Дворцовая комплекс в Аахене.
Сохранилась с утратами.
Пфальц представлял собой группу зданий, расположенных по сторонам большого квадратного двора. С северной стороны к нему примыкал дворец с рядом пристроек, с южной же – группа культовых зданий, ядром которых была капелла. Двор был обнесен стенами и еще рядом построек, дворец же соединялся с капеллой двухъярусной галереей. А во внутреннем дворе, неподалеку от дворца, была установлена конная статуя остготского короля Теодориха, вывезенная из Равенны по повелению Карла Великого. Строгая геометрическая форма пфальца, лежащий в основе плана квадрат, а также числовые соотношения размеров отдельных частей комплекса позволяют предположить, что строители стремились воплотить идеи, заложенные в описании Небесного Града Иерусалима в Апокалипсисе.
Капелла дворцового комплекса в Аахене.
Главным зданием всего комплекса была капелла. Начата около 796 г. строителем Одо из Метца. Образец – тип возведенных византийскими императорами центрических храмов, начиная от ротонды Гроба Господня в Иерусалиме (IV в.) до построек времен императора Юстиниана (VI в.) в Константинополе (церковь Сергия и Вакха) и Равенне (церковь Св. Виталия). От своих прототипов Ахенская капелла отличается более сложной организацией пространства и иной системой пропорций. Пропорции соответствуют мерам описанного в Апокалипсисе Небесного Иерусалима, “расположенного четвероугольником”, причем “длина, ширина и высота его равны”. Символична и 8-угольная форма храма, ибо 8-угольник – переход от телесного к духовному, от квадрата, знака земли, к кругу, знаку неба. Ахенская капелла – 8-гранник, окруженный 2-ярусной обходной галереей, имеющей снаружи 16-гранную форму. Центральный октогон увенчан сомкнутым сводом, опирающимся на 8 мощных столбов, а обходная галерея перекрыта сложной системой сводов, образующих переход от 8 к 16 граням. Октогон освящен 8 большими окнами, расположенными в барабане купола между столбами. Двухэтажное строение капеллы соответствовало ее назначению. Верхний этаж – для императора и семьи, нижний – для приближенных. капеллы прямоугольный выступ хора был также разделен на 2 яруса. В нижнем – апсида, посвященная Деве Марии, в верхнем – апсида с алтарем Христа Спасителя.
С восточной стороны за апсидой помещалось здание курии, соединявшееся двумя галереями с храмом. Кроме того, с северной и южной сторон к капелле примыкали 2 прямоугольные пристройки, соединявшиеся с храмом входами в обоих ярусах. Вероятно, они служили библиотекой, ризницей и помещением для священнослужителей. В результате весь комплекс построек образовывал в плане форму латинского креста, подобную планам базиликальных храмов.
В пролетах верхнего яруса центрального октагона – колонны из Рима и Равенны, 8 из них из красного египетского порфира (императорского), другие – из зеленого порфира, разных сортов мрамора и гранита. Для верхнего яруса были также отлиты в Ахене 8 узорных бронзовых решеток. Здесь же были отлиты 5 цельных бронзовых дверей. Двери были обрамлены бордюрами и имели в качестве ручек львиные головы. Снаружи на куполе капеллы был установлен золотой шар.
Центральный свод был украшен мозаикой с изображением агнца в окружении 4 апокалиптических зверей и 24 старцев.
Расположенная напротив алтаря императорская ложа представляет собой второй важнейший акцент храма – средоточие светской власти. Церковь благодаря этому получила как бы двойную ориентацию, которая позднее станет типичной для ряда церковных построек времен Каролингской и Оттоновской империй. В дальнейшем трон Карла приобрел значение символа императорской власти.
Прочие здания Ахенского пфальца были разрушены
Центрические здания, однонефные церкви.
Число зданий с центрической планировкой каролингского периода невелико: помимо дворцовой капеллы в Ахене это круглая капелла Санкт Михаэль в Фульде, возведенная аббатом Эйгилем в 820-822 гг., и Жерменьи-де-Пре, построенная возле Луары при Теодульфе, епископе Орлеанском, родственнике Карла Великого, и освященная в 806 г.
Аббатская церковь в Фульде.
Между 791 и 819 гг. при аббате Ратгаре существовавшая церковь была заменена огромным новым зданием. Базилика с повышенным центральным и двумя боковыми нефами и полукруглой апсидой в восточной части имела гигантский западный трансепт с широкой западной апсидой. Нигде в каролингской архитектуре не встречается столь массивный западный трансепт, образцом которого послужила старая церковь св. Петра в Риме.
Всем базиликам и зальным церквям каролингского периода были свойственны плоские перекрытия или, по крайней мере, открытые стропильные фермы крыш.
Ораторий в Жерменьи-де-Пре.
Как и большинство дворцовых капелл, церковь эта имеет центрическую форму. Первоначально она представляла собой кубическое сооружение, обрамленное с 4 сторон апсидиолами, однако в 12 в. Западный выступ был разрушен и к капелле пристроили неф, придавший храму форму базилики. В основе первоначального плана церкви лежал, таким образом, равноконечный крест, рукава которого перекрыты полуциркульными сводами. В середин, на перекрестье, поднимается небольшая башенка с куполом. Четырехлепестковая форма храма восходит, вероятно, к восточным прототипам, постройкам Испании, о чем говорит и подковообразная форма апсидиол.
Церковь снаружи очень проста и не имеет декорировки, но пропорции ее чрезвычайно гармоничны. Внутри, в конхе восточной апсиды, сохранилась мозаика, правда искаженная позднейшей реставрацией.
За исключением этих немногих образцов центрической планировки, господствующим видом строения в те времена была трехнефная базилика с возвышающимся центральным нефом, трансептом, травеей перед хором и полукруглой апсидой.
Каролингские базилики были впоследствии перестроены, расширены или заменены более современными зданиями со сводчатыми перекрытиями в центральном нефе.
Монастырь Сен-Галлен.
Появление двойной ориентации становится характерной чертой каролингских базилик. Церковь с 2 апсидами . Во времена Меровингов и в ранний каролингский период в государстве франков существовало большое число разнообразных монастырских общин, восходящих к базиликальному, ирландскому и бенедиктинскому типам.
Монастырь выглядит на нем как целый городок регулярной застройки. Среди его зданий доминирует большая трехнефная базилика с планом в форме латинского креста, трансептом и двумя апсидами с восточной и западной стороны. Обе апсиды окружены кольцевыми обходами, а по сторонам западного фасада возвышаются 2 башни, соединенные с обходом короткими галерейками. Дворик этот, так называемый клуатр (от лат. claustrum – закрытое место), становится в средневековых монастырях центром жизни монахов. План из библиотеки Санкт-Галленского аббатства отражает нововведения в монастырской застройке и церковной архитектуре, которые становятся характерными для каролингского периода. Вместо ряда маленьких церковных зданий меровингских аббатств теперь ограничиваются лишь одним, но зато большим храмом с апсидами с восточной и западной стороны. Важным новшеством являются также кольцевые обходы вокруг апсид. Кольцевые обходы предназначались для паломников, которые, проходя через них, могли обозревать находящиеся в капеллах реликвии и поклоняться им) в романских храмах на путях паломничества. Западный фасад церкви акцентирован двумя башнями, третья, по-видимому, возвышалась над перекрестьем нефа и трансепта. Таким образом, вместо отдельно стоящих колоколен раннехристианских базилик в каролингской архитектуре башни постепенно сливаются с корпусом здания. Наконец, вместо атриума, располагавшегося раньше перед западным фасадом, теперь появляются примыкающие к южной стороне храмы клуатры – центр созерцательной жизни монахов.