Малое общественное здание зально-ячейковой структуры.
Общие положения
Малое общественное здание зально-ячейковой структуры.
Цель проекта – изучить основы типологического проектирования малого общественного здания с несложной структурой.
Вводная лекция. Социальное и функциональное назначение здания: состав помещений, функциональная взаимосвязь главного помещения (зрительный, актовый зал, конференц-зал) со вспомогательными и обслуживающими посещениями (фойе, вестибюль, административные помещения). Зал: особенности композиции, построение профиля зала. Требования к размещению зрительных мест. Распределение потоков посетителей. Состав массово-зрелищной части и характер ее использования в зданиях различного назначения. Обеспечение видимости при различных видах зрелищ. Роль здания как архитектурно-художественной доминанты в окружающей среде, в формировании центра поселка или участка застройки в структуре города. Различные приемы пространственного и объемного построения зданий, их функциональная, художественная и экономическая характеристика. Требования к планировке клубных помещений с учетом функциональных требований и условий расстановки санитарно-технического оборудования (при необходимости). Рациональные конструкции, модульная система, Практика строительства и тенденции в проектировании данного типа зданий.
Возможные темы проекта: поселковый клуб, профессиональные клубы (дом художника, дом архитектора), клубы по интересам (яхт-клуб, киноклуб, рок-клуб), досуговый центр, туристическая или лыжная база, загородный ресторан с гостиничными номерами, офисное здание с выставочной зоной.
Основные задачи: освоение методов проектирования общественных зданий с небольшим строительным объемом и несложной функцией. Знакомство с правилами и нормами. Выявление образной характеристики здания в зависимости от назначения и природного окружения. Функционально-композиционное моделирование (матрица архитектурно-композиционных форм). Разработка ясной композиции здания зально-ячейковой структуры в единстве с конструктивным решением и архитектурно-художественным образом на основе градостроительных требований и функционального назначения. Выбор формы зала в свете акустических требований. Освоение графических приемов при выполнении проекта.
Вестибюль с гардеробом
Это значительная часть клубного здания. В вестибюле посетитель должен осмотреться, получить информацию о событиях и мероприятиях клубной жизни, встретиться с друзьями, присесть, снять одежду. Отсюда легко пройти в фойе, клубную зону и буфет. Вестибюль для клубов проектируют единым для зрелищной и клубной части общей площадью 0.2 м² на одного посетителя. Для создания климатического комфорта, при входе необходимо предусмотреть тамбур. Размер тамбура между дверями не менее 1.5 м, ширина – по усмотрению автора. Рядом со входом желательно разместить комнату администратора, которая может также быть и кассой. Это закрытое помещение с окном в вестибюль или тамбур или открытое с барьерной стойкой в пространстве вестибюля.
Гардероб проектируют из расчета 0.1 м² на одного посетителя. Гардероб для увеличения пространства вестибюля делают открытым с барьерной стойкой.
Санитарные узлы располагаются недалеко от вестибюля со входом в них непосредственно из вестибюля. В клубе данной вместимости можно спроектировать один санитарный блок для клубной и зрительской части, но можно предусмотреть и два отдельных. Они могут размещаться на одном этаже или на разных, но, в таком случае, желательно друг над другом. Количество приборов в санитарных узлах – 3 унитаза и 2 умывальника – в женском, 2 унитаза, 2 писсуара и 2 умывальника – в мужском. Размер кабины 0.8-1.0х1.2-1.4м.
Нормативная высота этих помещений – 3.6 м от пола до пола следующего этажа. Можно увеличить высоту вестибюля, если вы поставите задачу включить его в единое пространство клубного здания.
Фойеявляетсякомпозиционным центром здания – оно связывает вестибюль со зрительским залом. В зданиях клубов, особенно небольших, помещения фойе предназначены для универсального использования: отдыха во время антрактов, танцев, организации выставок, вечеров, детских праздников. При таком фойе следует предусматривать кладовую для мебели. Целесообразно в таких случаях обеспечить возможность одновременного использования фойе и зрительного зала различными посетителями. Для этого необходимо предусмотреть дополнительный вход в зрительный зал непосредственно из вестибюля. Площадь фойе-зала массовых мероприятий проектируют из расчета 0.63 м² на одно место в зале, высота – не менее 3.6 м. однако, для парадного помещения этого недостаточно. В тех случаях, когда фойе объединяется в единое пространство со зрительным залом, его высоту следует принять равной высоте зрительного зала – 7.2 м.
К фойе могут примыкать некоторые помещения клубного комплекса – зимний сад, игровая, гостиная. Буфет также может быть непосредственно связан с фойе.
Зрительный залявляется ядром зрительского комплекса. В клубах использование зала носит универсальный характер. Клубные залы оборудуют игровой площадкой – эстрадой или сценой. Пространство зала и игровую площадку следует организовать так, чтобы удовлетворить требованиям разнохарактерных видов зрелищ (самодеятельные и профессиональные спектакли, концерты, кинофильмы) и мероприятий (собрания, лекции, диспуты и т.д.)
В небольших клубах возможно использование зала для спортивных мероприятий или танцев. В таких случаях для обеспечения универсального использования залов их проектируют с плоским полом и устраивают дополнительную кладовую для мебели и спортивного инвентаря (0.5 м² на одно место в зале).
Общая площадь зала (не считая игровую площадку) определяется по норме 0.65 м² на одно место. Габариты зала и расположение в нем зрительских мест зависят от условий видимости, акустики и требований эвакуации зрителей.
В зрительном зале устанавливаются кресла для зрителей. Ширина кресел – 0.5 – 0.52 м, глубина – 0.45 м. в залах небольших клубов (до 300 мест) допускается устанавливать вместо кресел стулья или скамьи со спинками. Ширину стульев или скамей принимают не менее 0.45 м, глубину – соответственно 0.4 и 0.35 м. расстояние между рядами кресел – 0.85-1.0м. в том случае, когда задумана трансформация зала, полная или частичная, кресла устанавливаются на подвижные платформы, и пол в зале делается плоским.
Проектирование сцены или эстрады в клубе связано с типом клуба и вместимостью зала. Выбор производят в зависимости от специфики клуба (предполагается ли в нем ставить любительские или профессиональные спектакли). Предпочтение следует отдать эстраде, как более экономичной. Высота зала – не менее 7.2 м. высота эстрады делается равной высоте зала или более – в зависимости от принятого технологического решения. Высоту уровня планшета эстрады или сцены над уровнем пола первого ряда зрительских мест следует принимать 0.8 м. при устройстве крутого амфитеатра высоту уровня планшета можно уменьшить, при устройстве зала на горизонтальном полу – увеличить до 1.1 м.
При эстраде проектируется склад декораций и мебели, желательно высотой, равной высоте эстрады, и с внешней загрузкой.
Для полноценного функционирования зрительного зала проектируется звукоаппаратная, светопроекционная, кинопроекционная, которые в клубе данной вместимости возможно объединить в один блок. Размещается он за задней стеной зрительного зала на высоте не менее 0.9 м и не белее 3.6 м от уровня пола последнего ряда зрительских мест. Ширина помещения – не менее 3.0 м, длина – по ширине зрительного зала, высота – не менее 3.0 м. из этого помещения необходимо обеспечить беспрепятственную видимость эстрады. Вход в аппаратную устраивается из фойе, кулуара или коридора.
Артистические уборные следует предусматривать при вместимости зала 300 мест и более, при меньшей вместимости в качестве артистических могут использоваться комнаты для работы кружков. В таком случае необходимо обеспечить связь этих кружковых со сценой или эстрадой. Площадь артистических (не менее двух) - 18 м². если артистические не имеют связи с клубными помещениями, желательно при них предусмотреть санитарный узел.
Административно-хозяйственные помещения включают комнаты административного и обслуживающего персонала, помещения клубного актива, и хозяйственные кладовые. Эти помещения, как правило, размещают на первом этаже в удобной связи с вестибюлем.
Клубный комплекс помещений предназначен для организации отдыха и общения и различных форм самодеятельного творчества.
Помещения для отдыха и развлечений – гостиная, буфет, игровая, зимний сад – размещают невдалеке т зрительского комплекса. В том случае, если входы в зрительный зал предусмотрены из вестибюля и фойе, помещения для отдыха целесообразно разместить рядом с фойе. Эти помещения могут не разделяться между собой и не отделяться от фойе глухими стенами. В небольших клубах они могут быть разделены мебелью, раздвижными перегородками, перепадами уровней. В том случае, если вход в зрительный зал возможен только через фойе, целесообразно их с вестибюлем. В зависимости от характера клуба можно развить эту группу помещений, добавив каминную, биллиардную, танцевальный зал.
Клубный читальный зал или библиотека (видеотека) должна быть достаточно изолирована от других помещений зрительского и клубного комплексов.
Кружковые комнаты предназначены для самодеятельного творчества, работы различных кружков, деловых встреч. Площадь кружковых 30-40 м². Они могут быть раздельными, могут объединяться с помощью раздвижных перегородок. Высота клубных помещений не менее 3.6 м.
Помимо выполнения конкретных функциональных требований во внутреннем и внешнем построении здания, несмотря на разнородность его частей, должно быть достигнуто единство архитектурной композиции и масштабности. Также ставится задача – раскрыть зависимость архитектурных качеств интерьера от общего построения здания, от формы и организации внутреннего пространства. Проект выполняется комплексно – с разработкой конструктивного раздела, поэтому внимание следует уделить взаимосвязи конструктивного и архитектурного решения.
В последние годы сложились определенные тенденции в проектировании клубных зданий, связанные с развитием этого типа общественных зданий. Одна из них – это универсальное использование помещений.
Универсальное использование помещений целесообразно в небольших клубах, как правило, в сельских и принадлежащих незначительным предприятиям, а также в специализированных клубах не общего профиля. Универсальное использование помещений в различных сочетаниях создает условия в небольших зданиях расширять возможности клубной работы, не увеличивая стоимости строительства.
К числу универсальных помещений, не требующих сложной трансформации и переоборудования, следует отнести фойе и клубные комнаты, которые при определенных условиях могут быть использованы как комнаты отдыха, лекционные залы, залы для танцев и т.д.
Возможно универсальное использование залов, например, использование зрительного зала для спортивных занятий и танцев или в качестве лекционного. Такое использование требует устройства трансформирующихся зрительских мест на плоском полу. Возможно использование и зрительного зала и фойе как спортивного или танцевального зала. В этом случае необходимо устройство трансформирующихся перегородок.
Требования к элементам, составляющим интерьер.
Организация пространства.
В основу работы по решению интерьера следует положить функциональные особенности одного или группы помещений, создание благоприятной среды, включая микроклимат.
В каждой группе необходимо гармонично сочетать изоляцию и объединение помещений как функционально, так и пространственно путем широкого применения ограждающих поверхностей из различных материалов, придерживаясь принципа «переливающегося» пространства.
Современный интерьер отличается от интерьера прошлого (статичного и замкнутого) динамичностью и раскрытием внутренних пространств, связью их с окружающей природой.
Отделочные материалы.
Большое внимание в решении интерьера должно быть уделено отделочным материалам, учету их экономических, санитарно-гигиенических и эстетических качеств. Необходимо использовать как местные, так и новые отделочные материалы.
Цвет.
Выбор цвета для отделки ограждающих конструкций, мебели и оборудования интерьера определяется назначением помещения. Окраска стен помещений в два и более колера, как и решение их в разных материалах является естественным результатом объединения в одном помещении нескольких зон разного назначения и стремления в каждой из них создать соответствующую назначению среду, более официальную или более интимную (фойе, буфетная часть, выставочная часть, зона отдыха и т.д.).
Освещение.
Исключительная роль в решении интерьера принадлежит освещению естественному и искусственному. Солнечные лучи являются не только гигиеническим фактором, но и элементом эмоционального воздействия. Искусственное освещение нужно подбирать так, чтобы была хорошая цветопередача.
Современные светильники имеют самостоятельное декоративное значение. Однако непосредственно свет стал играть все большую декоративную роль в композиции интерьера. Заслуживают внимания подвесные потолки, позволяющие создавать большие светящиеся плоскости. Мягкий рассеянный свет не дает резких теней и скрадывает объем большой корпусной мебели, в то время как отдельные части кресла или группа стульев освещаются местным направленным светом, который подчеркивает пластические качества и их формы. В соответствии с этим стены необходимо решать в таких мягких разбеленных тонах, как нейтральный фон, а небольшие отдельные предметы – в относительно ярких тонах.
Таким образом, большие плоскости или объемы нивелируются, а мелкие подчеркиваются, что способствует зрительному расширению пространства.
Мебель – главный компонент интерьера, является определяющим с точки зрения решения внутреннего пространства. Форма мебели зависит от ее функции и от характера архитектуры здания. Мебель небольших размеров должна быть пластичной, скульптурной, а ее объединения в «блоки» должны приобретать простые геометрические формы. Например, кресла для зрителей, объединенные в «блоки», в единстве со стенами воспринимаются как плоскости, при этом ликвидируются падающие и собственные тени и интерьер в целом приобретает большую ясность и пространственность
Сокращение числа компонентов интерьера требует применения достаточно сильных выразительных контрастов между ними, что приводит к большей лаконичности и доходчивости композиционного замысла.
Прикладное и монументальное искусство.
В решении интерьера можно применять различные формы монументального и прикладного искусства. Их решение должно отвечать требованиям современной архитектуры и быть в органической связи с архитектурой здания клуба. В этих случаях компонентам интерьера, выполняющим утилитарную функцию, придается определенная тематическая трактовка.
Озеленение, цветы.
Необходимо учесть, что определенную роль в решении интерьера могут играть цветы и зелень, которые позволяют делить пространство на зоны, имеют гигиеническое значение и несут эстетическую нагрузку.
Интерьер может выполняться в макете, так как макет дает наиболее полное представление о пространстве. Макет должен помочь раскрыть внутреннее пространство, и с этой целью можно использовать различные приемы: снятая кровля или стены, объемный разрез, фрагменты здания.
Общие положения
Малое общественное здание зально-ячейковой структуры.
Цель проекта – изучить основы типологического проектирования малого общественного здания с несложной структурой.
Вводная лекция. Социальное и функциональное назначение здания: состав помещений, функциональная взаимосвязь главного помещения (зрительный, актовый зал, конференц-зал) со вспомогательными и обслуживающими посещениями (фойе, вестибюль, административные помещения). Зал: особенности композиции, построение профиля зала. Требования к размещению зрительных мест. Распределение потоков посетителей. Состав массово-зрелищной части и характер ее использования в зданиях различного назначения. Обеспечение видимости при различных видах зрелищ. Роль здания как архитектурно-художественной доминанты в окружающей среде, в формировании центра поселка или участка застройки в структуре города. Различные приемы пространственного и объемного построения зданий, их функциональная, художественная и экономическая характеристика. Требования к планировке клубных помещений с учетом функциональных требований и условий расстановки санитарно-технического оборудования (при необходимости). Рациональные конструкции, модульная система, Практика строительства и тенденции в проектировании данного типа зданий.
Возможные темы проекта: поселковый клуб, профессиональные клубы (дом художника, дом архитектора), клубы по интересам (яхт-клуб, киноклуб, рок-клуб), досуговый центр, туристическая или лыжная база, загородный ресторан с гостиничными номерами, офисное здание с выставочной зоной.
Основные задачи: освоение методов проектирования общественных зданий с небольшим строительным объемом и несложной функцией. Знакомство с правилами и нормами. Выявление образной характеристики здания в зависимости от назначения и природного окружения. Функционально-композиционное моделирование (матрица архитектурно-композиционных форм). Разработка ясной композиции здания зально-ячейковой структуры в единстве с конструктивным решением и архитектурно-художественным образом на основе градостроительных требований и функционального назначения. Выбор формы зала в свете акустических требований. Освоение графических приемов при выполнении проекта.