Дворцово-парковые ансамбли Крыма
Крым занимает особое место в развитии русского садово-паркового искусства. В середине и второй половине XIX в. на общем фоне начавшегося спада в строительстве аристократических усадебных ансамблей здесь возникают замечательные образцы ландшафтной архитектуры. Находясь в общем русле развития русского искусства, эти парки и сады отличаются неповторимым своеобразием, которое было предопределено специфическими местными природными и историческими условиями.
Дворцово-парковый ансамбль Алупка (рисунок 17)
Это один из лучших среди парков Черноморского побережья Крыма и Кавказа. Парк занимает площадь 40 га. Он расположен в живописном месте Южного берега Крыма и непосредственно примыкает к населенному пункту — Алупке. Основным архитектурным объектом в парке является дворец, построенный по проекту известного английского архитектора Эдуарда Блера, а всеми работами руководил английский зодчий Вильям Гунт.
Высокая декоративность парковых пейзажей достигнута в результате непосредственной согласованности неровностей рельефа и растений, огромного нагромождения скал, бурлящих водных потоков и различных архитектурных объектов. Композиционное решение каждого уголка глубоко продумано и непосредственно увязано с планировкой аллей и дорог.
Работами по созданию парка руководил садовник Кебах. Ассортимент растений парка разнообразен. Помимо местной флоры, преобладают экзоты Средиземноморья, а также Восточной Азии и Северной Америки. Наиболее типичными представителями являются сосны, кедры, кипарисы, дубы, платаны, магнолии.
В парке четкое районирование, обусловленное естественными особенностями местности: Большой хаос и Малый хаос, которые характеризуются нагромождением скал, густой сетью дорожек бурлящих каскадов, гротами, лестницами и т.п. С восточной стороны к этим двум районам примыкает пейзажный район парка, где на обширных равнинах и пологих склонах расположились живописные группы деревьев, залитые солнцем четыре поляны: Платановая, Солнечная, Контрастная и Каштановая. Свободно трассированные по рельефу дороги связывают все узлы парка.
Район, примыкающий к морю, делится на три участка. Центральный, находящийся между дворцом и морем, украшен различными малыми архитектурными формами (скульптурой, вазами, фонтанами, скамьями и др.), а также художественно-декоративными насаждениями, среди которых красиво цветущие кустарники и цветы. Очень эффектно выделяются коралловое дерево с крупными красными цветами, индийская сирень, обычно покрывающаяся с середины лета до поздней осени розовыми цветами, олеандры, группа огромных магнолий с белы ми ароматными цветами, гинго двухлопастный с листьями в виде веера. Бордюры формируют стриженый самшит, лавр благородный, вечнозеленая калина.
На этом участке богато решена Львиная терраса с лестницей. Она расположена по оси портала; и как бы продолжает его архитектурную компози -цию. Лестница построена из естественного камня — диорита, а беломраморные изваяния львов с обеих сторон украшают ее.
Вторая и третья террасы соединены полукруглыми лестницами, а четвертая — наиболее широкая — примыкает к приморской дороге, которая объединяет все участки Нижнего пруда.
На центральном участке берег моря покрыт скалами. Самая большая из них — с видовой площадкой сверху. Она названа скалой Айвазовского. Западный участок Нижнего пруда, находящийся на прибрежной полосе, решен пейзажными приемами, в верхней части преобладает регулярная планировка с включением в композицию насаждений, кроны которых в виде полушарий, пирамид или гладкого бордюра.
Примечательна аллея олеандра с его яркими и душистыми цветами. Не уступает ей аллея из вееролистной пальмы. Среди флоры выделяются компактные группы из кипариса пирамидального, огромные светло-зеленые кроны платанов.
Вся приморская часть парка, расположенная с восточной стороны от центрального участка, решена пейзажными приемами размещения растений. С широкой парковой дороги, изогнуто пересекающей эту часть парка, открываются живописные картины природы.
Тут поражают огромным ростом вечнозеленые деревья секвойи гигантской, достигающей 40 м высоты с диаметром ствола до 1,5 м, лавр благородный, магнолии. Достопримечательна роща альпийской сосны с наклонившимися к югу кронами».
Алупкинский парк пронизан водой озера, фонтаны, каскады, ручьи — все это создает особый микроклимат и хорошие условия для растений.
Гурзуфский парк
Гурзуфский парксоздан в 1803 году на приморской скале, занимает 12 гектар. Парк – ландшафтный, здесь произрастает более 110 видов и декоративных форм деревьев и кустарников южной флоры.
Из местных видов в парке растут земляничник мелкоплодный, сосна крымская, можжевельник высокий, фисташка туполистная, иглица понтийская, ладанник крымский. Иноземные виды представлены многими субтропическими вечнозелёными хвойными и лиственными породами. Большой интерес представляют старые насаждения кипариса пирамидального, секвойядендрона гигантского, магнолии крупноцветковой, кедров ливанского, гималайского и атласского, маслины европейской, кипарисовика Лавсона.
В Гурзуфском парке великолепные скульптуры и фонтаны, в числе которых особенной известностью выделяются аллегорическая художественная композиция фонтана "Ночь" и фонтан "Рахиль" (конец XIX века). Установлены здесь бюсты Пушкина, Адама Мицкевича, Леси Украинки, Чехова, Шаляпина, Горького и Маяковского.
Ливадия (рисунок 18)
Ливадийский парк относят к лучшим архитектурно-ландшафтным ансамблям Южного берега Крыма первой половины XIX века. Расположенный на северо-восточном склоне горы Могаби, в поселке Ливадия, он круто спускается к прибрежным галечным пляжам западнее Ялты
Парк Ливадии – один из старейших на Южном берегу Крыма. Основная его часть разбита в пейзажном стиле, особенно распространенном в конце XVIII – начале XIX веков. При закладке парка максимально сохранялась местная крымская растительность. Для структуры парка характерен ярко выраженный рельеф, сочетающий пологие участки с полянами лугового типа, скалистые обрывы, склоны, покрытые лесом. Искусно сложенные подпорные стенки с вьющимися по ним розами и глициниями, небольшие фонтаны, мраморные диваны, декоративные вазы, беседки и галереи придают парку особую прелесть и очарование.
Архитектурной доминантой парка является Ливадийский дворец, возведенный в 1910-1911 годы по проекту архитектора Николая Краснова в стиле итальянского Ренессанса из белого инкерманского камня, любимая летняя резиденция императора Николая II. Дворец имеет один большой внутренний дворик — итальянский и три малых световых дворика: арабский, мавританский, средневековый.
В настоящее время в парке произрастает 26 хвойных таксонов, среди которых наибольшее распространение имеют сосна пицундская, кипарис вечнозеленый пирамидальный, кедр атласский; единично встречаются лжетсуга сизая, сосна Бунге, пихта испанская. Ассортимент лиственных древесно-кустарниковых пород насчитывает 51 таксон. Среди них представляют ценность декоративные формы шелковицы черной, миндаля обыкновенного, боярышника однопестичного, глицинии китайской и пышноцветущей, каштана конского. Много в парке дуба черешчатого и пушистого, платанов восточного и кленолистного, липы европейской и крымской; реже встречаются клены, вязы; единично — бундук канадский, парротия персидская. Кустарники представлены: форзицией, спиреями, экзохордой и другими. Вечнозеленые и полувечнозеленые деревья и кустарники насчитывают 31 таксон. В их числе: земляничники мелкоплодный и крупноплодный, магнолия крупноцветковая, фейхоа Селлова, османтус душистый и другие.
В Ливадийском парке произрастает более 15 видов лиан. С самого начала создания парка вертикальному озеленению была отведена большая роль. Ажурная пергола на верхней террасе между Свитским корпусом и левым крылом дворца увита культурным виноградом. От дворца в сторону моря вниз по склону протянулась самая длинная на всем побережье 80-метровая пергола. Она сооружена из металла и ранее была густо увита розами, глицинией, виноградом. Характерной особенностью парка является не только богатый видовой состав, значительное насыщение экзотическими породами, но и оптимальный баланс хвойных, листопадных и вечнозеленых видов
В настоящее время особый интерес представляет придворцовая часть Ливадийского парка, разбитая в регулярном стиле. Дворец органично связан с природным окружением. Это достигается путем создания разнообразных полуоткрытых пространств со всех сторон дворца: итальянский и арабский дворики с запада, наружные лестницы с востока и юга, балконы, лоджии, колоннады, аркады на каждом фасаде. Элементы регулярной планировки у стен дворца, террасы с подпорными стенками, стриженые живые изгороди, малые формы, цветники словно продолжают архитектуру в прилегающем пространстве.
С северной стороны дворца обращают на себя внимание два белых мраморных льва, лежащие по бокам портика. Справа и слева от портала в нишах – порфировые вазы на стройных полированных постаментах. У боковых стен – мраморные диваны с высокими резными спинками и подлокотниками в виде грифонов. Перед портиком площадка, ограниченная подпорной стеной. На площадке - мраморная ваза. Приблизительно до середины 50-х годов XX в. она была составной частью фонтана в итальянском дворике. Сейчас в ней высаживают летние цветочные культуры. По бокам портика два дерева лавровишни лузитанской. За подпорной стеной участок естественного южнобережного леса с включенными в него экзотами.
Напротив входа во дворец расположен мраморный фонтан в итальянском стиле. В форме партера и стрижках не соблюдается правило симметричности, что вполне объяснимо асимметричностью самого дворца. У левого ризалита восточного фасада дворца, у наружной лестницы с галереями находится средневековый дворик, который образован стеной дворца, лестничным маршем и живой изгородью из лавра. Название этому уголку дали колодец из серого камня, находящийся в углу трехмаршевой лестницы из диабаза; и химера над колодцем – традиционный элемент декора в архитектуре западноевропейского средневековья. В центре дворика – мраморная ваза с растительным орнаментом.
В юго-восточном углу у самых стен дворца – группа кипарисов. Постановка их рядом со зданием – прием, рассчитанный на эффектный контраст плоских белых стен с темной зеленью вечнозеленых кипарисов.
Итальянский дворик Ливадийского парка – типичный изолированный сад для отдыха. Вход в него со стороны церкви закрыт коваными металлическими воротами со сложным узором в виде листьев, цветов и фантастических животных (работа мастеров из Вероны 1750 года). Дворик пересекают строгие линии восьми дорожек, которые сходятся в центре у мраморного фонтана. До середины XX века роль фонтана выполнял колодец в виде чаши из мраморовидного известняка, а на газоне между дорожек росли кусты роз. В послевоенные годы дворик изменился: на смену колодцу (в настоящее время он находится перед портиком северного фасада дворца) пришел мраморный фонтан работы итальянского мастера А. Рампини, датированный серединой XIX века. В итальянском дворике сохранились мраморные диваны; интересна мраморная ваза с головой льва и ручками в виде змей.
К северной части Крестовоздвиженской церкви примыкает небольшой дворик, получивший название мавританского. Он образован двумя взаимно перпендикулярными в плане аркадами. Архитектурный акцент дворику придает оригинальный мраморный фонтан «Ливадия», выполненный в арабском стиле. Это наличник, обработанный тонкой резьбой. В центре его установлена небольшая бронзовая голова, изо рта которой струится вода. В верхней части фонтана написано вязью по-арабски «Ливадия». Фонтан был установлен в 1863 году. Здесь же располагается колонна из серого мрамора с арабским текстом, но на самом деле из 14 полустиший на колонне только одно (десятое по счету) написано на арабском языке, а остальные — на турецком. Колонна датирована 1838 годом. В Ливадию она, вероятно, попала в качестве трофея с Балкан после русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Кроме итальянского дворика, интересен в структуре дворца арабский дворик, который представляет собой высокий, в три этажа, световой колодец. Между окном и дверью западной стены дворика расположен пристенный фонтан «Мария» из резного белого мрамора с пятигранной раковиной и латунной трубкой для струи.
Практическое занятие №16