Библия из монастыря Мутье-Гранваль.
Самая ранняя из дошедших до нас иллюстрированных Библий Турской школы – рукопись из монастыря Мутье-Гранвалль, сделанная при Адельхарде (834-843) и хранящаяся теперь в Лондонской библиотеке Национального музея. Книга украшена 4 страничными иллюстрациями, 4 таблицами канонов и большим числом орнаментальных инициалов.
Первая миниатюра, покрывающая Книгу Бытия, разделена на 4 горизонтальные полосы. В верхнем ряду представлено сотворение Адама и Евы, во втором – Бог благословляет прародителей и запрещает им вкушать плод с древа познания добра и зла, в третьем следуют эпизоды грехопадения, в нижнем – изгнание из рая и жизнь Адама и Евы за его пределами. Эпизоды представлены лаконично. характер происходящего ясно выражен в их позах и жестах – благословляющем, предостерегающем или укоряющем жести вытянутой руки Бога, в опущенных головах стыдливо прикрывающих наготу Адама и Евы и в их робкой попытке оправдаться: Адам указывает на Еву, Ева – на змея, наконец, в энергичном движении ангела, буквально выталкивающего из рая прародителей, в отчаянии воздевающих руки к небу.
Евангелие Лотаря (между 843-845 гг., Париж, Национальная библиотека).
Книга эта, сделанная по заказу императора, роскошно украшена. Весь ее текст написан золотом, разделы текста открываются большими инициалами, таблицы канонов и некоторые миниатюры обрамлены декоративными бордюрами. Из 6 больших миниатюр 5 посвящены традиционным сюжетам – изображениям евангелистов и Христа во славе, на 6 же представлен император на троне с 2 телохранителями по сторонам. Огромная фигура Лотаря, занимающая почти всю высоту листа, сделана по образцу древнеримских изображений императора. Поза его величественна, правой рукой он опирается на скипетр. Фронтальное изображение фигуры несколько нарушается лишь легким поворотом головы и направленным вправо взглядом, а также движением руки, указывающей на соседнюю страницу, где золотом по пурпурному фону начертаны прославляющие Лотаря стихи.
Это фигурный инициал, комбинация инициала и иллюстрации. Центром создания украшенных подобным образом манускриптов стал город Метц, Карол. Вркмя - Это рождение повествовательной иллюстрации, появление фигурного инициала и слияние элементов классических античных форм с приемами декоративного искусства меровингской Франции и Британских островов.
До нас не дошли произведения монументальной скульптуры каролингского периода. Скорее всего, она в то время еще не имела распространения, если же, как полагают некоторые, она и существовала, то лишь в виде редких исключений. Наше представление о скульптуре этого времени основано главным образом на мелкой пластике. Чаще всего это рельефы на изделиях из слоновой кости – окладах книг, ларцах, пиксидах, литургических гребнях. Как и в книжной миниатюре, в этих рельефах влияние античной классики сочетается со стремлением к динамике и экспрессии.
Билет 8.
Оттоновское возрождение: общая характеристика. Архитектура: ц. Св. Кириака в Гернроде, ц. Св. Михаила в Хильдесхайме, хор собора в Эссене, капелла Св. Варфоломея при соборе в Падерборне. Скульптура: распятие Геро, алтарный антепендиум Аахенской капеллы, двери ц. Св. Михаила в Хильдесхайме.
Архитектура.
К концу 10 в. на первый план выступает Германия.
Саксонская династия возродила западноевропейскую империю. Сын Генриха I, Оттон I Великий (936-973 гг.), после ряда успешных войн с венграми, арабами и славянами и походов на Италию, в 962 г. получил из рук Папы Иоанна XII императорскую корону. Центром новой империи стала восточная часть бывшего каролингского государства.
Императоры Оттоновской династии стремились оказывать влияние на деятельность Церкви, подчиняя себе епископов и монастыри и принимая участие в выборе кандидатов на католический престол. На рубеже двух тысячелетий родилась идея о создании всемирного христианского государства, подчиненного единой власти императора, наместника Бога на земле, которое вступит под знаменем Христа в обещанный Небесный Иерусалим. Период правления Оттонов – новое обращение к античности. И среди правителей ценилось образование. Наставники Оттона III – Гирберт Орильякский, ставший позднее Папой Сильвестром II, и епископ Гильдесгеймский Бернвард.
В конце 10 – начале 11 в. в Германии были построены императорские пфальцы, возведено много храмов, в скрипториях – роскошные рукописи.
Не было центра. Церковное строительство интенсивно в Восточной Германии – борьба со славянами – насаждение христианства. Мрачные и суровые, похожие скорее на крепости, храмы высились как символы могущества империи.
Во многом архитектура конца 10 – начала 11 в. отвечает каролингским традициям. Преобладает тип трехнефной базилики с высоким центральным нефом и более низкими боковыми, с апсидами на восточной и западной сторонах, трансептами, а также с башнями на средокрестиях и фасадах. Подобно каролингским, церкви этого времени имели деревянные перекрытия в центральном нефе.
Однако при этом архитектура оттоновской Германии вырабатывает свой язык. Для нее становятся характерными простота форм, геометрическая четкость объемов, скупость наружной декорировки, обилие гладкой поверхности стен. Пропорции частей храма приобретают математическую закономерность, за основу берется размер стороны квадрата средокрестия, равный ширине центрального нефа. Ширина боковых нефов составляет, как правило, половину этого размера – так устанавливается соответствие, которое станет впоследствии характерным для немецкой архитектуры романского стиля. Нововведением оттоновских зодчих было также чередование опор, разделяющих центральный и боковые нефы. Вместо колоннад раннехристианских и каролингских храмов появляются мощные квадратные в плане столбы, чередующиеся с одной или двумя колоннами. Упрощается поверхность капителей – в некоторых храмах они получают так называемую кубическую форму, которая применялась в византийских храмах.