Советская архитектура 30-х годов, основные течения и направления.
1917-1932 гг. В 30-х годах был осуществлен переход от традиционных каменных и деревянных конструкций на металлические и железобетонные. Архитектура 20–30-х годов, периода первых пятилеток, характеризуется поисками новых путей, которые в наиболее полной мере отвечали бы новому социальному строю и его идеологии. Появляются новые типы зданий: дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны, детские сады и ясли. Ведутся поиски таких проектных решений, которые бы отвечали социально-функциональным задачам строящихся зданий. В связи с этим конструктивизм стал основным течением в архитектуре СССР. Наряду с огромным прогрессивным значением конструктивизм имел и определенные недостатки. Это прежде всего ошибочное мнение конструктивистов, что художественный облик здания сам собой вытекает из функционально правильного построения его структуры. Таким образом, конструктивисты игнорировали идейно художественное значение архитектуры, что на практике приводило к возведению однообразных невыразительных зданий. И советские архитекторы перешли к поиску новых путей развития архитектуры на основе социалистического реализма. Однако в архитектуре ряда жилых и особенно общественных зданий наряду с развитием реалистических тенденций некоторые архитекторы чрезмерно увлекаются принципами монументализма, украшательства, применением классических ордерных элементов и изобилием декоративных деталей.
Наиболее влиятельным течением отечественной культуры XX в. была неоклассика. В духе этого творческого направления работали наиболее талантливые архитекторы: И. Жолтовский, И. Фомин, В. Щуко, братья Веснины, К. Мельников, И. Голосов и др. Сторонники неоклассики рассматривали модерн как антихудожественное течение, в то время как во многих европейских странах новаторские течения были преемственно с ним связаны..
Одновременно с этим в нашей стране развивались левые новаторские течения. В период 1912-1922 гг. преобладало левое изобразительное искусство, а в период 1922-1932 гг. - новаторское течение архитектуры. Стилеобразующими концепциями первого периода были конструктивизм (В. Татлин, А. Родченко и др.) и супрематизм (К. Малевич, В. Кандинский и др.).
К середине 20-х годов сложились два первых объединения советских архитекторов: в 1923 г. - АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), куда входили Н. Ладовский, В. Кринский, К. Мельников и др., выдвигавшие идею синтеза архитектуры и искусств с целью создания на основе психофизических законов "рациональной" архитектуры, обладающей "эмоционально-эстетическими качествами и свойствами";
в 1925 г. - ОСА (Объединение современных архитекторов), куда входили братья Веснины, М. Гинзбург, И. Николаев и др., называвшие себя конструктивистами и ставившие своей целью преобразование окружающей среды путем "функционального метода" на основе прогрессивных производственно-бытовых процессов, типизации и стандартизации массового строительства. Творчеством рационалистов и конструктивистов был создан стиль архитектуры 20-х годов.
К крупнейшим произведениям зодчества конструктивистского направления относятся здания принципиально новых типов - дома-коммуны, построенные по принципу объединения индивидуального жилища и общественно-бытовых учреждений в одной объемно-пространственной композиции: студенческий дом-коммуна (1929 - 1930, И. Николаев), дом-коммуна на ул. Чайковского в Москве (1928-1930, М. Гинзбург и И. Милинис) с экономично спланированными квартирами и обобществленным обслуживанием. Однако качество материалов и строительных работ отставало от новых архитектурных идей. В 1925 г. возникли первые проекты социалистических городов на базе промышленных гигантов первой пятилетки: Запорожье, Кузнецк, Магнитогорск. Строили "соцгорода" комплексно: вместе с жилыми домами возводили предприятия, магазины, детские учреждения, школы, клубы и т.д.
Архитектурным сооружением мирового уровня явилось здание Днепрогэса в Запорожье (1929-1932, В. Веснин и др.), величественный образ которого характерен для первого этапа советской архитектуры.
Развитие промышленности вызвало бурный рост городского населения. Сформировался новый тип четырех- и пятиэтажного многоквартирного секционного жилого дома. Многие жилые дома и общественные здания отличались выразительной архитектурой.
Советская архитектура стала создавать иллюзию восторженной торжественности. Если вначале советская архитектура могла ассоциироваться с относительным экономическим благополучием середины 20-х годов, то с 1927 г. планомерно проводились политические, экономические и культурные реформы, которые сопровождались в архитектуре поворотом к классике. Архитектура переключилась на строительство идеологически ориентированных зданий - министерств, театров, партийных резиденций и т.п. В советской архитектуре выражалась победа тоталитарной психологии.
Билет 21