Производительностьмикропроцессоров.Типымикропроцессоров.
Производительностьпроцессора-этомаксимальноеколичествоопераций,которыеонспособенвыполнитьзасекунду.
CISC-процессоры
Complexinstructionsetcomputer—вычислениясосложнымнаборомкоманд.Процессорнаяархитектура,основаннаянаусложнённомнаборекоманд.ТипичнымипредставителямиCISCявляютсямикропроцессорысемействаx86.
CISC—концепцияпроектированияпроцессоров,котораяхарактеризуетсяследующимнаборомсвойств:
· нефиксированноезначениедлиныкоманды;
· арифметическиедействиякодируютсяводнойкоманде;
· небольшоечислорегистров,каждыйизкоторыхвыполняетстрогоопределённуюфункцию.
НедостаткиCISCархитектуры:
· высокаястоимостьаппаратнойчасти;
· сложностисраспараллеливаниемвычислений.
RISC-процессоры
Reducedinstructionsetcomputer—вычислениясупрощённымнаборомкоманд.Архитектурапроцессоров,построеннаянаосновеупрощённогонаборакоманд,характеризуетсяналичиемкомандфиксированнойдлины,большогоколичестварегистров,операцийтипарегистр-регистр,атакжеотсутствиемкосвеннойадресации.КонцепцияRISCразработанаДжономКокомизIBMResearch,названиепридуманоДэвидомПаттерсоном(DavidPatterson).
Упрощениенаборакомандпризваносократитьконвейер,чтопозволяетизбежатьзадержекнаоперацияхусловныхибезусловныхпереходов.Однородныйнаборрегистровупрощаетработукомпилятораприоптимизацииисполняемогопрограммногокода.Крометого,RISC-процессорыотличаютсяменьшимэнергопотреблениемитепловыделением.
СредипервыхреализацийэтойархитектурыбылипроцессорыMIPS,PowerPC,SPARC,Alpha,PA-RISC.ВмобильныхустройствахширокоиспользуютсяARM-процессоры.
MISC-процессоры
Minimuminstructionsetcomputer—вычислениясминимальнымнаборомкоманд.ДальнейшееразвитиеидейкомандыЧакаМура,которыйполагает,чтопринциппростоты,изначальныйдляRISC-процессоров,слишкомбыстроотошёлназаднийплан.Впылуборьбызамаксимальноебыстродействие,RISCдогналиперегналмногиеCISCпроцессорыпосложности.АрхитектураMISCстроитсянастековойвычислительноймоделисограниченнымчисломкоманд(примерно20-30команд).
VLIW-процессоры
VLIW(англ.verylonginstructionword—«оченьдлиннаямашиннаякоманда»)—архитектурапроцессоровснесколькимивычислительнымиустройствами.Характеризуетсятем,чтооднаинструкцияпроцессорасодержитнесколькоопераций,которыедолжнывыполнятьсяпараллельно.Фактическиэто«видимоепрограммисту»микропрограммноеуправление,когдамашинныйкодпредставляетсобойлишьнемногосвёрнутыймикрокоддлянепосредственногоуправленияаппаратурой.
Всуперскалярныхпроцессорахтакжеестьнескольковычислительныхмодулей,нозадачараспределениямеждунимиработырешаетсяаппаратно.Этосильноусложняетдизайнпроцессора,иможетбытьчреватоошибками.ВпроцессорахVLIWзадачараспределениярешаетсявовремякомпиляцииивинструкцияхявноуказано,какоевычислительноеустройстводолжновыполнятькакуюкоманду.ПримеромVLIW-процессораявляетсяIntelItanium.
Типыархитектурмикропроцессорныхсистем.
Архитектура фон Неймана
Дж.фонНейманпридумалсхемупостройкикомпьютерав1946году.
ОтличительнойособенностьюархитектурыфонНейманаявляетсято,чтоинструкциииданныехранятсяводнойитойжепамяти.
Вразличныхархитектурахидляразличныхкомандмогутпотребоватьсядополнительныеэтапы.Например,дляарифметическихкомандмогутпотребоватьсядополнительныеобращениякпамяти,вовремякоторыхпроизводитсясчитываниеоперандовизаписьрезультатов.
Этапыциклавыполнения:
1.) Процессор выставляет число, хранящееся в регистре счётчика команд, на шину адреса и отдаёт памяти команду чтения.
2.) Выставленное число является для памяти адресом; память, получив адрес и команду чтения, выставляет содержимое, хранящееся по этому адресу, на шину данных и сообщает о готовности.
3.) Процессор получает число с шины данных, интерпретирует его как команду (машинную инструкцию) из своей системы команд и исполняет её.
4.) Если последняя команда не является командой перехода, процессор увеличивает на единицу (в предположении, что длина каждой команды равна единице) число, хранящееся в счётчике команд; в результате там образуется адрес следующей команды.
Данныйциклвыполняетсянеизменно,иименноонназываетсяпроцессом(откудаипроизошлоназваниеустройства).
Вовремяпроцессапроцессорсчитываетпоследовательностькоманд,содержащихсявпамяти,иисполняетих.Такаяпоследовательностькомандназываетсяпрограммойипредставляеталгоритмработыпроцессора.Очерёдностьсчитываниякомандизменяетсявслучае,еслипроцессорсчитываеткомандуперехода,—тогдаадресследующейкомандыможетоказатьсядругим.Другимпримеромизмененияпроцессаможетслужитьслучайполучениякомандыостановкаилипереключениеврежимобработкипрерывания.
Командыцентральногопроцессораявляютсясамымнижнимуровнемуправлениякомпьютером,поэтомувыполнениекаждойкомандынеизбежноибезусловно.Непроизводитсяникакойпроверкинадопустимостьвыполняемыхдействий,вчастности,непроверяетсявозможнаяпотеряценныхданных.Чтобыкомпьютервыполнялтолькодопустимыедействия,командыдолжныбытьсоответствующимобразоморганизованыввиденеобходимойпрограммы.
Скоростьпереходаотодногоэтапациклакдругомуопределяетсятактовымгенератором.Тактовыйгенераторвырабатываетимпульсы,служащиеритмомдляцентральногопроцессора.Частотатактовыхимпульсовназываетсятактовойчастотой.
Суперскалярная архитектура
Способностьвыполнениянесколькихмашинныхинструкцийзаодинтактпроцессорапутемувеличениячислаисполнительныхустройств.Появлениеэтойтехнологиипривелоксущественномуувеличениюпроизводительности,втожевремясуществуетопределенныйпределростачислаисполнительныхустройств,припревышениикоторогопроизводительностьпрактическиперестаетрасти,аисполнительныеустройствапростаивают.
Гарвардская архитектура
Гарвардская архитектура — архитектура ЭВМ, отличительными признаками которой являются:
1) Хранилище инструкций и хранилище данных представляют собой разные физические устройства.
2) Канал инструкций и канал данных также физически разделены.
Архитектура была разработана ГовардомЭйкеном в конце 1930-х годов в Гарвардском университете.
Классическаягарвардскаяархитектура
Типичные операции (сложение и умножение) требуют от любого вычислительного устройства нескольких действий:
· выборку двух операндов,
· выбор инструкции и её выполнение,
· и, наконец, сохранение результата.
Идея, реализованная Эйкеном, заключалась в физическом разделении линий передачи команд и данных. В первом компьютере Эйкена «Марк I» для хранения инструкций использовалась перфорированная лента, а для работы с данными — электромеханические регистры. Это позволяло одновременно пересылать и обрабатывать команды и данные, благодаря чему значительно повышалось общее быстродействие компьютера.
В Гарвардской архитектуре характеристики устройств памяти для инструкций и памяти для данных не требуется иметь общими.
Параллельная архитектура
АрхитектурафонНейманаобладаеттемнедостатком,чтоонапоследовательная.Какойбыогромныймассивданныхнитребовалосьобработать,каждыйегобайтдолженбудетпройтичерезцентральныйпроцессор,дажееслинадвсемибайтамитребуетсяпровестиоднуитужеоперацию.ЭтотэффектназываетсяузкимгорлышкомфонНеймана.
Дляпреодоленияэтогонедостаткапредлагалисьипредлагаютсяархитектурыпроцессоров,которыеназываютсяпараллельными.Параллельныепроцессорыиспользуютсявсуперкомпьютерах.
Возможнымивариантамипараллельнойархитектурымогутслужить(поклассификацииФлинна):
· SISD — один поток команд, один поток данных;
· SIMD — один поток команд, много потоков данных;
· MISD — много потоков команд, один поток данных;
· MIMD — много потоков команд, много потоков данных.