Цилиндрические многоэтажные стоянки с радиальной расстановкой автомобилей.
Различают две системы: неподвижный пол и вращающаяся шахта; вращающаяся шахта и стационарный лифт. Вращающаяся шахта располагается в центре стоянки цилиндрического объёма. Лифт останавливается в нижнем этаже, затем шахта лифта поворачивается так, чтобы расположить лифт против свободного места. Горизонтальное перемещение осуществляется транспортерами и передвижными площадками. Однако известны конструкции в которых полы этажей стоянки являются полностью подвижными. Кроме рассмотренных выше средств комплексной механизации перемещения автомобиля находит также применение различные типы
По строительным нормам в гаражах, где более 100 машин необходимо предусмотреть не менее двух выездов.
Выбор сетки колонн для многоэтажного гаража стоянки.
Одним из основных вопросов, которые необходимо решить при проектировании гаража, является вопрос выбора оптимальной объёмно-планировочной и конструктивной системы сооружения и особенно сетки колонн. С точки зрения свободы манёвра автомобиля, улучшения зрительной ориентации водителя, размещения разногабаритных автомобилей и экономичного использования всей площади пола, наилучшим решением была бы стоянка без промежуточных опор, перекрытая одним пролётом на всю ширину пассажа с двусторонней расстановкой авто, и внутренним проездом между ними. Однако это увеличит высоту конструкций.
В отечественной практике чаще применяется сетка колонн: 6x6, 6x9, 7,5x9.
Отличительной особенностью планировки многоэтажных стоянок является необходимость организации перемещения автомобиля по вертикали. В зависимости от способа этого перемещения многоэтажные стоянки делятся на рамповые и механизированные.
Многоэтажные рамповые стоянки.
Устройство рамп, их количество и организация движения на них оказывают влияние на планировку стоянки. Рампы подразделяются по расположению относительно здания- на внутренние и наружные, по очертанию в плане на прямолинейные и криволинейные, по количеству полос движения - на одно и двухпутные, по высоте подъёма на полные рампы и полурампы, по взаимному расположению на параллельные и перекрестные, смежные и раздельные и т.д.
В гаражах больше 200 машин необходимо выполнить 2 однопутные рампы (одну на подъём другую на спуск.) Ширина рампы зависит от габаритов машины. Средний уклон рамп применяется 1:8-1:12.
Уклон рампы измеряется по средней линии полосы движения и выражается в градусах, процентах или отношением высоты подъема к длине горизонтальной проекции оси наклонной поверхности. Угол в 1° равен 1,7 %.
Для различных типов рамп установлены следующие максимальные уклоны:
закрытые отапливаемые прямолинейные рампы – 18 %;
закрытые отапливаемые криволинейные рампы – 13 %;
закрытые неотапливаемые и открытые, не защищенные от атмосферных осадков рампы, – 10 % (при подогреве или других инженерных решениях, устраняющих обледенение проезжей части рампы, уклон может быть увеличен, но не более, чем до 18 % и 13 % соответственно).
Поперечный уклон криволинейных и прямолинейных рамп – 6 %.
Сопряжение рампы с горизонтальными участками пола должно быть плавным, а расстояние от низа автомобиля до пола должно быть не менее 0,1 м
В автостоянках закрытого типа общие для всех этажей рампы должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей противопожарными преградами, воротами и (или) тамбур-шлюзами с подпором воздуха при пожаре
Механизированные стоянки.
Различают два вида механизированных стоянок: полностью механизированные и полумеханизированные. В полумеханизированных гаражах механизировано только вертикальное перемещение автомобиля, а в полностью механизированном как вертикальное так и горизонтальное перемещение. В настоящее получили практическое применение около 40 систем механизации.
« НОРИИ» или средства частичной механизации типа « ДУПЛЕКС». Нории бывают вертикальные, горизонтальные, концентрические ( кольцевые). Чтобы установить машину в свободную кабину, «нория» приходит в движение, которое продолжается до тех пор, пока свободная кабина не остановится на уровне загрузочной площадки. Включение и выключение «норий» происходит автоматически.
Комплексная механизация позволяет значительно сократить площадь и объём помещений хранения.
Технический этаж гаража.
Технический этаж гаража необходим для обслуживания машин. В гараже на 200-300 машин необходимо предусмотреть 2-3 поста ТО1 в который входит:
Приёмка машин – ожидание – моечно-уборочная – ежедневное
обслуживание – хранение – выезд.
А также 2-3 поста ТО 2:
Диагностика – шиномонтаж – крепёжные работы – электротехнические – смазочные.
Мойка может быть тупиковая 3x6, одна обслуживает 50 машин, или
поточная 3x16, одна на 100 машин.
Необходимо учесть, что передвижение автомобиля внутри гаража осуществляется персоналом.
Состав помещений технического этажа.
Помещение мойщиц – 12м2.
Шиномонтажная – 18м 2.
Зарядная для аккумуляторов – 36м2.
Вентиляционная – 75-100 м 2.
Приёмная для клиентов – 36м 2.
Комната диспетчера – 18 -24 м 2.
Гардероб, душевые, с/у – 36-40 м 2.
Высота технического этажа мин – 4,5 м.
Высота этажа хранения – 2,1 -2,2м. в чистом виде.