Характерные черты развития естествознания в XVII в.

В 17 веке появляется эксперимент и понятие естествознатель

Главные способы познания

• Наблюдение

• Эксперимент

• обнаружение новых источников

Эксперимент- воздействие, все остальное пассивные методы.

Эксперимент дает взрыв знаний, авторитет науки

Наука получает самосоятельность

17 век- первые шаги современной науки (2 начала науки

• освобождение отдогматов

• использование эксперимента

*В 60е годы 17 века организуется первая академия (потом англ, фр.)

Первые академии как сообщества учёных, ставящих своей целью содействие развитию естествознания, возникают в ряде европейских стран в XVII веке:

Итальянская академия деи Линчеи – 1603

Германская академия естествоиспытателей «Леопольдина» – 1652

Королевское общество в Лондоне – 1660

Академия наук в Париже – 1666

Прусская академия наук в Берлине – 1700

Российская академия наук – 1724

*Галилей является одним из великих основателей современного естествознания. Он был активным борцом против схоластики. Считал, что ученый должен изучать книгу Природы, написанную языком математики, выявляя причины явлений и их закономерности. Только наблюдения и опыт могут быть подлинными источниками знаний. Г. Галилей заложил основы механики. Он первый стал использовать построенный им самим телескоп для астрономических наблюдений, открыв спутники Юпитера, фазы у Венеры, горы на Луне, обосновал вращение Солнца вокруг своей оси. Велика роль Г. Галилея в обосновании и пропаганде учения Н. Коперника. Первым начал измерять скорость света

*Эксперимент предполагает наличие

• орудий пыток

• приборов

А в это время тех. возможности позволяют развитию эксперимента.

Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в

истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской цивилизации в XVI

— XVII веках. Она появилась не на пустом месте. Немецкий философ К. Ясперс

говорит о двух этапах становления науки.

I этап: «становление логически и методически осознанной науки —

греческая наука и параллельно зачатки научного познания мира в Китае и

Индии». II этап: «возникновение современной науки, вырастающей с конца

средневековья, решительно утверждающейся с XVII в. и развертывающейся во

всей своей широте с XIX в.» (К. Ясперс. Смысл и назначение истории - М.,

1994.- С. 100).

Именно в XVII в. произошло то, что дало основание говорить о научной

революции — радикальной смене основных компонентов содержательной структуры

науки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов.

Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое

производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Для

осуществления этих потребностей и понадобилась наука в качестве

производительной силы общества. Тогда же были сформулированы и новые цели

науки, которые существенно отличались от тех, на которые ориентировались

ученые древности.

Только в XVII в. наука стала рассматриваться в качестве способа увеличения

благосостояния населения и обеспечения господства человека над природой.

Современник Декарта Ф. Бэкон, также много сил потративший для

обоснования необходимости развития науки как средства покорения природы,

выдвинул знаменитый афоризм: «Знание — сила». Ф. Бэкон пропагандировал

эксперимент как главный метод научного исследования, нацеленный на то,

чтобы пытать мать-природу. Именно пытать. Определяя задачи

экспериментального исследования, Ф. Бэкон использовал слово «inquisition»,

имеющее вполне определенный ряд значений — от «расследования», «следствия»

до «пытки», «мучения». С помощью такой научной инквизиции раскрывались

тайны природы (сравни русское слово «естествоиспытатель»).

Стиль мышления в науке с тех пор характеризуется следующими двумя

чертами: 1) опора на эксперимент, поставляющий и проверяющий результаты; 2)

господство аналитического подхода, направляющего мышление на поиск

простейших, далее неразложимых первоэлементов реальности (редукционизм).

Благодаря соединению этих двух основ возникло причудливое сочетание

рационализма и чувственности, предопределившее грандиозный успех науки.

Отметим как далеко не случайное обстоятельство, что наука возникла не

только в определенное время, но и в определенном месте — в Европе XVI века.

Наши рекомендации