Характерные черты развития естествознания в XVII в.
В 17 веке появляется эксперимент и понятие естествознатель
Главные способы познания
• Наблюдение
• Эксперимент
• обнаружение новых источников
Эксперимент- воздействие, все остальное пассивные методы.
Эксперимент дает взрыв знаний, авторитет науки
Наука получает самосоятельность
17 век- первые шаги современной науки (2 начала науки
• освобождение отдогматов
• использование эксперимента
*В 60е годы 17 века организуется первая академия (потом англ, фр.)
Первые академии как сообщества учёных, ставящих своей целью содействие развитию естествознания, возникают в ряде европейских стран в XVII веке:
Итальянская академия деи Линчеи – 1603
Германская академия естествоиспытателей «Леопольдина» – 1652
Королевское общество в Лондоне – 1660
Академия наук в Париже – 1666
Прусская академия наук в Берлине – 1700
Российская академия наук – 1724
*Галилей является одним из великих основателей современного естествознания. Он был активным борцом против схоластики. Считал, что ученый должен изучать книгу Природы, написанную языком математики, выявляя причины явлений и их закономерности. Только наблюдения и опыт могут быть подлинными источниками знаний. Г. Галилей заложил основы механики. Он первый стал использовать построенный им самим телескоп для астрономических наблюдений, открыв спутники Юпитера, фазы у Венеры, горы на Луне, обосновал вращение Солнца вокруг своей оси. Велика роль Г. Галилея в обосновании и пропаганде учения Н. Коперника. Первым начал измерять скорость света
*Эксперимент предполагает наличие
• орудий пыток
• приборов
А в это время тех. возможности позволяют развитию эксперимента.
Наука в ее современном понимании является принципиально новым фактором в
истории человечества, возникшим в недрах новоевропейской цивилизации в XVI
— XVII веках. Она появилась не на пустом месте. Немецкий философ К. Ясперс
говорит о двух этапах становления науки.
I этап: «становление логически и методически осознанной науки —
греческая наука и параллельно зачатки научного познания мира в Китае и
Индии». II этап: «возникновение современной науки, вырастающей с конца
средневековья, решительно утверждающейся с XVII в. и развертывающейся во
всей своей широте с XIX в.» (К. Ясперс. Смысл и назначение истории - М.,
1994.- С. 100).
Именно в XVII в. произошло то, что дало основание говорить о научной
революции — радикальной смене основных компонентов содержательной структуры
науки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов.
Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическое
производство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Для
осуществления этих потребностей и понадобилась наука в качестве
производительной силы общества. Тогда же были сформулированы и новые цели
науки, которые существенно отличались от тех, на которые ориентировались
ученые древности.
Только в XVII в. наука стала рассматриваться в качестве способа увеличения
благосостояния населения и обеспечения господства человека над природой.
Современник Декарта Ф. Бэкон, также много сил потративший для
обоснования необходимости развития науки как средства покорения природы,
выдвинул знаменитый афоризм: «Знание — сила». Ф. Бэкон пропагандировал
эксперимент как главный метод научного исследования, нацеленный на то,
чтобы пытать мать-природу. Именно пытать. Определяя задачи
экспериментального исследования, Ф. Бэкон использовал слово «inquisition»,
имеющее вполне определенный ряд значений — от «расследования», «следствия»
до «пытки», «мучения». С помощью такой научной инквизиции раскрывались
тайны природы (сравни русское слово «естествоиспытатель»).
Стиль мышления в науке с тех пор характеризуется следующими двумя
чертами: 1) опора на эксперимент, поставляющий и проверяющий результаты; 2)
господство аналитического подхода, направляющего мышление на поиск
простейших, далее неразложимых первоэлементов реальности (редукционизм).
Благодаря соединению этих двух основ возникло причудливое сочетание
рационализма и чувственности, предопределившее грандиозный успех науки.
Отметим как далеко не случайное обстоятельство, что наука возникла не
только в определенное время, но и в определенном месте — в Европе XVI века.