Пейзажные парки европы xviii-начала xix в.
Утверждение в конце XVIII - начале XIX в. новой общественно-экономической формации - капитализма - повлекло изменения и в области материальной и духовной культуры. Отказ от всего искусственного и обращение к естественной природе и античной культуре оказали решающее влияние на формирование новых представлений о гармонии и красоте. В картинах художники изображали романтическую красоту руин и архитектурных сооружений среди пейзажей (Н. Пуссен, К. Лоррен, О. Фрагонар, Г. Робер), В поэзии и философии авторы выступали против регулярных парков, воспевали естественную природу, рассматривая ее как символ свободы человеческой личности (Д. Мильтон, А. Поп, Дж. Томсон, Дж., Аддисон, Ж..Ж.. Руссо, И. Гете). В архитектуре, обратившейся к античности и палладианскому стилю позднего Возрождения, формировался новый стиль - классицизм с его простыми и строгими формами. И, наконец, в садово-парковом искусстве появилась тенденция отхода от формализма регулярных композиций и перехода к новому стилевому направлению - пейзажному, главной чертой которого было воспроизведение и передача красоты естественного ландшафта.
Все эти виды искусства развивались одновременно, взаимно обогащая друг друга. И тем не менее влияние эстетических и философских концепций того времени на формирование пейзажного стилевого направления очевидно. Этому способствовала и исчерпанность регулярных форм; по словам теоретика ландшафтной архитектуры С. Кроу, старые традиции дошли до конечного совершенства, и созидательный гений человека был повернут в новом направлении.
Резкий поворот к пейзажным садам был в известной мере подготовлен как отдельными приемами, имевшими место в регулярных садах, так и теоретическим трактатом Ф. Бэкона, который еще в XVII в. рекомендовал создавать в садах уголки естественной природы.
Существенное влияние на. формирование пейзажного стилевого направления садово-паркового искусства Европы оказали китайские сады*. Труды Д. Аттриэ (1747) и особенно В. Чемберса «Восточное садовое искусство» (1772) побудили к воспроизведению естественных пейзажей в натуре, первоначально стилизованных «под Китай».
Идея создания пейзажных парков получила наиболее яркое выражение в Англии. Этому способствовали природные условия страны с мягким и влажным климатом, невысокими холмами, обширными луговыми пространствами пастбищ, рассеянным освещением и частыми туманами, создающими особые эффекты воздушной перспективы. Уже к XVIII в. лесов в Англии почти не осталось. Для её ландшафта характерны отдельно стоящие среди сочной зелени лугов и холмов деревья и группы (дуб, бук, граб), а также живые изгороди (главным образом из боярышника), разделяющие сады, пашни, пастбища.
Парки пейзажного стилевого направления на протяжении своего более чем двухсотлетнего развития претерпевали изменения в соответствии с эстетическими установками и модой своего времени.
40-70-е годы XVIII в.- период становления пейзажного парка. В нем еще сохраняются регулярные черты и одновременно формируются новые приемы обработки природных компонентов: появляются холмы, вместо фонтанов и водных партеров - ручьи и пруды со свободными очертаниями берегов, боскеты заменяются рощами и древесными группами, партеры - лужайками. Однако трассировка дорог еще нарочита, а рисунок их измельчен. Типичным примером является парк Чизвик, который относится к переходному периоду.
Наиболее характерной чертой пейзажных парков является их живописность, картинность, т. е. построение композиций по принципу пейзажной живописи, где парковые элементы образуют кулисы, центр, передний и задний планы и воспринимаются с определенных точек. Маршрут, обеспечивающий смену картин и впечатлений приобретает важнейшее значение.
Пейзажный парк XVIII в. тесно связан с романтизмом - художественным направлением того времени, поэтому его часто называют романтическим. Парк насыщен романтическими руинами, надгробиями, мавзолеями. Тема возврата к сельской жизни отражена в пасторальных мотивах сельских хижин, мельниц, молочен. В память о героических подвигах устанавливались колонны, обелиски, возводились и павильоны в античном, китайском, турецком и других стилях. Парковый пейзаж должен был передавать грустное меланхолическое настроение или изображать идиллический покой сельской жизни. Он строился на контрастной смене впечатлений, где темные рощи, искусственные пещеры и гроты сменялись лужайками и долинами,
Вместе с парками формировались и теоретические концепции ландшафтного искусства, которые отражены в трудах ряда английских мастеров. Наиболее выдающимися из них являются У. Кент, Л. Браун, X. Рептон. У. Кент (художник и архитектор) формировал парки с тонким пониманием особенностей местности, ее освещенности, форм рельефа, водных устройств, а главное екоративных достоинств отдельно стоящих деревьев и трупп, которые составляли объемно-пространственную структуру парка. Садовый мастер Л. Браун в отличие от Кента коренным образом изменял ландшафт, уничтожая всю старую планировку садов, мастерски формируя рельеф, «подводя» лужайку к порогу дома. Ученик Л. Брауна X. Рептон в своих работах шел на компромисс, возвращая дому утраченные террасы с цветниками и вместе с тем преобразуя регулярные композиции в пейзажные путем вырубок и посадок. Учитывая требования владельцев вводить в парк широкий ассортимент цветочных растений, X. Рептон разработал прием создания серии небольших цветочных садов, скрытых поясом древесных растений или расположенных внутри массивов. С. Кроу, характеризуя эту черту X. Рептона, писала, что в последние годы жизни он питался силами, которые со временем разрушили традицию. В своей работе Рептон использовал прием составления эскизных картин, изображающих существующее положение и проектируемую композицию. Важно также и то, что Рептон внес принципы ландшафтного паркостроения в формирование городской среды - при создании общественного Ридженс-парка и скверов в Лондоне.
Все эти мастера заложили основы пейзажного паркостроения, получившего широкое развитие в Европе и Америке.
Парк Стоу в Англии. Находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое,- 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный арх. Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает арх. Ч. Бриджмен, а в 1738 г.-У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера па юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд- его второй композиционный центр. Объемно-пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоема и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. .Парк насыщен сооружениями в духе романтизма (их было около 30 храмы Бахуса, Дружбы, Венеры, Грот из камня, Грот из раковин и т. д.), стилистически связанными с архитектурой дворца и являющимися композиционными узлами и акцентами парковых картин. Смена пейзажей построена разнообразно:
на ритмическом нарастании впечатления (например, подъезд к дворцу от Большой аллеи, ведущей с юга, а затем через серию парковых картин выводящий к северному фасаду) или постепенном разворачивании картин (например, с включением архитектурных сооружений), или на вариациях какого-либо сюжета (например, восприятие дворца через Коринтианскую арку). Открытые пространства решены в виде обширных лугов с отдельными группами, иногда небольших лужаек или вытянуты в виде лучей (Греческая долина или узкий «Вид ущелья»), особенно интересна главная ось, сужающаяся от дворца к водоему (тем самым углубляя видимую перспективу) и продолжающаяся на противоположном берегу в створе Большой аллеи.
Одна из главных особенностей парка - слияние с окружающим ландшафтом. Открытые парковые пространства переходят в сельские поля и луга, а виды направлены на архитектурные сооружения, размещенные за пределами парковой территории.
Вода также получает разнообразное решение - в виде светлого открытого зеркала перед дворцом или замкнутого подступающими массивами или лесного ручья и оформляется каскадами, гротами, мостами. Примечателен Палладианский мост в восточной оконечности пруда, послуживший образцом для последующих подражаний, в том числе и в нашем Царскосельском парке. В ассортименте преобладают листопадные породы и прежде всего бук, затем - ясень, вяз. дуб, граб. Некоторые композиционные узлы акцентируются хвойными - сосной обыкновенной, кедром ливанским, тиссом.
Тонко продуманное и мастерски исполненное соподчинение и единство пространственных частей парка, его композиционных элементов и пейзажных картин выдвигают Стоу в число шедевров паркового искусства.
Во второй половине XVIII в. пейзажные романтические парки создаются в других странах Европы, некоторые из них благодаря бережному отношению и реставрации сохранились до наших дней.
Франция
Эрминонвиль. Автор и владелец парка М. Жирарден. Строительство началось в 1766 г. Площадь парка 54 га.Центр композиции - замок с водопадом у искусственного пруда, образованного с помощью плотины на р. Ноннет. Пруд-пейзажный водный партер, заменивший лужайку.Парк имеет ряд районов. Его достопримечательностью является остров Ж.Ж. Руссо с мраморным надгробием, окруженным пирамидальными тополями. Остров стал символом парка и образцом для подражания (Софиевка на Украине, Вертлиц в Германии и др.). Метод строительства-моделирование в натуре.
В насаждениях использованы в основном местные виды: вяз, клен, каштан, тополь.
Малый Трианон (Версаль). Авторы-садовый мастер А. Ришар и художник Г. Робер. Строительство парка началось в 1770-х годах. Его площадь 12 га.
Сочетание регулярных и пейзажных участков относит сад к переходному типу. Пейзажная часть носит пасторальный идиллический характер, включает лужайки, небольшой водоем, рядом с которым расположена миниатюрная Деревушка королевы.
Германия
Вертлиц. Это первый пейзажный парк на территории Германии. Авторы - садовый мастер И. Айзербек и арх. Ф. Эрдмансдорф. Строительство парка началось в 1765 г. его владельцем - Л. Дессау. Площадь парка 122 га.
Пространственная основа парка - обширное Вертлицкое озеро с каналами и протоками, а также небольшие водоемы,
Парк отделен от долины р. Эльбы земляной дамбой, защищающей от наводнений. Многочисленные романтические сооружения (павильоны, гроты, храмы и мосты) являются композиционными узлами и акцентами пейзажных картин.
Парк в Веймаре. Авторы - с 1778 г. Гёте, в 1830-х гг.- Г. Пюклер и К. Петцольд.
Парк расположен на р. Ильм, которая является его композиционной осью. Долина реки решена как обширное пространство с древесно-кустарниковыми группами у воды. Частично сохранились романтические сооружения. Здесь же находится садовый домик И. Гете.
Мюскау. Автором и владельцем парка был Г. Пюклер-Мюскау, кроме того. в его строительстве принимали участие садовый мастер К. Петцольд и художник И. Ширмер. Время создания - 1815-1845 гг. Площадь парка 1250 га (вместе с угодьями). В настоящее время он занимает площадь 200 га.
Парк расположен в долине р. Нейсе. Один из главных композиционных узлов - дворец. Парк создан с помощью «картинного» метода. Рубки и посадки насаждений проводились по эскизам художника Ширмера. Романтические сооружения отсутствуют, основу пейзажных картин составляют природные компоненты ландшафта. В оформлении используются фигурные цветники и клумбы. В насаждениях преобладают дуб, липа, клен.
Польша
Лазенки. Авторы-Шнейдер и Я. Шух. Парк расположен недалеко от Варшавы. Его площадь 300 га. Строительство парка началось в 1760 г. и закончилось в 1788 г. В ассортименте растений преимущественно липа, клен, вяз, каштан, ель, ива. Центр композиции - дворец, расположенный в центре водоема вытянутой формы.
Болгария
Парк Врана. Авторы-Ж. Лошо, И. Келерер. А, Краус и В. Шахт. Парк, площадью 80,2 га, расположен в 11 км от Софии. Строительство парка продолжалось с 1890 по 1944 г.
Центр композиции-дворец. Парк включает 4 ландшафтных района. С его территории открываются живописные виды на Лазенские горы, г. Витоша и Стара Планина. 71% насаждений составляют экзоты. Из местных пород используются дуб, вяз, клен, липа, каштан, ель, пихта и сосна.
В начале XIX в. ранее утвердившиеся парковые приемы развиваются в сторону упрощения форм. Дороги приобретают более плавные изгибы, их рисунок становится спокойнее. Пейзажи строятся без романтических сооружений. Поляны имеют часто большие размеры и играют роль самостоятельных композиционных узлов, иногда планировочных районов парка. Древесные группы трактуются как монументальные объемы пространства. Картинность остается и в ряде случаев является методом построения парковых пейзажей. В насаждения парка активно включаются экзоты, древесные формы и сорта цветочных растений - как результат декоративного садоводства, селекции и интродукции.
Вторжение новых форм и красок иногда разрушает утвердившееся в парках стилевое единство. Чтобы этого не допустить и сохранить образную целостность парка, такие мастера, как X. Рептон, пытаются маскировать цветочные сады зелеными стенами массивов. Его последователь Ж. Лоудон выступал за усиление садовых форм и расширение ассортимента. В парках появляются пестрые клумбы круглой или прямоугольной формы с орнаментальным рисунком, увенчанные пальмами или скульптурой, они размещаются на газоне лужаек в виде ярких и пестрых ковров. Применяются также рабатки, бордюры и фигурные цветники в виде рогов изобилия, звезд, эллипсов, оформленных как цветочные корзины и т. д.
Таким образом, садово-парковое искусство XIX в. по-своему отразило противоречия времени - наряду с широкомасштабным освоением пространства, его монументальными формами и реалистическим толкованием природы можно видеть и разрушение этой идеи, выразившейся во введении интродуцентов - растений, не соответствующих облику парка, измельченности и нарочитости форм цветочного оформления, вторжению пестрых и ярких красок в стройную и сдержанную цветовую гамму парка.
Среди мастеров и теоретиков этого времени следует отметить П. Леннэ и Г. Пюклера, работавших в Германии и создавших ряд выдающихся парков.
П. Леннэ интересен более широким пониманием ландшафтного искусства как области деятельности, направленной не только на создание парков, по и на эстетическую организацию сельскохозяйственных ландшафтов. Эти работы оставили свой след в районе Потсдама. Из многочисленных парков следут упомянуть Шарлоттенхоф (пейзажный парк ансамбля Сан-Сусси), а также общественные парки Берлина. Г. Пюклер прославился как тонкий мастер «картинного метода» формирования парков, а также умением использовать своеобразие сельского ландшафта и включать его в структуру парка. Наиболее выдающиеся его произведения - парк Мюскау, Бранитц и Бабельсберг.
В целом пейзажное стилевое направление Европы XVIII - начала XIX в. характеризуется следующими чертами:
- новая трактовка природы и композиционное использование естественного ландшафта;
- постепенная эволюция направления и развитие своих стилей:
XVIII в. (романтический) и XIX в., каждый из которых характеризуется своим отношением к природе и соответственно ее образной трактовкой;
- относительно устойчивое сохранение регулярных элементов у дома и в отдельных узлах парка;
- использование приемов пейзажной живописи как метода построения парков («картинного метода»);
- расширение функций ландшафтного искусства, направленных на эстетическое формирование обширных сельскохозяйственных ландшафтов.
РУССКИЕ ПЕЙЗАЖНЫЕ ПАРКИ
Во второй половине XVIII - начале XIX в. в России развивается новое направление в архитектуре - русский классицизм, которое ознаменовалось созданием прекрасных ансамблей Петербурга, выдающихся сооружений Москвы, широким городским и усадебным строительством. Арх. В. Баженов, И. Старов, М. Казаков, Н. Львов, П. Аргунов, а затем - А. Воронихин, К. Росси, В. Стасов и другие сочетают принципы классического зодчества с переработкой и развитием русского архитектурного наследия. В литературе и живописи воспевается природа России, красота лугов, полей и лесов. Эти эстетические позиции находят свое выражение в формировании пейзажных парков. Старые регулярные парки разрастаются, становятся тенистыми, их перестают стричь (В 1732 г. Екатерина 11 издала указ, запрещающий стричь деревья в Царскосельском саду, за исключением аллеи, ведущей к Эрмитажу). Элементы регулярных садов украшают лишь небольшие по площади парадные части пейзажных парков царских загородных резиденций. Таким образом, пейзажное стилевое направление в России начинает свое развитие в тесной связи с архитектурой классицизма.
Первоначально пейзажные приемы вошли в регулярную планировку (Ораниенбаум-Петерштадт), затем, все более обретая самостоятельность (Ораниенбаум - Собственная дача), они стали основой для формирования романтических парков Царского Села, Гатчины и др. В их эволюции прослеживается много общих черт с европейскими парками.
Екатерининский парк (пейзажная часть) занимает площадь 109,6 га. Условно парк разделен на 5 районов: регулярный сад, район Большого пруда, район Верхнего пруда. Розовое поле, Собственн1А сад.
Романтичен ий парк формировался в 1760-1770-е годы (А. Ринальди, В. Неелов, 10. Фельтен), 1780- 1790-е годы (Ч. Камерон, Д Кваренги, И. Неелов), 1810-1820-е годы (Л.Руска, В.Стасов). В середине XIX в. по проекту арх. А. Видова был создан Собственный сад.
Парк с его сложной системой прудов и протоков, насыпными холмами и лужайками, обилием архитектурных сооружений богат разнообразными пейзажными картинами, а его районы - своими композиционными участками.
Многочисленные архитектурные сооружения становятся центрами пейзажных картин или доминантой какого-либо участка. Они построены в различных стилях - китайском (Большой и Малый капризы. Китайская беседка. Китайская деревня, театр), египетском (пирамида), классическом, что характерно для романтических парков. Героическую ноту в настрой парка вносят сооружения, прославляющие победу русских войск в войне с Турцией. Это - Кагульский обелиск, Чесменская колонна, Морейская колонна, Башня-руина. Их роль в формировании парка очень велика и позволяет считать его мемориалом подвигу русских войск.
Центральное место в композиции парка занимает район Большого пруда. Пруд был реконструирован в 70-х годах, его берега приобрели свободные очертания, а живописные группы и поляны придали вид естественного озера. На Большом пруду было устроено четыре острова (Концертный - 0,8 га, Дикий - 6,2 га и два малых), общая площадь пруда 16,6 га. Основные видовые точки размещены по круговому маршруту, где наиболее важными акцентами являются архитектурные сооружения:
Грот (примыкает со стороны регулярного сада), Палладиев (Сибирский) мост, Чесменская колонна, Адмиралтейство и Турецкая баня. Район Большого пруда включает восемь ландшафтных участков, группирующихся вокруг его водного зеркала: это - поляна у Камероновой галереи, поляна у террасы Руска, Ясеневая поляна, водный лабиринт, участок у Турецкой бани. Адмиралтейство, участок у Дикого острова, участок у Каменного (Горбатого) моста. Три первых участка образуют Большую поляну (площадь 7 га), которая мягким откосом спускается к пруду (перепад рельефа 10 м на 160 м ширины поляны). Она ограничена линиями Рамповой аллеи (500 м) и Камероновой галереи (100 м), от которых в обрамлении древесных групп раскрываются картины пруда с его разнообразными сооружениями. Группы размещены с учетом организации веерных перспектив. Их глубина от Камероновой галереи 600- 700 м (ориентация север-юг), от террасы Руска и до скульптуры «Девушка с кувшином» - 240-250 м (ориентация северо-запад). Открытые пространства поляны также углубляют видовые картины при их восприятии с противоположного берега пруда. Другие районы парка Верхнего пруда с его Концертным и Вечерним залами и Розовым полем характеризуются тонко проработанными лирическими пейзажами со своими водными устройствами и архитектурными сооружениями. В ассортименте деревьев преобладали хвойные - сосны, ели, пихты, лиственницы, почти исчезнувшие к настоящему времени.
Гатчина. Дворцово-парковый ансамбль Гатчина расположен в 45 км от Ленинграда. Он создавался в благоприятных природных условиях - на участке с живописным рельефом, лесными массивами, озерами. История его развития включает три периода:
1) 1766-1781 гг.-владение графа Г. Орлова. Построен дворец (А. Ринальди), хозяйственные сооружения, проложены дороги, возведены Чесменский обелиск и Колонна орла.
2) 1783-1801 гг.-владение Павла I. Ведутся основные работы по формированию ансамбля и переустройству дворца (В. Бренна). Зеленый луг перед дворцом заменен плацем и ограничен рвом. Создаются регулярные сады: Собственный, Липовый, Верхний и Нижний, Голландские (рядом с дворцом). Цветочный и Ботанический (на противоположном берегу Белого озера), Сильвия (на границе со Зверинцем). Ведется обработка берегов Белого озера с заливами, насыпными островами, каскадом, устраиваются пруды (Карпин, Ковш, Восьмигранный, Круглый, Овальный) и возводятся основные парковые сооружения. Работают садовые мастера: Д. Гэкет и Ф. Гельмгольц. В 1798 г. арх. Н. Львов возводит Приоратский дворец и разбивает парк на Черном озере.
3) 1844-1857 гг.-надстраиваются каре (кухонный и арсенальный корпуса) и башни дворца Часовая и Сигнальная (арх. Р. И. Кузьмин).
Ансамбль состоит из 3 парков, последовательно расположенных и объединенных одной водной системой:
Приоратский парк (143 га) на Черном озере, Дворцовый парк (140 га)
на Белом озере и Зверинец на речке Малой Гатчинке, или Теплой. Парк создавался путем частичной вырубки естественного хвойного леса и посадки лиственных, пластической обработки рельефа, тонкой прорисовки изгибов береговой линии Белого озера и устройства внутренних водоемов. Для строительства использовался местный материал, главным образом известняк - пудостский камень, а также дерево. Приоратский дворец и Амфитеатр - землебитные сооружения. Все это обусловило стилевое единство всего ансамбля.
Центральное место занимает Дворцовый парк с Белым озером - его главным узлом и дворцом - архитектурной доминантой. Дворец расположен на поляне (150Х200 м) недалеко от небольшого Серебряного озера, скрытого между двумя холмами и видимого только с верхних этажей дворца или непосредственно с берега. Серебряное озеро отделено от Белого узкой грядой, на которой была устроена Терраса-пристань, спускающаяся отвесной стеной в воды Белого озера и воспринимающаяся с его противоположного берега как постамент дворца.Площадь Белого озера 30 га, протяженность 1200-1500 м. Цепь островов и полуостровов пересекает водную гладь по продольной оси, образуя так называемый Длинный остров. Поперечные оси уравновешены сооружениями: Колонна орла - Павильон орла (арх. В, Бренна), Павильон Венеры-Турецкая палатка или садовыми устройствами: Голландские - Ботанический сады. В районе Белого озера можно выделить ряд участков, различных по площади, решению и значению, но образующих единый по облику ландшафт: Адмиралтейство, Водный лабиринт, Остров любви, участок у Каскадских, или Зверинцевых, ворот, Длинный остров, участок с Чесменским обелиском, Серебряное озеро, Сильвия, Нижний и Верхний сады, Ботанический сад, участок у Березовых ворот. Характерная особенность дворцового парка - широкие панорамы, воспринимающиеся с высоких точек - верхних этажей дворца, кольцевой дорожки нижнего Голландского сада, видовых площадок на повышенных отметках рельефа и т. д. Это также сочетание мощных многоплановых перспектив Белого озера с камерными лирическими пейзажами его прибрежной части. Так, важную роль играют Лебяжий остров с живописной группой из ивы белой и Павильон Венеры на Острове любви, находящиеся на пересечении главных видовых лучей и многократно участвующие в пейзажных картинах Белого озера. Цепь же небольших островов у берега (Березовый, Сосновый, Еловый), расположенных с интервалом 45-50 м, образует свою серию видов, которые, ритмически чередуясь, как бы разворачиваются перед зрителем и попеременно становятся фоном, кулисами, центрами пейзажных картин. Отдельную группу составляют внутренние «картины» в парковом массиве. Например, участок Сильвии (что значит «лес»), решенный как романтический лесной лабиринт со сложной системой дорожек, имеет три луча, направленных из леса на светлую вертикаль Колонны орла. Картина воспринимается через входные ворота, от которых эти лучи расходятся.
Характерная особенность Дворцового парка Гатчины - светлота колорита. Слегка дрожащий воздух (благодаря испарению воды Большого озера) придает пейзажам особую акварельную легкость и перла-мутровость тонов. Это впечатление усиливается и благодаря отражению пейзажей в воде, особенно интересному у островов с низкими берегами.
В годы Великой Отечественной войны дворец и парк с его сооружениями были разрушены, деревья вырублены. В настоящее время восстановлены основные сооружения, а в запущенном парке начаты реставрационные работы.
Павловский парк. Ансамбль Павловского парка складывался на протяжении 50 лет с конца 1770-х до конца 1820 гг. и в дальнейшем не подвергался существенным изменениям. Площадь парка составляет 543 га. Парк создавался на основе лесного массива и долины р. Славянки. В истории создания парка можно выделить три периода: 1779-1785 гг. (арх. Ч. Камерон); 1786-1800 гг. (арх. В. Бренна); 1803-1820 гг. (художник П. Гонзаго, а также арх. Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Рос-си, Т. де Томон).
В первый период Ч. Камерон возводит дворец, занимается планировкой парка и строительством парковых сооружений. Им создаются районы: Придворцовый с Павильоном трех граций и Вольером: р. Славянки с колоннадой Аполлона, Холодной ванной, Храмом дружбы; Большой звезды; пробиваются просеки в лесном массиве будущего района Белой березы. Возводятся пасторальные постройки - Молочня, Старое Шале, Хижина пустынника и др. (сохранилась только Молочня). В результате уже в первый период Ч. Камероном была заложена планировочная структура парка. Его произведениям свойственны стилистическая утонченность и лиричность.
Во второй период парк приобретает все более парадный вид. В. Бренна перестраивает дворец, вносит дополнительные дороги в район Большой звезды, создает участок Больших кругов в Придворцовом районе, который соединяется с р. Славянкой Большой лестницей. У Мариентальского пруда строит Большой трельяж, а в некотором отдалении - крепость Бип. На р. Славянке В. Бренна строит Пиль-башню, пластически обрабатывает склоны берегов и устраивает амфитеатр, а у Круглого пруда - Большой каскад. В лесном массиве создает районы Старой Сильвии и Новой Сильвии. По сравнению с творчеством Ч. Камерона работы В. Бренна более официальные, парадно-эффектные.
Третий период знаменит работами П., Гонзаго, который на территории плаца создает район Парадного поля, в лесном массиве формирует пейзажи Красной долины и Белой березы, доводит до совершенства долину Славянки. Возводятся мосты на р. Славянке (К. Росси и А. Ворони хин) и павильоны у Тройной аллеи (К. Росси), в районе Новой Сильвии строится Храм супругу-благодетелю (Т. де Томон).
За 50 лет формирования парка каждый последующий мастер учитывал работу своих предшественников и в результате был создан целостный ансамбль всемирно-художественного значения.
Павловский парк состоит из 6 районов: 1) Дворцовый; 2) Долина р. Славянки; 3) Большая звезда с Краснодолинными прудами; 4) Старая и Новая Сильвии; 5) Парадное поле;
6) Белая береза. Каждый из них характеризуется своим объемно-пространственным решением, своим физиономическим обликом, и все они подчинены общей художественной идее - созданию образа северной русской природы.
Придворцовый район занимает небольшую площадь (9 га) и находится в юго-западной части парка, но благодаря дворцу занимает главенствующее положение в функциональном использовании и структуре парка. Он включает ряд участков - Собственный садик у восточного фасада дворца. Тройную липовую аллею (подъезд к дворцу), по сторонам которой размещаются Вольерный участок с цветником, лабиринтом и небольшим фигурным водоемом и Большие круги.
Долина р. Славянки (79 га) пронизывает парк с северо-востока на юго-запад и является его композиционной осью. Она решена как серия полян, расположенных на открытых откосах долины и у воды. с живописными группами деревьев и кустарников, среди которых располагаются парковые сооружения - композиционные центры внутренних участков и пейзажных картин. Зеленые стены лесных массивов Сильвии, Большой звезды, Красной долины подступают к долине Славянки, замыкая пространство и ориентируя виды в продольном направлении. В насаждениях преобладали хвойные - сосна и ель. Они придавали району характер северной природы, суровость которого смягчалась лиственными группами. В настоящее время сосны почти исчезли, основными породами стали лиственные и ель, поэтому первоначальный облик района сильно изменился.
По характеру пейзажей в долине р. Славянки арх. О. Ивановой выделено 6 участков:
1) Придворцовый, с колоннадой Аполлона;
2) участок у Холодной ванны; 3) участок Храма дружбы (от Большой лестницы до мостика Росси); 4) участок Круглого пруда (до Висконтьева моста); 5) участок амфитеатра (от Висконтьева моста до Пиль-бащни); 6) участок узкой долины (от Пиль-башни до Новосильвийского моста). Первые 4 района создавались в основном Ч. Камероном. 5 - В. Бренна, 6- П. Гонзаго. Кроме того, Гонзаго внес ряд элементов во все участки, чем завершил композицию района 1, 3 и 6-й участки представляют собой открытые пространства, чередующиеся с остальными полуоткрытыми.
По мере удаления от дворца архитектурных сооружений становится меньше, пейзажные картины строятся с помощью природных компонентов, широкая долина постепенно сужается, лес все ближе подступает к берегам реки, парк как будто бы все более сливается с естественной природой. Район Большой Звезды (площадь 142 га) представляет собой лесной массив с преобладанием ели, примесью сосны и березы. Центром района является круглая площадь с Музыкальным павильоном (построенным по проекту Ч. Камерона в 1795 г.). От площади лучами расходятся просеки с романтическими названиями (Дружеская, Красного молодца, Доброго жениха и др.). Некоторые из них оформлены аллейными посадками из ели, дуба (дорога Зеленой женщины), и все они обсажены стриженой изгородью из акации желтой. В районе преобладают закрытые лесные пространства с включением полян и лужаек. Сюда же входит и обширный луг, рассекающий массив леса в виде длинного луча, расширяющегося в сторону Краснодолинных прудов. Они представляют собой цепь искусственных водоемов в лесном массиве с каменными плотинами. На Острове любви раньше находился деревянный трельяж (П. Гонзаго). Район Сильвии (15 га) создается в лесном массиве на высоком левом берегу долины р. Славянки. Елово-сосновый массив Старой Сильвии (4 га) прорезан 12 дорожками, которые сходятся на круглой площадке с бронзовой статуей Аполлона Бельведерского в центре. Она решается как «зал», замкнутый стенами хвойного леса. Входы с дорожек акцентированы дубами и бронзовыми статуями муз и богов. Общая цветовая гамма темная, сдержанная, лишена резких контрастов. Каждая дорожка замыкается бронзовой скульптурой или архитектурными сооружениями. Новая Сильвия (11 га) примыкает к Старой и отделена от нее Руинным каскадом. Ее начало отмечено бронзовой скульптурой Аполлона-Кифареда. Участок, прорезанный 5 параллельно идущими изолированными дорогами, тянется узкой полосой леса вдоль долины р. Славянки. В насаждениях преобладала сосна с примесью ели и лиственных, сейчас сосна выпадает. Здесь возведены колонна Конец света и в память о Павле I - Храм супругу-благодетелю (арх. Т. де Томон).
Парадное поле (площадь 30 га). Первоначально служило местом военных парадов. Район создан художником П. Гонзаго (1805-1815) и решен как переходное звено от Придворнового района к Белой березе. Центром композиции является пруд с островом Ливен. На обширном пространстве лугового газона было посажено около 6000 деревьев в виде смешанных по составу групп, реже солитеров (всего 3%). Группы, окруженные кустарником, имели в плане овальную форму и высаживались на небольших всхолмлениях (0,7-1,0 м). В размещении групп И. Боговой обнаружена определенная закономерность: они распределены по кривым, отражающим конфигурацию района. Группы образуют серию парковых картин, ритмически сменяющих друг друга (интервал 35-50 м). Пропорции, колорит и объемная композиция Парадного поля несколько изменились в силу смены пород, разрастания долговечных деревьев- дубов, лип, вязов, ясеней и обрамляющих кустарников.
Белая береза (площадь 265 га). Район создан методом рубок в существующем зеленом массиве. П. Гонзаго сохранил планировку района, заложенного еще Ч. Камероном: 8 радиальных просек, сходящихся к «хороводу» берез в центре круглой площадки. Просеки соединяются извилистой Английской дорогой, проложенной в основном по периферии района. Насаждения были. вырублены более чем на 2/3. Оставленные древесные группы различных размеров составили основу объемно-пространственной структуры района. Территория оказалась разделенной насаждениями на 2 участка - Северное и Центральное поле. После завершения рубок была проложена еще одна круговая дорога - Константиновекая, или Дерновая. Ее маршрут, в отличие от Английской дороги, прошел по открытому Центральному полю и приспосабливался к уже сформированным пейзажным картинам. Район решен крупномасштабно, в нем преобладают группы площадью 250-5000 м2 Обширное открытое пространство Центрального поля обусловило создание динамических картин, чередующихся с интервалом 50- 100 м. В отличие от него пейзажи Северного поля более четко ограничены подступающим лесом и имеют статичные картины, открывающиеся с определенных точек. Примером является «Самое красивое место» - фронтальная композиция. В прошлом в насаждениях преобладала сосна, в настоящее время - это смешанные, преимущественно лиственные насаждения с преобладанием березы.
Все районы парка пространственно взаимосвязаны; лесные массивы Большой звезды, Старой и Новой Сильвий обрамляют долину р. Славянки, Парадного ноля и Белой березы, образуя живописные опушки;
просеки Большой звезды и некоторые дорожки Старой Сильвии завершаются пейзажными картинами Славянки, развернутыми в ином ракурсе. чем с дорожек, идущих вдоль речного русла, и с более широким - панорамным охватом. И наконец, дворец, находящийся как будто в стороне от основных районов, воспринимается из самых разных точек.
Во время Великой Отечественной войны ансамбль был разрушен, парковые насаждения вырублены. Большая звезда, Старая Сильвия и Белая береза уничтожены. Сразу же после изгнания фашистских захватчиков начались восстановительные работы. Поднялись из руин дворец и почти все сооружения, восстановлены дороги, путем искусственных посадок заново воссозданы лесные массивы Большой звезды и Старой Сильвии, За последние 15 лет были проведены реставрационные рубки, позволившие восстановить пространственную структуру района Белой березы. Из-за отсутствия в верхнем ярусе сосен и преобладания березы