Церковь св.Владимира в Старых Садах (XVII-XIX вв.)
Старосадский пер.,9
У церкви св.Владимира в Старых садах сворачиваем налево, в Старосадский переулок. Его изначальное название – Космодамианский, в честь стоящей на его противоположном конце, на углу Маросейки, Космодамианской церкви. Нынешнее же свое название переулок получил в 1922 году по названию данной местности – Старые Сады, - отразившегося в названии церкви св.Владимира. Пройдя мимо Исторической библиотеки, увидим справа, в глубине двора, Петропавловскую евангелическо-лютеранскую церковь.
7. Государственная публичная историческая библиотека (1901, арх. Б.Н.Кожевников)
Старосадский пер., 9
Основой фондов библиотеки, открытой в 1938 году, стали книжные собрания известных историков XIX века А.Д.Черткова, П.М.Строева, И.Е.Забелина (именем которого названа близлежащая улица) и других.
8. Петропавловская евангелическо-лютеранская церковь (1906, арх. В. фон Коссов)
Старосадский переулок.,7
Первая евангелическо-лютеранская церковь в Москве была построена в 1576 году. Ни ее точное местонахождение, ни внешний облик неизвестны. Первыми ее прихожанами были шведы, взятые в плен во время Ливонской войны. В 1580 году церковь была разрушена вместе с близлежащими домами иноземцев. В 1601 году, при Борисе Годунове, она была восстановлена, а через несколько лет неподалеку построили еще одну лютеранскую церковь. В 1652 году по приказу Алексея Михайловича всех иноземцев выселили за пределы Земляного города – тогдашней границы Москвы, - дабы оградить православных от нежелательного влияния. Так появилась Иноземная, или Немецкая, слобода. Сюда же были перенесены обе лютеранские церкви, одна из которых стала называться Михайловская, а другая – Петропавловская. Во время пожара 1812 года Петропавловская церковь сгорела. В 1819 году ее восстановили, но не на прежнем месте, а в Космодамианском (ныне Старосадском) переулке, в районе которого к тому времени жило большинство ее прихожан.
Нынешнее здание церкви было построено в неороманском стиле в 1906 году по проекту архитектора Виктора фон Коссова. В 1936 году церковь была закрыта, а ее последний пастор - Александр Штрек – расстрелян.
В 1990-е годы церковь была передана московской евангелическо-лютеранской общине, и в настоящее время в ней проводятся богослужения на немецком и русском языках.
Среди пасторов Петропавловской евангелическо-лютеранской церкви особенно известен Генрих Генрихович Дикгоф(1833-1911) – основатель московской школы для слепых детей. Он родился в Полтаве в семье пастора, который был выходцем из Ганновера. В раннем возрасте он покинул родительский дом и поступил в гимназию в Ревеле (ныне г.Таллинн). Высшее образование Генрих получил на богословском факультете Дерптского (ныне Тартусского) университета, после окончания которого приехал в Москву. Здесь он стал помощником своего отца, который служил тогда пастором в Петропавловской евангелическо-лютеранской церкви, а после его смерти был избран его преемником.
Дел у пастора, община которого насчитывала около 15 тысяч человек, было немало, однако Г.Дикгоф не мог ограничить себя только попечением о своих единоверцах. Он видел свой долг в том, чтобы помочь самым обездоленным людям, которые были лишены самого драгоценного чувства – зрения. Г.Дикгоф хотел, насколько возможно, помочь им найти свое место в жизни, а для этого необходимо было организовать школу для слепых детей.
В 1871 году Г.Дикгоф за свой счет поехал за границу, чтобы познакомиться с зарубежным опытом обучения незрячих, а в 1872 году основал Совет учредителей Московского учебно-воспитательного заведения для слепых детей. Однако благие намерения сразу натолкнулись на обычную преграду – отсутствие средств. Государство не дало ни копейки на организацию школы, однако среди москвичей нашлись люди, готовые помочь. Лишь благодаря частным пожертвованиям в 1882 году был собран достаточный капитал для открытия школы. Почти все ее питомцы были из бедных семей и учились бесплатно, и школа, лишенная государственного финансирования, существовала главным образом за счет частных пожертвований.
В школе незрячие дети получали неплохое начальное образование (включавшее Закон Божий, русский язык, арифметику, природоведение, географию и историю), но главное внимание уделялось профессиональной подготовке. Девочки шили, вышивали и вязали, а мальчики изготовляли корзины и мебель, переплетали книги и работали в типографии. Неизменным успехом у москвичей пользовались выступления хора и оркестра воспитанников школы.
За 30 лет – с 1882 по 1912 год – школу для слепых детей окончило 114 человек, из них трудоустроен был 101. Одни стали квалифицированными ремесленниками, другие – музыкантами и певчими, которые выступали в духовном хоре слепых под руководством Я.К.Сорокина (осн. в 1897) или оркестре, организованном в 1899 году капельмейстером Большого театра В.В.Гейзлером.
Несмотря на все идеологические перипетии, в школе-интернате для слепых детей всегда помнили и помнят пастора Дикгофа. Его портрет висит в школьном музее, которым заведует бывший директор школы – Анна Ивановна Сизова.
Свернем в Петроверигский переулок, идущий перпендикулярно Старосадскому. Свое название он получил по находившейся здесь церкви «Поклонения честным веригам святого апостола Петра». Она была заложена в 1669 году боярином И.Д.Милославским в честь бракосочетания его дочери с царем Алексеем Михайловичем, совершенного в день памяти вериг апостола. В 1844 году церковь была снесена. В этом переулке находилась гимназия и реальное училище при Петропавловской евангелическо-лютеранской церкви.