А— кухня 1920-х на газовом топливе; б— то же, на электричестве; в — кухня-столовая в современном доме
• повышение комфортности жилой ячейки за счет рационального увеличения ее полезной площади, прежде всего ее «обслуживающей» части (подсобные помещения, кухня, место для личного профессионального труда, при-
квартирные открытые пространства — лоджии, балконы, террасы);
• усложнение — в соответствии с функциональными запросами — пространственных схем квартир (жилище в двух уровнях, разновысокие главные и подсобные помещения и пр.);
• совершенствование инженерного и бытового оборудования, в том числе применение климатизаторов, современного кухонного оборудования с программным управлением, специальных систем мусороудаления, кабельной телесети, скоростных лифтов и т.д.;
• усиление адаптационных свойств Ж.С., для чего применяются различные системы трансформации жилища, специальные приемы оснащения;
• приближение «общественных» сфер Же. к «личным»: размещение в доме или «на этаже» пунктов проката, столов заказов, детских комнат; уст-poficTDO «общественных этажей», холлов в высотных городских домах и т.п.;
• широкое привлечение к формированию Ж.с. специалистов-дизайнеров как индивидуальными заказчиками, так и при активной работе дизайнера в сфере массового производства и проектирования.
В последнем случае влияние дизайна на Ж.с. наиболее полно, так как именно здесь реализуются практически все интересные дизайнерские идеи — выпуск оригинальных типов и форм оборудования малыми сериями, внедрение новых технологических систем оснащения в строительное дело, «воспитание» — через рекламу, пример соседа, торговую сеть — новых бытовых вкусов и навыков.
Еще одна важная особенность форм Ж.с. — их многообразие, вызываемое многообразием типов образа жизни современного человека, бесчисленностью комбинаций природных параметров мест его проживания, наконец — разнообразием его вкусов и потребностей. Поэтому Ж.с, особенно если учесть, что в сферу жилища органично включены и многие общественные функции, от торговли до воспитания и обучения, что здесь, «на стыке» персонального и группового, коллективного бытования, рождается множество новых форм образа жизни, которые
Стилистика жилого интерьера:
а — ванная комната в стиле «ретро»; б — гостиная в стиле «хай-тек»; в — «модернизм» перетекающего пространства в загородном доме
«изнутри» инициируют появление новых дизайнерских идей, при всей жесткости и определенности лежащих в ее основе функционально-пространственных ограничений, постоянно является генератором новых идей в области формирования среды, так как стремление к улучшению ее основы — жилища — бесконечно.
реконструируемых системах это либо сосредоточение внимания на временных, подлежащих замене или ликвидации компонентах среды (ограды, информационные установки и т.д.), либо выявление всеми средствами — благоустройство, временные сооружения — уже существующих или сохраняемых композиционно-активных компонентов и структур. Вобживаемыхобъектах эти подходы дополняются постоянным приближением к идеалу представлений о данном типе среды (традиционно сложившемся или задуманном проектировщиком) за счет дополнения их визуальной структуры деталями, подробностями, ощущениями «личной» причастности среды к потре-
ЗАВЕРШЕННОСТЬ ОБЛИКА СРЕДЫ — художественная согласованность предметно-пространственных слагаемых среды, отвечающая эстетическим и утилитарным требованиям человека на любых этапах ее существования.
Длительность процессов становления и развития среды, изменчивость определяющих ее черты факторов приводят к появлению на каждом новом витке ее жизни разного рода адаптационных мероприятий, связанных с нарушением облика среды, неудобствами для ее пользователей. Одновременно каждый период в жизни среды обладает своими эмоциональными достоинствами — пафос созидания, эффект новизны в строящихся районах, комфортность, устойчивость в исторически сложившихся, неожиданность сочетаний привычного и нового при реконструкции.
Свести негативные следствия к минимуму, выявить положительные — значит удовлетворить комплекс требований человека к каждому этапу развития среды, в том числе требований эмоционально-художественных, концентрирующих в опосредованном виде и утилитарно-практические проблемы. Это означает, что любой средовой фрагмент в любой момент своей истории должен обладать качествами композиции — иметь четкую художественную идею, осознанную акцентно-доми-нантную структуру, минимум активных архитектурно-дизайнерских тем, отвечающих образной направленности среды в соответствии с ее возможностями на данном этапе и замыслами автора.
На разных этапах развития среды «работают» разные приемы достижения художественной завершенности ее облика. В формирующихся,новых и