Распятие архиепископа Геро из собора в Кельне. Около 975 г.
Раскрашенное деревянное «Распятие» было создано по заказу кельнского архиепископа Геро. Благочестивый архиепископ хранил в нем освященную облатку — скульптурное изображение еще играло роль реликвария. В работе кельнского мастера много неустоявшегося, а потому, может быть, и волнующе живого. Драма умирающего человека мыслится как финал предсмертной агонии. В правдивости передачи смерти кельнское «Распятие» имеет мало себе равных.
Верхняя часть креста, на котором распят Иисус, находится как бы на фоне солнца.
Билет 9.
Оттоновская книжная миниатюра. Кодекс Геро, Псалтирь Эгберта,Registrum Gregorii, Евангелие Оттона III, Бамбергский Апокалипсис, Евангелие аббатисы Уты, Евангелие Хитды, Золотой кодекс собора в Шпайере.
Конец 10 – начало 11 в. были “золотым веком” немецкой средневековой миниатюры. Подъем книжного искусства был связан с монастырской реформой, предпринятой императорами Оттоновской династии. Скриптории этих монастырей стали изготовлять рукописи по заказам императоров, придворных и высшего духовенства. Чаще всего это были Евангеларии или книги, связанные с богослужением. оттоновская миниатюра опиралась первоначально на традиции раннехристианского и каролингского искусства, однако оформление книг отличается невиданной ранее роскошью. Впервые в миниатюрах широко используется золото, которое применяется не только для декорировки отдельных элементов изображения, но и для сплошной заливки фонов. В этом сказалось влияние византийского искусства. Используя каролингские образцы, мастера оттоновского периода заимствовали из них прежде всего классические пропорции человеческой фигуры, а также некоторые иконографические формулы, например изображение сидящих на троне под арками евангелистов. Вместе с тем в их произведениях усиливается заложенное еще в каролингском и англо-винчестерском искусстве стремление к эспрессии. Нередко оно приводит оттоновских художников к деформации человеческой фигуры. С течением времени книжная иллюстрация оттоновского времени отходит и от живописной манеры раннехристианской и каролингской миниатюры, приобретая черты плоскостности, графичности и локального цвета.
Кодекс св. Григория.
По сравнению с другими прославленными произведениями оттоновской иллюстрации, миниатюры Кодекса св. Григория в стилистическом отношении наиболее близки к традициям искусства поздней античности. Об этом говорят живописная трактовка формы, элементы светотеневой моделировки, тонкость тоновых переходов, создающих ощущение пространства, классическая постановка фигур с опорой на одну ногу, плавность контуров, естественность поз.
В изображении Оттона II (Шантийи, Музей Конде) художник создал величественный образ повелителя земного мира, ставший каноном в придворном искусстве оттоновской Германии.
Оттон II представлен восседающим на троне под архитектурным балдахином, арка которого обрамляет увенчанную короной голову императора. По сторонам трона помещены 4 аллегорические фигуры – это персонификации подвластных империи стран, несущих свои дары повелителю.
Второй сохранившийся лист рукописи (Трир, Городская библиотека) украшен миниатюрой. Согласно преданию, св. Григорий имел обыкновение диктовать тексты своих посланий находящемуся в соседнем помещении писцу. Однажды Папа внезапно замолчал, и обеспокоенный писец заглянул в его комнату. С изумлением он увидел, что на плече Папы сидел что-то нашептывавший ему белый голубь. Это был сам Святой Дух, внушавший Папе слова его посланий.
Как и в изображении Оттона II, фигура Папы акцентирована архитектурным обрамлением – круглое очертание золотого нимба Григория повторено полукружием расположенной над его головой арки. В обеих миниатюрах фигуры главных действующих лиц выделены не только архитектурным обрамлением, но и размерами.
Кодекс Эгберта (Трир, Городская библиотека).
Рукопись представляет собой книгу Перикопов, содержащую читаемые в праздничные дни в храме фрагменты новозаветного текста. Рукопись обильно иллюстрирована: 55 миниатюр, занимающих либо половину страницы, либо всю ее целиком. Кодекс открывается портретом Эгберта со стоящими по сторонам двумя монахами – заказчиками рукописи. Еще 4 миниатюры посвящены изображениям евангелистов, остальные же 50 составляют цикл новозаветных сцен от “Благовещения” до “Сошествия Святого Духа на апостолов”.
В сцене “Благовещение” фигуры ангела и Марии вырисовываются на фоне воздушного пейзажа с бледно-голубым небом, местами затянутым прозрачными облаками. Виднеющиеся справа окруженные крепостными стенами здания Назарета напоминают постройки Древнего Рима.
На рубеже 10 и 11 вв. главным центром книжного искусства оттоновской Германии стал остров Рейхенау.
Евангеларий Оттона III (ок. 1000 г., Мюнхен, Баварская Государственная библиотека).
Согласно принятому обычаю, в рукописи, исполненной для императора, имеется его портрет. Многое в нем напоминает портрет Оттона II из Кодекса св. Григория. но лишенные индивидуальных черт персонифицированные воплощения идеи о поставленной Богом над людьми высшей земной власти. Как и в предыдущем случае, фигура императора занимает центральную ось композиции. И все же многое изменилось. Теперь фигура императора стала совершенно фронтальной и симметричной, широко раскрытые глаза смотрят вперед как бы сквозь зрителя. Воздушный фон исчезает, вытесненный архитектурным портиком со свешивающейся с него портьерой. В отличие от застывшего в своем величии императора, евангелисты представлены в состоянии божественного экстаза. мастер Евангелария Оттон III помещает фигуры на золотом фоне, символизирующем сияние небесного
Бамбергский Апокалипсис (Бамберг, Государственная библиотека).
бамбергские иллюстрации отличаются более близкими к классическим нормам пропорциями фигур, но при этом особой лаконичностью рисунка, обобщенностью контуров, изобилием золотых фонов, напряженной экспрессией жестов.
Одной из самых запоминающихся миниатюр рукописи является “Ангел с жерновом”. Фон этой занимающей целую страницу иллюстрации разделен на 4 горизонтальных пояса. Огромная фигура ангела занимает почти всю высоту композиции.
Расположенная в конце книги миниатюра с изображением коронования императора воплощает идею о божественном происхождении императорской власти. И на этот раз император восседает на троне со скипетром и державным диском с крестом. Однако вместо стран-данниц или свиты по сторонам его стоят апостолы Петр и Павел, возлагающие корону на его голову. Страны-данницы перемещены теперь в нижний ярус композиции. Они стоят по 2 по краям золотой полосы, оставляя в середине пустое пространство, которое служит как бы подножием императорского трона.
Евангелие Хитды (первая четверть 11 в., Дармштадт, Гессенская областная библиотека).
В миниатюрах отсутствуют золотые фоны, краски становятся более светлыми, сочетания их более мягки и не столь контрастны, как в рукописях из Рейхенау, мазок приобретает эскизность, возникает ощущение воздушного пространства.
( “Буря на море Галлилейском”).
Евангелие аббатисы Уты (первая четверть 11 в., Мюнхен, Баварская Государственная библиотека).
Распятый Христос изображен в облачении священника и с короной на голове, объединяя в себе божественное начало и земную сущность. Это не умирающий человек, но повелитель и Бог.
Две фигуры у подножия креста персонифицируют Жизнь – по правую руку от Христа и Смерть – по другую сторону. Жизнь взрает на Христа с молитвенно распростертыми руками, Смерть же, с завязанным лицом, изогнувшись и опустив голову, пронзает себя копьем.