Методы проектирования: системный, ансамблевый, тематический, музейно-образный, образно-сюжетный

Сегодня трудно говорить о преобладании того или иного метода, поскольку используется

широчайший диапазон экспозиционных средств.

Метод невозможно определить, не обозначив лицо будущего посетителя, не изучив досконально состав, сохранность коллекций, потенциальные возможности их комплектования, не проанализировав недвижимые памятники итд.

Систематический метод построения экспозиции складывается в 19 веке. Экспозиция строится в соответствии с классификационной системой конкретной научной дисциплины

или отрасли производства. В ее основе - системный, типологический ряд музейных предметов, отражающих эволюционные процессы в природе и человеческой деятельности.

Сегодня немного найдется музеев, которые не использовали бы систематический метод в той или иной форме своей экспозиционной деятельности. Выставки экспедиционные и из фондовых коллекций, значительная часть постоянных экспозиций геологических, зоологических и других естественно-научных музеев, экспозиции научных, в том

числе вузовских музеев выстраиваются в систематическиеряды. Все чаще встречающиеся в музеях экспозиции «открытого хранения фондов», основаны в большинстве случаев на принципе систематики.

Ансамблевая экспозиция сохраняет или реконструирует на документальной основе ральную обстановку жизни конкретного человека или типичную для социального слоя определенной эпохи. В ее основе - жизненный, естественный, экспозиционный комплекс, в котором экспонаты находятся в среде своего бытования, сохраняя существовавшие между ними связи.

Развитие во второй половине XIX в. Этнографических музеев вызвало к жизни ансамблевый метод построения экспозиций. Развитие ансамблевых экспозиции получило мощный импульс в конце XIX - начале ХХ вв. в связи со складыванием в России группы мемориальных домов-музеев. Именно с этого момента истории музейного дела возникает проблема соотношения памятника архитектуры, превращенного в музей, и экспозиции в нем. После 1917 г.значительное число дворцов, особняков, храмов, монастырей,

национализированных и переставших исполнять изначальные функции, было «переведено в музейное состояние». Переход этот в большинстве случаев осуществлялся путем

простой фиксации состояния интерьера на момент музеефикации и нередко сводился к элементарной смене вывески. Развитие музеефикации не могло не способствовать

активному становлению ансамблевого метода построения экспозиций.

Тематическая экспозиция посвящена раскрытию определенной тематики, сюжета, проблемы, созданию музейного образа отражаемых событий или явлений. В ее основе - тематико-экспозиционный комплекс, группа связанных по содержанию или отдельным признакам предметов, составляющих зрительное и смысловое единство, раскрывающих определенный сюжет, тему.

В 1920-е гг. происходит становление тематического (иллюстративного) метода, а также

тематико-экспозиционного комплекса как основной структурной единицы тематической экспозиции. Это становление происходило прежде всего в новых историко-революционных музеях. С конца 1920-х гг. на выставках, создаваемых к историческим датам, начинает преобладать новый метод построения. Эти выставки, были призваны

в первую очередь выполнять просветительную и пропагандистскую функцию. Для подобных выставок не обязательна была демонстрация подлинников; они заменялись копиями, иллюстрациями, схемами, картами, таблицами, диаграммами и т.п «Обратный ход» при построении экспозиции - не от подлинных музейных предметов, а от заданной темы, к которой подбираются экспонаты, определяющий признак этого метода.

Тематический, или иллюстративный, метод до сих пор один из самых распространенных при создании краеведческих, исторических, естественно-научных экспозиций.

Наполнение тематического комплекса образностью, эмоциональностью ведет к трансформации его в музейно-образный метод; граница между ними чрезвычайно тонкая, как и между музейно-образным и образно-сюжетным методами, а в большинстве современных экспозиций преобладает сочетание разных методов.

Проблема необходимости сочетания в музейной экспозиции научного содержания и художественной образности была поставлена в докладе П. П. Муратова на I Всероссийском съезде в феврале 1919 г. «Музейная экспозиция ... требует исканий, работы, стоящей на грани ученого и художника», - сказал он. Расцвет музейно-образного метода насупил гораздо позже - в 1960-1970-е гг., а его становление и утверждение сопровождалось критическими высказываниями оппонентов и протекало в борьбе с иллюстративным методом.

Основой образности экспозиции в оптимальном варианте должны стать сам подбор и дальнейшая группировка экспонатов. При наличии выразительных музейных предметов образ можно создать практически без использования вспомогательных средств. Но при недостаточной аттрактивнасти экспонатов для достижения необходимой силы эмоционального воздействия такие средства необходимы. Ими становятся научно-вспомогательные материалы, оборудование, специально созданные художником произведения пластического искусства. Нередко само оборудование превращается

в произведение пластического искусства, чрезвычайно важную роль начинают играть цвет и свет, подключаются также аудиовизуальные системы.

Образно-сюжетный, художественно-мифологический метод - самый молодой из экспозиционных методов. Т. п. Поляков - создатель, разработчик, пропагандист этого метода, убежден, что именно этот метод выводит экспозицию на уровень самостоятельного вида искусства, синтезирующего элементы архитектуры, живописи, дизайна, театра, драматургии и т. п. Уже в самом его названии подчеркнута особая роль драматического сюжета - последовательной смены образов, художественно организованных посредством установления между ними неких пространственно-временных отношении. На сегодняшний день создано немало ярких концепций и сценариев образно-сюжетных экспозиций, но осуществлены лишь немногие.

Самым знаменитым стал музей В. В. Маяковского в Москве (сценарист Т. Поляков, художник Е.Амаспюр). музей С Дали. Юнибаккен

Ландшафтная экспозиция воспроизводит взаимосочетания, взаимосвязи, взаимозависимость природных компонентов. Вее основе - биогруппы, отражающие развитие животного и растительного мира. Основные приемы показа – панорамы и диорамы, составленные как композиции из мира живой природы.

4. Этапы проектирования экспозиции, авторский надзор за реализацией замысла.

Проектирование экспозиции - один изважнейших этаповмузейного проектирования, включающий процесс разработки документации для создания будущей э. и последующий авторский надзор.В процессе проектирования экспозиции принято выделять в качестве составляющих научное, художественное, техническое и рабочее проектирование.

Согласно сложившемуся в российском музейном деле трехступенчатому порядку проектирования экспозиции,которому и сегодня следует большинство музеев, процесс

создания экспозиции начинается с концепции. Прежде всегоэкспозиционер формулирует и обосновывает тему экспозиции. На этой основе должна быть создана научная концепция экспозиции, определяющая цели создаваемой экспозиции и методы достижения этих целей. Научная концепция экспозиции - первый и определяющий все остальные этап

проектирования.Концепция является результатом научной работы авторскогоколлектива по заявленной теме и исследованияисточниковой базы, т. е. материалов, хранящихся в фондахсобственного музея и других хранилищах. Ее формирование

всегда опирается на анализ степени научной разработанности предложенной темы и изучения состава коллекций музея, из чего вырастает представление о путях создания плана комплектования и теоретического осмысления этой темы.

Экспозиционер определяет будущего посетителя – адресатаэкспозиции, формулируетосновные принципы и выбираетсоответствующие методы построения экспозиции. Обязательным является подробное изучение помещения будущей экспозиции, особенно если это памятник архитектуры.

В общем виде намечается тематическая структура, определяющая последовательность экспозиционных тем имаршрут, отбираются ведущие экспонаты или комплексы.

В результате формулируются требования к архитектурно-художественному решению, оборудованию, намечается создание диорам, аудиовизуальных систем и т. п. Наконец,

экспозиционер определяет место задуманной экспозиции всистеме экспозиций данного музея и среди экспозиций музеев аналогичного профиля.

В традиционном проектировании создание художественного проекта вытекает из научного. Поэтому после (или, реже, одновременно, когда экспозиционеры и художники

работают вместе) создания научной концепции разрабатывается архитектурно-художественная концепция – основная художественная идея, художественный образ, в который должна воплотиться научная концепция. Определяется пространственное построение экспозиции, основное цветовое решение, ведущие экспонаты в залах. В результате работы художника создается ряд эскизов или макет.

На втором этапе научными сотрудниками-экспозиционерами разрабатывается «расширенная тематическая структура» - документ, содержащий наименование и последовательность разделов и тем экспозиции, а художниками - «экспозиционный проект». В этих документах научное и художественное решение отдельных тем детализируется и реализуется в форме проекта на уровне экспозиционных комплексов.

Третий этап предполагает создание тематико-экспозиционного плана (ТЭП), на основе которого выполняются монтажные листы - чертежи всех участков экспозиционного пространства и поверхностей, на которых размещаются экспонаты.

На основе монтажных листов проводится изготовление необходимого оборудования, креплений, планшетов для аннотаций. И осуществляется монтаж экспозиции. Для уточнения и коррекции возможных ошибок перед окончательным монтажом в большинстве случаев музеями проводится раскладка - прикидочное размещение экспонатов в соответствии с монтажными листами, в процессе которой проверяется визуальная совместимость экспонатов и общее впечатление от экспозиции. Техническое и рабочее проектирование состоит из разработки проектов экспозиционного оборудования, технических средств.

Такой порядок проектирования экспозиции был зафиксирован в 1970-1980-е гг. в нормативных документах, музееведческой литературе. Однако уже давно никто не относится этому порядку как к догме.

Наши рекомендации