Расчет якорной стоянки заключается в решении двух задач: расчет длины якорной цепи, необходимой для удержания судна на якоре, и определение радиуса безопасной якорной стоянки

Оптимальная длина якорной цепи, необходимая для надежного удержания судна на одном якоре при заданных гидрометеоусловиях определяется следующим образом:

Lяц = 0,17(√Rвн/q*(67,5hкл+Rвн/q) - Rвн/q), м,

Расчет якорной стоянки заключается в решении двух задач: расчет длины якорной цепи, необходимой для удержания судна на якоре, и определение радиуса безопасной якорной стоянки - student2.ru где q – линейная плотность 1 м цепи в воде, кН/м;

q = 0,00018dц2

dц – калибр якорной цепи, мм;

hкл – высота клюза над грунтом, м.

Для судов, имеющих якорь Холла и цепные якорные канаты, количество смычек, которое необходимо иметь на клюзе при благоприятных условиях погоды (ветер до 3–4 баллов) и незначительном течении, приблизительно можно определить как корень квадратный из глубины n = √hгл. При длине цепи в 250 метров полностью использовать держащую силу якоря можно до глубины 100 м.

Радиус якорной стоянки складывается из суммы следующих величин:

R = Lяц + Lc + ΔL,

где ΔL – навигационный запас на случай дрейфа и маневрирования при съемке с якоря.

Площадь круга, ограниченного радиусом R, называется местом якорной стоянки (рис. 2.23).

При возникновении дрейфа необходимо:

• потравить якорь-цепь, причем травить в тот момент, когда возникает ее

провисание;

Расчет якорной стоянки заключается в решении двух задач: расчет длины якорной цепи, необходимой для удержания судна на якоре, и определение радиуса безопасной якорной стоянки - student2.ru • при усилении ветра (до 8 баллов) якорная цепь вытравливается полностью,

а ГД приводится в постоянную готовность с тем, чтобы начать подработ-

ку, но так, чтобы цепь не пошла под корпус;

• если один якорь не держит – необходимо становиться на второй.

Надежность якорной стоянки резко ухудшается, если с усилением ветра судно

начинает рыскать, т. е. совершать колебательные движения от линии действия ветра.

Размеры рыскания зависят от конструктивных особенностей судна, его загрузки и

силы ветра. 78

Рис. Поведение судна на якоре в свежий ветер

Наибольшему рысканию подвержены суда в балласте, особенно с дифферентом

на корму. Для его уменьшения необходимо:

• дополнительно потравливать якорь-цепь;

• принять балласт в носовые танки для уменьшения дифферента на корму;

• отдать второй якорь;

• сняться с якоря для штормования в море.

Все эти действия наиболее эффективны тогда, когда они предпринимаются своевременно.

2. Особенности рейдовых грузовых операций и подготовка к ним. Расстановка плавсредств у борта судна. Обеспечение безопасности при работе с плавсредствами при различных погодных условиях. Грузовые операции во льдах.

Морские суда доставляют грузы не только в оборудованные порты, но и в районы побережий, где грузовые операции приходится вести на открытых рейдах (например, на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке).

Подготовкасудна к рейдовым операциям проводится заранее, еще в порту отправления; она включает в себя:

• проверку корпуса судна, якорного, рулевого, швартовного и грузового

устройств;

• приобретение нужного количества тросов для швартовки плавсредств и для бакштовов, кранцев, грузового инвентаря (сеток, стропов, блоков, храпцов, грузовых площадок, грейферов и средств освещения мест грузовых операций);

• получение плавсредств, тракторов, специальных контейнеров и другой необходимой перегрузочной техники;

• организацию рабочих бригад из числа членов экипажа.

Особое внимание обращают на загрузку трюмов. Расположение груза в трюмах должно соответствовать порядку захода судна в пункты назначения, поскольку, как правило, при следовании судов на побережья назначается не один, а несколько пунктов выгрузки и погрузки. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность выгрузки и погрузки грузов на рейдах широким фронтом (т.е. на несколько трюмов) и без ухудшения мореходных качеств судна (не допускать чрезмерного дифферента, крена, излишней загроможденности палубы, незакрепленного палубного груза).

Под открытым рейдомпонимается акватория, пригодная для стоянки судов на якоре только при определенных условиях и не защищенная от воздействия ветра и волнения. Здесь производится выгрузка с последующей доставкой грузов в портпункты, расположенные на необорудованном берегу. Места якорных стоянок на рейдах, имеющих отлогие берега, находятся на значительном расстоянии от берега (2–3 мили). Плавсредствам, участвующим в грузовых операциях, приходится совершать большие пробеги до судна и обратно. Это снижает темпы грузовых работ и удлиняет время стоянки судна.

Рейдовые портпункты нередко располагаются на реках, впадающих в море. Убежища для плавсредств, причалы для их погрузки и разгрузки сооружают в устьях рек или лагунах. Вывод плавсредств в море и ввод их в портпункт обычно связаны с прохождением мелководного бара и возможны только при отсутствии волнения. Акватория открытых рейдов у скалистых берегов обычно небольшая. Глубины, при которых возможна постановка судна на якорь, проходят узкой полосой вблизи берега. Дно каменистое, неровное. Якоря держат плохо. При усилении ветра судно начинает дрейфовать, поэтому необходимо немедленно прекращать грузовые операции и уходить штормовать в море. В замерзающих морях возникают затруднения из-за беспрерывно меняющейся ледовой обстановки. Дрейфующий лед нередко заставляет судно менять якорную стоянку или не становиться на якорь, а выгрузку вести в дрейфе или даже на ходу, уклоняясь от дрейфующих льдин.

В связи с вышесказанным:

• при выборе места якорной стоянки не следует пересекать 10-метровую изобату, располагая всегда круг возможной циркуляции судна вне ее;

• во время выгрузки нельзя допускать чрезмерного дифферента или крена судна, нельзя сразу снимать найтовы со всего палубного груза, так как судно должно быть готово с ухудшением погоды немедлено уйти в море;

• при длительных грузовых операциях рекомендуется периодически, через каждые 3–5 суток, производить перекладку якоря с тем, чтобы его не засосало и не замыло грунтом, что ухудшает возможность внезапной съемки с якоря;

• при выборе места якорной стоянки необходимо учитывать колебания уровня моря в данном районе.

На подходе к рейду, если погода благоприятна и позволяет выполнять грузовые операции, вооружают и устанавливают в рабочее положение грузовые стрелы или краны и приступают к раскреплению той части палубного груза, которую будут выгружать сразу с приходом на рейд. После отдачи якоря на рейде судно готовят для приема береговых плавсредств. Для этого развешивают по бортам кранцы, готовят штормтрапы, возле которых устанавливают ¦_¤4¦__спасательные круги, готовят бросательные концы для приема швартовов с рейдовых плавсредств, а также швартовы на случай подачи их на плавсредства и бурундуки – тросы, которые проводят вдоль борта от носа до кормы судна и прихватывают серьгами, чтобы они были всегда над водой. Бурундуки используются плавсредствами при швартовке к борту судна.

3. Правило № 9 МППСС-72 и его применение.

Смотри выше.

Билет № ____

1. Способы постановки судна на один якорь. Расчет якорной стоянки.

Наши рекомендации