводились в Германии неоднократно. Наиболее известен Ульмский собор.
На развитие поздней немецкой готики большое влияние оказало архитектурное решение находящегося на французской территории Страсбургского собора, в особенности – его западного фасада, архитектурная композиция которого отличается господством легких стремительных вертикалей.
Наиболее ярким примером непосредственного влияния французской готики служит Кельнский собор. План его был создан около 1248 г., за образец взят был Амьенский собор. Хор с обходм, расположенный целиком по типу, принятому во Франции, но в Германии мало распространенному, был закончен в 1332 году. Для Кельнского собора характерна необычная вышина среднего корабля, поднимающегося над боковыми окнами с отношением 5:2, прорезанные окнами трифории и часто расположенные большие верхние окна, заполняющие всю стену. Строительство продолжалось в течение 14-15 вв., но медленно, а позднее – совсем прекратилось.
Кельнскому собору в высокой мере присуще типичное для поздней готики исключительное обилие изощренного архитектурного декора, покрывающего все детали конструкции беспокойно йколеблющимся, бегущим, сплетающимся в великолепные каменные кружева узором.