Парки Украины ( конец XVIII- середина XIX вв.)
Украинское садово-парковое искусство развивалось в тесной связи с русской культурой. Эти взаимосвязи стали особенно ощутимыми после воссоединения Украины с Россией. В этот период начали широко использоваться степные просторы левобережной Украины и всего юга Российского государства.
Природные условия Украины чрезвычайно разнообразны и в общих чертах схожи с провинциями России, но характеризуются более мягким климатом. Здесь теплее зимы, богаче почвы, как следствие – более широкий ассортимент декоративных и плодовых растений. С другой стороны, на Украине часты засухи, мало лесов и парки в XVII - XVIII в.в. представлялись зелеными оазисами среди бескрайних степей. Бедность лесами как бы усиливала значение , определила особую ценность садов и парков с практической и эстетической точек зрения.
Природные условия и особенности исторического развития накладывали определенный оттенок и на содержание , и на формы композиционной организации садов и парков Украины. Это в особенности относится к таким крупным паркам и дендропаркам XIX в., как Софиевка, Тростянец или Веселые Боковеньки, которые не имеют аналогов в столицах и центральных провинциях России. Однако влияние русского садово-паркового искусства ощутимо, так как в проектировании многих лучших ансамблей Малороссии участвовали такие блестящие зодчие Петербурга и Москвы, как В.В. Растрелли, В.И. Баженов, Д. Кваренги, Ч. Камерон, А.Ринальди, А.В. Квасов.
Большое влияние на пути развития садово-паркового искусства на Украине оказали русские ученые и энтузиасты-любители А.Т. Болотов, И.Н. Каразин , Н.Л. Давыдов и др. Некоторые дворяне, имевшие усадьбы и в столицах, и на Украине, привлекали к строительству лучших архитекторов, садовых мастеров и т.д. Но и дворяне более скромного достатка были вовлечены в этот процесс. Быт помещиков перестраивается на столичный манер. Воздействие Петербурга и Москвы было не единственным и не исключительным. На всех этапах развития паркостроение на Украине испытывало влияние общеевропейских традиций, польской школы садово-паркового искусства и т.д. Но связи со столичными центрами Российского государства были определяющими, поэтому новый тип парка, который сложился на Украине, называется русско-украинским.Развитие паркостроения на Украине прошло, как и в России, несколько этапов. Вначале оно было представлено преимущественно « утилитарными» усадьбами-садами. В первой половине XVIII в. рядом с дворцами, строившимися в стиле барокко, появляются первые регулярные парки. Среди них Царский Сад в Киеве, парки в Почепе, Ляличах.
Характерная особенность этого этапа заключается в доминирующей роли дворца в ансамбле, его расположение строго на центральной оси, при этом симметрия планировки подчеркивается служебными постройками, аллеями, малыми архитектурными формами, посадками деревьев, цветниками и пр. Затем наступает очередь «натурального стиля », в моду входят пейзажные парки, возрастает всеобщий интерес к садоустройству. Природа в таких парках, как Софиевка, Ивайтенки, идеализируется, точнее сказать, «романтизируется ». Большинство владельцев крупных дворцовых усадеб были в это время богатейшими царскими вельможами, фаворитами императриц, получившими огромные земельные наделы и тысячи крепостных.
Позже, начиная примерно с 20-30-х годов XIX в., начинает сказываться более реалистический подход, на первый план выдвигается естественность – красота растительных группировок в увязке с рельефом и другими местными условиями. В этот период на Украине возникают такие парки и дендропарки, как Александрия, Качановка, Тростянец и др.
В последней трети XIX в., главным образом в связи с отменой крепостного права, темпы строительства крупных дворцов и усадебных парков слабеют. Создаются преимущественно небольшие приусадебные парки любителей садоводства и цветоводства, при этом продолжает усиливаться интерес к экзотическим растениям. Расширяется и строительство государственных (главным образом при учебных заведениях) ботанических садов в Харькове, Киеве, Одессе и других городах, уделяется большое внимание загородным дендропаркам и заповедникам (Веселые Боковеньки, Аскания Нова и т.д.), возникают городские сады, бульвары, набережные.
Парк «Софиевка» (рисунок 14)
Наиболее известным и оригинальным в архитектурно-ландшафтном отношении дендропарком Украины, пользующимся и по сей день самой широкой популярностью, является Софиевка. Этот ансамбль, начало которому было положено в конце XVIII в., получил дальнейшее развитие в середине XIX века. Главная особенность парка — это живописный «героико-романтический» пейзаж, полностью созданный руками человека.
Эта местность до начала строительства представляла собой лишенные какой-либо древесной растительности голые холмы и овраги, среди которых струился ручей Каменка. Кое-где на поверхность выступали небольшие подземные источники, глыбы гранита, покрытые мхами камни. Однако при всей своей первоначальной незначительности, скромности этот уединенный «дикий» пейзаж содержал и некоторую картинность, которая могла подействовать на воображение людей, искавших «романтические» мотивы в пейзаже. Берега Каменки как бы задали тон и общее направление ландшафтному характеру будущего парка. Благодаря эффективному использованию рельефа местности и введению разнообразных гидротехнических устройств , вода в парке представлена во всем спектре ее декоративных возможностей — в виде больших зеркал прудов, бурных потоков-водопадов, мощных вертикальных струй, извилистого каменистого ручья, сплошной тонкой завесы (в гроте Венеры), тихо журчащих источников, в строгом архитектурном обрамлении фонтанов, бассейнов и под ниспадающими ветвями прибрежных ив. Вода, бесспорно, является одним из ведущих компонентов, составляющих оригинальный архитектурно-ландшафтный облик всего ансамбля парка.
Другая особенность Софиевки — самое широкое введение в композицию природного камня как очень важного декоративного материала. Здесь представлены разнообразнейшие приемы его использования и обработки: высеченные в скалах гроты и пещеры, нагромождения гигантских каменных глыб, каменистые россыпи и т. п. Особый художественный эффект достигается тем, что многие архитектурные детали также выполнены из того же местного материала: гранитные ступени и постаменты, подпорные стенки террас, обелиски и колонны. При этом камень выступает не только как обособленный декоративный элемент, а по преимуществу в связи с водой и растениями, образуя своеобразные и неповторимые по выразительности ландшафтные композиции.
Например, в Львином, или Громовом, гроте трудно отличить то, что дано самой природой, от элементов, искусно созданных. Свод грота поддерживается массивным каменным столбом, имеющим неправильные очертания, в глубине внутреннего пространства — гранитный стол. Листья деревьев смягчают довольно мрачное впечатление от общего вида композиции. Особый интерес придает этому месту шумовой эффект ревущего где-то за «стенами» грота потока воды, из-за чего он и назван Громовым. При выходе из сумрачного грота поражает яркая зелень наполненных солнечными бликами Елисейских полей.
Подобные эффекты, рассчитанные на внезапный контраст, сильное неожиданное впечатление, которое действует одновременно на зрение, слух и осязание, можно наблюдать и в других композициях — в гротах «Орешек», Венеры, Страха и Сомнений и др.
Некоторые камни и скалы привлекают к себе всеобщее внимание своим необычным видом и положением, гигантскими размерами. Многие из них стали важными композиционными элементами парка. На восточном берегу Нижнего пруда высится, уходя в воду, большая гранитная скала, наверху которой устроена видовая площадка Бельведер. С этой точки раскрывались многосторонняя панорама Нижнего пруда, эффектный вид на Большой каскад. Под Бельведером — знаменитый Камень смерти, свидетель гибели десятков крепостных, пытавшихся поставить его в нужное положение над береговым обрывом. С легендами и мифами — по преимуществу греческого происхождения — связаны и многие другие композиции из камня — долина Гигантов, Тарпейская скала, Левкадская скала и др. Причем это именно композиции, т. е. искусственно созданные группировки из каменных глыб, а не просто природные достопримечательности, как это может показаться неопытному глазу. В этом отношении парк «Софиевка» не знает себе равных в европейском и русском паркостроении как естественный лесной массив, однако все его древостои искусственного происхождения, созданные на открытых склонах, обрывах и оврагах.
Дендрология Софиевки
В Софиевке в широких масштабах была использована местная флора. Склоны балок, каменистые обрывы и обнаженные и лишенные деревьев холмы почти сплошь засаживались преимущественно местными древесными породами и кустарниками по методу лесных культур. Основной фон насаждений образуют теперь дуб (сохранились деревья-великаны высотой до 25 м, свидетели первых лет создания парка), граб, а также ясень, клен, липа, дикая груша. Подлесок состоит преимущественно из боярышника, калины, шиповника и других кустарников. В пониженных местах преобладают ивы, ольха, осина, тополь. Попадаются одиночные экземпляры и группы елей, сосен, ясеней возрастом до 150-190 лет.
Поляны созданы преимущественно в восточной части парка, в районе Грибка, за густой полосой древесно-кустарниковой растительности, вдоль берега Каменки. Центральная поляна вытянута в меридиональном направлении и настолько обширна, что ее пейзаж напоминает природную лесостепь. Контуры поляны изрезаны, выступы леса чередуются с лужайками, обособленными группами деревьев. Опушки окаймлены акацией, сиренью, калиной, бересклетом и др.
В центральной части парка, у прудов и каскадов, сосредоточены деревья-экзоты, которые высаживались с первых лет существования парка, среди них пирамидальный тополь, платан, туя, каштан и другие деревья.
Композиция Софиевского парка
Чтобы лучше понять и оценить пространственную композицию Софиевки и значение ее архитектурных сооружений, необходимо представить себе основной прогулочный маршрут, который начинается у главного, южного, входа в парк. Вход подчеркнут двумя крупными сторожевыми башнями, чугунными воротами со сложным декоративным оформлением, рядами пирамидальных тополей. За ними начинается главная аллея парка — Каштановая, проложенная вдоль правого берега Каменки. За речкой, имеющей здесь характер каменистого ручья, берег круто поднимается, кое-где видны выступы гранита. Виды, ритмично открывающиеся на этот пейзаж, обрамляются стволами и свисающей листвой деревьев на первом плане. Движение вдоль аллеи оживляется также ее плавным изгибом перед выходом к Нижнему пруду. Поэтому колоннада павильона Флоры появляется в поле зрения не сразу, а лишь в конце аллеи, что усиливает зрительный эффект появления сияющей на солнце водной глади.
Светлый дорический портик этого павильона отмечает собой начало центральной композиции парка, является как бы ее преддверием, служит одновременно и тропинками, и видовой площадкой, более того — главным архитектурным акцентом Нижнего пруда при взгляде на него с северной стороны. Следует отметить и очень точно найденную масштабность этой постройки. Крупные и простые формы павильона усиливают, активизируют художественное воздействие паркового пейзажа.
Дальше на протяжении 400 м маршрут пролегает по берегу Нижнего пруда. Внимательный наблюдатель отмечает здесь целый ряд глубинных перспектив, интересных видовых раскрытий и связей. Так, Китайская беседка, поставленная у высокой бровки в районе Дубинки, раскрыта по направлению к пруду. Эту визуальную ось подхватывает Главный каскад на противоположном берегу пруда, что образует по отношению к пруду многоплановую перспективу глубиной около 350 м.
Другое осевое построение пространства можно видеть в северной части парка, в районе оранжерей, где, согласно первоначальному замыслу, должен был находиться дворец. Вытянутое в широтном направлении здание оранжерей обращено к террасированному углублению, напоминающему по своей форме амфитеатр. Оси здания и «амфитеатра» закреплены прямой аллеей, симметричным рисунком боковых спусков и фонтаном «Семиструйка». Вероятно, в прошлом эта ось была (по крайней мере зрительно) связана с площадью Собраний, долиной Гигантов, Кавказской горкой, а возможно, и с павильоном Флоры. После преодоления подъема вдоль Большого каскада, после целой серии острых пространственных эффектов, связанных с прохождением на лодках Мертвого озера, подземной реки Стикс длиной 224 м и шлюза, посетителя вновь ожидает сильный пейзажный контраст, напоминающий выход из затененной каштановой аллеи к Нижнему пруду, но, пожалуй, еще более впечатляющий. С дамбы перед ним открывается широкая панорама Верхнего озера.
В этой картине центральным акцентом является Розовый павильон на острове, тяготеющем к западному берегу озера. Это восьмиугольный в плане двухъярусный призматический объем, главными декоративными элементами которого служат обрамления входов и оконных проемов.
Розовый павильон — сооружение, значительно более интересное по своим размерам и характеру архитектуры, чем павильон Флоры. Он в большей мере подчинен, чем противопоставлен пейзажному окружению, более тесно увязан с растительным фоном, как бы «укутан» купами деревьев.
После прогулки к острову посетители поворачивают обычно на юг и мимо грота Венеры идут вдоль русла Каменки к долине Гигантов, площади Собраний и далее восточным берегом Нижнего пруда либо к выходу из парка, либо в периферийные его районы — Грибок, Дубинка.
Тростянец (рисунок 15)
Тростянец — удачный опыт облесения черноземных степей, образец прекрасного преобразования природы. Этот парк, где применен разнообразный ассортимент с ценными видами и садово-декоративными формами.
Освоение территории парка было начато в 1834 г., в годы увлечения любителей паркового искусства интродуцированием древесных и кустарниковых пород. Основой для создания парка выбрали широкую балку с маленьким ручейком, где была устроена система прудов общей площадью до 10 га. Путем искусственной подсыпки монотонный, почти ровный рельеф был преобразован в живописный холмистый рельеф с высотой некоторых горок до 30 м. Насаждения высаживались крупными участками с однородным составом древесной растительности. Поляны и их опушки в дальнейшем тщательно обрабатывались декоративными породами. Вокруг парка были посажены рощи, защищающие парк от ветра. Эти лески на открытой равнине вызывают у посетителя ощущение смены ландшафта, подготавливают его к восприятию огромного лесного массива — чудесного зеленого острова в степи. Общая площадь парка 136,8 га, из них 10,47 га занимают водные поверхности,101,06 га—древесно-кустарниковые насаждения и 49,47 га — газонные поверхности.
Композиция насаждений прекрасно продумана. Разнообразные по очертаниям и оформлению поляны, водные поверхности, лесные массивы связаны единым замыслом. Их пейзажи постепенно раскрываются благодаря удачно проложенным дорогам. Несмотря на богатый ассортимент — всего более 600 видов и садово-декоративных форм деревьев и кустарников, — насаждения парка не утомляют своей пестротой. Каждый участок насаждений сгруппирован по особому замыслу. Это либо однородные группы деревьев, собранные букетами, либо плотные заросли темных елей, либо ажурные, просматривающиеся насквозь рощи. Богатый травянистый покров, где произрастают многочисленные цветущие травы — ландыш, фиалка душистая, медуница и др., обогащает цветовую гамму открытых и закрытых ландшафтов парка.
В парке нет украшающих архитектурных элементов — павильонов, скульптур. Все разнообразие здесь достигнуто путем композиции зеленых насаждений, рельефа и воды.
Тростянец имеет три специфические особенности композиционного построения, на которые следует обратить внимание:
1. использование эффекта неожиданности при подходе или подъезде к парку. Постепенно приближающиеся внешние «фасады» парка не имеют ничего общего с теми картинами, которые ожидают посетителя в его «интерьерах». Снаружи это просто лесной массив на фоне монотонной равнины, а внутри это «черная» страна с крутыми холмами, озерами, пышной экзотической растительностью;
2. отсутствие каких-либо внешних визуальных связей. Это «внутренняя» композиция, и все композиционные ориентиры парка лежат в его центральной части;
3. подчиненное значение архитектурного компонента в ансамбле. Роль основной доминанты и ориентира играет здесь водная система, образующая главное открытое пространство парка. Эстетическая выразительность его определяется не зданиями, скульптурой и пр. традиционными «архитектурно-художественными атрибутами», а уникальными деревьями-монументами, полянами-«залами» и «анфиладами», различными формами рельефа, образующими «пирамиды», «амфитеатры» и т. д.
Дендропарк Тростянец, превращенный в настоящее время в заповедник, — настоящий музей живой природы.
Белоцерковский парк «Александрия» (рисунок 16)
Относится к числу лучших и старейших ландшафтных парков Украины.
Парк расположен на территории около 200 га, которая примыкает к городу с юго-западной стороны. Его рельеф образуют три глубокие балки, параллельно разделяющие пологий склон. Они расширяются по мере приближения к р. Рось. Вдоль этих балок создана система прудов общей площадью 12 га. В пониженных местах рельефа имеются источники лечебной воды с большим количеством радона. Многие участки парка украшает выходящий на поверхность земли естественный камень — гранит. Он эффектно использован в сочетании с водными потоками, образующими каскады, водопады, а также в оформлении источников либо как декоративный элемент на лужайках.
Извилистая полоса водного зеркала р. Рось составляет более 10 га. Она обогатила композицию прибрежной части парка. Видовая точка находится на Палиевой горе, откуда открывается наиболее типичный украинский вид. Природа украсила гранитными скалами подножие возвышающейся над рекой горы. Они декоративны со стороны русла.
В парке много своеобразных по художественному достоинству пейзажей. Достопримечательностью парка является дубрава.
Особо живописна Большая поляна — центр парка, где наблюдаются неповторимые сочетания деревьев: березы с сосной обыкновенной и елью, дубы, каштаны и др.
Ровный зеленый газонный «ковер» поляны придает нарядность пейзажам. Водоемы создают в парке особый микроклимат.
Поляна соединена дорогами со всеми частями парка. К ним с трех сторон примыкают водоемы. Архитектурные объекты украшают пейзажи поляны. Крутые склоны балки соединяет так называемый китайский мостик с беседкой у его центральной части. С водопадом он смотрится особенно красиво.
Из малых форм сохранились одноарочный мост, колоннада, павильон «Ротонда» и др.
К Большой поляне примыкает Малая поляна, которая интимна. Здесь плотные древесно-кустарниковые растения создают живописные стены вдоль свободно изгибающегося периметра поляны, на их фоне выделяются группы и одиночные деревья. Из красивоцветущих кустарников на поляне сирень, жасмин, спирея и др. Живописные группы деревьев особенно красивы у водоемов.
История строительства парка начинается с конца XYIII в. Парк задумывался как « небольшой зеленый массив у дворца». В композицию зелени были включены постройки для гостей, танцевальный павильон и другие объекты. Первосоздателем парка является Мюффо.
Развитие парка в дальнейшем шло в сторону р. Рось. В связи с этим, была построена система водоемов на базе мощных источников грунтовых вод вдоль балок. На участке перепадов водных потоков созданы водопады и каскады. В их декорировании широко применили гранит. Важным художественным элементом пейзажа являются фонтаны. Для их создания использовалась разность в уровнях водных поверхностей.
Строительство парка продолжалось и после Мюффо. Работами руководили специалисты паркового искусства Витт, Штунте, Бартецкий.
С 1815 по 1865 г. формирование парка осуществлялось под руководством садовника А. Энса. Его заслуга – пейзажи в центральной и восточной частях парка. Западная часть парка была превращена в Зверинец.
При А. Энсе закладывались плодовые сады. К середине 70-х гг. XIX в. большое внимание уделялось не формированию парковых пейзажей, а созданию плодовых садов, рыборазводных прудов, огородничеству, скотоводству.
В конце XIX в. проводилась посадка большого количества декоративных деревьев северной части парка с целью защиты от пыли и шума прилегающих ко дворцу участков.
Практическое занятие №15