IV. XVII в. - столетие, когда зарождалось искусство нового типа.
IV. XVII в. - столетие, когда зарождалось искусство нового типа.
Эпоха Древнерусского государства (IX - XI вв.)
Истоки древнерусской культуры восходят к культуре восточных славян, населявших в I тысячелетии н. э. европейскую территорию России. Процесс феодализации привел в IX в. к образованию Древнерусского государства, быстро получившего известность во всем тогдашнем мире. Не только соседи, испытавшие военную мощь нового славянского государства, должны были считаться с его интересами, но и в далеких странах Западной Европы, а также в Багдадском халифате возникло желание установить с Русью экономические и культурные отношения. С русскими князьями стали заключать договоры, направлять к ним дипломатов, ученых и миссионеров.
В 988 г. произошло событие, определившее ва века характер русской истории, культуры и искусства: при князе Владимире Святославовиче Русь приняла из рук Византии христианство в его православном варианте в качестве официальной государственной религии.
Христианство способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего, чем обладала Византия. С X по XV в. древнерусское искусство имело очень тесные связи с византийским.
Вместе с новой религией приходит новая художественная традиция, познакомившая Русь с наследием Античности. Ко времени приобщения Руси к православию, христианская церковь уже нашла и развила этические нормы и атрибуты религии, главными составляющими которых были объемно-пространственный тип храма и определенная система его росписей. Но для славянской Руси, жившей языческими представлениями, сложно было сразу воспринять и освоить все философские тонкости христианского богословия. Христианство на Руси не ликвидировало до конца языческие верования, которые еще многие века сохранялись в народной среде в виде двоеверия. Различия мировоззрения и мировосприятия византийцев и славян обусловило трансформацию пришедших на Русь форм.
Если христианская духовная традиция не сразу обрела истинных последователей среди народа, то византийская система оказалась весьма уместной при дворе князя Владимира, утверждавшего могущество Киевского государства.
Система и образ храма в Древней Руси.
Храм – символ спасения души человека, место, где происходит встреча человека с Богом. Он представляет собой модель вечного божественного космоса, идеал непреходящей гармонии, освобожденной от мирской суеты и тлена. Земной храм является образом горнего (Небесного). Его строгая иерархическая система, выраженная четким пирамидальным построением внешних форм и центрическим устройством внутреннего пространства, воплощает идею восхождения к Богу как наивысшей Истине, центру и причине мироздания и жизни всего сущего.
Христианские храмы появились на Руси еще в X в. Сначала они были деревянными, что связано с давними традициями архитектуры, особенно северной. Не случайно древняя летопись отметила деятельность вышгородских зодчих XI в., мастеров деревянной архитектуры - Миронега и Ждан-Николы. В конце X в. в Новгороде была срублена церковь св. Софии «о тринадцати верхах», и была она «честно устроена и украшена». В 1049 г. церковь сгорела, как сгорали многие десятки тысяч деревянных зданий, возведенных русскими зодчими в XI в. и последующих столетиях.
Согласно исследованиям, имевшиеся и в других городах деревянные христианские церкви были многоглавыми. Многоглавие, таким образом, было исконно национальной чертой русского зодчества, воспринятой затем архитектурой эпохи Древнерусского государства X – XI вв.
Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение каменных церквей по образцу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами на три нефа, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. На столбах, соединенных между собой подпружными арками, покоится барабан, лежащий в основании купола.
Гг.
Первая каменная церковь в Древней Руси. Десятинная церковь - «храм на крови». Она поставлена в соответствии с древней традицией на могилах святых. По преданию киевский храм возвели на том месте, где язычники в 983 г. убили варягов христиан – Иоанн и Феодор.
Церковь во имя Пресвятой Богородицы была одарена десятой частью всех княжеских доходов, отчего и стала именоваться Десятинной. Десятая часть, как священная мера Ветхого Завета, давалась на соборные храмы в Византии и в русских землях.
Шестистолпный вариант многоглавого крестовокупольного собора с обходными галереями. Сначала это был трехнефный крестовокупольный храм; в 1039 г., при князе Ярославе, он был расширен и стал пятинефным. Церковь с двух сторон была обнесена пониженными галереями, что придавало пирамидальный облик всему храму(западная часть имела до сих пор до конца не выявленную планировку).Силуэт церкви был пирамидальным, а весь объем в целом отличался наращиванием масс, что было абсолютно чуждо византийскому зодчеству. Таким образом, изначально складывается ступенчатая структура фасадов храма. Результаты раскопок позволяют, впрочем, утверждать, что внутри он был богато декорирован фресками и мозаиками. Близ собора находились каменные дворцовые сооружения, также богато украшенные мрамором, мозаикой, майоликовыми плитками. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница. В ней были похоронены христианская супруга Владимира – византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. |
Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещеных» братьев Владимира – Ярополка и Олега Древлянского. В конце 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь – последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом набившегося в неё народа, пытавшегося спастись от монголов.
Своеобразный облик древнерусских соборов предопределил появление национальной традиции, получившей в дальнейшем блестящее развитие. Крупные многоглавые храмы времен великого княжения Владимира и Ярослава Мудрого своим статичным, монументальным обликом выражали идею соборности с величия объединенной Руси.
· Спасо-Преображенский собор в Чернигове (заложен в 1033 г.)
Западный фасад (современный вид) | |
Самый византийский из всех древнерусских храмов. В своей основе это был трехнефный шестистолпный пятиглавый крестовокупольный храм с развитой алтарной частью и нартексом — притвором, помещением с западной стороны храма. Из-за него храм получался вытянутым, прямоугольным. В соборе устроены хоры для присутствия на богослужении князя и его семьи. |
Пирамидальность храма определяется ритмом возвышающихся к центру куполов и приподнятостью главного нефа и трансепта. В отличие от всех последующих русских соборов и церквей со свойственным им строгим соответствием внутреннего строения и внешнего облика, здесь лопатки на фасадах не дают представления о расположении опорных столбов внутри здания. Закомары и покрытия снаружи также не соответствуют конструктивным очертаниям сводов.
Ступенчатая пирамидальная композиция, увенчана 13 главами. Большой центральный купол на высоком барабане с 12 оконными проемами окружён четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов.
С трёх сторон основной объем храма был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон - «гульбище». По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры – «полати».
Центр храма с северной, западной и южной стороны окружают обширные П-образные княжеские хоры. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.
Во-первых, удобная в южных условиях открытая галерея не оправдала себя в северных условиях Новгорода, и уже в XI в. ее проемы были заложены, и открытая галерея приняла вид закрытой паперти, используемой для погребения знатных лиц.
В результате этих изменений ступенчатая объемная композиция собора получилась значительно проще киевской. Облик собора суров и аскетичен. Лишь смена круглых и треугольных закомар несколько оживляет его строгий вид и усиливает живописность храма.
Собор Святой Софии в Новгороде проще и лаконичнее по своим формам собора Киевской Софии, что сразу зафиксировало возможность определенного разнообразия внутри единого монументального стиля централизованного государства.
Среди реликвий Софийского собора – всемирно известные Сигтунские (Корсунские) врата, редчайший образец западноевропейского художественного литья XII века. Эти врата попали в Новгород в качестве военного трофея из взятой новгородцами шведской столицы Сигтуны и были принесены в дар Святой Софии. Но изготовлены они были не в Швеции, а в Германии, в городе Магдебурге.
Во многом близок к Новгородской Софии, Софийский собор в Полоцке.
· Храм святой Софии в Полоцке (между 1050 —1060 гг.)
Первоначально, очевидно после крещения половчан, где-то около 990 года, был возведен деревянный собор во имя св. Софии. Деревянный храм имел семь верхов; пять глав стояли посреди храма, а две главы - видимо на западных углах, причем в одном из углов, вероятно, находилась лестница на второй ярус.
В качестве материала при его строительстве использовались специальные плоские кирпичи - плинфа, а также необработанные камни-валуны. Пятинефный крестово-купольный храм высотой в 31 м, с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде, с куполом диаметром 5,85 метра. К храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел 7 глав. 4 купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имели свои главы, что создавало свой композиционный образ общего вида. Главные отличия от Киева и Новгорода — это отсутствие галерей. Храм имел три апсиды, а не пять. Главная идея храма — это вхождение жителей Полоцкой земли во Вселенскую церковь, напоминание о Софийском Соборе Константинополя, символ могущества княжеской власти.
После возврата Полоцка под юрисдикцию Великого Княжества Литовского в 1579 г. войсками короля Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 г. собор перешёл к униатам.
После пожара и частичного разрушения 1607 г. собор был в запустении, а в 1618 г. собор был восстановлен и значительно перестроен. В 1642 г. собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят русскими войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 г. посетил собор. До 1667 г. Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.
11 июля 1705 г., во время Северной войны 1700—1721 годов, собор был закрыт.
К 1750 г. на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 г. храм использовался французскими войсками как конюшня.
Таким образом, определились некоторые черты и особенности архитектуры школ Древней Руси, которые окажут серьезное влияние на дальнейшее формирование стилистических характеристик русской архитектуры XII-ХIV вв.
Три Софии превратились в три «краеугольных камня» Святой Руси, положенных в Киеве, Полоцке, Новгороде. Святые и Мудрые храмоздатели, очевидно, считали и надеялись, что «Премудрость Божия» будет вечно способствовать единству русских людей, целостности Русской земли, Русской Православной Церкви.
1. Храм Святой Софии в Киеве (1037 г.); 2. Храм святой Софии в Новгороде (1045 г.); 3. Храм святой Софии в Полоцке (между 1050 —1060 гг.) |
В целом, в X - первой половине XI вв. русские зодчие осваивают технику каменного строительства и, применительно к конкретным условиям, вносят изменения в общераспространенные типы культовых зданий. Шел процесс приспособления византийских схем храмов к условиям Руси. Специфика социального заказа, природных условий, традиции деревянного строительства, особенности мировосприятия, художественных идеалов – все это налагало отпечаток на архитектурные произведения.
В первой половине XI в. , в период наивысшего могущества и единства Русской державы, каменные храмы воплощают общегосударственные идеи, облекаемые в религиозную форму. Грандиозные соборы, окруженные галереями или притворами, с хорами и лестничными башнями, сложной многоступенчатой композицией выражали мощь Древней Руси, принявшей христианство.
Хоры располагаются только над нартексом, благодаря чему основная часть Успенского собора воспринималась более целостно. На хоры, возможно, поднимались по лестнице в небольшой квадратной башне с южной стороны нартекса. Внутреннее пространство храма раскрывалось на всю высоту, выявляя крестообразную структуру, не закрытую хорами, логически завершаясь единственным куполом.
Во второй половине XI в. в условиях ослабления единодержавия, усиления княжеского соперничества и междоусобиц, пятинефные храмы возводятся редко, преобладают уже более простые схемы. Отмирают парадные галереи, уменьшаются размеры хоров, становится ненужным многоглавие. Получают развитие трехнефные шестистолпные храмы с одной главой и небольшими хорами. Простая объемно – пространственная схема, дополняется лестничной башней и крещальней.
В конце XI в. Древнерусские строители начинают видоизменять каноническую крестово-купольную схему, приспосабливая ее к местным условиям и эстетическим идеалам, усиливается тенденция строгости и сдержанности в облике храма по сравнению с его образом первой половины столетия.
В целом, в эпоху Древнерусского государства (IX - XI вв.) были заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих школ различных древнерусских княжеств эпох феодальной раздробленности.
IV. XVII в. - столетие, когда зарождалось искусство нового типа.