Май и Рудлоф. Брухфельдштрассе, Франкфурт, 1925
-Наиболее показательной ра-
ботой Гропиуса в духе «Новой вещественности» был проект Тотального театра, разработанный для «Народной сцены» Эрвина Пискатора в Берлине (1927).
Гропиус. Проект Тотального театра, 1924. Вид сверху и альтернативные планы, демонстрирующие, просцениум, авансцену и арену
Диаграмма, представленная Гропиусом CLAM в 1930 г., демонстрирует увеличение плотности и необходимость сохранения свободного пространства при сооружении высотных зданий
Примерно в то же время, что и Тотальный театр, были созданы проекты жилой застройки Хазельхорст и больницы Эльбер-фельда, разработанные Марселем Брейером и Густавом Ха-сенпфлугом в 1928 г., а также Школа профсоюзов Ханнеса Мейера, построенная в Бернау в 1930 г
Основны принципы:
1. Основой создания архитектурного проектирования определяется совершенство функциональной организации сооружения.
2. Функционализм отрицает подчинение плановой и объемной композиции, предвзятой архитектурной формы, худ образа.
3. В основе архитектурной композиции должна лежать логичная взаимосвязь помещений, простой и ясный график движения. Форма каждого помещения должна быть определена путем тщательного анализа его функций и предъявляемых к нему сангигиенических требований.
4. Произволу художественной фантазии функционализм стремиться противопоставить строгую логику, использование достижений современной науки. Рационализация всех элементов сооружений предопределяет использование новых материалов и учет требований современной технологической структуры. Влияние функций и конструкций противопоставлено произвольной пластичной разработке фасада зданий. Это рассматривается как продукт современной эпохи. Следовательно отвергается возможность использования элементов исторических стилей, но не отрицают необходимости эстетической выразительности здания, считая, что она должна возникать в результате наиболее современной организации функций и применения новых видов конструкций.
Представителям функционализма 20-х годов свойственна вера в то что национальная организация функций автоматически обеспечивает выразительность художественного облика сооружения.
Значительное внимание уделяется функциям архитектуры, стремясь, например, средствами рационализации планирования поселков и жилых домов. Сделать жилье удобнее и гигиеничнее, доступное большему кругу рабочих. Социальная роль архитектуры. Наиболее специфичные приемы формообразования.
Градостроительные принципы
Ле Корбюзье. «План Вуазен» и «Лучезарный город».
«Глубоко расстроенный общественный механизм колеблется между исторической предопределенностью улучшений и катастрофой. Первоначальный инстинкт всякого человеческого существа — обеспечить себе убежище. Различные слои рабочего класса в сегодняшнем обществе не имеют жилищ, приспособленных к их нуждам — ни с профессиональной, ни с интеллектуальной точки зрения. Корни нынешнего социального беспорядка скрыты в проблемах строительства: архитектура или революция».
Ле Корбюзье.
«К архитектуре», 1923 г.
«Лучезарный город»
Ле Корбюзье отказался от идеи квартала, застроенного по периметру, известной под названием виллы-блока, в пользу строительной формы, для массового производства, а именно, уступчатых кварталов «Лучезарного города», спроектированных как непрерывная лента жилой застройки. Взяв за основу «бульвар-редан», идея которого была пред-
ложена Эженом Энаром в 1903 г., Ле Корбюзье выдвинул вариант ленточной застройки, при которой фасады зданий в регулярном порядке то совпадали с красной линией, то отступали от нее.
жилая единица «Лучезарного города» была ориентирована на более экономичные критерии, т. е. на количественные стандарты серийного производства. Жилая единица «Лучезарного города» представляла собой одноэтажную квартиру, размеры которой варьировались. Это решение было более экономичным, чем сдвоенная секция двойного по высоте объема. В жилой единице «Лучезарного города» был оптимизирован каждый квадратный сантиметр площади. Так, толщина перегородок была уменьшена до крайнего предела, за которым они перестали бы выполнять функцию акустических барьеров, а размеры подсобных помещений (кухонь и ванных комнат) были сведены к минимуму. Более того,
каждую квартиру можно было трансформировать в зависимости от использования в дневное или ночное время с помощью перестановки скользящих перегородок: воспользовавшись ими, можно было отделить спальные зоны одну от другой, а убрав их — получить игровую зону для детей, которая соединялась с жилой комнатой. Такие приспособления делали типовую квартиру «Лучезарного города» столь же эргономически эффективной, как и купе спального вагона (Ле Корбюзье действительно воспользовался многими стандартами, принятыми при сооружении железнодорожных пассажирских вагонов). Кондиционирование воздуха и герметичные фасады демонстрировали явную попытку оборудовать дом в соответствии с нормативами цивилизации машинной эры. Выполненный в стиле промышленного дизайна и далекий от архитектуры в традиционном смысле, блок «Лучезарного города» резко отличался по характеру от «Города Мира»-идеи левого крыла CIAM.
Переход от замкнутого периметрального блока к сплошному жилому кварталу и от буржуазного стандарта «виллы» к индустриализованной норме, по-видимому, был ответом Ле Корбюзье технократическому вызову— тем немецким и чешским архитекторам, сторонникам «Новой вещественности», с которыми он впервые встретился на учредительном конгрессе CIAM в 1928 г.
Ле Корбюзье и Жаннере. «Лучезарный город», 1931. План жилой ячейки с пятью спальнями
Ле Корбюзье и Жаннере. «Машина-максимум», 1928
Наиболее важным был отход Корбюзье от модели централизованного города к теоретически бесконечному полису, принцип организации которого покоился, как и у линейного города Милютина, на зонировании параллельными лентами. В «Лучезарном городе» эти ленты образовывали следующие зоны: 1) города-спутники, предназначенные для воспитательных учреждений; 2) деловая зона; 3) транспортная зона, включающая пассажирский железнодорожный и воздушный транспорт; 4) зона гостиниц и посольств; 5) жилая зона; 6) зеленая зона; 7) зона легкой промышленности; 8) склады и товарные железнодорожные станции; 9) зона тяжелой промышленности.
Корбюзье и Жаннере.
«Лучезарный город», 1931. План, показывающий зонирование параллельными лентами: от административных зданий (вверху) через жилую застройку (середина) до промышленных сооружений
Благодаря подъему всех сооружений города, включая гаражи и подъездные дороги, на стойки, поверхность земли представляла собой сплошной парк, в котором ничто не мешает прогулкам. Типичный поперечный профиль блока «Лучезарного города» и сплошь стеклянная ненесущая стена, образовывавшая его оболочку, играли в равной мере важную роль для обеспечения «жизненных радостей» — «солнца», «пространства» и «зелени» (последняя обеспечивалась не только парком, но также и садом на крыше, бегущим по верху изломанного в плане протяженного жилого дома).
Хотя «Лучезарный город» так и не был построен, влияние его как развивающейся модели на послевоенное градостроительство в Европе и во всем мире было очень сильным.
«План Вуазен» (1925)
Предусматривал реконструкцию центра Парижа. Включая в себя: деловой и жилой центр. Деловой центр располагался на территории 240 га, в том месте, где находились особенно ветхие кварталы Парижа.
Жилой центр занимал территорию, на которой предусматривался снос кварталов, ныне перенаселенных.
Центральный вокзал (подземный) находился между деловыми и центральными кварталами
Главная ось нового плана парижского центра проходит с востока на запад. Она восстанавливает существующую некогда и совершенно необходимую городу сквозную магистраль. Транспортная артерия имеет в ширину 120 м и снабжена автомобильной эстакадой с односторонним движением и без перекрестков.
Этот план распространяется на самые бедные кварталы и самые узкие улицы. План устанавливает квадратную сетку артерий шириной 50,80 и 120 м, пересекается через 350-400м. Крестообразные в плане небоскребы в центре квадратных застроенных участков. Территория. Покрытая раньше на 40-50% строениями. Теперь застроен на 5%, остальные 95% занимают крупные транспортные магистрали, стоянки автомобилей, парки. Аллеи образованы из двух или четырех рядов деревьев, парки разбиты у подножья небоскребов превращают территорию этого нового города в гигантский сад.
Высокая плотность населения кварталов увеличивается в четверо.
Высота небоскребов в среднем составляет 200м, по плану их 18. Линии образующие квадратную сетку проходят под небоскребами.
Ж/д линии дальнего сообщения связаны в единую кольцевую систему четырьмя вокзалами восточным, западным, южным и северным. Поезда движутся в одном направлении.