Здание фабрики «Фагус».Архитектурно-конструктивные особенности.
Вступив в 1911 году в «Немецкий Веркбунд» — производственный союз, объединявший архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников, которые добились более высокого качества и более эстетичного вида промышленных товаров, Вальтер Гропиус получил заказ на создание проекта здания фабрики обувных колодок «Фагус» в Альфельде-на-Лейне. В этой первой работе Гропиус обозначил новые принципы архитектуры, где в соотношении форм прослеживаются последовательность и характер функциональных процессов, названных впоследствии манифестом радикального рационализма. Заказчик работы и владелец фабрики «Фагус» Карл Беншайдт высказал Гропиусу пожелание оформить проект в соответствии с современными тенденциями, используя новые в архитектуре того времени материалы: железобетон, сталь и стекло. Гропиус и Мейер приспособили приемы композиции турбинного завода Беренса к более открытой архитектурной эстетике. Углы здания все еще определяют границы композиции, как и во всех крупных сооружениях, которые Беренс создал для концерна АЭГ, однако если у Беренса углы неизменно массивные, каменные, то в данномслучае они сделаны из стекла.
Новый архитектурный и конструктивный прием – полный отказ от стены как несущего элемента здания. Применяя каркасную конструкцию, он заменил обычную кирпичную стену легкой стеклянной мембраной, прикрепленной к выступающим из стоек каркаса консолям. Здание перестало быть массивной коробкой. Оно превратилось в легкий стеклянный футляр, ограждающий цеха от наружного пространства. Этот прием создал новый архитектурный облик здания и улучшил условия работы в цехах, усилив естественное освещение за счет сплошного остекления стен.
Несущая стена расположена с отступом от фасадной, на которую выведены лишь пилоны. Новой была идея подчеркнуть художественными средствами отсутствие у наружной стены ограждения.
Каркас не играет никакой роли в статике сооружения и служит лишь для закрепления стекла.
Такие навесные стены стали одним из важнейших элементов современного строительства. Несмотря на подобные изменения, в здании фабрики «Фагус»с его атектоничнымостеклением и ностальгией по классике все еще заметно влияние Беренса.Здание завода доказывает, что возможность создания новой архитектуры кроется в применении новых конструктивных решений.
Гропиус и А. Мейер. Деталь здания фабрики «Фагус»-, Альфельд-на-Ляйне, 1911
, Гропиус и А. Мейер. Часть модели фабричного комплекса, выставка Веркбунда,Кёльн, 1914 (слева — административный блок)
Баухауз в Дессау
«Давайте создадим новую гильдию ремесленников, без классовых различий, которые возводят барьер высокомерия между ремесленником и художником. Давайте вместе придумаем и построим новое здание будущего, в котором архитектура, скульптура и живопись сольются в единое целое и которое однажды руки миллионов рабочих поднимут к небесам как хрустальный символ новой веры».
Программа Веймарского Баухауза,
1919 г.
Создание Баухауза стало итогом длительных попыток провести реформу системы обучения прикладному искусству в Германии на рубеже столетий. В результате в 1898 г. была учреждена Немецкая мастерская прикладного искусства Карла Шмидта в городе-саде Хеллерау,в 1903 г. Ганс Пёльциг и Петер Беренс получили директорские посты в школах прикладного искусства в
Бреслау и Дюссельдорфе и, наконец, в 1906 г. в Веймаре великим герцогом была основана Школа искусств и ремесел под руководством бельгийского архитектора Хенри ван де Вельде. Помимо претенциозных зданий, спроектированных им как для Музея изобразительных искусств, так и для Школы искусств и ремесел, ван де Вельде за время своего пребывания в этой должности не пошел дальше создания относительно скромного Kunstseminar(семинара по искусству) для ремесленников. В 1915 г. он как иностранный поданный был вынужден уйти в отставку. По его мнению, изложенному им Государственному министерству Саксонии, его возможным преемниками могли стать либо Вальтер Гропиус, либо Германн Обрист, либо Август
Эндель. Во время войны продолжались дискуссии о педагогическом статусе изобразительного и прикладного искусств. Гропиус утверждал, что как дизайнер, так и ремесленник должны обучаться в мастерской дизайна, в то время как Маккензен/глава академии художеств великого герцогства/ придерживался идеалистического прусского мнения, что художник-прикладник должен получать образование только в Академии художеств. Этот идейный конфликт разрешился в 1919 г. компромиссом: Гропиус стал директором комплексного учреждения, объединившего Академию художеств и Школу искусств и ремесел,— совмещение, которое идейно разделяло Баухауз на всем протяжении его существования.
После 1923 г. подход Баухауза стал чрезвычайно «вещественным», близким к движению «Новой вещественности». Это родство, отразившееся в сооружениях для Баухауза в Дессау, несмотря на довольно формалистическую трактовку объема, стало еще более явным после отставки Гропиуса в 1928 г. Последние два года директорства Гропиуса были отмечены тремя главными событиями: политически вынужденным и тщательно подготовленным переездом из Веймара в Дессау, завершением строительства нового здания Баухауза в Дессау по проекту самого Гроппиуса, и, наконец, постепенной выработкой особого подхода Баухауза, в котором ударение было смещено на изменение формы в зависимости от метода производства, ограниченности материальных ресурсов и программирования потребностей.
1. -Мастерские 2-актовый зал, столовая 3-интернат 4-администрация 5-школа.
Целью своей педагогической деятельности Гропиус считал претворение в жизнь новой архитектуры, которая. охватив все стороны жизни, отвечает потребностям человека. Методика учебного процесса основана на преодолении разрыва между архитектурой, изобразительными искусствами и техникой. Особое значение придавалось практическим занятиям. Организовал при училище учебные мастерские.
Ядром всего комплекса является основное здание Баухауза с его знаменитыми стеклянными стенами. Баухауз сочетал в себе производственные мастерские, аудитории, выставочные помещения. Повышенный блок здания мастерских и общежития имеет 6 этажей. Каждая из 28 комнат, оборудованных также как рабочие помещения, имеет небольшой балкон в виде выступающей бетонной плиты. Одноэтажное крыло соединяет это здание с главным корпусом. В соединительном крыле помещается зал для собраний, столовая и сцена. Все эти помещения могут образовывать единый зал, в который можно пройти из главного вестибюля школы.
Проходы и опоры придают всему комплексу легкость, что еще больше подчеркивают стеклянные стены.
Само здание Баухаус доминировало над всем комплексом. Стеклянные стены были не просто окнами больших размеров, а сплошным ограждающим остеклением, которое соприкасается с горизонтальными лентами белой ненесущей стены вверху и внизу здания. Стойки, расположены сзади стекол, таким образом сплошная застекленная стена является консольной конструкцией. Каркас Баухауса ж\б. Здание состоит из 2 основных частей, в одной из них размещены учебные помещения для теоретических занятий, в другой – мастерские для производственного обучения студентов.
Характерной особенностью этого здания является отказ от обычной компактной планировки.
Корпус производственных мастерских отличается сплошным остеклением стен (стены-экраны). Аудиторный корпус легко определить по форме и размерам отдельных окон.
Горизонтальный переход между корпусами освещается ленточным окном, лестничная клетка – вертикальным проемом.
В композиции здания нет ничего декоративного, все подчинено логике архитектурной и конструктивной целесообразности.
В здании нет разделения на главный, боковой, задний фасады. Все они одинаково значительны. Полное представление о здании зритель получает, обойдя его кругом.
Новый элемент – плоская кровля.
После отставки Гропиуса в 1928 Баухауз радикально меняется, всё более приближаясь к позиции «Новой вещественности» под руководством Мейера. Постепенно, вопреки попыткам Мейера это предотвратить, Баухауз становится политическим инструментом левых партий/студенческие коммунистические ячейки/,что влечет за собой безжалостную компанию против Мейера со стороны правого политического крыла, требование закрыть Баухауз. Несмотря на отчаенные попытки бургомистра Дессау укрепить Баухауз во имя либеральной демократии под патриархальным руководством Миса ван дер Роэ была обречена на провал. Баухауз просуществовал в Дессау лишь еще два года. В октябре
1932 г. то, что от него осталось, было переведено в старое складское здание на окраине Берлина. Однако к этому времени
реакция полностью развернулась, и через девять месяцев Баухауз был окончательно закрыт.
Архитектор В.Гропиус
Вальтер Адольф Георг Гропиус (Walter Adolph George Gropius) родился 18 мая 1883 года в столице Германии Берлине. Немецкий архитектор, дизайнер и теоретик архитектуры. Основоположник функционализма, разрабатывал рационалистические принципы в архитектуре и дизайне.
Учился в высших технических заведениях Берлина и Мюнхена (1903—07), испытал влияние П. Беренса, ассистентом которого был в 1907—10. Г. стремился к выявлению конструкций и функционального назначения построек в их внешнем облике, что обусловило новизну архитектурных форм; например, ленты остекления, опоясывающие здание обувной фабрики «Фагус» в Альфельде (Н. Саксония, 1911, совместно с А. Мейером), подчёркивают лёгкость навесной стены. Идея функционального разделения помещений, где ограждающие элементы отделены от несущих, поставила Гропиуса в ряд талантливейших и известнейших архитекторов по обе стороны Атлантики, что позволило новому архитектурному течению стать необыкновенно популярным. Активное участие Гропиуса в «Немецком Веркбунде» предоставило ему как единственному представителю более молодого поколения возможность получать значительные строительные подряды, что в 1914 году обеспечило молодому архитектору на выставке в Кельне заказ на постройку офисного здания «Веркбунда». Новизна решения обеспечивалась выразительным противопоставлением кирпичных стен лёгким металлическим конструкциям и остеклению. Однако наибольшее впечатление на гостей и участников выставки произвела прозрачная лестница в здании, в буквальном смысле обвивающая фасад. В 1918 Г. возглавил школы прикладного и изобразительного искусства в Веймаре, объединив их под названием «Государственный Баухауз» в 1919. В период работы в «Баухаузе» одним из первых стал осваивать те возможности для создания новых форм в современной архитектуре и дизайне, которые заложены в индустриальном производстве; Г. занимался социальными проблемами зодчества, не выходя, однако, за пределы реформистских иллюзий. В серийном производстве вещей, спроектированных художником-дизайнером, в индустриальном домостроении Г. видел средство демократизации архитектуры и материально-бытовой среды, окружающей человека. Здание «Баухауз» в Дессау в 1924-25гг. которое имело значение манифеста выдвигаемых им принципов рационалистической архитектуры; здесь задача организации функциональных процессов диктует асимметричное размещение масс здания. Позже (1928) посвящает себя проблеме экономичных жилищ. Концепция стала представлять особый интерес, поскольку в каждый немецкий дом постучалась Первая мировая война.
Г. разработал приём «строчной застройки», при которой стандартные корпуса располагаются параллельными рядами (поселок Даммершток близ Карлсруэ, 1927—28), создал также несколько прототипов экономичных квартир, широко использующихся в Западной Европе. В 1934 после прихода к власти нацистов эмигрировал в Великобританию. Вместе с архитектором М. Фраем создал ряд построек (Импингтонский сельский колледж, 1936—39, и др.), способствовавших распространению функционализма в архитектуре страны. В 1937 переехал в США.Построил промышленный посёлок Нью-Кенсингтон близ Питсбурга (1941, совместно с М. Л. Брёйером), с лёгкими по конструкции домами, расположение которых подчинялось рельефу местности. В 1946 Г. организовал творческий коллектив из 8 молодых архитекторов (ТАС), проектировал с ним архитектурные комплексы зданий Гарвардского университета в Кембридже (1949—50) и университета в Багдаде (строительство начато в 1961 ); опираясь на опыт функционализма и используя новые достижения строительной техники, построил неоклассическое здание посольства США в Афинах (1957—1961), небоскрёб авиакомпании «Панамерикан эрлайнс» в Нью-Йорке (1963).