Крупноблочный дом на Б. Полянке, 3 в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохнным. 1940. Фрагмент фасада, эскиз
Наиболее значительные результаты были достигнуты в архитектурно-конструктивном решении этого сборного крупноблочного здания. Дом имеет ясную тектоническую структуру с двухрядной разрезкой крупных блоков. Крупноразмерные сборные элементы стены органично входят в композицию здания. Здесь уже нет «изображения» каменной кладки, вертикальные и горизонтальные блоки оправданы архитектурным обликом здания. Кладка наружных стен, состоящая из вертикальных простеночных блоков шириной от окна до окна и горизонтального ряда блоков-перемычек, предложенная авторами, была новаторской. Система двухрядной разрезки блоков впервые была применена в этом здании и впоследствии введена в строительные нормы, действующие до настоящего времени. Эта система позволила резко сократить количество типов сборных элементов, что упростило технологию производства и монтаж здания. Вместе с тем это позволило создать выразительную пластику наружных стен за счет рельефов на самих блоках и применения декоративных решеток, закрывающих хозяйственные лоджии кухонь и не участвующих в конструктивной работе сооружения.
Эти спаренные бетонные решетки с точно найденным масштабом растительного орнамента, выполненные по рисункам В. А. Фаворского, образуют орнаментальные вертикальные полосы, идущие на всю высоту здания. Интересно решена проблема цвета дома. При отливке блока в бетон, выходящий на лицевую поверхность, добавлялся краситель, который создал серовато-голубую мрамороподобную структуру. Таким образом, этот дом не нуждается ни в какой дополнительной окраске и за 40 лет не потерял первоначального цвета.
Принятая система использования вертикальных простеночных блоков максимального для того времени веса в три тонны позволила вести монтаж здания с большой скоростью. В своих дневниках Буров пишет: «В смысле решения блочной проблемы удалось подойти почти к пределу технического использования материала. Вместе с тем доведение блока до максимального размера, наиболее экономного как с производственной, так и с монтажной точки зрения, выявило все противоречия, заложенные в этом материале да и в других, равных ему по прочности и весу» [43, с. 106]. Дом на Ленинградском просп., завершенный в 1941 г., до настоящего времени является ярким примером здания, построенного индустриальными методами. Авторам удалось утвердить тезис, что «индустриализация— только метод строительства», который не лишает здания индивидуальности и художественной выразительности.
Из сказанного следует, что именно Буров первым увидел в индустриализации, как в основном методе перспективного возведения зданий, не «принудительные» меры, лишающие архитектуру ее художественных качеств и превращающие ее в «простое строительство», а, наоборот, он увидел здесь неиспользованные новые художественные возможности. Эти возможности открывали пути формирования современной полноценной архитектуры. И он тут же пытается свои предварительные теоретические взгляды реализовать. Тому примеры три типа крупноблочных домов, рассмотренных выше.
При этом Буров понимал (сначала умозрительно, теоретически), что при индустриальном монтаже сборных элементов заводского изготовле-
Крупноблочный дсм на Б. Полянке, 3 в Москве.. Совместно с архит, Б. Н. Блохиным. 1940. Фасад. Фрагменты фасада
Крупноблочный дом на Ленинградском проспекте, 27 в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохнным. 1941. Общий вид. План типового этажа. Фрагмент фасада.
Крупноблочный дом на Ленинградском проспекте, 27 в Москве. 1941. Схема разрезки блоков
ния все дело будет в сокращении веса монтируемых элементов. Он считал примитивной идею возить и поднимать кранами небольшие (относительно) по размерам, но тяжелые блоки. Так, говорил он, никогда не создать новой архитектуры.
Именно таким пониманием своей задачи можно объяснить переход Бурова в, казалось бы, далекую ему сферу поисков нового материала. И не просто нового, а легкого.
Но пока таких материалов не существовало, а строить надо было из ! тех тяжелых блоков, которые тогда выпускала наша строительная индустрия. Буров их принял как одно из реальных условий художественных решений. Отсюда его чисто архитектурные эксперименты с трехтонными блоками на Полянке, а затем на Ленинградском проспекте.
В первом проекте — блок зрительно утяжелен. Эффект, естественно, не достиг цели. Во втором проекте дано остроумнейшее решение блока и всей стены зрительно максимально облегченное. И хотя вес блока тот же, что и в первом проекте, декоративный бриллиантовый руст решил задачу изобразительно. Но именно изобразительно, а не архитектурно.
И, наконец, верх Буровского архитектурно-художественного (конструктивного и функционального) мастерства — дом на Ленинградском проспекте, 27. Здесь из блоков по сути дела Буров сделал «каркас», в максимально возможной степени зрительно облегчил всю структуру дома. Кроме вертикальных столбов, чередуясь с ними, идут вертикальные орнаментальные решетки. Они стали главной отличительной чертой всего проекта. Это в превосходной степени решило поставленную архитек-
тором перед собой творческую проблему. Он сохранил всю конструктивную логику и создал новый образ жилого дома.
Война прервала развитие массового индустриального строительства. Жилой дом на Ленинградском проспекте был завершен уже во время войны. Обслуживающие помещения и заселение дома не соответствовали проекту. Однако ясное тектоническое решение, выразительный художественный образ жилого дома позволяют считать это здание одним из лучших примеров жилых домов современного строительства.
30-е и 40-е годы — годы формирования новых направлений и взглядов, переломные в советской архитектуре — необычайно плодотворный период в творчестве А. К. Бурова. Для него, уже ранее отошедшего от конструктивизма, новая направленность, включавшая как изучение классического наследия, так и дальнейшие творческие поиски, была естественной.
Этот период ознаменовался созданием самых значительных в его творчестве произведений, в которых органически сплавился талант архитектора-новатора и его высокая культура, основанная на фундаментальных знаниях закономерностей классического искусства.
Разнообразные творческие задачи, поставленные перед ним, Буров решал каждый раз с особой, лишь ему свойственной остротой, доводя результаты работы до совершенства.
Важнейшим вкладом Бурова в решение актуальной задачи — индустриализации массового жилищного строительства — явилось строительство трех серий сборных домов из крупных блоков. Постройкой дома на Ленинградском проспекте Буров убедительно доказал свои теоретические положения о возможности гармоничной связи техники и искусства.
Венцом творчества мастера стал фасад Дома архитектора — произведение, отмеченное ясностью творческой мысли, тонким вкусом, художественной выразительностью и силой эмоционального воздействия.
В своих теоретических работах, относящихся к этому периоду, Буров во многом предугадал направление развития советской архитектуры, получившее подтверждение в последующие годы.
РАБОТЫ А. К. БУРОВА
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
(40-е —50-е ГОДЫ)
В 1941—1942 гг. Буров всецело отдается работе в области технической физики. Но ощущение нравственной ответственности, чувство гражданского долга архитектора требовало от Бурова постоянной профессиональной отдачи. Он считал, что главная задача архитекторов в это время — готовить себя к огромному послевоенному строительству и прежде всего жилищному. Уже в феврале 1943 г. он пишет в своем дневнике: «Я надеюсь, что смогу заняться по настоящему архитектурой и готовиться к проекту восстановления города, который мне дадут. Архитектура снова, и как никогда, увлекает меня — для подготовки к большой работе надо себя настроить, ввести в систему архитектурного мышления.Короче — надо начать заготовку мыслей впрок. Пора, а то будет поздно. Нельзя приступать к проектированию, не имея «задела». Красная Армия предложила такие темпы, что у нас остается очень мало времени для подготовки к восстановлению городов» [43, с. 96, 103].
Дневники этого времени насыщены мыслями о послевоенном строительстве, которое, по его словам, должно быть дешевым, быстрым, индустриальным, красивым, удобным. Долг архитектора, считал он, дать много полноценного жилища, а сделать это старыми методами, на основе старых взглядов невозможно.
«У нас, у архитекторов — пишет он в дневнике 24/И 1943 г.—есть долг, священная обязанность перед страной и народами нашей страны, испытавшими невиданные в истории муки вражеского нашествия и разрушения и проявившими невиданный героизм — восстановить эти разрушения так, чтобы иметь право именоваться врачами человеческих душ. Начать это восстановление на другой день после разгрома врага. Вести его с огромной скоростью и готовиться к нему сейчас. Материал, конструкция, целесообразность решения, экономия, взятые вместе, дадут решение, за которое скажут «благодарю». Все это должно быть самым лучшим, наиболее целесообразным, современным и передовым... Нужно, чтобы мы, архитекторы, восстановили страну так, чтобы люди, потерявшие все, получили бы не «жилплощадь», а то, что они потеряли,— домашний очаг,и лучший, чем они имели. Для этого нужна индустрия» [43, с. 113]. Подготовку к послевоенному строительству, настраивание на «систему архитектурного мышления» А. К. Буров видит в создании большой теоретической работы, подводящей итог опыта предыдущих лет и раскрывающей новые проблемы послевоенного строительства и будущего архитектуры.
В дневнике 14/11 1943 г. он пишет: «Для того, чтобы написать книгу, нужно
поставить и решить вопрос во всей сложности и просто изложить
самое сложное» [43, с. 96]. Книга была написана в 1943—1944 гг. 15/Х 1944 г. в дневнике запись: «Сегодня мне исполнилось 44 года. Сделал за год: 1) проект монумента Сталинградской эпопеи (пирамиду); 2) проект «Храма Славы» для Сталинграда (складчато-параболический); 3) написал книжку «В поисках единства»; 4) изобрел и построил машину для получения бесконечной плоско-параллельной ленты и получил премию по физике в физико-математическом отделении Академии наук; 5) разобрался, насколько мне кажется, в основной причине явления дрожания нитей и написал об этом предварительные заметки; 6) сделал эскиз и решил в основе идею реконструкции Ялты... Не так уж мало!» [43, с. 150].
В книге А. К. Бурова «Об архитектуре» — впечатления первых поездок в Грецию, Италию и Америку, опыт практической работы и связанные с ней теоретические обоснования принятых решений, размышления о развитии послевоенного строительства, об эстетической направленности архитектуры. Один из важных аспектов книги составляет отношение к классическому наследию и критика «академизма» в архитектуре — направление, которое он считал чуждым мироощущению современников. Свойственный Бурову критический дух помог ему осознать и переосмыслить классическое наследие и верно оценить его. В книге А. К. Бурова большое место занимали наряду с научными чисто эмоциональные доводы, в которых раскрывался характер автора, его собственное видение мира.
Отличительная черта книги, как и всего творчества А. К. Бурова,— устремленность в будущее. Изучение прошлого архитектуры, анализ ее настоящего — все направлено на созидание гармоничного окружающего мира. Идеал — гармония — не казалась Бурову недостижимой, он рассматривал это как норму, к которой нужно стремиться. Претворение идеала в жизнь казалось ему возможным даже в его время. Описывая восстановленные, преображенные и новые города, как они ему представлялись в будущем, он пишет в своей книге: «И я думаю, что увижу все это не в идее, а выстроенным, потому что в этом есть и логика, и здравый смысл, и экономия, и здоровье, и масштаб, и человечность, и, наконец, это будет красиво, очень красиво, потому что это — искусство» [40, с. 144].
Гражданственный и художественный пафос книги Бурова, написанной в тяжелые военные годы, отражал гуманистическую, в высшей степени действенную жизненную позицию автора.
В 1943—1944 гг. задача скорейшего восстановления разрушенных войной городов была жизненно важной. Особенно остро стояла в то время проблема строительных материалов. Предлагалось и широкое использование дешевых материалов, а также новых, созданных на их основе конструкций. Над созданием новых эффективных строительных материалов А. К. Буров начал работать в Академии архитектуры СССР еще в 1940 г. в связи с постройкой крупноблочных домов. Эксперименты, начатые перед войной, были возобновлены в 1943 г. в связи с необходимостью замены дефицитных строительных материалов.
В 1943—1944 гг. А. К. Буров совместно с архитектором Л. М. Врангель разрабатывает серию проектов сборных малоэтажных жилых домов из армированного высокопрочного гипса и армированного расширяюще-
гося цемента для южных районов СССР. Эта серия одно-двухэтажных домов интересна и современна. Особенно рационально и вместе с тем архитектурно выразительно решены двухэтажные блокированные жилые дома.
В 1943—1944 гг., когда война еще продолжалась и только началось восстановление страны А. К. Буров с архит. С. X. Сатунцем выполнил проект музея обороны Сталинграда — «Храм Славы». Проект не был заказным, он не имел и конкретного участка, за разработку проекта авторы взялись по собственной инициативе. В то время это было естественным стремлением архитекторов выразить в памятниках и мемориальных сооружениях ожидание грядущей победы, патриотические чувства гордости и чувства скорби, памяти о прошлом и мечты о будущем.
Прямоугольное здание, имеющее размер в плане 100X150 м, венчается величественным куполом. Сооружение предполагалось выполнить в современных конструкциях с применением тонких железобетонных складчатых сводов параболической формы, которые смыкаются на «ус». Это и определило образ здания. Все наружные поверхности его получили уходящие криволинейные очертания, придающие зданию пластику и монументальный характер.
Экспозиция музея располагалась в сводчатых галереях — обходах по периметру здания, а в купольных переходах из главного зала в галереи размещались зрительные залы и выставочные помещения. В центре располагается главный зал, перекрытый куполом, также имеющим параболическое очертание и состоящим из складчатых элементов. Внутреннее пространство главного зала высотой около 30 м величественно и торжественно.
Традиционное для русской архитектуры сочетание цветов — белого с золотым усиливает впечатление приподнятости, торжественности и легкости. В «Храме Славы» с особой силой выражены национальные черты русской архитектуры, так определяемые Буровым: «Тектоничность, пластичность формы, изобразительное богатство, насыщенность цветом, человечность масштаба и современность — это и есть стиль русских в архитектуре» [40, с. 50].
В целом этот проект знаменует новый этап в творчестве А. К. Бурова, поиски образа современной архитектуры на основе синтеза лучших тенденций 20-х годов (конструктивизм) и опыта освоения классического наследия и национальной архитектуры.
В 1944 г. Андрей Константинович Буров разрабатывает проект монумента «Сталинградская эпопея», которому придает мощную и лаконичную форму пирамиды или кургана как памятнику вечной славы и памяти павшим'.
Высота монумента 150 м, длина стороны основания 236 м. Центрич-ность композиции и разработка пирамиды были рассчитаны на размещение ее в широких просторах приволжских степей Сталинграда и сообщали зданию величие, значительность и монументальность. Несмотря на грандиозные размеры, пирамида не подавляла бы смотрящего. Ступен-
1 В конкурсном проекте «Сталинградская эпопея» принимали участие архитекторы Д. И. Бурдин, Л. И. Баталов и Л. М. Врангель.
чатость объема, пространственное развитие композиции с лестницами и подходами помогали бы идущим воспринимать памятник во времени и в пространстве. Крупные уступы, покрытые скульптурными изображениями геральдики различных родов войск, с ритмом многократно повторяющихся изображений рук, держащих автоматы, сообщали сооружению необычайную силу. Пирамида должна была быть увенчана горящим факелом Вечного огня. Центральный шатер основного объема возвышался над Могилой Неизвестного Гражданина Советского Союза. На первом уровне сооружения размещался Зал трофеев. В Зал реликвий, находившийся на втором уровне, и в Зал документов на третьем уровне вели эскалаторы. Внутреннее пространство пирамиды и залы подсвечивались через стеклянные блоки. Прозрачные блоки кораллового стекла с орнаментальным рельефом опирались на пояса вороненой стали. Шатер предполагалось обработать золотыми карнизами. Для каркаса сооружения задумано было использовать металл, перелитый из трофеев. Для облицовки внутренних и наружных поверхностей должна была применяться листовая вороненая сталь.
Каждая из деталей композиции—материал, масштаб, силуэт, внутренний объем подчинялись главной идее сооружения — увековечиванию героического подвига советского народа, величию принесенной жертвы и стремлению к великому будущему.
В этом проекте снова выступает отличительная черта творчества Бурова— умение самую сложную идею выразить простыми лаконичными средствами. Это та простота, добиться которой стремится каждый, но которая дается с огромным трудом. У Бурова это умение — основная черта его таланта.
* * *
Проектам и постройкам Бурова всегда присущи характерные особенности, определяющие творческий почерк зодчего, всегда ощущается ясная архитектурная идея. Архитектурное сооружение или ансамбль рассматриваются им в связи с природным окружением, они сливаются или, наоборот, контрастируют с ним.
Ярче всего новые градостроительные идеи сказались в его проекте восстановления и реконструкции центра Ялты, который он разработал в 1944—1946 гг. Город, сильно разрушенный во время войны, в мае 1944 г. был освобожден советскими войсками. Уже в июле А. К. Буров вместе с М. Я. Гинзбургом (который с 1932 г. возглавлял проектирование районной планировки Южного берега Крыма) был в разрушенном городе.
Проектирование Ялты занимало в творчестве Бурова особое место. Он думал об этом проекте постоянно и в нем ему удалось воплотить некоторые свои градостроительные концепции. Он говорил, что сама природа Крыма, в которой сохранился характер античного пейзажа, требует особого архитектурного решения, тщательного сохранения ее своеобразия и характера '.
1 В начальной стадии проектирования Ялты принимал участие архит. А. А. Овчинников.
В основу проекта была положена идея создания современного комфортабельного города-курорта: с приморской набережной, освобожденной от транспорта, с удобным морским портом, с транзитной автомобильной магистралью, не мешающей курортной жизни города. Из-за сложности рельефа примыкающих к городу с севера холмов и предгорий транспортные магистрали города в их существующем виде не имели перспектив развития. Единственной значительной транспортной магистралью продолжала оставаться набережная.
Буров предложил провести участок приморского шоссе, идущий по территории курорта, в двух уровнях. Нижний уровень отводился для транспорта и эта часть шоссе заключалась в тоннель. Тоннель имел выходы на основные магистрали, на пляж и к морскому вокзалу. В стене тоннеля, обращенной к морю, предусматривались большие иллюминаторы, через которые открывалось бы море. Верхний уровень — набереж-
Сборный двухэтажный дом из армированного высокопрочного гипса для южных районов СССР. Совместно с архит. Л. М. Врангель. Проект. 1943—1944. Аксонометрия. Планы первого и второго этажей. Главный и дворовый фасады. Разрезы
ная, освобожденная от транспорта, превращалась в приморский бульвар. Движение по остальным внутригородским и транзитным транспортным магистралям А К. Буров также предлагал организовать в нескольких уровнях с современными развязками транспортных узлов, учитывающих сложный естественный рельеф Ялты. Сберегая зелень и экономно расходуя территорию курорта, Буров предложил разместить часть гостиниц и санаториев в многоэтажных башнях. При сложном естественном рельефе Ялты эти здания создавали бы живописную современную компози- I цию. Органичная связь архитектурных ансамблей с природным окружением, особый человеческий масштаб, богатая пластика аркад и силуэтов зданий придавали композиции художественную выразительность.
Проектируя город, Буров со всей убежденностью утверждал: «Нужно использовать все, что нам дают современные знания, искусство, передовая техника и строить города не для площадей и ансамблей, магистралей или автомобилей, а для людей» [50].
Стремясь снять и показать на экране весь берег Ялты, Буров приходит к идее создания панорамного кино. Он предлагал произвести синхронную съемку и проекцию при демонстрации батареей из пяти аппаратов, сблокированных так, как это было сделано спустя 10 лет создателями панорамного кино.
При проектировании Ялты им были найдены решения многих задач современного градостроительства, транспорта, архитектуры — удачные в художественном отношении и технически прогрессивные. Завершить этот масштабный и интересный эксперимент А. К. Бурову не удалось.
"Храм Славы» в Сталинграде. Совместно с архнт. С. X. Са-тунцем. Проект. 1943—1544. Фасад. Разрез. План