Центральный вокзал в Москве. Дипломный проект. 1925. Перспектива. Главный фасад
Дома для рабочих в Иваново-Вознесенске. Совместно с М. П. Парусниковым. Конкурсный проект. III премия. 1926. Общий вид. Фасад. План типового этажа
на озелененный участок, а объемно-пространственное решение жилого дома обогащается благодаря пластике плана, зелени и открытым галереям на уровне первого этажа.
Неотъемлемой частью нового жилища А. К. Буров считал оснащение квартир готовой встроенной стандартизированной мебелью, что по его мнению должно было сыграть большую воспитательную роль. В пояснительной записке авторы рекомендуют при «рабочем строительстве» бытовое оборудование квартир закладывать в программу и создавать для проектирования таких домов специальную показательную «лабораторную мастерскую».
Новые социальные и культурные потребности выдвинули новый тип зданий — рабочие клубы и Дома культуры, не имевшие аналогов в архитектуре прошлого. Эти здания должны были стать организующим центром общественной жизни. В 1926—1929 гг. проводились открытые конкурсы на типовые проекты этих зданий, которые привлекали и архитекторов старшего поколения, и архитектурную молодежь. Буров разрабатывает конкурсные проекты типовых клубов для Союза пищевиков и для работников рыбной промышленности на Дальнем Востоке.
Рабочие клубы Союза пищевиков, построенные по проектам Бурова в Киеве, Минске и Твери в 1927—1928 гг., отличаются тщательной проработкой планов, оригинальной пространственной организацией, интересны в смысле решения образа зданий нового социального типа.
В проекте такого клуба на 500 чел. главный вход подчеркнут широкой лестницей, ведущей из внутреннего озелененного дворика. На плоской крыше зала расположено открытое кафе.
В клубе на 380 чел., построенном в Твери, две части сооружения (зрительный зал и клубные комнаты) соединяются галереей-переходом на легких столбах, который открывается на озелененные пространства двора и парка. Объемно-пространственная композиция строится на контрасте глухих стен сценической коробки, воздушного пространства галерей первого этажа и открытой террасы на плоской крыше.
Наиболее сложный по архитектурно-пространственной композиции объединенный кЛуб фабрик «Ява», «Дукат» и «Большевик» в Москве. Ограниченный участок, значительный размер здания и расширенный состав помещений продиктовали и новые приемы — компактное решение, относительно крупный масштаб, более выразительные архитектурные средства. Главные входы в клубные помещения и спортивный комплекс акцентированы парадным открытым озелененным пространством перед ними, крупным цветовым пятном глухой стены спортивного зала, широкой лестницей и глубокой нишей входа в клубные помещения. Зрительный зал, соединенный с основной частью клубного комплекса переходом, раскрывается на парк и стадион.
С большой остротой, изяществом, с интересным цветовым решением выполнен проект Дома рыбака для Дальнего Востока в Хабаровске. Доминирующий композиционный элемент этого компактного двухэтажного здания — зрительный зал. Пластичный объем полукруглой сценической части зала определил крупный масштаб и цельность всего здания. На первом этаже расположены артистические уборные, а над ними — открытое фойе зрительного зала на озелененной плоской крыше. К
Рабочий кпуб на 500 чеп. Союза пищевиков. Проект. 1927. Перспектива. План первого этажа
главному входу на уровне первого этажа ведет открытая галерея. Насыщенным бирюзовым цветом выделены стена второго этажа и горизонтальный пояс, идущий по полукруглой стене сценической коробки.
Проекты Бурова 1926—1928 гг. отличаются конструктивной логикой, слитностью функции и формы, максимальной экономичностью. В зданиях подчеркнута их общедоступность, масштабность, соразмерность человеку, им сознательно не придан характер монументальных общественных сооружений.
Асимметричное построение зданий, отвечающее их функциональному назначению, пластика объемов, контраст разных высот отдельных
Объединенный клуб фабрик «Ява», «Дукат» и «Большевик» Союза пищевиков. Проект. 1928. Планы. Вид дворика. Аксонометрия
частей здания обогащают решение, придают индивидуальность каждому проекту. Свободная объемно-пространственная композиция логически связана с планом здания и органически вырастает из него. Обилие открытых пространств, остекленных плоскостей, террас, использование цвета и озеленения — все это создает ощущение оптимистического эмоционального настроя.
В эти годы многие архитекторы страны пробовали свои силы в создании театральных декораций. В 1924—1928 гг. Буров работает как театральный художник. С 1924 г. А. К. Буров — художник-декоратор в 1-м рабочем театре Пролеткульта, где делает эскизы декораций к пьесе В. Плетнева «Над обрывом». В 1926 г. он оформляет спектакль по пьесе А. Афиногенова «Гляди в оба». В 1928 г. Буров создает эскизы декораций к пьесе Д. Чижевского «Голгофа» в театре Революции.
Декорации, выполненные Буровым, явно конструктивистские, оригинальны, решены в виде подвижных, легко трансформирующихся экранов с характерным для Бурова смелым цветовым решением.
Совершенно естественным был его приход в кинематограф. В 1926 г. режиссер Сергей Эйзенштейн приглашает Бурова для решения архитектурной части декораций фильма «Старое и Новое» («Генеральная линия»). Несмотря на то, что Бурову была поручена всего лишь декорация, при ее проектировании проявилась характерная для творчества Андрея Константиновича черта — глубокое проникновение в суть задачи, ее функциональное осмысление. Декорации проектировались и выполня-
Дом рыбака Союза пищевиков
Для Дальнего Востока.
Проект. 1«8. Перспектива,
Фрагмент. Планы этажей
Ле Корбюзье, С. М. Эйзенштейн, А. К. Буров. Москва. 1928 ( Все евреи поганые, Гитлер отдыхает пока)
лись так, как если бы это была постройка сельскохозяйственных сооружений реального совхоза. В связи с этим Буров детально изучает вопросы индустриализации сельского хозяйства. В неопубликованной статье «Архитектура и кино» Буров так рассказывает о своей работе: «Когда передо мной встала задача архитектурного оформления совхоза для фильма «Генеральная линия», отправной точкой моей работы были не декоративные эффекты, как самоцель, а желание через фильм провести в жизнь новые методы индустриализированного сельского хозяйства и оформление самих построек, исходя из новых материалов и конструкций» [46].
Общая планировка совхоза и все здания были сделаны с учетом перспективной механизации основных трудоемких работ, обработки и хранения продуктов производства. Широкое применение новых технических средств, таких, как конвейеры, транспортеры, подвесные дороги и другие отвечали последним мировым достижениям в этой области, а в некоторых случаях и предвосхищали их. Буров совершенно по-новому, прогрессивными техническими и архитектурными средствами решил поставленную перед ним задачу. Эта работа была опубликована и положительно оценена в журналах и книгах по вопросам кино и современной архитектуры в нашей стране и за рубежом. И в наши дни архитектурная часть фильма поражает своей изобретательностью, технической продуманностью, прогрессивным архитектурным решением.
Декорации к фильму «Старое и Новое» («Генеральная пиния»). Постановка С. М. Эйзенштейна и Г. В. Александрова. 1926
Центральная электростанция в Киеве «Парострой». Совместно с М. П. Парусниковым. Проект. 1928. Перспектива. Фасады
В конце 20-х — начале 30-х годов бурно развивается промышленность и энергетика. В эти годы Буров занимается проектированием промышленных и общественных сооружений, таких, как Центральная электростанция в Киеве, котельная КиевГРЭС, здание заводоуправления и клуб для тракторного завода в Челябинске, общежитие для студентов Горного института, Дворец искусств в Москве, Дом промышленности в Свердловске и др.
Проект Центральной электростанции в Киеве «Парострой», выполненный в 1927 г. (совместно с М. П. Парусниковым), носит черты, присущие конструктивистской архитектуре — это здание с асимметричной композицией, с фактурой стен, имитирующей бетон, с широкими остекленными поверхностями, с выявлением горизонтальных перекрытий и вертикальных опор.
В здании котельной КиевГРЭС, сделанном совместно с Г. П. Гольцем и М. П. Парусниковым в 1927—1928 гг., видна первая попытка выйти из рамок конструктивистских приемов путем решения фасада в строго симметричной, монументальной композиции, с введением карниза и тяг. Благодаря применению традиционного материала — кирпича громадные, симметрично расположенные витражи, круглые окна с обрамлени-
ем и высокие трубы над ними создают образ современного промышленного здания. В проекте проявляется стремление Бурова к поискам других форм и приемов, отличающихся от конструктивистских, намечается интерес к принципам композиции и формам классической архитектуры. Возможно в этом проявилось влияние его товарищей, работавших в эти годы с И. В. Жолтовским.
Общежитие для студентов Горного института Буров проектирует в 1930 г. совместно с Г. С. Кирилловым. Здание крестообразной формы в плане носит конструктивистский характер: первый этаж свободный, с тонкими столбами-опорами, коммуникациями занята только середина сооружения. На фасаде — ленточные окна, стены отделаны под бетон, карнизы отсутствуют. Здание завершается плоскими озелененными крышами, используемыми для отдыха и обзора. В этом проекте Буров — подлинный конструктивист.
В 1930—1931 гг. Буров — московский представитель Челябинского тракторного завода, строившегося по проекту архитектора А. С. Фисен-ко. Для этого завода Буров совместно с Г. С. Кирилловым проектирует
клуб и здание заводоуправления. Клуб выполнен в духе своего времени, со свободным планом, с применением сплошного остекления поверхностей фасада, с подчеркнутыми геометрическими объемами. В проекте заводоуправления авторы строят композицию на контрасте вертикального и низкого, протяженного объемов. Часть горизонтального здания и вертикальный объем подняты на столбах.
В связи с работой, связанной с проектированием зданий для Челябинского тракторного завода, в октябре 1930 г. Буров командируется на несколько месяцев в США на заводы Форда в Детройте. Находясь в Соединенных Штатах, Буров знакомится с жизнью, архитектурой и жилищным строительством этой страны.
По приезде он стремится к максимальной отдаче накопленного опыта и прежде всего вносит коррективы в проект планировки Социалистического города при тракторном заводе в Челябинске, в котором применяет все новое, прогрессивное, увиденное им в Америке. В неопубликованных записях этого времени Буров пытается обобщить опыт этой градостроительной работы, его интересует проблема жилищного строительства в городе, где архитектурное сооружение проектируется не как самостоятельный архитектурный организм, а как органическая часть единого комплекса. «Только тогда мы придем к настоящей современной архитектуре, — пишет он, — только тогда ее можно будет назвать рациональной, когда мы сможем проектировать не отдельный рабочий домик, а целый район организованного жилья с центральной фабрикой пи-