Церковь Санта Мария ин Капитоль в Кёльне.

В 11 в. одним из основных очагов архитектурного новаторства стал Рейнланд. Старый епископский престол в Кёльне превратился в важный художественный центр, его главной постройкой периода считается церковь Санта Мария ин Капитоль. Возведение ее положило начало рейнской архитектурной школе. К сожалению, церковь серьезно пострадала во время Второй мировой войны. Особенное место занимает трехапсидный хор, примыкающий к центральному и двум боковым нефам. В восточной части храма главная апсида отсутствует, но вместо трансепта с южной и северной стороны повторяется полукруглая апсида.

В основе здания лежит план в форме трилистника. Три полукруглые апсиды объединены деамбулаториями, так что и апсиды, и средокрестие представляют собой часть единого пространственного целого. Деамбулаторий ведет в боковые нефы. Трехлопастная форма, которую образуют апсиды, возможно, восходит к римским могильникам, тем не менее единство, образованное удлиненным до боковых нефов деамбулаторием, согласуется с концепцией салической архитектуры, которая стремится объединить все в общем контексте.

Трансепт в кёльнской церкви развился в часть хора и стал основной частью алтаря. Боковые нефы и деамбулаторий трехапсидного хора перекрыты крестовым сводом, тогда как три крыла креста перед апсидами имеют цилиндрические своды. Средокрестие перекрыто парусным сводом, такой тип перекрытия часто встречается в Рейнских землях. Изначально неф имел плоские перекрытия. Современные своды относятся к позднероманскому периоду и, как многие части строения, были реконструированы после сильных разрушений во время войны. В хоре имеются колонны с капителями с подушкой, форма которых более кубическая и правильная по сравнению с капителями в Хильдесхайме.

Западная часть церкви Санкт Мария им Капитоль возможно, датируется более ранним периодом; прямоугольными выступами и башенками с винтовыми лестницами, расположенными по краям, она напоминает церковь Санкт Панталеон.

Несмотря на разрушения во время войны, салическое членение стен и сегодня можно увидеть в нижней части хора, где высокий цоколь заканчивается мощным карнизом. Над цоколем стена членится за счет полых ниш. Части стены над ними относятся к периоду Штауфенов. Этому зданию присуще ощущение свободного пространства и комбинирование отдельных деталей внутреннего убранства, что относится к древнейшим чертам хорового деамбулатория. Концепция деамбулатория, заимствованная из французской архитектуры (Сен Мартен в Туре), позднее воплощена в церкви Санкт Годехард в Хильдесхайме.

Церковь св. Апостолов в Кёльне.

В церкви святых Апостолов с ее старым планом плоско перекрытой базилики (своды относятся к первой половине 13 в.), двумя трансептами и прямоугольной в плане башней на западном конце между 1192 и 1219 гг. была пристроена восточная часть с трехлепестковым планом церкви Марии в Капитолии.

Сооруженный над средокрестием купол, а также две многоугольные в плане лестничные башенки, фланкирующие восточный фронтон центрального нефа над полукружием хора, не создали, однако, того единства композиции, которого удалось достичь строителю (мастеру Альберону) в нижних ярусах восточной части здания. Здесь основания башенок и три полукружия слиты в единый центрический объем общим поясом горизонтальных членений: пристенными арками, карнизами, фризом и аркатурной галереей.

Мария-Лах.

Квинтэссенцию окончательно сформировавшейся романской церкви можно найти в бенедиктинском аббатстве Марии-Лах (основано в 1093 г.) в Эйфеле. Базилика церкви имеет центральный неф с пятью поперечными прямоугольными травеями, два боковых нефа, каждый из которых состоит из 5 прямоугольных травей, и двойной трансепт. Этот проект отличается от связанной романской системы, когда пропорции здания основываются на квадрате средокрестия.

Церковь сразу замышлялась со сводами, хотя перекрытие сводами неквадратных травей должно было вызвать множество конструктивных проблем. Свод представляет собой вытянутый цилиндр, в котором прорезаны изогнутые основания для люнет. По сравнению с собором в Шпайере, изнутри церковь выглядит значительно тяжелее и ниже. Арки аркад и окна клирестория грубо вырезаны в стенах без всякого архитектурного членения между ними.

Характерной чертой архитектуры раннего штауфенского периода является сильный подъем и строгое единообразие стен. Снаружи друг друга уравновешивают группы башен над восточным и западным хорами. Тонкие и высокие, квадратные в плане башни поднимаются между восточным хором и трансептом. Неровная восьмиугольная башня венчает восточное средокрестие. Круглые башни примыкают к обоим концам западного трансепта, а над западным средокрестием возвышается квадратная башня, покрытая крышей в виде четырех ромбов. Оба хора сознательно выделяются благодаря массивным постройкам с группами башен.

Узкие и плоские лизены подразделяют наружную поверхность стен на прямоугольные вертикальные участки, которые наверху завершаются полукруглыми сводами фризов. Штауфенский характер наглядно виден на примере полукнуглых сводчатых фризов, которые не выступают из стены, как в салической архитектуре, но лежат на небольших поясах.

Очевидно желание зодчих оживить поверхность при помощи небольших декоративных деталей. Каждый отдельный элемент или группа элементов – лизены, полукруглые сводчатые фризы или слепые аркады – образуют вместе единый комплекс, отличающийся огромной силой и напряженностью.

Вормский собор.

Пристрастие к башням еще сильнее проявляется в Вормском соборе, который начал строиться не раньше 1120-1130 гг. . В основе трехнефной базилики лежит квадрат средокрестия, принятый за основную единицу пропорций здания, то есть пяти квадратным травеям центрального соответствуют десять травей боковых нефов.

Восточный трансепт продолжается до квадратной травеи перед хором с сужающейся полукруглой апсидой. Восточная апсида не видна снаружи здания, потому что восточный хор закрыт прямой стеной и фланкирован по краям круглыми башнями.

С западной стороны неф ограничен многоугольным окончанием хора, который также фланкирован круглыми башнями, лежащими на линии боковых нефов. Многоугольное окончание хора было архитектурным новшеством, поскольку до этого хор заканчивался либо полукруглой апсидой, либо плоской стеной.

Полигональный хор впервые возник во Франции и получил широкое распространение в Германии только в начале 13 в. Непосредственным прототипом хора в Вормсе является хор собора в Базеле.

Несмотря на относительно быстрое строительство, интерьер Вормского собора не является однородным, но это не уменьшает ощущения простора. Его вертикальный план напоминает имперские соборы в Шпайере и Майнце. Во внутреннем пространстве доминируют массивные, тяжелые столбы и огромные, четырехсторонние нервюрные своды, расходящиеся из торусов капителей, богато украшенных карнизами. Круглые и угольные полупилоны придают стенам четкий рельеф.

В восточном хоре с каменными нервюрными сводами и в более поздних нервюрных сводах главного нефа прослеживается влияние Эльзаса и Бургундии. Богатое скульптурное решение внешних частей здания, особенно карликовых галерей. Но стены не кажутся легче, наоборот, подчеркивается их мощность. Декоративность позднего стиля встречается в западных хорах соборов в Вормсе и Майнце.

В это время во Франции уже возводились великие готические соборы.

Наши рекомендации