V. Описание памятника архитектуры

1. Работа с упр. 111: выразительное чтение, составление плана, определение стиля и типа речи текста.

Примерный план:

1. В память о взятии Казани.

2. Невиданное сооружение.

3. Воплощение народных представлений о красоте архитектуры.

4. Судьба зодчих Бармы и Постника.

Стиль текста — публицистический, тип речи — описание с элементами повествования. Тип связи предложений в последнем абзаце — цепной.

2. Выразительное чтение фрагмента стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (читает учитель или заранее подготовленный ученик).

3. Сравнение поэтического текста с описанием храма (упр. 111).

4. Устное сообщение-рассказ о храме Василия Блаженного.

Вариант сообщения

Храм Василия Блаженного находится в самом центре нашей столицы. Это одно из сооружений, ограничивающих пространство Красной площади. Храм поражает своей необычностью, оригинальностью. Он похож на яркую гигантскую игрушку, собранную из разных частей чьими-то талантливыми руками.

А создали храм русские зодчие Барма и Постник, поплатившиеся за это гениальное произведение своим зрением. По легенде, царь Иван Грозный велел ослепить зодчих, чтобы они не смогли построить что-нибудь подобное. Храм остался уникальным сооружением, которым любуются люди уже в течение четырех с половиной веков.

Храм-памятник начал строиться в 1554 году в ознаменование великой победы: русское войско штурмом взяло Казань. Каменный собор Покрова теперь известен как храм Василия Блаженного, по имени юродивого, похороненного у стен собора.

Восемь столпов храма окружают девятый. Каждый купол оригинален, неповторим. Центральный храм венчает шатер. Это поистине сказочно красивое здание, изумляющее своей нарядностью, неожиданностью замысла.

Домашнее задание. Описание памятника архитектуры города (упр. 114).

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 16. Подлежащее

Цель урока: расширить представления учеников о подлежащем, его признаках, способах выражения; углубить знания о синонимических связях языковых единиц.

Методические приемы: анализ письменных работ; объяснение учителя, словарная работа, составление таблицы, беседа, конструирование предложений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Чтение и разбор двух-трех сочинений-описаний.

II. Объяснение нового материала

1. Беседа. Слово учителя.

Тема нескольких уроков — «Двусоставные предложения» — не нова для вас. Вы знаете, конечно, что такое главные члены предложения, можете определить подлежащее и сказуемое. (Ответы учеников, устное выполнение упр. 115.)

В 8 классе мы должны расширить наши представления о двусоставном предложении и его основе. Речь, прежде всего, о подлежащем.

— Всегда ли субъектом действия, действующим лицом в предложении выступает подлежащее? (Ответы учеников.)

— А кто действует в следующих предложениях? (они написаны на доске):

Загородный лес пересечен множеством тропинок. Задача решена программистом с помощью компьютера. (В этих предложениях субъекты действия не являются подлежащими. Подлежащее не должно зависеть от других членов предложения и отвечать на вопросы кто? или что?)

— Еще один вопрос: чем может быть выражено подлежащее? (Ответы учеников.)

На самом деле, в роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи, даже междометие. Убедимся в этом, прочитан материал учебника, а затем составив обобщающую таблицу.

2. Изучение теоретического материала учебника (§ 11, с. 56).

3. Упр. 116 (устно): определение способов выражения подлежащего.

4. Составление обобщающей таблицы «Способы выражения подлежащего» (см. табл. на с. 40). (Используем материал упр. 116. По желанию ученики придумывают свои примеры.)

III. Практические задания

Упр. 117, 118, 119 (однословные подлежащие и подлежащие, выраженные словосочетаниями) — устно, «по цепочке».

Комментарий к упр. 118: обратить внимание учеников на разницу форм глаголов в главных и в придаточных предложениях. Местоимение «кто» требует единственного числа глагола: Те, кто опоздал, не увидели первого действия пьесы.

Способ выражения подлежащего

Способ выражения подлежащего Пример
Существительное в им. п. Солнце светит всем.
Местоимение в им. п. Мы никогда не ссоримся.
Числительное в им. п. Двенадцать делится на шесть.
Прилагательное или причастие в значении существительного Взрослые иногда не понимают детей. Вошедший привлек всеобщее внимание.
Неопределенная форма глагола Курить — здоровью вредить.
Наречие Очевидно не значит верно.
Междометие Вдали послышалось ку-ку.
Неделимое словосочетание Прошло несколько дней.

IV. Словарная работа

Выписать слова в рамках: большинство, меньшинство, репетиция, режиссер. Составить предложения данными словами в роли подлежащих.

Домашнее задание. § 11; упр. 116 (письменно).

Урок 17. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Цель урока: расширить представления учеников о сказуемом, его признаках; дать понятие о простом глагольном сказуемом и способах его выражения.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, повторение пройденного материала, комментированное письмо.

Ход урока

Наши рекомендации