Влияние почвенного фактора на подбор и размещение растений.
В группировке растений по климатическим районам в известной степени учтены и почвенные условия. Однако часто встречаются почвы различных типов в одном и том же климатическом районе. Кроме того, в пределах одного и того же типа почв могут быть почвы более или менее плодородные, влажные, засоленные и т. д. Поэтому практически необходимо выделить растения, особенно резко реагирующие на те или иные почвенные условия.
Существует следующая группировка растений по влиянию на их развитие почвенных условий:
а) деревья и кустарники, не требовательные к степени плодородия почв: береза пушистая и бумажная, акация белая, дуб пушистый, вяз мелколистный, ива, клен полевой, тополь душистый и московский, ирга, акация желтая, боярышник, лох, жимолость, таволга и др.;
б) деревья и кустарники, требующие плодородных почв: дуб черешчатый и красный, липа, ольха черная, платан, пихта, тополь белый, канадский и туркестанский, лещина, гортензия, сирень, туя западная, бузина;
в) деревья и кустарники, произрастающие на песчаных почвах: береза бородавчатая, ива пурпурная и каспийская, клен ясенелистный, серебристый и татарский, сосна, лох узколистный и серебристый, тополь белый и канадский, смородина золотистая, акация желтая, таволга, снежноягодник и др.;
г) деревья и кустарники для засоленных почв: айлант, гледичия каспийская, сумах пушистый, гребенщик, гранат и др.;
д) деревья и кустарники для влажных почв: береза пушистая, тополь, ива, лиственница, магнолия, эвкалипт, черемуха, смородина черная и красная и др.
35. Влияние фактора влаги на подбор и размещение растений. Приведите примеры растений, разных по влажности мест обитания.
Вода-Естественные источники воды: атмосферные осадки (дождь, снег, туман, изморозь) и грунтовые воды.
Вода проникает в растения через почву и воздух. Оптимальная влажность воздуха для древесных растений 80% и более.
Экологич группы древесных растений по отношк воде:
гигрофиты – растения влажных местообитаний, отличаются невысоким осмотическим давлением, интенсивной транспирацией, крупными листьями, поверхностной корневой системой, наличием воздушных корней (прибрежные районы, сырые луга и леса) – ольха черная, ива
ксерофиты – растения, способные расти в условиях постоянного или сезонного дефицита влаги, отличаются высоким осмотическим давлением, сильно развитой, глубокой корневой системой, малыми размерами листьев до полной их редукции, толстым эпидермисом листьев, густым опушением, особым строением устьиц, высокой водоудерживающей способностью листьев (суккуленты), особым сезонным ритмом развития (вегетируют во влажное время года) – саксаул, эфедра, джузгун, дрок безлистный, кактусы;
мезофиты – растения среднеувлажненных местообитаний (большинство древесных растений) – сосна, ель, пихта, осина, бук.
36. Влияние фактора температуры на подбор и размещение растений. Каковы приемы снижения температурного фактора при планировке местности.
Температура -явл-ся важнейшим экологическим фактором, определяющим жизнь раст-й, распределение видов и формирования типов раст-ти.
Оптимальной для жизни раст-й считаетсяt-ра 15-30оС
Возрастание теплообеспеченности происходит закономерно от полюсов к экватору, в рез-те чего на земле существует t-рная зональность.
Различают 4 основных т-рных пояса:
1) тропический
2) субтропический
3) умеренный
4) холодный
Наблюдается и вертикальная термическая зональность(в горных районах)
Следует различать 2 разных хар-ки древесных к-р по отношению к т-ре:
1) теплолюбивость – потребность в тепловой энергии
2) устойчивость к экстремальным т-рам (к высокой – жаростойкость, к низкой – морозостойкость и холодостойкость)
Классификация древесных к-р по теплолюбивости
По теплолюбивости:
1) очень теплолюбивые–эвкалипт, криптомерия, дуб пробковый, кипарис, кедр, секвойя, саксаул;
2) теплолюбивые–каштан, платан восточный, дуб пушистый, орех грецкий, гледичия, вяз граболистный;
3) среднетребовательные к теплу– дуб черешчатый, граб об-й, клен остролистный, ясень об-й;
4) малотребовательные к теплу–тополь бальзамический, ольха серая, береза, рябина, ель сибирская, пихта сибирская, сосна об-я.
37. Влияние фактора света на подбор и размещение растений. Назовите признаки растений различных мест обитания по отношению к свету. Приведите примеры.
Одно из важных условий для нормального развития растений - это освещение солнцем, причем некоторые породы требуют много света, в то время как другие довольствуются меньшим его количеством. Это свойство позволяет подразделить растения на светолюбивые и теневыносливые. В зеленом строительстве светолюбив и теневыносливость деревьев и кустарников имеют большое значение. Теневыносливость растений необходимо учитывать и при размещении различных пород на озеленяемых участках, чтобы светолюбивое растение не оказалось в тени от других растений. Следовательно, на выбор пород для определенного объекта и на их сочетание значительное влияние оказывает отношение растений к инсоляции.
Светолюбивыми породами считаются, например, береза, дуб, груша; клен ясенелистный, красный и веерный; лиственница, ольха черная, тополь; сосна обыкновенная и горная; ясень, ива, таволга, гребенщик.
К числу теневыносливых деревьев и кустарников относятся: каштан конский, граб, клен полевой и татарский, ель, липа, кипарис, платан, пихта, боярышник, кизильник, жимолость, калина, туя западная.
38. Влияние рельефа на подбор и размещение растений, а также на методы проектирования. Приемы создания динамики в композиции.
Рельефоценивается следующими показателями:
высота над уровнем моря
крутизна склона
экспозиция склона
Рельеф не оказывает прямого воздействия на растения, но оказывает сильное влияние на климатические факторы (температуру, освещенность и циркуляцию воздуха)
По мере поднятия над уровнем моря происходит снижение температуры (на каждые 100 м подъема температура падает на 0,5-0,7оС), возрастает количество осадков, изменяется освещенность и спектральных состав света.
Крутизна склонаоказывает влияние на развитие корневой системы и кроны.Экспозиция склона влияет на освещенность, тепловой и водный режимы.Микроповышения почвы– иссушение, сдувание снега.Микропонижения- вымокание, повреждения заморозками.
39. Художественно-архитектурные факторы: точка, акцент, форма. Приведите примеры.
Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту.)
Назначение локальных композиционных акцентов — избежать монотонности там, где парковый пейзаж становится однообразным, создать систему зрительных ориентиров в тех участках парка, где воздействие ведущей доминанты ослабевает. Ими чаще служат такие малые архитектурные формы, как фонтаны, беседки, скульптуры, лестницы и т. п., которые хорошо выделяются на фоне растительности, подчеркивают завершения аллей, их повороты, пересечения, небольшие площадки. Более крупные акценты (архитектурные сооружения, поляна в лесном массиве и т. д.) играют роль доминант второго порядка.
Точка возникает или как исходный пункт, или как финал, как источник внимания, как узел – стык скрещивающихся направлений.
Точка выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции.
Очень часто именно она является центром всего ее строя. Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами. Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств составляя равнозначную часть общей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.
Выразительность растений, воспринимаемых против света, зависит от формы и сквозистости крон. Наиболее эффектно это освещение, когда ажурные части сочетаются с плотными массами листвы, отличающимися хорошим силуэтом. При плотных, компактных кронах высвеченные листья располагаются только по контуру и не всегда могут создать должный эффект. У деревьев с раскидистой кроной и тонкой листвой большая часть кроны может эффективно светить- , ся в «контровом» освещении.
Эти особенности освещения (выявленные В. А. Артамоновым) имеют важное значение также при аллейных, кулисных и других посадках, где форма одного растения зрительно накладывается на форму другого.
40. Художественно-архитектурные факторы, влияющие на размещение растений: объем, пространство. Приведите примеры.
пространственное единство композиции, согласованность, соразмерность, соподчинённость трёхмерных и двухмерных элементов композиции, всех её форм, предопределяющих целостное восприятие произведения. По характеру формируемого пространства композиции может быть компактной и рассредоточенной, замкнутой, полуоткрытой и открытой, центричной и полицентричной, осевой и многоосевой, симметричной и ассиметричной. Поскольку свойства формируемого пространства неразрывно связаны с его структурой и характером формирующих его элементов (объёмов, поверхностей),- пространственное единство композиции зависит от соотношения объёмов и открытых пространств, от величины и геометрической формы тех и других, от характере формирующих пространство плоскостей, статичного или динамичного равновесия всех структурных направляющих пространства, будь то его оси или границы.
Пространственные стереотипы композиции наиболее устойчивы к стилевым изменениям, ибо связаны с самим существом мироощущения той или иной культуры. Поэтому пространственные стереотипы стадиальны и могут иметь множественную стилевую интерпретацию. Пространственное единство композиции воспринимается в движении и во времени.
41. Художественно-архитектурные факторы, влияющие на размещение растений: поверхность, линия. Приведите примеры.
ЛИНИЯ как выразительное средство и элемент композиции. Линия - один из основных формообразующих элементов, она наиболее точно передает характер очертания любой формы. Незамкнутая линия воспринимается лежащей на плоскости. Замкнутая линия, охватывая определенную част плоскости, становится контуром фигуры (элемента). Любая неизобразительная орнаментальная структура состоит из простых геометрических элементов правильной или неправильной формы, из комбинаций разных по пластике линий, или из сочетании линий и фигур. Пластический поиск основного элемента позволяет «поиграть» с изменением характера очертаний линий, ее размером и толщиной, осуществить формальные преобразования с фигурами по признакам «членения», «очертания» , соотношение их «массивности» и «ажурности», Линия выявляет не только границы формы , но и эмоции художника.
Она является самым специфическим графическим способом изображения и выражения.
Линии подразделяются на три типа : прямые - вертикальные, горизонтальные, наклонные кривые с постоянным радиусом кривизны - окружности или их дуги; кривые с переменным радиусом - параболы, гиперболы и их отрезки. Сами по себе кривые или прямые линии не являются носителями художественной выразительности. Но при определенных условиях они могут обнаружить скрытый эмоциональный заряд.
Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени , от стиля эпохи. Для каждого стиля характерна своя линия. Строгие вертикальные и горизонтальные линии свойственны романскому стилю, барокко, классицизм; стремительные прямые линии - стилям конца ХХ в. (например хай - тек); плавные, изящные характерны многим современным течениям. Наиболее эмоциональна , изящна и грациозна линия модерна. Певучесть и утонченность линии модерна как нельзя более точно выражала изощренность творческих исканий этого периода. Художники модерна избегали четкой геометрии, прямых углов, предпочитая змеистые линии. Изящные линии , навевающие разные ассоциации с миром живой природы. В 60 - х гг. ХХ в. появилось направление органический минимализм. Линии его предметов повторяют очертания человеческого тела.
42. Художественно-архитектурные факторы, влияющие на размещение растений: масса, цвет. Приведите примеры.
Цвет может оказать значительное влияние на восприятие пространства, светлые цвета способны зрительно увеличивать, а темные — уменьшать пространство, теплые — приближать и холодные — удалять предметы от наблюдателя.
В ландшафтном проектировании используется целый ряд приемов: – цветовой контраст между главным объектом рассмотрения и фоном. Он может достигаться силой цвета, а также сочетанием холодных и теплых тонов, сопоставлением жестких и мягких цветовых оттенков; – количественный цветовой контраст, когда на преобладающем фоне одного цвета выделяется малое цветное пятно другого; – решение отдельных зон парка в локальном, присущем только им колорите; – ритмическое построение цветовых композиций и пространств; – создание иллюзий, зрительно усиливающих или ослабляющих отдельные элементы парковой композиции или ансамбля, исправляющих с помощью цветового нюанса пропорции, форму предметов и глубину пространств.