Великие готические соборы Франции 1190-1230 годов. Стилистическое развитие первого этапа зрелой готики.
Нотр Дам, Шартр, Реймс, Амьен, Бурж, Ле Ман, Бове.
Особенно богато скульптурное убранство в Реймсском соборе – одном из замечательных созданий высокой готики, классическом образце синтеза архитектуры и скульптуры той эпохи. План собора в Реймсе с некоторыми изменениями следует плану Шартрского собора.
Внутреннее пространство Реймсского собора характерно для французских храмов высокой готики. Величавый, благородный по своим пропорциям, могучий центральный неф господствует над боковым. Эстетическая выразительность смелость конструкции готического собора глубоко прочувствована и выявлена с предельной наглядностью. Реймсский собор строился на протяжении всего 13 в.
Подобно тому как западный фасад собора Парижской Богоматери является наиболее совершенным среди произведений ранней готики, фасад Реймсского собора представляет классический пример готики зрелой. Реймсский собора поражает своей грандиозностью. Башни в отличие от Парижского собора, образуют одно целое с массивом фасада. От яруса порталов и до вершин прямоугольника башен вертикальные линии пронизывают здание и стремительным нарастанием и убыстрением своего ритма, решительно преобладая над горизонталями. Не случайно строители применили вимперги: их стрельчатые завершения проникают во второй ярус, ломая линию карниза и уничтожая грани между ярусами. Своеобразной чертой боковых фасадов реймсского собора является широкие и высокие окна, почти не соприкасающиеся друг с другом. Каждая пара окон объединена розой, помещенной под стрельчатой аркой их общего проема. Центральный и боковые фасады поражают смелым сопоставлением монументальной силы и энергии архитектурных масс и проемов с трепетным движением леса аркбутанов, пинаклей, арок, арочек, столбов и колонок, которые вырастают из массива. Однако богатое архитектурное убранство не превращается в самодовлеющую декорацию, в каменное кружево, скрывающее конструкцию готического собора. конечно, не все эти бесчисленные детали конструктивно необходимы, но они, все. Зритель то выделяет из сложного ансамбля детали, сопоставляя и сталкивая их друг с другом, то покоряется грандиозной силе архитектурно целого. В этом сплетении разнообразия и единства – отличие Реймсского собора от соборов поздней готики, подменивших пафос больших форм изощренностью самодовлеющих деталей.
Последним великим творением зрелой готики был Амьенский собор, знаменитый в те времена своим необычайно большим центральным нефом.
Впечатление от интерьера определяется большей, чем в Шартре, вышиной сводов при относительно меньше ширине главного нефа и его больше протяженности. Боковые нефы настолько высоки, что все пространство продольного корпуса представляется гораздо более единым, чем в Шартрском соборе. Это впечатлению способствуют устои, занимающие относительно мало места в силу доведенной до предела экономии материала. Между ярусом нижних аркад и ярусом окон расположена галерея трифория, ставшая самостоятельным этажом. Интерьер Амьенского собора, несомненно, грандиозен и ясен, но несколько монотонен. В его пропорциях чувствуется надуманность, стремление к точным математическим соотношениям. Ширина и высота бокового нефа составляет половины ширины и высоты главного нефа, высота колонн и арок в главном нефе равна высоте трифория и окон вместе взятых.
Западный фасад Амьенского собора, по своей стрктуре представляющий вариант развитого готическго фасада. Однако его пропорции не вполне бещупречны.четыре контрфорса обрамляют три поля, занятые в нижнем ярусе поталами. Второй ярус имеет двечасти: полосу арок с окнами и галлерею королей. Верх фасада в середине занят розой и несколько сдавлен по сторонам двумя башнями, окончательно завершенными лишь в середине 15 в.
Город богатых ткачей Бове хотел превзойти Амьен, но потерпел неудачу. Высота под сводами собора была 48 м. Однако в 1290 г. постройка частично обрушилась. Зодчий превратил стены в кружево из стекла и камня, а снаружи закрыл здание густым лесом высоких контрфорсов и аркбутанов.
В пятинефном соборе в Бурже (сер. 13 в.) со сложной системой аркбутанов отсутствует трансепт, афасад сообразно пяти нефам разделен на пять частей с пятью поталами. В 14 в. новых больших соборов почти не возводится, велисьработы по окончанию.