Пр-д варварских королевств. 5-8вв.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ.

Проблема периодизации: В средневековом искусстве происходит несовпадение временной периодизации с культурной периодизацией, т.к. параллельно развивающемуся средневековому искусству соответствует византийское иск-во на востоке. Первые христианские катакомбыпоявл к 3 веку(200е гг). конец средних веков- 15в- поздняя готика соседствует с ренессансом в Италии. В Германии и Франции в 15 веке- пламенеющая готика.

Начало ср веков:

1)Катакомбный пер-д. 230г- 4в. Рельефы саркофагов, фрески, по сути нет монументальных памятников. Одна из проблем- отношение церкви к изображению- боязнь идолопоклонничества. Это иск-во пользуется знаковыми изображениями.

2) период раннего христ-ва: нач 4- 6в. 313г- Миланский эдикт- легализация христианской веры. Церковь стала едина-> сильные традиции в иск-ве. После легализации воникает проблема изобретения опред типа здания для службы церковной. Им становится не языческий образец, а базилика. Теперь она плоскопокрытая с колоннами, а не столбами, повышенный средний неф с клиресторием. Далее- запад идет по своему пути.

330г- основане Константинополя.410г- набеги вестготов. 476- падение западной империи. Ромула Августула смещает Одоакр и отдает право царствования Зенону (византийский правитель). Далее- варвары.

Пр-д варварских королевств. 5-8вв.

Рим несколько раз был взят вестготами. 455-вандалы. -> все они несут свою культуру.

Италия: малый римский ренессанс,т.е. раннехристианское наследие. На папском престоле в связи с иконоборчеством в Византии правят греки и сирийцы- византийские влияния. В Рим бегут и греческие мастера. Часто языческие храмы переосвещают и используют как христианские храмы(к примеру, Пантеон).

Заальпийская Европа: бывшая часть Римской имп -> на ряду с римским иск-вом существует и варварское.

Британские острова:формально тоже часть римской имп. Тут люди не знают ни изображение человека, ни сводчатую арх-ру вообще! К 800г тут не сформировалась никакая устойчивая традиция.

Каролингский ренессанс. Конец 8- сер 9в. 754- Пипин Короткий венчается на престол, стал королем франков. Стефан III дарит ему богатейшую греческую библиотеку с рукописями. Карл помогает отцу в управлении, в 774 он изгоняет лангобардов из папской области, за что Папа Лев III венчает его в 800г и делает императором франков. После смерти Карла правят его сыновья. В 843 по Верденскому договору империя карла распалась. После падения Римской империи прошло более 300 лет, так что для современников она уже мертва. Опорой Карла в правлении была армия и церковь- он централизует церковь. Она является единственным источником образованных людей. Устанавливается единый римский образец для богослужения. Выпускается образцовый гомилиарий0- сборник книверсальных проповедей. При каждом монастыре по указу Карла открывается школаПри Карле появл новый тип здания: базилика с вестверком, 2хсторонней ориентацией. Главным видом иск-ва становится книжная миниатюра. Формируются зачатки романского стиля.

Оттоновское возрождение.

10 (962г)- нач 11в. Многочисленные набеги различных племен- арабы, викинги и тд... В 962г саксонский король Оттон венчается в Риме на царство. В иск-ве главным образцом становится эпоха Карла (который не ориентировался на античн образец!). В арх-ре: 2хстороннее, многобашенное здание с плоским перекрытием, появились сводчатые крипты. Появл мелкая пластика- Распятие Геро, бронзовые двери Хильдесхайма. В миниатюре- разрушается пространство.

Первый романский период. 980- 1080г

Термин«романский» придуман в 19в и опять относит к Риму. Появляется единый архитектурный тип- сводчатая базилика. 10в- Клюнийская реформа, 11в- григорианская реф-ма-> появляется новый орден, который подчинялся только Папе, что давало ему свободу и власть-> очень сильная церковь в это время. Параллельно идет спор об инвеституре. Возрастает число паломников, монахов, священников-> церковь должна быть удобной и вместительной для такого колич-ва людей. 1054- Великая схизма( окончательное разделение христианской церкви на католич-во и православие).Арх-ра:Античность была очень давно-> только в Италии еще помнят как возводить своды-> приглашают мастеров оттуда строить. Крипту, восточ часть, нартекс и нефы перекрывают сводами. Миниатюра: во Фр сильное влияние арабское. Англия- самобытное иск-во, кот без каких-либо примеров,т.е. само, должно было развиваться и догонять Европу. Совмещение романского и собственного стилей.

Романский стиль. 1080- 1137.

К 1080г на тер Европы возводят сводчатые здания. Изменяется роль ордера- он стал облицовкой яруса. В арх-ре появл кульптура. В ней уже не знают античного образца,т.к. прошло уже 600 лет. Есть предположение, что на скульптуру повлияла резьба из слоновой кости. Скульптура появл в перспективном портале, в его тимпане. Обычно, используют эти сюжеты: Христос во славе, страшный суд и события воскресения, вознесение и пятидесятница.

Франция. Несколько школ и типов построек:

1)бургундская- сохранились остатки римск арх-ры. зальные постройки

2) нормандская- рано появл своды, сред неф с плоским перекрытием, однонефный трансепт централ Фр. купольные постройки, глав портал- скульптура.

3)Прованс- наиболее сильна античная (если ее так можно назвать) традиция.

Италия: Не является единым госуд-вом. Делится на север(за императора) и юг(за папу). Тут помнили о сводах.

Сев. Ломбардия- очень мощное сводчатое строит-во. Тип купольной базилики с нервюрным сводом и 3хчастным алтарем. Баптистерии строят, но они отдельностоящие.

1)Венеция. Византийские влияния.

2)Тоскана. Эксперементируют с ордером и его пропорциями.

3)Юж.Ит. римская+нормандская+арабская+сицлийская традиции

4)Ломбардия-здания не имеют развитого трансепта, заканчиваются 3мя апсидами

Монументал скульптура: появляется ок 1100г и не локализуется, остается только на портале + она есть в кафедре и алтарной преграде.

Монументальная живопись:эта традиция сохранилась ТОЛЬКО на тер Италии,т.к. раньше тут были катакомбы. Только тут сохранились и мозаики.

Германия:

Тут романика поздно закончилась – в 1235г.

Несколько школ:

1)Королевская(рейснкая)- шпайер, ворм, майнц. Неконструктивные –вспарушенные- своды. Многобашенность. Крипта, 3хчастный алтарь, нет капелл и обходов. Нет порталов, т.к. двусторонняя ориентация- вся скульптура внутри зданий.

Англия: 1066- 1180г.

Романика пришла из нормандии. Тут она быстро проходит.

Рукописи: новые типы появляются.

псалтири с вшитыми листами иллюстрафий

библии- оч большие. Внутри- фронтиспис и заставка

Готика. 1137-нач 16в

В 6 в готикой называют испорченную латынь. Положит отношение к готике появл только в 18 веке.

3 фазы:

ранняя 1140-1200гг. переходным памятником от ранней к зрелой готике является Шартр.В нем счезают эмпоры, нарастает зона застекления

цветущая (лучистая)1220-1350гг.Появляется световой трифорий, до этого свет шел только из клеристория. Скульптура занимает всю плоскость фасада, главое- скульптура в откосах.

поздняя(пламенеющая)сер14- кон15 века. После крестовых походов в европу хлынули византийские и античные памятники-> Появляется стиль мокрых складок в скульптуре и миниатюре.

интернациональная 1400-е гг- чувствуется светскость, повышенный декоративизм, переход от конструкции к декору. Чем позже, тем сильнее разгрузка стены, нарастание высоты(Амьен, Бове), расширение зоны света.

Конструкция:крестовый нервюрный свод со стрельчатой аркой. (Нервюры были и ранее, но они не были каркасными). Нервюры могут членить свод на бесконечное число распалубок -> можно перекрывать площадь неправильной формы. Отдельностоящие контрфорсы и аркбутаны. Аркбутаны упираются в пяту свода-> происходит максимальная разгрузка стены-> стена не является основной несущей конструкцией и ее стало можно прорезать большими окнами-> идея материального света = проводник души к богу. В 30-50е гг 13в появляется световой трифорий. Пинакли, вимперги.

Декор: не очень отличается от романского- скульптурный портал и капители с рельефами(но такие капители больше не появляются в интерьере, только снаружи). Теперь на фасаде на 1м плане не тимпан (место которого часто занимало световое окно-роза), а статуи в откосах- изо святых, которые по началу сильно привязаны к колонне, в последствии они практически, но не полностью, отделяются от нее . Скульптура появляется в бельведерах (Реймс). На зданиях скульпторы стараются сделать статуи сомаштабными, т.е. статуи в верхних ярусах делаются больше, чем в нижних, тогда, при взгляде снизу, они смотрятся одинакового размера. Появляется галерея королей(Сен-Дени, Нотр Дам итд..). Для статуи характерен Sобразный изгиб тела. Имитация хиазма. Появляется витраж!!!

Особенности школ:

Франция- родина готики. ранняя 1140-1200, цветущая (лучистая), поздняя(пламенеющая). Первой постройкой стало Сен-Дени 1137г.

Собор в Шартре, XII—XIV вв.

Собор в Реймсе, 1211—1330 гг., где короновались французские короли.

Собор в Амьене, 1218—1268 гг.

Собор Парижской Богоматери, 1163 г. — XIV в.

Собор в Бурже, 1194 г

Англия. Нелогичное соотношение декора и конструкции,т.к. интерес, в основном, к декору. Сложные формы свода- сотовые,веерные.

Собор в Кентербери XII—XIV вв., главный храм английского королевства

Собор Вестминстерского аббатства XII—XIV вв. в Лондоне

Собор в Солсбери 1220—1266 гг.

Собор в Эксетере 1050 г.

Собор в Линкольне к. XI в.

Собор в Глостере XI—XIV вв

Германия. Самая поздняя готика, распространена кирпичная кладка, зальные церкви, заштукатуренные многоцветные своды.

Кёльнский собор, 1248 г. — XIX в.

Мюнстерский собор в Ульме, 1377—1543 гг.

Италия. Нач 13в. Двухъярусная базилика, крестовые нервюрные своды, но нет контрфорсов и аркбутанов. От готики тут скорее декор, чем конструкция- например, собор в Орвьетто.

Конец средневекового периода- та же проблема с периодизацией, что была и в начале- историческая и фактическая периодизации не совпадают.

1340- великая чума- народ вымер. К концу относят весь 15в + самое начало 16в. Кризис папской власти в 14 веке- авиньонское пленение пап- их власть уже далеко не так сильна, как это было прежде. + 100летняя война (примерно с 1337 по 1453гг), в итоге которой происходит раздел бургундии. Искусство содержит как бы 2 взамоисключающих начала:

С 1415-20-х гг во Флоренции начало ренессанса-> возвращение ордера, купольных базилик. работает Брунелески. Происходил раскол на северную- средневековую Европу, южную- ренессанс. В итоге, можно сказать,что победил ренессанс, т.к. он продолжил существовать и развиваться, распростерся по всей Европе, а иск-во средневековья потихоньку изжило себя. Арс Нова- иск-во между средними веками и ренессансом(Ван Эйк). 16 век- реформация. Меняются параметры культуры. Конец готики.

Билет 2.

Архитектура раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ. Сан Лоренцо за стенами в Риме, Санта Прасседе в Риме, баптистерий во Фрежюсе, баптистерий св. Иоанна в Пуатье, Темпьетто Лангобардо в Чивидале, Сан Педро де ла Наве в Испании, Сан Юлиан де лос Прадос, Санта Мария де Наранко, Сан Сальвадор де Вальдедиос.

Искусство Италии.

Санта Прасседе в Риме.

Это важная церковь, построенная в Риме в первой четверти 9 в. Она свидетельствует о прямом отходе от восточного типа базилик и о возвоате к раннехристианской архитектурной традиции Рима. Подобно большим ранним базиликам, и это сравнительно крупное трехнефное сооружение получило трансепт и только одну полукруглую апсиду, под которой находится крипта. Трансепт открывается в боковые нефы арками, но колонны среднего нефа, как и в базилике св. Петра, несут горизонтальный архитрав. Сохранились следы атрия, который, согласно римской традиции, предшествовал входу. Даже в кладке, где кирпич не перемежался обломками камня, заметно подражание старой технике.

Мозаики восточного конца, включая триумфальную арку и апсиду, сохранились первоначальные. Они все еще по духу – византийские. Отход от восточной традиции не отразился на изобразительных искусствах. В это время даже усилились византийские влияния на иконопись и технику мозаик, фресок и миниатюр. Этому способствовала массовая иммиграция греческих мастеров, лишившихся в связи с иконоборчеством заказов на родине.

В общем архитектурном облике церкви Санта Прасседе как бы воплотилось стремление укрепившегося папства предать забвению унизительную пятивековую зависимость от Византии и возродить идею триумфа христианского Рима, как функции союза империи и церкви. Символом этого союза представлялась базилика св. Петра.

В этой связи появился подозрительный документ, согласно которому Константин, перенеся свою столицу на Восток, якобы поручал римскому епископу всю совокупность духовной и светской власти над Западом.

Опираясь на этот мифический “дар Константина”, папы и стали претендовать на право “коронации”, т. е. передачи своего права на светскую власть тем, кто ею фактически владел. Карл энергично поддерживал церковь, усматривая в ней выгодную для себя идеологическую и социально-политическую силу. Именно поэтому, возрождая понятие Римской империи, Карл имел в виду не государство первых цезарей, а христианский Рим Константина, продолжателем “миссии” которого он себя считал.

Помимо материальной поддержки церкви земельными дарениями, Карл и его преемники издали целый ряд законодательных актов, способствовавших унификации обряда и централизации церковной иерархии под главенством Рима, чем в значительной мере было положено начало средневековому католицизму. Для истории архитектуры наибольшее значение имели запрет галликанства с его восточной обрядностью (ок. 760 г.) и введение единообразного, западного (бенедиктинского) устава для всех монастырей империи, что ликвидировало влияние ирландских монастырей, восточные корни которых несомненны (798 и 817 гг.).

Искусство Испании.

Число сохранившихся в Испании зданий вестготского периода невелико, но они свидетельствуют о высоком уровне строительной техники. Все они сложены из прекрасно отесаных квадров камня и местами украшены декоративной резьбой.

Построенная королем Рецезвинтом и освященная в 661 г. церковь Сан Хуан де Баньос (провинция Паленсия) представляет собой 3-нефную базилику с 3 прямоугольными выступами апсид. Нефы разделены колоннами, несущими подковообразные арки, капители колонн украшены стилизованными растительными мотивами.

Баптистерий во Фрежюсе.

Дошедшие до нас памятники Галлии 5-6 вв. – это в основном баптистерии и крипты. Три провансальских баптистерия – в Эксе, Фрежюсе и Риэ – мало чем отличаются от ранних крещален Италии. Здесь также использованы античные колонны. Старейший из них – в Эксе (5 в.). Относящийся к 6-7 вв., хотя и несколько перестроенный баптистерий в Венаске представляет собой, однако, уже любопытное отклонение от общепринятого типа. Возможно, это прямоугольное в плане сооружение, в интерьере снабженное апсидой с каждой стороны, было, по восточной традиции, изначально перекрыто сводом, хотя самое выполнение конструкций и декора (рисунок капителей) свидетельствует о прогрессирующем упадке строительного искусства.

Билет 3.

Монументальная живопись Рима 6-9 вв. Мозаики ц. Козьмы и Домиана, Сан Лоренцо за стенами, Св. Агнессы, оратория св. Венанция при Латеранской базилике, мозаика Христа из крипты собора Св. Петра; фрески ц. Санта Мария Антиква; мозаики капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе; ц. Санта Мария ин Домника.

Фрагментарность дошедших до нас памятников раннехристианской монументальной живописи не позволяет составить полного представления о ее эволюции в 5-6 вв. И все же, сравнивая мозаики ранних и поздних храмов, можно сказать, что в 6 в. наблюдается стремление преодолеть некоторые традиции античной классики.

Санта Мария ин Домника.

Базилика возведена около 820 года при папе Пасхалии I на фундаменте прежних построек. Со времен этого времени в апсиде сохранилась мозаика с Мадонной с Младенцем (держит в руке платок), , ангелами, которые стоят с двух сторон от нее, от ангелов задних рядов видны только нимбы, и папой Пасхалием I (с квадратным нимбом), преклоняющим колено перед Богородицей. Композиция изображена в символическом природном окружении – нижняя часть – зеленый цвет (как бы трава) и некое подобие цветов, сверху – синее небо.

Билет 4.

Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.

Пентатевх Ашбернхема, Кодекс Эгино, Геласьенский Сакраментарий (Ватикан), Геллонский сакраментарий (Париж), Кодекс Ауреус из Кентербери, Евангелие Дарроу, Келлская книга, Эхтернахское Евангелие.

Со временем зарождения и признания христианства совпал один из великих переломов в истории книги – возникновение формы кодекса, пришедшего на смену древнему папирусному свитку.

К концу 4 в. кодекс вытеснил свиток, встречающийся позднее лишь в виде исключения.

Раннехристианская книга известна по немногим фрагментам и по копиям более позднего времени. Установлено, что с самого начала христиане отдавали предпочтение форме кодекса. С развитием изобразительного христианского искусства появляются иллюстрации в рукописях Священного Писания. Несомненно, на их оформлении сказалось влияние позднеантичных иллюстрированных рукописей эпических поэм и литературных произведений древних авторов – Гомера, Еврипида, Вергилия, а также книг, изготовлявшихся для императорского двора: христианские рукописи, быть может, переписывались и украшались в тех же мастерских. Источником иконографии миниатюр христианских кодексов - иллюстрированные рукописи греческого перевода Ветхого Завета (Септуагинты) и книги Иосифа Флавия “Иудейские древности”, получившие распространение в 3-4 вв. в Александрии и других эллинистических центрах еврейской диаспоры.

Стиль позднеантичной миниатюры сложился под влиянием фрески, от которой она унаследовала пространственность, светотень, свободный живописный мазок. Примером могут служить иллюстрации рукописей Вергилия (конец 4 – начало 5 в., Ватикан, Библиотека) и “Илиады” Гомера (конец 5 – начало 6 в., Милан, Амброзианская библиотека). Близки к ним по характеру исполнения миниатюры так называемой Кведлинбургской Италы, рукописи латинского перевода Ветхого Завета, датируемой концом 4 или началом 5 в. (Берлин, Государственная библиотека).

Как и в большинстве иллюстрированных кодексов того времени, миниатюры располагаются не в тексте, но сконцентрированы на отдельных страницах, специально оставленных переписчиком для иллюминатора.

Испания.

“Пятикнижие (Пентатевх) Ашбернхема” (Париж, Национальная библиотека).

Относительно живописи вестготской Испании нет достоверных данных. Не установлена и локализация книжной миниатюры 7 – начала 8 в. – так называемого “Пятикнижия Ашбернхема”. По мнению Курта Вейцмана, эта латинская рукопись происходит из района Средиземноморья, Северная Африка или Испания. Не раз отмечалось, что иллюстрации книги нашли отзвук в миниатюрах более поздних испанских Библий и Апокалипсисов. Если это действительно Испания, то “Пятикнижие Ашбернхема” – ее единственная дошедшая до нас иллюстрированная рукопись 7-8 вв.

Вероятно, рукопись восходит к более древнему образцу, может быть, к оригиналу 6 в., ибо в ней ощутимы традиции раннехристианского искусства с его тягой к повествовательности. В соответствии со старыми приемами, многие сюжеты объединены на картинках, занимающих по целой странице. Всего в книге 19 таких страниц, посвященных истории от сотворения мира и до исхода евреев из Египта. Эпизоды повествования не отделены друг от друга и распределены на листе в нескольких ярусах нерегулярной высоты и с различной окраской фона. Изображения плоскостны, предметы лишены объема, перспектива совершенно отсутствует, однако фигуры даны в живых позах, а действие отличается удивительной выразительностью. Как и враннехристианских книгах, отдельные фигуры и сцены сопровождаются пояснительными надписями, органично включенными в структуру иллюстрации. На фоне европейского книжного искусства 7-8 вв. миниатюры “Пятикнижия Ашбернхема” - редкой для этого времени верностью повествовательной изобразительной традиции.

Меровингская Франция.

Разумеется, книжная миниатюра сохранилась лишь фрагментарно, но все же деятельность монастырских скрипториев была интенсивна.

Если в Италии и Испании в 6-7 вв. еще не были забыты приемы иллюстрирования рукописей, унаследованные от раннехристианской книги, то меровингская рукопись знаменует новый этап книжного искусства. Графическая декорировка книги служит теперь не пояснением текста, не его иллюстрацией. Прежде всего она должна превратить кодекс в священный предмет, элемент культа. В меровингской книге отсутствуют иллюстрации в собственном смысле слова и очень редко встречается изображение человеческой фигуры. Зато большое внимание уделяется красоте шрифта. Богатое декоративное оформление получают заглавные буквы глав и разделов – так называемые инициалы, - украшаются и слова текста, в особенности начальные строчки разделов, появляются специальные значки лигатур и аббревиатур. Элементы украшения меровингских рукописей составляют изображения птиц, рыб, разного рода растительные мотивы, пальметки, розетки. Все это раскрашено яркими, радостными цветами – красным, зеленым, желтым.

Центрами изготовления иллюминованных - монастыри, многие из которых были основаны ирландцами. В некоторых меровингских рукописях можно заметить элементы, заимствованные из англо-ирландской миниатюры, - мотив плетений или окруженные точечками раскрашенные буквы. Однако в целом орнаментика франкских рукописей решительно отличается от англо-ирландской и северогерманской. Медальоны с включенными в них фигурками зверей или птиц, зооморфические инициалы, обилие растительных мотивов - о родстве с восточной традицией, в частности, с искусством коптов и отчасти искусством лангобардской Италии.

Если занимавшиеся широкой миссионерской деятельностью ирландцы переписывали чаще всего текст Евангелия, то во Франции гораздо больше внимания уделяют богослужебной литературе и сочинениям теологов, например св. Августина или св. Георгия, которые давали меньше возможностей для иллюстрирования в собственном смысле слова. Кроме того, на характере меровингской миниатюры, быть может, сказалось проникшее в то время в Европу влияние идей восточного иконоборчества.

Гелазианский (Геласьенский) сакраментарий (сер. 8 в., Ватикан, Апостолическая библиотека).

Характернейшим образцом меровингской книжной декорировки является украшение разворота в начале одного из разделов Гелазианского Сакраментария (середина 8 в., Ватикан, Апостолическая библиотека). Левую страницу разворота занимает большая арка, под которой помещен крест со свешивающимися с его поперечной перекладины буквами альфа и омега – первой и последней буквами греческого алфавита. Обрамленная красными линиями дуга арки заполнена круглыми медальонами с разноцветными розетками, место капителей и баз опорных колонок украшено изображениями зверей и птиц. Перед началом текста на следующей странице помещен еще один крест, в центре котрого изображен в медальоне священный агнец с нимбом и крестом – символ Христа. Рыбы и птицы – излюбленные символические и декоративные мотивы меровингских рукописей.

Геллонского Сакраментария(конец 8 в., Париж, Национальная библиотека)

Фигурками птиц и рыб усеяны и поля страниц Геллонского Сакраментария, где текст все время прорезан красными строчками. в начале абзацев помещены медальоны с геометрическим или растительным узором, а подле них на полях появляется то птица, то рыба, которую пронизывает гарпуном высунувшаяся из медальона рука. Геллонский Сакраментарий сохранил немногие примеры изображений человеческой фигуры в меровингской книге. Большой инициал его первой страницы оформлен как стилизованное изображение священника в узорчатом облачении с крестом и кадилом в руках. Между строк помещены две хризмы – монограммы Христа, а также сирена с закрученным рыбьим хвостом, в буквах рассеяны маленькие листочки. Декорировка этой страницы отражает и некоторое влияние англо-ирландской орнаментики – ряд букв окружен цветными точечками, а нижняя часть инициала заполнена узлами ленточного плетения.

В рукописи из Геллонского монастыря имеется еще одно изображение человеческой фигуры- Это фигура распятого Христа, помещенная на заглавной букве “Т”, которая открывает важнейший канон Сакраментария, посвященный таинству евхаристии. Именно символическое истолкование буквенного знака обусловило появление в начале канона фигуры распятого Христа. С этого момента “Распятие” будет всегда повторяться в сакраментариях и миссалах в начале евхаристического канона, только впоследствии оно обособится от буквы и превратится в самостоятельную композицию.

Англо-ирландское искусство.

С появлением монастырей в Ирландии, а затем и в Британии начинается переписка текстов Священного Писания, литургических книг и теологических трактатов. чаще всего переписывали тексты Нового Завета.

Рукописи англо-ирландских Евангелий открываются страницами богато украшенных таблиц канонов. Кроме того, располагались так называемые ковровые страницы, сплошь покрытые сложнейшими плетениями, восходящими к кельтской орнаментальной традиции. Древняя символика дополняется и христианской – в плетениях ковровых страниц прослеживаются контуры декоративно оформленных крестов.Основной особенностью кельтской орнаментики является ее динамичность. но внимательный анализ распознает в основе плетений четкую геометрическую схему. Сложнейшая древняя орнаментика использовалась не только в ковровых страницах, но и в декорировке всего текста. Именно в украшении текста, а не в его иллюстрировании видели свою цель ирландские мастера книжного дела. Восприятие буквы как магического знака чувствуется и в характере декорировки строчек текста, где буквы часто окружались точечками, сопровождались орнаментальными деталями, раскрашивались в разные цвета. Но прежде всего оно проявляется в создании огромных инициалов или монограмм, оплетенных сложнейшим узором, Единственными фигуративными изображениями в ранних англо-ирландских кодексах были символы евангелистов.

Евангелие Дурроу (Дублин, Библиотека Тринити-колледжа).

около 680 г. Это самое ранней ирландское Евангелие, содержащее таблицу канонов, ковровые страницы и изображения символов евангелистов на отдельных листах. Есть в рукописи также и лист с изображением всех 4 символов евангелистов, расположенных между рукавами креста. В отличие от средиземноморской иконографии, лев не имеет ни нимба, ни крыльев.

Не менее условно изображена и единственная человеческая фигура – символ св. Матфея. Тело его очерчено прямыми линиями, слегка сближающимися наверху и заканчивающимися закругленным завершением наподобие каменной стрелы. Огромная голова расположена в фас, руки не обозначены, ступни повернуты вправо. Вся поверхность фигуры покрыта расцвеченным шахматным узором и обведена желтым контуром. она окружена бордюром из сплетающихся, перетекающих друг в друга спиралей, .Как и лев, символ евангелиста Матфея не имеет ни нимба, ни крыльев.

Евангелие из Эхтернаха (Париж, Национальная библиотека).

Вероятно, около 690 г. было выполнено Евангелие из Эхтернаха. Евангелие из Эхтернаха оформлено более скромно, чем книга из Дурроу. В нем нет ковровых страниц, декорировка же ограничена 4 страничными изображениями символов евангелистов, богато орнаментированными инициалами и украшением текста. Мастеру Евангелия из Эхтернаха присущи экспрессия, чувство единства их с поверхностью листа. Первая иллюстрация с изображением символа евангелиста Матфея скомпонована по принципу ковровой страницы. Миниатюра обрамлена бордюром из плетений. Человек представлен без нимба и крыльев .Фигура стилизована, элементы ее превращены в симметричные геометрические формы. Листы с символами трех других евангелистов не имеют плетеных бордюров и обрамлены лишь узкими красными линиями.

Расцвет англо-ирландской миниатюры приходится на VIII столетие. Оформление рукописей этого времени характеризуется слиянием элементов кельтской и англосаксонской орнаментики, усложнением рисунка и высочайшей виртуозностью каллиграфии. Вместе с тем в Британии в это время распространяются и контакты со средиземноморской культурой. Главным очагом воздействия итальянского искусства становится Кентерберийское аббатство, куда Августин, а затем и Теодор из Тарса привозят иллюстрированные рукописи из Италии и Византии.

Золотой кодекс (кодекс ауреус) из Кентербери (после 750 г., Стокгольм, Королевская библиотека).

Часть страниц книги окрашена в пурпурный цвет, буквы на них написаны золотом, серебром или белой краской. Подобная техника является исключением для англо-ирландской книжной графики. Евангелия – все они сидят на тронах под опирающимися на колонны арками, в тимпанах которых помещены их символы. Фон состоит из 3 полос – зеленоватого внизу и светло- и темно-синего над нею. Вместе с тем в миниатюрах использована и орнаментика , хотя декорировка эта гораздо скромнее, чем в рукописях Нортумбрии. Рукописи кентерберийской школы отражают наиболее последовательную попытку сочетания элементов континентальной и англо-ирландской традиции.

Келлская книга (Дублин, Библиотека Тринити-коллежа).

Полагают, что она была исполнена на острове Иона в начале IX в., а затем увезена в Келлский монастырь в Ирландию монахами. Повторяя традиционный тип колонного портика, таблицы Келлской книги .Тимпаны над колоннами заполнены стилизованными символами евангелистов. Иногда там помещены все 4 образа тетраморфа , иногда же – лишь 2. Изобилием и виртуозностью декорировки поражает и весь текст Келлской книги, усеянный ярко расцвеченными фигурками людей, зверей, птиц. Они акцентируют начала фраз, заполняют пустоты в строчках, вклиниваются между ними, а иногда и в середину текста. Символом Рождества служат ангелы, явившиеся в момент рождения Христа и сопутствовавшие ему на протяжении всего его земного пути, символом Воскресения – бабочки, слетевшие к готовой раскрыться куколке. Враги Христа олицетворены хватающей рыбу выдрой, а также мышами, посягнувшими на один из священных даров – гостию, символизирующую тело Христово. Но мышей стерегут кошки, дважды появляется среди плетений человеческий лик, напоминающий о присутствии Христа.

Келлская книга имеет несколько больших сюжетных иллюстраций, что является новшеством в англо-ирландской миниатюре. Таковы “Мария с младенцем в окружении 4 ангелов”, “Искушение Христа”, “Взятие под стражу”. Все они очень декоративны, обрамлены орнаментальными бордюрами и представляют скорее символические образы, чем изображение развивающегося действия.

Набеги норманнов и колонизация ими части территории островов положили конец золотому веку искусства Британии и Ирландии. искусство это утрачивает былую творческую энергию и ограничивается повторением сложившихся мотивов. выразительность и экспрессия сменяются в них игрой декоративных форм.

Билет 5.

Каролингское возрождение: общая характеристика. Монументальная живопись: мозаики оратория Жерменьи-де-Пре, фрески церкви св. Иоанна в Мюстере, фрески дворца в Ингельхайме.

Почти полное отсутствие дошедших до нас зданий каролингской архитектуры не дает возможности судить о характере монументальной живописи. О том, что она была широко распространена, говорят упоминания в исторических хрониках, поэмах, письмах. Рукописи существовали как в храмах, так и во дворцах. О дворцовых фресках мы знаем лишь из старинных рукописей.

Аббатская церковь в Фульде.

Между 791 и 819 гг. при аббате Ратгаре существовавшая церковь была заменена огромным новым зданием. Базилика с повышенным центральным и двумя боковыми нефами и полукруглой апсидой в восточной части имела гигантский западный трансепт с широкой западной апсидой. Нигде в каролингской архитектуре не встречается столь массивный западный трансепт, образцом которого послужила старая церковь св. Петра в Риме.

Всем базиликам и зальным церквям каролингского периода были свойственны плоские перекрытия или, по крайней мере, открытые стропильные фермы крыш.

Ораторий в Жерменьи-де-Пре.

Как и большинство дворцовых капелл, церковь эта имеет центрическую форму. Первоначально она представляла собой кубическое сооружение, обрамленное с 4 сторон апсидиолами, однако в 12 в. Западный выступ был разрушен и к капелле пристроили неф, придавший храму форму базилики. В основе первоначального плана церкви лежал, таким образом, равноконечный крест, рукава которого перекрыты полуциркульными сводами. В середин, на перекрестье, поднимается небольшая башенка с куполом. Четырехлепестковая форма храма восходит, вероятно, к восточным прототипам, постройкам Испании, о чем говорит и подковообразная форма апсидиол.

Церковь снаружи очень проста и не имеет декорировки, но пропорции ее чрезвычайно гармоничны. Внутри, в конхе восточной апсиды, сохранилась мозаика, правда искаженная позднейшей реставрацией.

За исключением этих немногих образцов центрической планировки, господствующим видом строения в те времена была трехнефная базилика с возвышающимся центральным нефом, трансептом, травеей перед хором и полукруглой апсидой.

Каролингские базилики были впоследствии перестроены, расширены или заменены более современными зданиями со сводчатыми перекрытиями в центральном нефе.

Монастырь Сен-Галлен.

Появление двойной ориентации становится характерной чертой каролингских базилик. Церковь с 2 апсидами . Во времена Меровингов и в ранний каролингский период в государстве франков существовало большое число разнообразных монастырских общин, восходящих к базиликальному, ирландскому и бенедиктинскому типам.

Монастырь выглядит на нем как целый городок регулярной застройки. Среди его зданий доминирует большая трехнефная базилика с планом в форме латинского креста, трансептом и двумя апсидами с восточной и западной стороны. Обе апсиды окружены кольцевыми обходами, а по сторонам западного фасада возвышаются 2 башни, соединенные с обходом короткими галерейками. Дворик этот, так называемый клуатр (от лат. claustrum – закрытое место), становится в средневековых монастырях центром жизни монахов. План из библиотеки Санкт-Галленского аббатства отражает нововведения в монастырской застройке и церковной архитектуре, которые становятся характерными для каролингского периода. Вместо ряда маленьких церковных зданий меровингских аббатств теперь ограничиваются лишь одним, но зато большим храмом с апсидами с восточной и западной стороны. Важным новшеством являются также кольцевые обходы вокруг апсид. Кольцевые обходы предназначал

Наши рекомендации