Евангелие Эбо (Эперне, Городская Библиотека, между 816 и 820-ми гг.)

Похже на мастера Коронационного Евангелия. Об этом свидетельствует, например, изображение евангелиста Матфея. Как и в Коронационном Евангелии Карла Великого, Матфей сидит под открытым небом за пюпитром в профиль к зрителю и пишет в лежащей перед ним книге. Однако манера исполнения решительно изменилась. Прежде всего она стала более графичной. Экстаз - деформации. Широко открытые глаза Матфея словно выкатываются из орбит, волосы поднимаются над головой в виде змеящихся прядей, а лежащие на книги пальцы непомерно вытягиваются и причудливо изгибаются, как бы пронизанные таинственной вибрацией.

Использованные в книге декоративные элементы также восходят к ахенской традиции, однако утрачивают тяжеловесную пышность. Текст Евангелия Эбо написан золотом, но не по пурпурному, а по светлому фону пергамена, рисунок больших, украшенных плетением инициалов приобретает изящество и легкость. При этом опорные колонны прорастают изгибающимися ветками, а на склонах фронтонов среди вьющихся кустиков появляются маленькие оживленные фигурки зверей, птиц и людей.

Утрехтская Псалтирь (между 816-835 гг., Утрехт, Библиотека университета).

Тем же беспокойным духом. В ней нет живописных миниатюр. Иллюстрации ее представляют собой беглые перовые рисунки без рамок, перерезающие в разных местах страницы все 3 колонки текста. Как текст, так и иллюстрации нанесены коричневыми чернилами (бистром).

Большая часть из них представляет собой буквальную иллюстрацию поэтического текста псалмов, когда каждая метаморфоза является поводом для конкретного образа. Поэтому сюжеты миниатюр разнообразны. В небесах Господь встает со своей сферы и вручает копье ангелу ради спасения бедных, устремляющих к нему в мольбе руки. Справа внизу ангел, спустившийся на землю, вонзает свое копье в “уста льстивые и велеречивые” одного из лжецов. Псалом 12-й – псалмопевец под деревом, на его глаза падают лучи от небесного факела – это Господь “просвещает очи его”, а стоящий рядом открытый саркофаг ассоциируется со словами о смертном сне. Такая буквальная интерпретация текста порождает обилие реальных мотивов. Так, например, слово “сон” иллюстрируется двумя кроватями со спящими людьми. Рисунки Утрехтской Псалтири пронизаны динамикой. Но при всей беглости рисунок удивительно точен и насыщен деталями.

Утрехтская Псалтирь оказала влияние на дальнейшее развитие книжной графики, в особенности английской. В 1000 году рукопись была привезена в Англию, где ее трижды копировали в XI и XII вв.

Правивший в западной части государства франков внук Карла Великого Карл Лысый (843-877), подобно своему деду, покровительствовал распространению грамотности и поддерживал деятельность монастырских скрипториев. Главным центром изготовления иллюстрированных рукописей был во времена Карла Лысого скрипторий аббатства Сен-Мартен в Туре. При Карле Великом, когда монастырь возглавлял Алкуин, в скриптории аббатства было переписано много книг, причем особое предпочтение отдавалось Библии. Однако Алкуин был противником изображения сюжетов Священного Писания. Иллюстрированные Библии появились лишь в 830-840-х гг. Это первые североевропейские средневековые рукописи, в которые включены повествовательные циклы изображений, составляющие параллель к тексту. Одним из заказчиков таких Библий был сам король.

По сравнению с реймсскими рукописями, библии турской мастерской отличаются более пышным декоративным оформлением. В книгах много орнаментированных больших инициалов, украшенных золотом и серебром, более нарядным становится обрамление страниц канонов. Что же касается миниатюр, то они обычно лишены той свободы и стремительной динамики, которые отличают книжную графику Реймсской школы. Иллюстрации к каждому разделу группируются в турских Библиях в один блок, занимающий по целой странице перед началом текста. Нередко миниатюры разделены на несколько горизонтальных ярусов, причем действие начинается в верхнем ряду, так что сюжеты, следуя друг за другом, образуют нечто вроде строчек, аналогичных строчкам текста. Рамки миниатюр и разделяющие эти строки горизонтальные линии окрашиваются пурпуром, на который наносятся золотом надписи.

Наши рекомендации