Книжная иллюстрация второй половины 11 - 12 веков.
Германия: Библия из Поммерсфельдена, «Человек как микрокосм» сборника из Прюфенинга, «Scivas» Хильдегарды Бингенской, «Hortus Deliciarum».
Англия: Псалтирь Сент Олбанс, Библия дворца Ламбет, Винчестерская Псалтирь, Винчестерская Библия, иллюстрированный Теренций.
Прочие: Библия Пантеона, Библия Флорефф.
В романском искусстве Германии важное место занимает миниатюра. Круг тем и сюетов искусства этого времени был тесно связан с миром христианских сказаний. Церковная литература на латинском языке давала художнику основной фонд сюжетов: живопись превращала эти сюжеты в назидательные картинки для мирян. В распространении подобных сюжетных циклов, иконографии, символики и художественных приемов романского стиля большую роль играли монстырские школы, которые в свою очередь были связаны с видными церквоными и политическими деятелями этого времени. Бенедиктинское аббастство тало наиболее важным художественным центром Германии.
26. Готическая архитектурная система, ее технический и художественный смысл. Готический собор, его конструкция и декорация.
Готическая культура – выражение всех общественных изменений эпохи зрелого средневековья. Рост и расцвет городов, центров жизни. Создавались школы, универы. Феномен – городской кафедральный собор. Зодчих именовали докторами. Поворот к новому стилю начался с архитектуры. Собор – важнейшее место города. Условия городской жизни потребовали нового стиля. Стена не ощущается, ее нет. Есть лес опор и игра ажурных форм. Готическое здание не покоится, а рождается и растет на глазах зрителя. Идея бесконечного развития (строились многими поколения). Роль света. Огромные окна превратили стену в светящуюся преграду, витраж. Витражи пронизаны лучами солнца, подчиняются техническим требованиям мозаики. Новый готический стиль искусства свое классической выражение получил в церковной архитектуре. Наиболее типичной постройкой стал городской собор. грандиозные размеры, совершенство конструкции, обилие скульптурного убранства воспринимались не только как утверждение величия религии, но и как символ богатства и могущества горожан.
Изменилась и организация строительного дела – строили городские ремесленники-миряне, организованные в цехи. Здесь технические навыки обычно передавались по наследству от отца к сыну. между каменщиками и другими ремесленниками существовали важные различия. ремесленник работал в своей мастерской, в определенном городе, а артели каменщиков работали там, где возводились большие постройки. В готике нет обилия резко различных местных школ, как в романике. готика отличается большим стилистическим единством. Однако все равно в разных странах – по разному. Достаточно сравнить французский и английский соборы, чтобы почувствовать разницу.
Сохранившиеся планы и рабочие чертежи грандиозных соборов средневековья таковы, что не только составлять их, но и пользоваться ими могли только хорошо подготовленные мастера. Накопленный предшествовашими поколениями строителей опыт позволил готическим архитекторам решать смелые конструктивные задачи, создать принципиально новую конструкцию. Готические зодчие нашли и новые средства для обогащения художественной выразительности архитектуры.
Иногда считают, что отличительным признаком готической конструкции является стрельчатая арка. Это неверно: она возникает уже в романской архитектуре. Преимущество ее, известное, например, еще зодчим бургундской школы, заключалось в меньшем боковом распоре. Готические мастера лишь учли это преимущество и широко воспользовались им.
Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система. Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствованиея романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов, выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение; свод по-прежнему оставлся тяжелым и массивным. Готические архитекторы сделали эти ребра (иначе называемые нервюрами) основой сводчатой конструкции. Возведение крестового свода начинали выкладывая из хорошо отесанных и пригнанных клинчатых камней ребра – диагональные (оживы) и торцовые (щековые арки). Они создавали как бы скелет свода. Получавшиеся распалубки заполняли тонкими тесаными камнями при помощи кружал. Такой свод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное давление и боковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы и строителю было ясно, где и как этот распор дложен быть «погашен». Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел еще и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы.
Оценив достоинства такого свода, готические зодчие проявили большую изобретательность в его разработке, а также использовали его конструктивные особенности в декоративных целях. Так, иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок – т.н. лиерны. Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине, - тьерсероны. Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперевными нервюрами, контрлиернами. Особенно рано и широко стали пользоваться этим приемом английские зодчие.
Так как на каждый столб-устой приходилось несколько нервюр, то, следуя романскому принципу, под пяту каждой нервюры ставилась особая капитель, или консоль, или колонка, примыкающая непосредственно к устою. Так устой превращался в пучок колонн. Как и в романском стиле, этот прием ясно и логично выражал художественными средставми основныме особенности констуркции. В дальнейшем, однако, готические зодчие выкладывали камни устоев так, что капители колонн полностью упразднялись и опорная колонка от основания устоя продолжалась без перерыва кладки до самой вершины свода.
Боковой распор нервюрного свода, строго локализованный, в противоположность тяжелому романскому своду не требовал массивной опоры в виде утолщения стены в опасных местах, а мог быть нейтрализован особыми столбами-пилонами – контрфорсами. Готический контрфорс является техническим развитием и дальнейшим усовершенствованием контрфорса романского. Контрфорс, как установили готические зодчие, работал тем успешнее, чем он был шире снизу. Поэтому они начали придавать контрфорсам ступенчатую форму, относительно узкую наверху и более широкую внизу.
Нейтрализовать боковой распор свода в боковых нефах не представляло трудностей, так как высота и ширина их были сравнительно невелики, а контрфорс можно было поставить непосредственно у наружного столба-устоя. Совершенно иначе приходилось решать проблему бокового распора сводов в среднем нефе.
Готические зодчие применяли в таких случаях особую арку из клинчатых камней, аркбутан; одним концом эта арка, перекинутая через боковые нефы, упиралась в пазухи свода, а другим – на контрфорс. Место ее опоры на контрфорс укреплялось башенкой, так называемым пинаклем. Первоначально аркбутан примыкал к пазухам свода под прямым уголом и воспринимал, следовательно, только боковой распор свода. Позднее аркбутан начали ставить под острым углом к пазухам свода, и он принимал, таким образом, на себя частично и вертикальное давление свода.
При помощи готической каркасной системы достигалась большая экономия материала. Стена как конструктивная часть здания становилась излишней; она либо превращалась в легкий простенок, либо заполнялась громадными окнами. Стало возможно строить здания невиданной ранее высоты и перекрывать пролеты большой ширины. Возрастали и темпы строительства. Если не было помех, то даже грандиозные сооружения возводили в отнносительно короткие сроки
Строительным материалом служил местный камент, который тщательно отесывали. Особенно старательно пригонялись постели, горизонтальные грани камней, поскольку они должны были воспринимать большую нагрузку. Связующим раствором готические зодчие пользовались весьма умело, достигая при его помощи равномерного распределения нагрузки. Ради большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укрепленные заливкой из мягкого свинца.
27. Готическая архитектура: типология, эволюция, особенности национальных школ.
Первые шаги на пути сложения готики были сделаны во Франции, в иль де Франс. Около 1137 г. Настоятель Сан Дени Сугерий начал перестройку церкви аббатства. Главные новшества были превнесены в планировку и конструкцию восточной части храма, где в 1140-1144 каролингскую апсиду заменил хор с трансептом и венцом капелл. Впервые была применена каркасная система. Капеллы в Сан Дени имели витражные окна, хор был наполнен светом. Все знаем благодаря сугерию. Становление и развитие готики в различных странах имело свои особенности и хронологические рамки. В истории искусства выдаеляют раннюю, высокую и пламенеющую готику. Расцвет – высокая готика, 13-14 вв. в 13 – европейский резонанс, а в 14 – полное господство в Европе. Эпоха крупных политических потресений и завершающий этап средневековья для многих стран. Преобладают еретические, мистические учения. Контрасты и полярности в художестве. Одухотворенность уступила место готическому натурализму, обнаженности чувств. Возрастает значение светских зданий. Искусство обратилось к отдельному человеку. Поздняя готика – пламенеющая по форме линий, похожих на языки пламени. Широко используется сложный рисунок и ажурный орнамент. На рубеже 14 и 15 веков возникло интернациональная готика, мягкий стиль. Во Франции, германии, Польше, Чехии, были общие стилистические признаки. Мягкие, гибкие переходы форм, склонность к сложной символики, иносказанию. Интернациональной готикой завершился период средневекового искусства.
В архитектуре готических соборов того времени имела место тенденция, отражавшая в конечном счете рост ремесленных и торговых цехов, развитие светского начала, более сложное и широкое мировосприятие. Так, для готических соборов стало характерным большое богатство декора, нарастание черт реализма, а временами и жанровости в монументальной скульптуре.
Вместе с тем первоначальная гармоничная уравновешенность горизонтальных и вертикальных членений к. 14 в. все больше уступает место устремеленности здания ввысь, стремительной динамике архитектурных форм и ритмов.
Интерьеры готичеких соборов не только гранзиознее и данмичнее интерьеров романского стиля – они свидетельствуют об ином понимании пространства. В романских цервквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность. Пространство среднего и боковых нефов почти сливается: боковые нефы повышаются, устои занимают сравнительно малое место. Окна становятся больше, простенки между ними заполняются фризом из арочек. Тенденция к слиянию внутренного пространства сильнее всего проявилась в архитектуре Германии, где соборы строились по зальной системе, т.е. боковые нефы делались той же высоты, что и главный.
Сильно изменился и внешний вид готических соборов. Характерные для большинства романских церквей массивные башни над средокрестием исчези. Зато мощные и стройные башни часто фланкируют западный фасад, богато украшенный скульптурой. Размеры портала значительно увеличились.
Готические соборы как бы вырастают на глазах у зрителя. Очень показательна в этом отношении башня собора во Фрейбурге. Массивная и грузная в своем основании, она охватывает весь западный фасад; но устремляясь ввысь, становится все стройнее, постепенно утончается и завершается каменным ажурным шатром.
Романские церкви гладью стены были четко изолированы от окружающего простнаства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взимопроникновения внутреннего пространства и внешней природы. Мастера виртуарзно создавали фактурные и ритмические эффекты, используя кирпич различной формы и размеров и разнообразные способы кладки.
Мастера готической архитектуры внесли много нового в планировку соборного интерьера. Первоначально одному пролету среднего нефа соответствовали два звена – пролеты боковых нефов. При этом основная нагрузка ложилась на основные устои, тогда как промежуточные устои выполняли задачи второстепенные, поддерживаля пяты сводов боковых нефов. Промежуточным устоям соответственно придавали меньшее сечение. Но с начала 13 в. стало обычны иное решение; все устои делали одинаковыми, квадрат среднего делился на два прямоугольника, и каждому звену боковых нефов соответствовало одно звено среднего нефа. Таким образом, все продольное помещение готического собора (а нередко также трансепт) состояло из ряда единнообразных ячеек или травей.
В то время по требованию церкви в уже построенных соборах устанавливались перегородки, отделявшие хор от общедоступной части здания, а во вновь строившихся соборах предусматривалась иная планировка. В основной – продольой – части интерьера вместо пяти стали строить три нефа; снова развиванется трансепт, по большей части – трехнефный. Восточную часть собора – хор – стали увеличивать до пяти нефов. Больше капеллы окружали венком восточную абсиду. Большое значение имели резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, выраставшие, словно цветы и литья, на ветках каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.
Большие изменения претерпел и орнамент, украшаюший капители. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке, и античный по своему происходждению аканф почти полностью исчезают. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня.
Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв. фреску заменил витраж – своеобразный вид живописи. Возникли витражи, по-видимому, в каролингскую эпоху, но польное развитие и распространение они получили лишь при переходе от романского к готическому искусству.
Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звученые цвета, что создавало необычных художественный эффект. Украшающие алтарь и алтарные обходы живописные композиции поздней готики выполненные в технике темперы, или цветные рельефы так же отличались яркостью красок.