Контрольный текст экскурсии: «На семи холмах: пешеходная экскурсия по г. Чердынь»

На семи холмах реки Колвы в Северном Прикамье стоит древний, самобытный и гостеприимный город Чердынь. К сожалению, ранняя история города нам почти неизвестна. Если и была она где-то записана, то частые пожары уничтожили все документы. Только археологи помогли узнать, что уже с эпохи каменного века район Верхней Камы был заселен людьми. Слово «Чердынь» коми-пермяцкого происхождения, ведь коренными жителями Северного Прикамья были коми-пермяки. Точно перевести его на русский язык невозможно, но один из вариантов перевода такой: «чер» - приток, «дынь» - устье, т.е. поселение при устье ручья. Действительно, у подножия Монастырского холма в Колву впадает маленькая речушка Чердынка. Освоение территории Чердыни начинается предками коми-пермяков в VII – IX вв. у подножия холмов и на двух самых высоких холмах, названных впоследствии Троицким и Вятским. Археологи определили, что на возвышении Троицкого холма было городище, защищенное земляным валом и деревянной стеной (рис.1). Уже с момента своего основания городище призвано было играть оборонительную роль.

Первое упоминание о Чердыни обнаружено в Вычегодско-Вымской летописи в 1451 г. в связи с назначением сюда великим князем Василием Васильевичем наместника Москвы Михаила Ермолича. Поскольку именно в Чердынь в 1451 г. московский князь посадил наместника, значит, в то время она уже была признанным центром Перми Великой.

Мы начнем наше путешествие с Троицкого холма на берегу реки Колвы. На этом холме в 1535 г. был построен первый на Урале кремль – укрепленный городок. Древние рубежи защиты кремля – ров и насыпной вал. Троицкое городище – это хорошо известное укрепление родановцев, древних жителей Чердыни. Оно было спланировано по рельефу холма и представляет собой неправильный пятиугольник, который поднимается над уровнем воды более чем на 20 м. Площадь его около 3000 кв. м. По археологическим данным, ныне существующий вал насыпан в XV - XVI вв. Вполне вероятно, что городище в то время являлось форпостом, охраняющим Чердынь. Вот на этом городище и был возведен кремль, который письменные источники называют городом. Кремль занимал всю верхнюю площадку. С севера, юга и с востока от реки его окружали крутые склоны высотою от 40 до 80 м., с западной стороны оборонительная линия в виде земляного вала и рва длиной 130, шириной 20 и глубиной до 15 метров. Вал и ров выходили к оврагам и изолировали кремль от окружающей территории.

Чердынский кремль являлся важным оборонительным сооружением на пути из Москвы в Сибирь. Он принимал на себя удары неприятельских набегов сибирских татар, северных вогул (манси). Чердынская история сохранила память об 11 крупных осадах. Но для врага кремль так и остался недосягаемым. В кремле хранилось вооружение, стоял гарнизон стрельцов. В нем была деревянная церковь и амбары посадских людей для осадного времени. Перекидной мост соединял Троицкий холм с Воскресенским.

В 1636 г. воеводство в Чердыни упраздняется и она попадает в зависимость от Соликамска, постепенно утрачивает свое ранее неоспоримое значение как главного города Урала. В пожаре 1792 г. кремль сгорел.

За заречными окрестностями Чердыни в ясный день хорошо видна высокая гора, которая своими очертаниями напоминает пьедестал памятника Петра I в Санкт-Петербурге. Она называется по имени богатыря Полюда, жившего здесь, как рассказывают местные предания, во времена, когда на древнюю пермскую землю нападали неприятели из-за Урала. Полюд разводил на горе большой костер и предупреждал чердынцев об опасности. За время, пока враги сплавлялись по Вишере и затем поднимались вверх по Колве, в чердынском кремле уже были готовы их встретить. Красивая легенда не лишена исторического основания. Полюд реально существовал, и его имя неоднократно упоминается в летописях. Людская молва приписала ему богатырскую силу и сверх естественные способности. О нем сложено немало легенд.

Справа мы видим Вятский холм, на котором в VIII-IX вв. располагалось селище. От Троицкого холма он отделен глубоким оврагом, причем ни валов, ни рвов на местности не замечено. На Вятском городище в 1913 г в честь 300-летнего юбилея царствования дома Романовых учащиеся реального и ремесленного училищ посадили деревья.

«Отсюда открывается один из самых замечательных видов на город и многие километры тайги с великолепной горой Полюд на горизонте. Если воздух чист и ясен, Полюд предстает четко вычерченным морским валом. Часто же его укрывает дымка, и тогда вам скажут: «Что скрылся Полюд, спрятался…». Присев на лавочку, можно полюбоваться на р.Колву, убегающую за горизонт, послушать шум листвы». [5, с.79]

Познакомимся с одной из центральных улиц – Юргановской, на которой располагались учебные заведения и купеческие усадьбы. Этой улице, как и другим, вернули первоначальное название.

После великого бедствия – опустошительного пожара 1792 г., Чердынь восстанавливали по новому плану, разработанному Комиссией каменных дел и строений Санкт-Петербурга и Москвы. Город отстраивался по принципу прямоугольной сетки улиц и кварталов. В XIX – начале XX века сформировался его новый облик, который почти целиком сохранился до наших дней.

Центральная часть города застроена каменными и полукаменными зданиями. Это в основном купеческие усадьбы, лавки, административные и учебные заведения. Перед вами находится здание бывшей женской гимназии (рис.2) и приходское мужское училище (рис.3), соединенные воротами на каменных столбах. Развитие образования потребовало строительства новых учебных заведений. Вы видите здание приходского мужского училища, построенное в 1888 г. по проекту гражданского архитектора П.П. Рудавского на усадьбе, купленной у купца В.И. Юрганова. Здание выстроено буквой «Г», его декор очень простой. Внутри сохранилась старая планировка. В наши дни здание занимают отдел судебных приставов по Чердынскому району, мировой судья, отдел социального развития администрации Чердынского района.

Возвращаясь к истории училища, нужно отметить, что относилось оно к типу начальных училищ и содержалось городом, равно как и здание его принадлежало городу. В училище обучались дети разных сословий, но большинство было из крестьянских семей. Численность учащихся составляла от 190 до 200 человек, и больше. Попечителем училища с 1907 г. состоял Иван Степанович Щеголихин, известный и уважаемый в годе купец. Он проявлял редкое внимание к нуждам школы, «жертвуя ежегодно по два раза в год от 25 до 40 руб. на детские праздники и пособия учащихся». Училище было обеспечено наглядными пособиями, книгами для внеклассного чтения, и имело «собственный фонарь для световых картин». Народной библиотеки в училище не было, но ученики могли пользоваться земской библиотекой.

Проездными воротами на каменных столбах училище соединено со зданием женской гимназии, которое строилось так же по проекту гражданского архитектора П.П. Рудавского. Введено в эксплуатацию в 1888г. Расширили строение в 1906 – 1909 гг., так оно стало мало вместительным. Не выделяясь архитектурным изыском и декором, здание поражает своими пропорциями и строгостью. Внутри сохранились каменные лестницы и декоративная арочная стена с ажурными решетками – ограждениями. Как и в предыдущем здании, в верхней части фасад украшен кирпичными столбиками.

Вначале здесь располагалось женское приходское училище. В 1899 г. 15 августа с разрешения министерского начальства земство «переделало» его в прогимназию с 4-мя классами. В нее было принято 239 девочек. С 1904 по 1908 гг. в прогимназии открыли 5,6, 7 классы, и 8-й педагогический, а также «приготовительный класс с двумя отделениями». Прогимназия стала гимназией. Ее почетными попечителями были известные люди города: Н. С. Селиванов, купцы Н.П. Алин Д.Е. Ржевин, купеческие жены К.И. Алина и Е.Н. Черных.

После закрытия гимназии и училища в нач. 1920-х гг. здесь был открыт педагогический техникум, ставший позднее педучилищем. В годы ВОВ в этих зданиях находился эвакогоспиталь. С конца 1950-х гг. была устроена школа – интернат. Оба здания со двора объединили теплым коридором. Центральный вход в бывшую гимназию был перекрыт. В 1989 г. школу – интернат закрыли, и часть здания бывшей женской гимназии передали музею. Сейчас все здание гимназии принадлежит музею, здесь располагается выставочный зал, научно-краеведческая библиотека и отдел документально-письменных источников.

Следующее здание – городское четырехклассное мужское училище (рис.5), было выстроено в начале 1820-х гг. специально для учебного заведения. В начале ХХ в. здесь обучались дети 11-18 лет, в основном из сельской местности. В 1903 г. по специальному плану было начато обучение детей по программе 1- 4 классов реального училища, которое давало образование – 7 классов. Ввели в курс обучения к основным предметам алгебру, немецкий и французский языки, чистописание, рисование, черчение. Долгие годы почетным смотрителем училища являлся старейший деятель земства Н.С. Селиванов. Учебное заведение закончили известные в крае и за его пределами люди: Н.П. Белдыцкий (1875 – 1928) – учитель, талантливый писатель - краевед; Петр Красавчиков – известный в советские годы кинорежиссер, взявший псевдоним Чердынцев; В.Н.Тонков (1872-1954), сын косинского лесничего, ставший крупным паталагоанатомом, академиком, заслуженным деятелем науки России. После закрытия училища здесь размещалась базовая школа Чердынского педтехникума, в годы ВОВ - призывной пункт, до открытия новой школы в 2000 г. - начальные классы СШ №2. Сейчас здание занимает Районное Управление Образования.

Предлагаем вашему вниманию особняк Юрганова Константина Егоровича, купца третьей гильдии, построенный им в 1851 г. В 1870 г. в Чердыни начала работу уездная земская управа (рис.4) и К.Е. Юрганов был избран ее первым председателем. В 1874 г. этот особняк купило земство, позднее к нему был сделан каменный пристрой. Сохранились и каменные ворота слева от особняка. Над входом в здание вы видите 4 крупные буквы – ЧУЗУ – Чердынская Уездная Земская Управа, в ней располагался председатель земства, казначей, технический отдел. В 1895 г. сюда из-за отсутствия собственного помещения из арестного помещения, временно переводят земскую публичную библиотеку и открывают при ней кабинет для чтения. Находилась она здесь почти 2 года, потом для нее стали арендовать второй этаж дома купца Попова. В 1898 г. председателем ЧУЗУ был назначен Д.А. Удинцев. В 1899 г. по его инициативе было основано первое на северной окраине Пермской губернии научное Общество любителей истории, археологии и этнографии. В этом же году при обществе был открыт музей древностей. Расположились они здесь же, так как всеми делами общества ведал Д.А. Удинцев. Находился в управе и общеобразовательный музей им. А.С. Пушкина, учрежденный по просьбе учителей города и уезда в ознаменование 100-летия со дня рождения русского поэта. В 1912 г. оба музея были переведены в отдельное здание – ренсковый погреб по ул. Соборной, приобретенное у купца Юрганова. В 1924 г. они объединились, музей получил наименование «краеведческий» и вернулся на свое прежнее место. Это первое здание, в котором летом 1888 г. побывал писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк.

За железной оградой располагается сквер, который был устроен еще на усадьбе купца Юрганова. Сюда в 1970-х гг. из колхозов привезли старую технику: трактор, комбайн, молотилку с конным приводом, сеялку, веялку и устроили музей сельскохозяйственной техники.

А сейчас остановимся у церкви Успения Пресвятой Богородицы (рис.6), возведенной в 1740-х гг. Храм имеет два престола: верхний главный, летний - Успения Пресвятой Богородицы и нижний, зимний – Рождества Христова. Верхний этаж от нижнего отделен профилированным поясом с зубчатым орнаментом. По карнизу верхнего этажа выложен такой же декор. Центральные окна апсид украшены жучковым орнаментом и конвалютами по верхнему краю, по бокам – колонками. Над окнами устроены углубления – ниши для престольных икон – Успения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова. Церковь пострадала во время пожара 1792 г., после чего ее, не восстанавливая, решили приписать к Воскресенскому собору. Но усилиями прихожан она осталась самостоятельной. Храм одноглавый, ярусную колокольню перестроил купец А. Мичурин в 1844 г., венчалась она высоким шпилем, и была оснащена 6 колоколами. Снаружи над окнами второго яруса были росписи – евангельские сюжеты. В 1853 г. на средства старосты М. Мичурина и купца П. Н. Алина церковь была обнесена железной оградой на каменных столбах. Внутри церковь украшена росписями – евангельскими сюжетами из жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Церковь в народе называли Алинской, так как они вкладывали много средств на убранство и благолепие храма.

Храм закрыли предположительно в 1935 г. и устроили пересыльную тюрьму. Тогда же церковь утратила колокольню и главку. В конце 1940-х гг. здание передали краеведческому музею. В нем долгое время хранилась краеведческая библиотека, архив старинных учреждений города, а на чердаке иконы, собранные в разных церквях города и района и переданные музею в качестве экспонатов. Позднее первый этаж использовался как выставочный зал.

В 2000 г. здесь открыли музей истории православной веры. В 2005 г. восстановлена главка, в 2006 г. на ней воздвигли крест.

Рядом с церковью Успения Пресвятой Богородицы располагается часовня во имя Образа Спаса Нерукотворного (рис.7). Каменную часовню построили в 1793 г., вместо деревянной. Строительство часовни связано с древним преданием: на этом месте захоронены 85 убиенных воинов, погибших в битве с ногайскими татарами, защищая православную Чердынь, у деревни Кондратьева Слобода в 1547 г., в канун РождестваХристова, на льду реки Вишеры. Народное предание говорит, что в Петров день (12 июля по новому стилю) торговые люди Чердыни со своими товарами поплыли вниз по реке. Проплывая мимо места сражения, они увидели необычную картину: у берега стоит льдина, а на ней лежат тела убитых воинов. Пораженные увиденным, они решили погрузить тела на свои каюки, вернуться в Чердынь и предать их земле.

Сказание говорит, что когда было поднято последнее тело, льдина медленно отплыла на середину реки и поплыла вниз. Жители города очень сетовали, что не знают имен погибших. Народное предание говорит, что на следующий день на свежем могильном холме нашли дощечку, на которой было начертано 85 имен. Позднее этот список был отлит на чугунной плите, а плита вмурована в стену часовни при входе.

Часовня была приписана к приходу церкви Успения Пресвятой Богородицы и обнесена кованой оградой на каменных столбах. В каждую родительскую субботу крестным ходом шли сюда верующие горожане и сельские жители служить панихиду по «убиенным родителям». И в «любое друго е время по желанию граждан» могли отслужить поминальный молебен. Воины почитались как защитники и покровители Чердыни.

В начале 1930-х гг. Спасскую часовню взорвали. Более 20 лет могила убиенных была предана забвению. В 1957 г. на этом месте был установлен скромный деревянный памятник. В 1997 г. его заменили поклонным крестом и плитой с именами погибших защитников Чердыни (рис.8).

В 2005 г. районной администрацией совместно с комплексом по сохранению историко-культурного наследия и охраны памятников было принято решение о восстановлении часовни в первозданном виде. Автор проекта часовни пермский архитектор Г.Л. Кацко. Строительство велось летом 2006 г. и завершилось к 23 сентября. Торжественное открытие состоялось в 2007 г. В настоящее время часовня передана приходу Воскресенского собора, и поминальная плита-синодик находится в ней.

Воскресенский собор (рис.9) - это величественный памятник архитектуры с XVIII в. Он был заложен в 1750 г., окончательно достроен и освящен в 1754 г. Строился на пожертвования жителей города.

К двухсветному храму пристроено два придела – в 1751 г. с южной стороны в честь Стефана Пермского и в 1785 г. Никольский с севера. Позднее возвели колокольню. В 1908-1911 гг. собор значительно перестроили по проекту И.К. Бахарева, архитектора из Ильинского. На бутовом фундаменте из красного кирпича возвели расширенную трапезную, паперть, ризницу и новую колокольню, которая вознесла собор над всеми городскими постройками. В оформлении новых фасадов использовали старые декоративные приемы – зубчатый карниз, полукруглые изгибы, плоские наличники с завершениями в виде цветка, лопатки. Восьмигранная колокольня с ярусом звона и наружной смотровой площадкой придает собору значительность и торжественность. Она украшена колоннами с капителями и зубчатыми поясами. Со старой колокольни перенесли на фасад новой часть стены с живописным образом Спаса Нерукотворного. Он размещен над центральным входом в нише. Перед образом устроена площадка с решетчатым ограждением.

Интерьер главного престола – Воскресения Господня украшал многоярусный иконостас, привезенный сюда в ХVIII в. из закрытого Пыскорского монастыря. Он, как и многое другое убранство из храма, не сохранился. По документам известно, что Воскресенский собор уже в 1930 г. был закрыт для богослужений, 5 лет пустовал, а в 1935 г. в нем разместился районный дом культуры. Внутренний интерьер его был перестроен, росписи закрашены, иконостасы разрушены, кресты с куполов и колокола сняты и отправлены в переплавку.

Собор передали верующим в 2007 г. За последние годы храм преобразился: главный престол Воскресения Господня обустроили для зимних богослужений, частично открыты росписи.

В 2008 г. у Воскресенского собора появился свой голос – 9 колоколов, которые были отлиты в г. Каменск-Уральский на средства предпринимателя Олега Игоревича Жилина, бывшего жителя г. Чердыни. Самый большой колокол весит 2 т 700 кг. На колокольню разрешен подъем, с нее открывается прекрасный вид на город, на заречные дали и гору Полюд.

Рядом с Воскресенским собором стоит Преображенская церковь 1756 г. (рис.9). Выглядит она намного проще, чем собор. Церковь по традиции того времени двухрамовая. В нижнем этаже был теплый зимний храм во имя иконы Казанской Божией Матери. В верхнем летнем двусветном храме престол освящен во имя православного праздника Преображения Господня. Храм пострадал во время пожара 1792 г. и приводился в порядок длительное время. В 1853 г. на храмовой части к существовавшей одной главе были пристроены еще 4 маленькие главки по углам куба, и от этого церковь стала еще привлекательнее. Особую архитектурную значимость, как по своей композиции, так и по пропорциям, имела ярусная колокольня, придававшая всему строению особую торжественность и красоту. Белый цвет и архитектурные грациозные формы храма являли собой «плывущий корабль» среди остальных построек центральной части города. Своды церкви были украшены библейскими сюжетами, которые написал пермский мастер Мамаев. Как и все чердынские храмы, Преображенский был выстроен на деньги городских жителей.

Церковь закрыли для богослужений в 1930-е гг. по свидетельствам старожилов города на колокольне была устроена парашютная вышка. В 1960-е гг. колокольню снесли, здание передали чердынскому лесотехникуму под мастерские. До недавнего времени здесь располагались мастерские ГОУ НПО «Производственное училище № 49». В настоящее время здание пустует.

По соборному переулку мы пройдем мимо каменного двухэтажного особняка, который был построен в конце VIII - начале XIX в. и принадлежал Н.С.Селиванову (рис.10). Дом сохранился в первоначальном виде, утрачены только проездные ворота на каменных столбах и ограда. Впечатляет внутренняя отделка помещений: профилированные потолки и лепнина придают комнатам нарядный праздничный вид. Вход в дом расположен с западной стороны и над ним устроен открытый балкон, украшенный железными витыми столбами и ажурной решеткой. После смерти владельца дома здание перешло в собственность Чердынского земства. В этом доме останавливался известный русский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк (рис.11) во время своего пребывания в Чердыни в 1888 г.. Его впечатления о жизни людей в этом городе легли в основу его рассказов для взрослых и детей. До недавнего времени здесь располагалась детская городская библиотека. В настоящее время оно городом сдается в аренду и здесь находится мебельный магазин «Купец».

На высоком Монастырском холме по адресу: ул. Мамина-Сибиряка, 17 располагался первый на Урале Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь(рис.12). Его основал в 1462-1463 гг. епископ Пермский Ион. В 1764 г. монастырь упразднили, а Иоанно-Богословская церковь была отнесена к приходу храма Богоявления Господня. В 1910 г. епископ Пермский и Соликамский Палладий посетил Чердынь и решил воссоздать монастырский храм. И уже в 1911 г. была учреждена женская иноческая обитель, вскоре возведенная в чин женского монастыря. В 1915 г. при монастыре открыли приют для детей-сирот воинов Первой Мировой войны, а через год – училище для них. 10 ноября 1918 г. советские власти закрыли монастырь. В 1940 г Иоанно-Богословскую церковь передали в ведение Чердынского музея. В январе 1947 г. церковь вернули церковной общине.

В Иоанно-Богословской церкви сохранились резные иконостасы XVIII в. Одна из самых древних икон храма – образ Божией Матери Владимирской, дар жены чердынского воеводы князя Федора Ивановича Дашкова, который служил в Чердыни в 1697-1698 гг. Сохранились также иконы, написанные местными иконописцами: Иваном Протопоповым, Афанасием Головиным и его сыном Евфимием, И.Цаплиным и другими.

В 2003 г. по благословению епископа Пермского и Соликамского Иринарха мужской монастырь возобновил свою работу.

Хирургический корпус центральной районной больницы по ул. Прокопьевской, 39 построен в 1916 г. (рис.13). Сюда весной 1934 г. с московской Лубянки доставили поэта О.Э.Мандельштама (рис.14). В Чердынь он был сослан на три года за стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны». Сопровождала его жена Надежда Яковлевна. Поэт очень тяжело перенес долгие допросы и, будучи человеком эмоциональным, заболел психическим расстройством и был помещен в больницу на лечение. Во время сильного приступа, поэт выпрыгнул из окна второго этажа и сломал руку. Именно этот прыжок неожиданно спас Мандельштама от психиатрической лечебницы, так как наступило улучшение. Вскоре место ссылки изменили на Воронеж и поэт покинул Чердынь. В жизни Мандельштама эта ссылка оставила неизгладимый след, еще долгое время в его стихах фигурировал Урал.

Наши рекомендации