Комбинаторика типовых и индивидуальных элементов
Комбинаторика типовых и индивидуальных элементов весьма богата по своей палитре. Простейшими по сложности являются сочетания из типовых элементов одного вида, как скажем, в кирпичной кладке. Типовой элемент может быть и достаточно большого размера. В современной практике пример тому пространственный модуль каркаса здания или объемный блок, равный комнате. Характерными комбинаторными явлениями в данном случае являются операции по размещению элементов, изменению их размеров, числа и конфигураций, заданию различных функций одинаковым по геометрическим параметрам блокам.
Природа архитектурного формообразования также требует дифференциации элементов по конструктивным, геометрическим, функциональным и др. признакам (рис. 14). С использованием нескольких типовых элементов спектр комбинаторных задач и процедур расширяется (рис. 15).
В 60—70-е гг. комбинаторика с типовыми элементами привлекла внимание архитекторов, пытавшихся создать развивающиеся во времени объекты(рис. 16).
Комбинаторика с несколькими разными элементами подводит нас к одному из самых существенных явлений в архитектуре — к сочетанию типового и уникального. Диалектика взаимоотношений типового и уникального в архитектуре сложна. Ей посвящено немало исследований. Многими авторами (Ю. Божко, Ж. Зейтун, К. Алекадер) прямо или косвенно затрагивался аспект взаимодействия типового и индивидуального, повторяя известного, отметим лишь некоторые формальные моменты, а точнее говоря, наиболее распространенные разновидности сочетаний уникального и повторяющегося:
— один уникальный элемент с одинаковыми повторяющимися элементами;
— один уникальный элемент с несколькими вида повторяющихся элементов;
— несколько уникальных элементов в сочетании с некоторым множеством одинаковых элементов;
— несколько уникальных элементов в сочетании с несколькими группами разных повторяющихся элемента
Эта условная классификация иллюстрируется рис. 17-21. Важно отметить, что формообразование вообще тяготеет к сложным комбинациям которых участвуют одновременно несколько видов уникальных и повторяющихся элементов. И в прошлой и в современной практике можно найти сколько угодно свидетельств по этому поводу. Напротив, объекты, содержащие сопоставление одного уникального элемента с каким-либо однородным «фоном», чрезвычайно редки, если не считать наших крупнопанельных домов 60—70-х гг. Такие объекты не только редки, но и бедны по архитектуре.
Расклад типовых и индивидуальных элементов может быть каким угодно. В современной практике он приобретает вид театральной площади, представленный на рис. 23
Здесь на самом общем, «агрегатном», уровне, сталкиваются три индивидуально решенные части: теневой навес с видом на театральную площадь, круглая башня со шлейфом криволинейных колоннад и загнутая углом стена. Индивидуальность каждой этой части столь сильна, что у них нет никаких сходных по форме деталей. Они различны по рисунку плана, по высоте, по конструктивной основе, по стилистике и т.д. Их комбинация как бы неустойчива, на месте любой части может появиться нечто иное, но тем не менее и в данном сочетании образовалось нечто целое. Внутри себя каждая часть комплекса содержит свой ряд элементов. Типовые конструктивные ячейки теневого навеса соединяются в индивидуальной форе входного портала. Круглая башня с амфитеатром дополняется повтором одинаковых элементов в криволинейной колоннаде. Третий компонент комплекса — стена с пилястрами — оформлена типовыми, т.е. повторяющимися элементами декора.
Проекигерса (рис. 24). Помимо своих эстетических достоинств он заслуживает внимания еще и тем, что выражает натянутую комбинаторную линию — наполнение типовой формы (плана, объема, фасада и т.д.) индивидуальными элементами. Это близко по смыслу к «раскрашиванию», но шире его, т.к. включает и частичные изменения характера самой типовой формы (в данном случае конфигурации квадратной секции).
Существует, наконец, и такой вариант, когда объект формируется исключительно из индивидуальных, неповторяющихся элементов (рис. 25). Чаще всего его можно встретить в застройке города как результат исторического развития или стихийного наслоения форм.
Чрезвычайно важной характеристикой рассмотренных комбинаторных процедур представляется их своеобразная цикличность. Она обнаруживается во всякойболее или менее сложной форме. Опираясь на фактический материал, можно заключить, что все циклы обладают своей элементной базой (каталогом комбинируемых единиц) и вполне соответствуют структурной иерархии архитектурной формы (рис.26).