Программа по конструированию и ручному труду
Предисловие
Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.
В "Программе воспитания и обучения в детском саду" ставятся задачи постепенного формирования у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; развития фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств. Эти задачи решаются как на занятиях, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр. В каждой возрастной группе раскрываются психологические особенности детей, которые необходимо учитывать при организации методической работы; определяются виды конструирования в зависимости от используемого материала, дается содержание работы и подробные методические рекомендации по ее осуществлению.
Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.
Программа по конструированию и ручному труду
Первая младшая группа
Конструирование
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.
Способствовать пониманию пространственных соотношений.
Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.). По окончании игры приучать убирать все на место.
Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.
Учить совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т.п.).
...
К концу года дети могут
• Различать основные формы деталей строительного материала.
• С помощью взрослого сооружать разнообразные постройки,
используя большинство форм.
• Разворачивать игру вокруг собственной постройки.
Вторая младшая группа
Конструирование
Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разных цветов. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.
Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами – кубики и др.). Учить изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).
Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
Продолжать учить обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома – улица; стол, стул, диван – мебель для кукол.
Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки.
...
К концу года дети могут
• Знать, называть и правильно использовать детали строительного материала.
• Располагать кирпичики, пластины вертикально.
• Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
Средняя группа
Конструирование
Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг детского сада. На прогулках, в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть форму частей и расположение по отношению к самой большой части.
Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах – стены, вверху – перекрытие, крыша; в автомобиле – кабина, кузов и т.д.).
Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции ("Построй такой же домик, но высокий").
Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек.
Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому – окна, двери, трубу; к автобусу – колеса; к стулу – спинку).
Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т.д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.
...
К концу года дети могут
• Использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
• Преобразовывать постройки в соответствии с заданием.
• Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Старшая группа
Конструирование
Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).
Учить выделять основные части и характерные детали конструкций.
Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.
Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.
Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др.
Учить заменять одни детали другими.
Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
...
Первая младшая группа
На третьем году жизни у детей развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные способности. Мышление у малышей наглядно-действенное, предметная деятельность является ведущей.
Внимание у малышей пока непроизвольное. Они быстро утомляются, отвлекаются, у них неустойчивое эмоциональное состояние. Малыши легко возбудимы, обидчивы, неуступчивы. В этом возрасте у них развивается интерес к деятельности взрослых и сверстников. Формируется познавательная активность, выражающаяся в постоянном исследовании и познании окружающих предметов. Развивается игра; она ведет к общению, а общение – к появлению партнерства: возникает конструирование "рядом". К концу третьего года жизни у детей начинает развиваться воображение как процесс внутреннего плана мышления.
В этом возрасте конструирование, по сути, сливается с сюжетно-отобразительной игрой, поскольку мотивом для создания построек является сюжет игры; при этом инициатором игр выступает взрослый. Ребенок действует с деталями наборов строителя, конструкторов, крупной геометрической мозаики; многократно сравнивает их, отбирает, примеривает, ошибается и исправляет ошибки.
У детей третьего года жизни уже имеются элементарные представления о функциональном назначении строительных деталей и простейших предметах, которые из них можно создать. Активно развивается практическое экспериментирование: ребенок ставит кубик на кубик до тех пор, пока башенка не упадет. Эти действия малыш может совершать многократно. Не надо прерывать их: таким образом ребенок осваивает свойства разных форм, приобретая опыт, необходимый для возведения постройки.
Характер творческой активности находится в прямой зависимости от развивающей предметной среды. Поэтому дети должны иметь возможность создавать постройки из различных строительных наборов, конструктора Lego-Dacta (Дания), а также мелких и крупных модулей простых конструкторов. Также необходимы игрушки, соразмерные создаваемым постройкам (машинки, собачки, кошечки, матрешки и пр.).
Основной прием обучения детей третьего года жизни конструированию – рассматривание и анализ постройки, созданной воспитателем (образец), и подробный показ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями. При этом важно использовать игровые приемы, которые помогают заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с ребятами созданные постройки – это способствует повышению их интереса к конструированию.
Необходимо расширять представления детей о предметах, доступных их восприятию. Перед конструированием обязательно рассматривать с ними как реальные предметы (заборчик, домик, скамейка, лесенка и пр.), так и их изображения.
Важно, чтобы обучение было интересным, развивающим, содействующим игре. Основное внимание следует уделять формированию у малышей сенсорного опыта (различные детали, игрушки, обыгрывающие постройки по величине, форме, цвету, весу, фактуре) и обучению формообразующим способам (накладывать, приставлять, удлинять, надстраивать и пр.).
Для привлечения малышей к выполнению учебной задачи широко применяют мотивацию. Малышу, например, интересно строить домик для зайки, чтобы помочь ему спрятаться от дождя, холода, от волка и т.д. Это включает в воспитательно-образовательный процесс гуманный контекст, содействует развитию игры. Кроме того, в игровой ситуации малыш естественнее воспринимает новые конструктивные задачи и успешнее решает их.
Общение педагога с детьми в процессе обучения должно быть доверительным и выражаться в форме предложений, советов, подсказок, вопросов, похвалы. Взрослый включается в совместные действия, в игру. Особенно результативно при этом общение с детьми от лица игрушек. ("Мишка несет большой красный кубик. И ты тоже принес такой кубик!")
Следует содействовать формированию детского партнерства, поощрять игровые объединения, ситуативно-деловое общение и сотрудничество со взрослым; воспитывать доброжелательное отношение к постройкам сверстников, поддерживать неуверенных, сдерживать малышей, склонных к лидерству в отрицательных проявлениях (отнимает детали, не позволяет строить рядом и пр.). Ребенок должен испытывать удовлетворение от своих успехов, поэтому следует чаще поощрять его самостоятельность; помогать незаметно, ненавязчиво, не сдерживать инициативу ребенка. Учитывая, что внимание у малышей непроизвольное, занятия конструированием должны быть непродолжительными, проходить динамично, эмоционально. Следует широко применять игровые моменты (неожиданные появления, исчезновения, сюрпризность и пр.). Обычно ребят объединяют в группы по 6–8 человек и занимаются отдельно с каждой подгруппой по 10 минут.
В начале года следует закреплять уже имеющиеся у детей навыки и предусмотреть возможное усложнение заданий. Так, можно предложить им построить башенку из четырех кубиков одного цвета и украсить ее флажком такого же цвета, как кубики. Далее перед детьми ставят задачу построить две башенки разных цветов и разной высоты и украсить их призмами такого же цвета, как и башенка.
Необходимо побуждать детей создавать разнообразные дорожки: широкие, узкие и длинные, короткие; предлагать сконструировать простую мебель (стол, стулья), подумав, какие детали строительного набора для этого нужны.
Детей следует обучать конструированию разнообразных заборчиков (высоких и низких) сначала из одной, затем из двух деталей, а позднее из нескольких деталей, чередуя их по форме, высоте, цвету. Формированию конструктивных навыков и умений способствуют игры "Построй такой же" и "Угадай, что я сейчас построю".
Следует научить детей делать скамеечки (высокие и низкие), ворота (узкие и широкие) для разных машин (по образцу), стимулируя проявление самостоятельности в украшении ворот. Можно предложить ребятам построить заборчик с воротами самостоятельно.
Рассматривание и оценка детских работ проходят в игровой форме: "Много красивых ворот построили ребята. Какие же ворота выберет моя машина? Олины ворота выбрала. Они красивые. А какие ворота выберет эта машина? Все ворота красивые". Игру можно продолжить, дав детям задание самим провезти машину в ворота. Можно предложить усложненную задачу: построить простые домики (стены из четырех кирпичиков, поставленных вертикально, и перекрытия из двух призм), затем с помощью воспитателя построить такие же домики, но с окошком (сначала по образцу, затем по своему замыслу).
Следует формировать у детей умение играть с постройками, подсказывая возможные действия. ("Все петушки спрятались в домиках. А теперь все выглянули в окошечко, вышли из домика, поклевали зернышки, взлетели на крышу".)
После того как дети овладеют способами конструирования простейших перекрытий, можно переходить к созданию разнообразных лесенок, сначала из шести кубиков одного цвета. Воспитатель рассматривает с детьми образец, выделяет детали постройки, подчеркивает: для лестницы, у которой много ступенек, требуется много кубиков. Затем каждый ребенок вместе со взрослым (по его показу) выполняет задание. Когда все лесенки будут готовы, их следует обыграть: предложить детям водить по ступенькам кукол. Затем можно научить малышей строить широкую лесенку из шести кирпичиков и предложить для обыгрывания другие игрушки. ("По ступенькам прыгают белые зайчики (черные кошечки)" и т.п.) Затем детям дают задание сконструировать горку. Воспитатель строит горку на своем столе – к трехступенчатой лесенке из кубиков приставляет призму. При анализе постройки показывает только незнакомый детям конструктивный прием – приставление призмы. На следующем этапе дети строят горку с лесенкой и длинным скатом. Воспитатель заранее готовит образец постройки, проводит анализ образца, показывает приемы конструирования ската.
От занятия к занятию следует усложнять задания, чтобы дети постепенно приобретали новые конструктивные навыки.
Необходимо побуждать малышей к самостоятельному конструированию, одобрять конструктивные находки и высказывания, создавать эмоционально-насыщенную атмосферу, способствующую развитию детской творческой активности. В этом помогут разыгрывание незатейливых сценок с игрушками, веселые песенки и стишки:
Петя, Петя, петушок,
Мы прочтем тебе стишок,
Споем тебе песенку
И построим лесенку.
Ты по лестнице ходи
Да смотри не упади!
У заборчика постой -
Наш заборчик не простой -
Столбов у него много,
Он длинный, как дорога.
Ходит кошка по дорожке.
Погуляй еще немножко,
Скоро мы пойдем домой
И возьмем тебя с собой.
...
Вторая младшая группа
В возрасте 3–4 лет у ребенка возрастает познавательная активность, заставляя его задавать многочисленные вопросы, чтобы получить новую информацию; появляется сознательное управление своим поведением; совершенствуются все психические процессы.
Сверстники для ребенка – уже партнеры в практической деятельности. Развивается основная функция речи – функция общения и социальной связи. Конструируя, малыш любит комментировать свои действия. Он вступает в деловое и речевое общение со сверстниками и взрослыми; пытается планировать свою деятельность, влиять на действия партнера, распределить в игре роли.
Конструирование уже выступает как деятельность, но оно еще тесно связано с игрой. Для этого возраста характерно активное развитие практического экспериментирования. Дети любят сравнивать строительные детали и геометрические фигуры, сортировать их, комбинировать, подбирать, открывая при этом их физические и конструктивные свойства, придумывая свои приемы конструирования. Активно развиваются детская фантазия и воображение. Ребенок пытается представить будущую постройку, начинает создавать замыслы, искать способы конструирования. Важно помочь ему в этом, так как без целенаправленного обучения воображение ребенка не станет направленным, а конструирование – творческим.
Малышей продолжают учить создавать элементарные постройки по постепенно усложняющимся образцам. Воспитатель, сооружая постройку, комментирует свои действия, обращает внимание детей на новые конструктивные приемы, предлагает рассмотреть получившееся сооружение, привлекает к его анализу, затем предлагает воспроизвести такую же постройку. Этим подражательным конструированием не следует пренебрегать, поскольку оно позволяет формировать у детей обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать свойства предметов, конструктивные навыки, является фундаментом для дальнейшего развития творческого конструирования.
Важно учить детей не механическим, а осознанным действиям со строительными элементами, постепенно побуждая их к поиску новых способов решения конструктивных задач, развивая творческую активность.
С этого возраста можно начать учить детей конструировать, преобразуя образец воспитателя по условиям. "Построй такие же ворота, как у меня, но высокие, чтобы в них могла проехать эта машина"; формировать умение применять полученные навыки при создании элементарных сооружений из простых конструкторов. Эту работу следует проводить в специально организованной деятельности вне занятий и в процессе самостоятельных детских игр с конструкторами.
Необходимо постоянно обогащать детей впечатлениями и представлениями о различных сооружениях, транспортных средствах; знакомить с их функциональным назначением, строением. Важно целенаправленно рассматривать с детьми реальные объекты, сравнивать их с изображениями (слайды, иллюстрации), рассказывать о них, используя стихи, песенки для более яркого восприятия:
Строим вместе новый дом:
Вот крылечко, вот балкон.
Будет в доме Бобик жить
И свой домик сторожить.
Котик с зайкой повстречались,
На каталочке качались.
Котик – вверх, зайка – вниз.
Котик – книзу, зайка – ввысь.
По дороге напрямик
Мчится синий грузовик.
Осторожно, не спешите,
И машину пропустите!
Мы на горке покатались,
Но еще не наигрались.
Строим горочку теперь
Из пластин и кирпичей.
Нужно чаще разговаривать с малышами о том, что они видели в процессе наблюдений; обращать их внимание на существенное, объяснять непонятное, отвечать на детские вопросы, комментировать ответы малышей. Важно, чтобы такое общение было не только групповым, но и индивидуальным. Необходимо задавать детям вопросы, требующие развернутого ответа: "Почему ты построила такой высокий забор вокруг заюшкиного домика?" Развивающим методическим приемом является придумывание с детьми интересных историй, связанных с постройками и обыгрывающими игрушками.
Рассмотрим методику организации детского конструирования на занятиях и в свободной деятельности.
Работу с детьми предполагается строить по единому тематическому принципу во всех возрастных группах. Целесообразно определить на учебный год несколько тем и каждой из них посвящать 3–4 занятия. Первые занятия являются опорными, последующие занятия нацелены на совершенствование полученных конструктивных умений и дальнейшее содержательное насыщение деятельности. Таким образом, в течение месяца и на занятиях, и в специально организованном конструировании в свободное время и в самостоятельных детских играх проводится целенаправленная работа с дошкольниками.
Например, в конце года можно научить конструировать простейшие машинки. Этой работе должно предшествовать рассматривание машин на участке (малая форма), затем на улице. Наблюдение начинается с выделения основных частей, затем более мелких и с определения их местонахождения по отношению к главной части: "Вот какой большой грузовик стоит! Это кабина, в ней сидит шофер. Он управляет машиной. У машины есть кузов. Что сегодня везет шофер в кузове? Правильно. Шофер на своей машине привез песок в нашу песочницу. У машины есть колеса. Они крутятся и машина едет. А впереди кабины находятся фары. Они светят и освещают машине путь!" Затем малыши играют с игрушечными машинками, показывают взрослому, где находятся кабина, кузов, колеса. Только после этого можно научить ребят строить маленькие машинки способом накладывания кубика или трехгранной призмы на кирпичик. Затем дети учатся строить большие машины, накладывая кирпичик, кубик на пластину или длинный брусок (колеса из двух полуцилиндров).
Начать работу по конструированию во второй младшей группе следует с повторения тематики прошлого года, но с усложнением конструкций. Так, можно научить малышей строить башенку с пристроенной к ней лесенкой. Башенки могут быть разной высоты, цветов, из разных строительных деталей (кубиков, кирпичиков), украшенных флажками.
Затем целесообразно продолжить обучение сооружению разных дорожек. Детей учат пристраивать кирпичики разными гранями, получая узкие и широкие дорожки, чередуя цвет деталей (полосатые), показывая способы удлинения дорожки: "Эта дорожка из кирпичиков короткая. Ну-ка, закройте глаза!" Воспитатель приставляет к короткой дорожке длинную пластину. Дети открывают глаза и удивляются тому, что добавлен один элемент, и дорожка быстро превратилась из короткой в длинную.
Анализ детских построек лучше проводить в игровой форме. Например, воспитатель водит куклу по дорожке, построенной ребенком, отмечает, что кукле дорожка нравится, потому что все детали лежат ровно, они красиво подобраны по цвету. Несколько занятий можно посвятить конструированию мебели для кукол по образцу, но без показа приемов.
На всех занятиях необходимо побуждать детей рассказывать, как они будут строить, помогая при необходимости вопросами и советами. Следует обращать внимание детей на наиболее удачные работы, поощрять их стремление конструировать по-своему. ("Почему ты построил длинный диван из этих деталей? Расскажи, как ты это делал. Почему для кресла ты взял короткую пластину, а для дивана – длинную?")
Важно, чтобы дети овладели умением изменять постройку, например, увеличивать ее высоту в соответствии с размерами игрушки. Сначала малыши сооружают низкие и высокие ворота (по образцу воспитателя), затем им предлагают перестроить ворота так, чтобы в них могла въехать высокая машина. Усложняются и задания на конструирование домиков. Больше внимания обращается на их цветовое решение и украшение.
Необходимо чаще привлекать детей к анализу образца – это развивает умение конструировать осмысленно, побуждает к самостоятельному поиску способов действия.
Целесообразно учить детей "замыкать" пространство (строить домик для двух матрешек из шести вертикально поставленных кирпичиков и двух призм). У малышей уже есть опыт строительства заборов, чередования форм по цвету и виду. Научить детей огораживать большие пространства непросто. Для этого целесообразно дать каждому ребенку лист голубой бумаги прямоугольной или закругленной формы, сказать, что это – "озеро" для уточек, и предложить огородить (если загородка строится из кирпичиков, положенных на узкую длинную грань, потребуется примерно 12 кирпичиков). Взрослый может продемонстрировать один – наиболее важный – конструктивный прием в процессе "замыкания" пространства или использовать словесные указания.
Целесообразно предложить детям построить загоны для лошадок (из кубиков и кирпичиков, чередуя их по цвету), огородить высоким заборчиком загон для коровы, построить загон для зайчиков.
Оценивая постройки детей, следует обращать внимание на соблюдение заданных условий построения, на умение чередовать строительные элементы по цвету, форме, разной установке на плоскости, на проявление элементов творчества (обычно малыши пристраивают к заборчику ворота, двери). Если это коллективная постройка, педагог обращает внимание на умение ребят строить дружно. К оценке следует привлекать детей с помощью вопросов: "Из каких деталей ты построила песочный дворик с грибком для куколки? Почему ты построил для своих цыплят такой большой загон? Для кого этот сарайчик посередине загона? Из каких деталей ты его построил?"
В процессе игр необходимо продолжать учить детей использовать полученные знания и умения в самостоятельных постройках, поощрять их стремление к конструктивной деятельности, отмечать тех, кто старается проявлять инициативу, творчество. Хорошим приемом привлечения к такой деятельности являются предложение ребенку украсить свою постройку, конструирование и украшение постройки воспитателем в присутствии детей.
Педагог должен организовывать игры с крупным строительным материалом, предлагая детям подумать, что можно построить, из каких деталей, как украсить постройку, как с ней играть.
Необходимо побуждать ребят разнообразить тематику построек, для чего целесообразно конструировать их вместе с детьми, рассматривать иллюстрации. Следует предлагать детям наблюдать за тем, что и как конструируют их товарищи, напоминать о том, что они видели на прогулке, предлагать построить эти сооружения всем вместе.
Педагог должен поддерживать замысел ребенка, развивать его и помогать в осуществлении советами, проявлять заинтересованность, радуясь вместе с малышом его успехам.
Для детей данного возраста характерно стремление делать постройки привлекательными внешне. Малыши часто украшают постройки, не принимая во внимание их назначение. Воспитателю следует корректировать этот процесс.
Необходимо формировать у детей умение аккуратно разбирать сконструированные постройки, раскладывать детали по виду и цвету, убирать на место.
Малышей уже можно приобщать к художественному труду. Например, они с удовольствием сделают красивое декоративное панно "Цветы на лугу" (коллективная работа). Воспитатель вырезает цветы и сердцевидники цветов (кружочки). Каждый ребенок выбирает цветок, наклеивает сердцевину на цветок, намазывает центр цветка с неокрашенной стороны и приклеивает к основе – лужку (большому листу зеленой бумаги). Дети могут украсить лужок бабочками, тучками (вырезанными педагогом). Из таких цветочков, бабочек, жучков малыши могут делать елочные гирлянды, подвески, наклеивая элементы на ленту серпантина. С особым интересом дети мастерят зверюшек из коробок, приклеивая к ним готовые элементы (головы, лапки, хвосты); поделки из бумажной полосы, сложенной пополам, и пр.
Малышей 3–4 лет можно начать учить конструировать из песка и снега. При этом рекомендуется связывать тематику построек с темами занятий по конструированию. Детей учат сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток; утрамбовывать кучки песка, выкапывать углубления (двери), украшать флажками (башенка, домик, будка для собачки и пр.); накладывать песок в небольшие формочки и делать кирпичики на определенном расстоянии (заборчики). Можно научить ребят проводить в песке дорожки, делать скаты на песочных горках, продвигая дощечку, слегка придавливая ее к песку; строить скамейки, столы, мостики способом установления кирпичиков и накладывания на них дощечек; строить заборчики, сгребая песок с двух сторон ладошками и уплотняя, постепенно надстраивая сооружение в длину по направлению к себе и пр.
Аналогичная работа проводится и со снегом. Малышей учат формировать снег с помощью ведерок, маленьких тазиков (грибы), ящичков (домики). Дети скатывают маленькие снежные комья и с помощью воспитателя сооружают из них разные снежные фигурки и сооружения. (Необходимо иметь для детей сменные непромокаемые варежки.)
...
Средняя группа
Ребенок на пятом году жизни достаточно самостоятельный и инициативный. У него активно развиваются мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точные, ловкие, что помогает ему овладевать умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда; он начинает осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования), проявляет желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняется в конструировании. Ребенок уже в состоянии устанавливать понятные ему причинно-следственные связи, количественные, пространственные отношения. У него быстро совершенствуются все психические процессы и особенно память.
Возрастает потребность малыша в деловом общении, развивается конструктивное творчество, воображение. Ребенок уже может представить себе то, что отсутствует перед его глазами или никогда не встречалось в его опыте. Он активно фантазирует, мыслит, воспроизводит невидимые части предметов, представляет будущие конструкции, создает замыслы, ищет способы воплощения. Правда, эти попытки без помощи взрослого не всегда дают результат. Если ребенок нервничает, когда строит, а это проявляется в обидчивости, капризности, в негативных поступках (разрушает что построил, бросает кубик и пр.), это чаще всего говорит о том, что его желания и его возможности еще не совпадают. Он очень хочет построить что-то, но не понимает, как это сделать, и чаще всего теряет цель, которую ставит перед собой.
Правильное руководство детской деятельностью позволяет педагогу преодолевать трудности и вести целенаправленную работу по развитию конструктивных способностей дошкольников.
В процессе наблюдений нужно учить детей самостоятельно соотносить постройки и игрушки по величине; различать и называть призму, цилиндр, брусок; самостоятельно преобразовывать постройки с точки зрения их ширины; устанавливать зависимость устойчивости деталей от их расположения на плоскости; планировать свою работу.
Большое внимание следует уделять развитию умения оценивать эстетические качества предметов: активно знакомить детей с конструируемыми объектами; рассматривать архитектурные сооружения, машины и пр., используя при этом все виды визуальной информации.
Детей продолжают учить конструировать по образцу построек взрослых, преобразовывать образцы по определенным условиям и, наконец, приобщают к конструированию по условиям – детям не предлагается образец, а дается ряд условий, которым должна соответствовать конструкция. Например: "Постройте диванчики для этих кукол (разных по величине), чтобы у диванов были спинки и подушки и чтобы куклам было удобно на них спать".
У детей уже есть конструктивный опыт, поэтому нужно давать им возможность строить по замыслу, например: "Давайте строить разные теремки!" Такие задания позволяют совершать много действий, ошибаться, исправляться, получая желанный результат, а порой делать открытия неожиданно для себя, находя более оригинальные способы конструирования, поэтому необходимо постоянно побуждать ребят к поиску, к экспериментированию. Этому способствуют задания познавательного характера: отобрать детали, придумать, как их скомбинировать, расположить, объяснить конструктивные свойства и проверить их.
Обучая детей планированию деятельности, важно обсуждать с ними этапы строительства, способы построения, а если конструирование совместное, то и возможность объединения построек единым сюжетом, для того чтобы вместе играть с ними.
Важно научить детей делать анализ построек, конструкций, элементарных чертежей (рисунков, изображающих постройки). Главное, чтобы они усвоили при этом определенный способ: сначала воспринимать сооружение в целом: "Вот какой домик!", затем выделять его части (фундамент, стены, крыша), рассказывать о каждой части: из чего построено, как установлены детали по отношению к поверхности и друг к другу (стоят на столе, на фундаменте, лежат плотно, на расстоянии); в конце рассматривания снова обращать внимание на целое сооружение.
Необходимо учитывать возможности ребенка, давая ему задания. Нельзя подчеркивать его несостоятельность. Не следует, например, использовать такой прием: "Учись у Саши хорошо конструировать!" Достижения каждого ребенка сравниваются только с его собственными. Педагог обязательно должен откликаться на стремление ребенка получать поддержку и одобрение.
Каждая тема для конструирования реализуется по определенному принципу. Рассмотрим в качестве примера, как можно научить детей строить кораблик.
После предварительного ознакомления с данным видом водного транспорта (рассматривание кораблика на участке (малая форма), игрушечного кораблика, картинок и пр.) на первом занятии, посвященному этой теме, можно научить малышей строить кораблик по образцу воспитателя. Дети получают обобщенное представление о строении судов (днище, палуба, труба, капитанский мостик) и учатся строить элементарный кораблик. На следующих 2–3 занятиях дети конструируют длинные, короткие, широкие, узкие кораблики; получают представления о том, что внешний вид кораблика зависит от формы и величины его днища, а также размещения на палубе различных надстроек. Затем малыши строят кораблики по своему замыслу из разнообразного строительного материала и конструкторов. Вне занятий дети строят корабль из крупного строительного материала, и воспитатель помогает им организовать сюжетно-ролевую игру "Корабль". Вместе с педагогом малыши мастерят кораблики из пустых коробок (пускают их в лужах), создают аппликации, рисуют, строят из песка, поют песенки о корабликах, читают стихи, смотрят видеофильмы, слайды, слушают рассказы, сказки. Воспитатели устраивают тематические досуги, проводят комплексные занятия, вместе с малышами подбирают картинки с изображением судов и наклеивают их на паспарту и пр.
Для успешной работы с детьми необходимы игровые приемы – сказочность, загадочность, сюрпризность, яркая мотивация деятельности. Интерес к деятельности повышается и при использовании стихотворных строк. Например, наблюдая с детьми за машинами на улице, можно прочитать им стихотворение:
Для чего нужны машины?
Чтобы грузы развозить.
На работу или в гости
Пассажиров подвозить.
Мчаться с вызовом к больному,
Быть пожар тушить готовой.
И повсюду, и везде
Помогать в любой беде.
Без машин никак нельзя,
Всем нужны они, друзья!
Наблюдая за строительными или ремонтными работами (бульдозер, экскаватор, автокран, бурильная машина и пр.):
Что за чудо – посмотрите,
Вот машины-строители!
Краном блоки поднимают,
И бурят, и копают.
Предлагая строить мосты:
Через реки и пруды
Нас ведут дорожки.
Смело мы по ним идем,
Не замочим ножки.
Одно из