Тема 7. РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

На развитие культуры во второй половине XIX в. существенное влияние оказали социально-экономические и политические процессы, проходившие в стране, особенно начавшаяся в 1856 г. "оттепель" царствования Александра II. Раскрепощение духовных сил общества предшествовало реформам. "Севастополь ударил по застоявшимся умам", - сказал В.О. Ключевский. Гласность, газетно-журнальный бум, 179 новых периодических изданий, в том числе и по вопросам культуры, искусства, -вот веяние времени. Толстые журналы - от самого передового "Современника" до либерального "Отечественные записки" и консервативного "Сына отечества" - регулярно печатали рецензии на выставки Академии художеств (АХ), статьи о художниках, литераторах, критиках, о состоянии нашего искусства. В.В. Стасов - критик и теоретик искусства, Л.М. Жемчужников - живописец, график во всем старом искусстве видели "лишь гнусную блажь богатых людей, мечты, годные для кисейных барышень". Они, называя себя представителями нового передового искусства, считали, что оно должно обучать народные массы, играть воспитывающую и пропагандистскую роль.

Ф.А. Бруни, М.О. Микешин, Н.А. Рамазанов* отстаивали классицизм в искусстве, традиции академизма. В 1861 г. между В.В. Стасовым и Ф.А. Бруни вспыхнула полемика по проблемам художественного образования в Академии художеств.

Журнальная полемика подготовила чрезвычайное событие, которое произошло Академии художеств в 1863 г. – "бунт 14" - отказ 13 художников и одного скульптора во главе с И.Н. Крамским писать выпускную работу на заданную тему скандинавской мифологии "Пир в Валгалле". "Бунтари" требовали предоставить им право свободного выбора тем, что непременно свелось бы к современной тематике. "Бунт 14" был подготовлен идейно.

Кроме В.В. Стасова идеологом нового направления в искусстве стал Н.Г. Чернышевский - вождь революционного народничества, последователь А.И. Герцена и его "общинного социализма".

Студенты Академии художеств, творческая молодежь были заражены народнической (в широком смысле слова выражающей народную тему) идеологией. В 1855 г. Н.Г. Чернышевский в своей диссертации "Эстетическое отношение искусства к действительности" начертал определенную эстетическую программу для молодежи. Он считал, что прекрасное есть жизнь, величайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, созданная образным мышлением.

Все мечты воображения делаются скучными перед действительностью. Поэтому задача художника - отражать действительность. В художественном произведении главное - содержание, идейная сторона, а не художественный язык. Подчеркивалось воспитывающее значение любого художественного произведения. А сам художник должен быть трибуном, борцом, общественным деятелем. Воспевание красоты считалось "чистым искусством", т.е. искусство для искусства отвергалось.

Трактат Н.Г. Чернышевского наивен и прямолинеен, но в то время он стал манифестом для демократической молодежи, усвоившей, что и у нас можно добиться республики или конституционной монархии на западный манер. Эта молодежь легко шла в бой, бескомпромиссно и самоуверенно. Художник А.Н. Бенуа, основавший в 1898 г. "Мир искусства", в своих воспоминаниях записал, что "нужно было презирать саму сущность искусства, чтобы говорить такие вещи".

Порочность эстетического учения Н.Г. Чернышевского в том, что из искусства выхолащивалась его сущность - образность, без которого искусство не будет таковым. Личность художника, его свободный порыв, его вдохновение, его истинные тайны высшей правды были безжалостно задавлены требованием социальной полезности. Автономия художника перестала существовать.

Главная формула искусства - красота - сведена на нет. Искусство - копия с действительности. Вместо свободного, образного искусства требовали иного. Искусство должно исполнять служебную, общественную роль. Общественная роль искусства, его социальная тематика, "сюжетик", "рассказик" как говорил А.Н. Бенуа, становились главными.

Творческая молодежь, увлекавшаяся идеями революционера-народника П.Л. Лаврова, от него восприняла особое отношение к народу-страдальцу, перед которым интеллигенция находится в вечном долгу.

Стремление сделать народ богатым и счастливым было основой ценностей разночинской интеллигенции 60-70-х годов XIX в.

В идеологии "народопоклонства" благо народа ставилось выше ценностей созидания, истины и добра - вечных ценностей.

Таким образом, русское искусство 60-80-х годов XIX в. не было свободно от идеологических догм, они и сформировали новое направление в искусстве, основные характеристики которого таковы: приоритет отдается социальной тематике, искусство должно быть полезно обществу и играть в нем воспитывающую роль; художника считали носителем передовых общественных идеалов; народ был признан ведущей силой в обществе. В 1870 г. образовалось "Товарищество Передвижных художественных выставок", члены которого исповедовали данную идеологию.

Наши рекомендации